• Главная
  • 30 лучших российских и советских фильмов

30 лучших российских и советских фильмов

Рейтинг главных фильмов, собранный редакцией Кибера и экспертами со всех сфер – от кинокритиков до бывших футболистов. При нажатии на стрелочку под рейтингом в правом углу можно прочитать краткую рецензию эксперта и интересный факт про каждый проект.
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов
30
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов
2017
30
Мария Хмелева
Мария Хмелева
Шеф-редактор Кибера

Фильм такой же дерзкий, как и его название. Витька Чеснок – наглый гопник: бухает, пока дома ревет жена. Леха Штырь – отец Чеснока: давно бросил семью и мотал срок по зонам. Кажется, сейчас нам подсунут обычную чернуху и вскроют очередную социальную травму. Но режиссер Александр Хант не ставит диагнозов. И не любуется перерождением героев (мол, в душе-то хорошие). Его история где-то на грани.\n\nДа, здесь разруха – но в ярком кислотном цветокоре. Да, бытовуха беспросветная – но скроена гротескно и эпатажно. Здесь всего понемногу, а мораль ищи свою, говорит Хант: «Нужно, чтобы зритель не чувствовал себя вольготно перед фильмом. Чтобы возник вопрос: а умеет ли он сам смотреть кино?»

Факт о фильме
Факт о фильме

Сценарий фильма настолько понравился Алексею Серебрякову, что он снялся в картине бесплатно.

Курьер
29
Курьер
1986
29
Алексей Че
Алексей Че
Автор телеграм-канала «Федор, Бонд и Чук»

Наверное, главный фильм о потерянном поколении, жившем на стыке двух эпох – застоя и перестройки.\n\nГлавный герой (его сыграл непрофессиональный актер Федор Дунаевский) – бунтарь, раздражающий взрослых своей едкой иронией.\n\nМногие из нас проходили эту стадию в его возрасте, поэтому фильм понятен людям разных поколений, а молодые бунтари, подобные экранному Ивану, продолжают всех бесить.\n\nЖаль только, что нового «Курьера» про них так никто и не снял.

Факт о фильме
Факт о фильме

Исполнители главных ролей – не профессиональные актеры. Анастасия Немоляева – дочь оператора картины. Ее утвердили после того, как не подошли другие кандидатки. Федор Дунаевский – одноклассник Насти, которого она позвала попробоваться на главную роль в фильме.

Ночной дозор
28
Ночной дозор
1964
28
Андрей Загудаев
Андрей Загудаев
Киноблогер

Подростковая сатирическая комедия Элема Климова, которая стала для него дипломной работой и одновременно полнометражным дебютом в кино.\n\nКак и любая сатира, «Добро пожаловать» не избежала гнева со стороны цензурных органов СССР и чуть было не оказалась на полке. Но помогло одобрение Хрущева. И это несмотря на то, что многими считается, будто картина Климова – едкая карикатура именно на хрущевскую эпоху.\n\nХоть «Добро пожаловать» вышел более шестидесяти лет назад, фильм до сих пор смотрится свежо и полон вечно молодого юмора. Это кино о системной глупости, о борьбе индивидуальности и порядка, об СССР времен оттепели. И это совсем не детское и даже не молодежное кино. Климов признавался, что «Добро пожаловать» предназначался скорее для взрослой аудитории, которая могла без труда понять и прочесть в нем все сатирические подколки и шутки.\n\nХотя и на самом первом, самом предсказуемом юмористическом уровне, фильм Климова тоже смотрится бесподобно.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Фильм хотели запретить из-за антисоветчины и высмеивания Хрущева и его «кукурузной кампании». Так продолжалось, пока картину не отослали на дачу Хрущеву, тот посмотрел и дал добро: «А чего вы его держите? Пусть идет! Это смешно!»

Солярис
27
Солярис
1972
27
Кирилл Новокщенов
Кирилл Новокщенов
Издатель Кибера, ведущий подкаста «Главное меню»

Когда я посмотрел «Солярис», мои первые эмоции: «Вау, так ведь больше не снимают!» Внезапные крупные планы, 10-минутная сцена проезда героя на такси, в которой ничего не происходит – характерные черты стиля Тарковского, да и того киновремени, которого уже нет.\n\nДля меня «Солярис» четко поделился на три части. Начинается как сай-фай триллер (с моим багажом фильмов и игр я чуть ли не в каждой сцене ждал скример), продолжается как драма про любовь и одиночество (самая интересная для Тарковского часть) и заканчивается философской притчей о месте человека во Вселенной. Эта смена жанров вместе с антуражем, операторской работой, музыкой и создала для меня волшебство «Соляриса».\n\nСтаниславу Лему экранизация не понравилась, он говорил, что Тарковский зачем-то снял «Преступление и наказание». Его право, но уверен, что «Солярис» может много дать зрителю, готовому его принять: пусть даже одну простую, но сильную мысль про то, что человеку нужен человек.

Факт о фильме
Факт о фильме

В фильме есть сцена, снятая в Токио, – многоуровневая скоростная автострада. Максимально футуристическое зрелище для советских 70-х.

Броненосец Потемкин
26
Броненосец Потемкин
1925
26
Александр Пушков
Александр Пушков
Автор Кибера

В 1925 году Сергей Эйзенштейн снял свой во всех смыслах революционный фильм. Картина, созданная в спешке (нужно было успеть к празднованию 20-летия первой русской революции) и ради проверки монтажных теорий молодого режиссера, не приглянулась партийному начальству и была холодно встречена советским зрителем. Он в середине 1920-х предпочитал зарубежные развлекательные картины, а не эксперименты авангардистов. Так бы «Броненосцу «Потемкину» и остаться среди забытых шедевров немого кино, если бы в 1926 году негативы фильма не продали в Германию. \n\nДальше случилась история, которую знает каждый. Признание коллег, восхищение критиков, турне Эйзенштейна по Европе и Азии, съемки в Голливуде, правда, неудачные. «Броненосец «Потемкин» навсегда прописался в разнообразных рейтингах лучших и влиятельных фильмов, став своеобразным синонимом фразы «один из величайших фильмов всех времен». Культовый эпизод расстрела на Потемкинской лестнице – возможно, самая цитируемая сцена в истории кино: от «Голого пистолета» и аниме «Эрго Прокси» до «Бразилии» Терри Гиллиама.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Для премьерного показа черно-белого фильма в Большом театре на 108 кадрах, где появляется советский красный флаг, его вручную раскрасили в красный цвет, что произвело огромное впечатление на зрителей.

Мой друг Иван Лапшин
25
Мой друг Иван Лапшин
1984
25
Андрей Загудаев
Андрей Загудаев
Киноблогер

Величайший шедевр одного из самых недооцененных и сложных режиссеров отечественного кино – Алексея Германа-старшего.\n\nФормально «Мой друг Иван Лапшин» – это детектив о том, как в вымышленном южном городе Унчанске в 1935 году уголовный розыск пытается поймать криминальную банду. Но в руках Германа эта жанровая история превращается в дышащий, густонаселенный и невероятно проникновенный фильм о родной стране довоенных времен с совершенно уникальным режиссерским тоном и движением.\n\nВеличие фильма Германа – в нюансах. В характерах, архетипах, намеках и образах, из которых режиссер рукотворно собирает свою картину. В какой-то степени это парадоксальная картина, в которой важен не столько основной сюжет, сколько паузы в нем и детали вокруг.\n\n«Лапшин» был не понят многими коллегами Германа, а также советским руководством, которое положило картину на полку. Но, увы, для зрелого периода работы режиссера такое отношение со стороны общественности в сторону его фильмов превратилось в норму. Например, его следующую картину «Хрусталев, машину!» освистают в 1990-х в Каннах, а спустя 10 лет извинятся и признают ее величие.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

После выхода фильма Германа обвинили в очернении советских 30-х годов, якобы для декораций он специально построил «разваливающиеся бараки». На самом деле фильм снимали в настоящих бараках, где все еще жили люди.

Легенда №17
24
Легенда №17
2012
24
Святослав Лецкий
Святослав Лецкий
Автор Кибера

России и СССР всегда удавались спортивные драмы. «Третий тайм», «Лев Яшин», «Движение вверх» – все надо смотреть и пересматривать. Но именно «Легенда №17» о хоккеисте Валерии Харламове кажется главным спортивным хитом.\n\nБайопик ругают за недостоверность и странную сцену с тросами, но как кино он идеален. Феноменально выглядит, цепляет сложными отношениями молодого Харламова и несгибаемого тренера Тарасова, не выставляет героя святым.\n\nГлавное, в «Легенде №17» каждый кадр полон напряжения: тренировки невыносимые, обстоятельства всегда против советских чемпионов, соперник неуступчив. Режиссер Николай Лебедев блестяще натягивает нерв и в моменты кульминации, когда конфликт наконец решается, заставляет восторженно вопить и плакать от счастья. За красоту и эмоциональность фильм и полюбили.

Факт о фильме
Факт о фильме

Когда в фильме игроки сборной СССР смотрят документальные кадры с участием канадских профессионалов, они видят реальные хроники из хоккейной суперсерии СССР-Канада. То есть сборная СССР наблюдает за фрагментами собственной игры с канадцами, которая еще только предстоит.

Ночной дозор
23
Ночной дозор
2004
23
Алина Герман
Алина Герман
Автор телеграм-канала «улица балабанова»

«Ночной дозор» – событие, в один новый год, одним буквально днем, определившее судьбу русского кино на ближайшие лет 20.\n\nКогда мне было лет 8, я посмотрела его в кино с родителями. Это было странно, страшно, необычно и очень смело, конечно. Какая-то часть меня до сих пор сидит в том кинозале, забыла, где выход, «вкл.» и «выкл.» \n\nКино, рассекшее время своим решительным, бескомпромиссным и новым словом. Ф – феномен!

Факт о фильме
Факт о фильме

Ни Бекмакбетов, ни Хабенский не дочитали оригинальную книгу Сергея Лукьяненко до конца.

Андрей Рублев
22
Андрей Рублев
1966
22
Никита Лукинский
Никита Лукинский
Дизайнер и автор телеграм-канала о русском дизайне «Унежить душу»

Есть два знаковых произведения русской культуры, которые определили мою любовь к ней и с которых началось мое увлечение русской эстетикой еще в старших классах. Это «Братья Карамазовы» Достоевского, которые мощно встряхнули меня в 16 лет, и «Андрей Рублев» Тарковского, который встряхнул меня еще сильнее лет в 18.\n\nКак и роман Достоевского, «Андрея Рублева» можно разбирать на цитаты. Например, мне очень нравится спор Рублева и Феофана Грека, где сталкиваются Рублевская антроподицея с теодицеей Феофана Грека («Я Господу служу, а не людям»). Очень крутой диалог, подчеркивающий ренессансное гуманистическое мышление Рублева. И удивительно, как этот эпический диалог переходит в трогательный монолог Рублева, идущий поверх одной из самых красивых сцен в мировом кинематографе – с восхождением на Русскую Голгофу, зимой в лаптях. \n\nДо сих пор считаю этот фильм одной из главных вершин мирового кино. Изумительно красивый и столь же изумительно глубокий.

Факт о фильме
Факт о фильме

Исполнитель главной роли, актер Анатолий Солоницын, специально молчал четыре месяца, чтобы, когда начались съемки эпизода, в котором он снимал обет молчания, его голос звучал естественно осипшим.

Иди и смотри
21
Иди и смотри
1985
21
Александр Пушков
Александр Пушков
Автор Кибера

Один из самых пронзительных и точно самый тяжелый советский фильм об ужасах войны. Картина Климова с документальной отрешенностью в мельчайших подробностях демонстрирует ужасы карательных операций нацистов на территории Беларуси. \n\nПро «Иди и смотри» так же тяжело писать, как и действительно смотреть. Это не то кино, которое хочется кому-то советовать. Главная его эмоция – выматывающее и опустошающее непринятие войны и насилия. Возможно, поэтому хочется, чтобы его увидел каждый.

Факт о фильме
Факт о фильме

Изначально фильм назывался «Убить Гитлера», но его сочли неуместным. Вместо этого Климов выбрал название «Иди и смотри», взятое из шестой главы Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), которая заканчивалась фразой: «Ибо пришел великий день гнева Его; и кто может устоять?»

Операция «Ы» и другие приключения Шурика
20
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
1965
20
Василиса «Vasilisa» Чернова
Василиса «Vasilisa» Чернова
Стримерша, ведущая и талант Dota 2

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – фильм, который я смотрела еще в детстве. Обычно в юности ты просто впитываешь транслируемые эмоции и хихикаешь с комедии. В осознанном возрасте ты уже понимаешь ценность взаимоотношений между людьми, которую демонстрирует режиссер. Самое цепляющее и важное, что отражается в фильме, – живые актеры. Нет шаблонов, все эмоции идут «от души». И самое великолепное – юмор, настоящий и вечный. Да и что ни фраза, то цитата.

Факт о фильме
Факт о фильме

Сначала фильм назывался иначе: главного героя звали Владик, а операция была «У», а не «Ы».

Мимино
19
Мимино
1977
19
Андрей Бадьянов
Андрей Бадьянов
Автор Кибера

Единственная российская/советская комедия, которая попала в мой топ-10. Да и та – Георгия Данелии, а значит, это не совсем комедия. Возможно, совсем не комедия.\n\nУ «Мимино», на мой взгляд, 3 очевиднейших достоинства: \n1. Великолепный Вахтанг Кикабидзе в главной роли Валико Мизандари. Буквально каждая его фраза с блестящим неповторимым акцентом стала мемом.\n2. Это тот фильм, где я могу смеяться каждые две минуты. А сцена суда до сих пор вызывает у меня хохот до колик.\n3. Какой-то неповторимый приятный вайб советской Москвы.\n\nКазалось бы, как может быть комедией фильм о том, что не всегда достижение мечты того стоит, и даже всего добившись, можно истосковаться по самым простым окружавшим тебя вещам? Оказывается, может. И очень-очень смешной.\n\nА, может, и ну ее тогда, эту мечту?

Факт о фильме
Факт о фильме

«Мимино» в переводе с грузинского означает «сокол». Вначале руководство Госкино отвергло название, потому что оно «какое-то глупое».

Зеркало
18
Зеркало
1974
18
Кирилл Орешкин
Кирилл Орешкин
Сооснователь издательства инди-игр «Полдень»

Советовать Тарковского сегодня очень сложно. Его кино неторопливое (очень неторопливое). Иногда непонятное (или вообще непонятное). И чтобы до чего-то докопаться, нужно прям посветить этому время...\n\nКороче, в 2025 году не самое простое кино. И не могу сказать, что я сам большой фанат сложного кинематографа с низким темпом. Но «Зеркало» работает на меня совершенно магически. В фильме почти нет сюжета, и это скорее опыт, чем «обычный» фильм.\n\nКаждый эпизод очень символичный, красивый, глубокий. Как будто в этом фильме не стоит разбираться, его нужно просто посмотреть. И если он откликается, все отлично. А если кажется скучным и ни о чем – ну, что поделать, возможно, это просто не ваше. Но тем, кому зайдет, думаю, зайдет очень серьезно.

Факт о фильме
Факт о фильме

«Зеркало» – в первую очередь автобиографический фильм Тарковского, отсюда и такое «говорящее» название. В картине появляется мать главного героя, а отец режиссера, поэт Арсений Тарковский, читает свои стихи за кадром.

Служебный роман
17
Служебный роман
1977
17
Андрей Загудаев
Андрей Загудаев
Киноблогер

Народная лирическая комедия и, возможно, самый совершенный фильм в карьере Эльдара Рязанова. По крайней мере, сам режиссер именно так и считал.\n\nВ 1978 году история любви двух не самых симпатичных людей покорила советских зрителей – картину Рязанова посмотрели почти 60 млн человек.\n\n«Служебный роман» по форме и подаче близок к вышедшей за несколько лет до этого «Иронии судьбы». Это снова слепок из комедий характеров и положений. Снова фильм, наполненный удивительными по творческой смелости и парадоксальности музыкальными номерами. Снова – ансамблевый актерский шедевр, в котором все артисты на своих местах.\n\nПро Рязанова говорили и продолжают говорить, что его творчество лежит на равном удалении от фильмов Данелии с одной стороны, и Гайдая – с другой. И кажется, что он взял лучшее от этих двух миров. От первого – объемные характеры и классическую жизненную горчинку, от второго – легкость и юмор.\n\nИменно в этом балансе и кроется секрет популярности и художественного великолепия главных рязановских фильмов. Картин, которые можно пересматривать десятки раз, и с каждым просмотром подмечать в них что-то новое.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Самый дорогой реквизит фильма – венгерский компьютер с выдвижной клавиатурой Videoton-340. Он стоил 440 тысяч рублей (при средней зарплате в 100-120 рублей). На съемки его каждое утро привозил специальный сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
16
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1966
16
Святослав Лецкий
Святослав Лецкий
Автор Кибера

Для СССР «Кавказская пленница» была смелым фильмом. Настолько смелым, что его нещадно цензурировали, а затем вообще запретили. Партийные персоны называли кино аморальным и антисоветским. Только личное вмешательство Брежнева, который посмотрел комедию и вдоволь посмеялся, проложило «Кавказской пленнице» путь.\nВпрочем, то была не единственная проблема. На съемках распалась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Актеры вусмерть поругались, а Моргунова на последних кадрах заменили дублером. Внутренние конфликты и борьба с цензорами должны была развалить кино, но на деле получилась чуть ли не лучшая комедия в истории СССР.\n«Кавказская пленница» талантливо сыграна и гениально написана. «Птичку жалко», «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире», «Чей туфля?» – малая часть фраз, ушедших в народ. Да и весь фильм целиком заслуженно стал народным и любимым.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Гайдай поощрял экспромты актеров. За каждую придуманную удачную шутку или трюк он дарил бутылку шампанского. По слухам, больше всего «победных очков» заработал Юрий Никулин.

Любовь и голуби
15
Любовь и голуби
1984
15
Денис Колесников
Денис Колесников
Голос и создатель студии «Кураж-Бамбей»

Я всегда занимался озвучкой ситкомов и могу с уверенностью сказать, что классические советские комедии помогли мне сформировать вкус к жанру, интересным диалогам и, конечно, юмору.\n\nСтоит сказать, «Любовь и голуби» – идеальный пример того, что сейчас принято называть драмеди. Абсолютно жизненная и при этом, казалось бы, не очень веселая ситуация – когда простой деревенский мужик закрутил курортный роман и ушел из семьи – обрамлена потрясающим юмором, яркими персонажами и гениальными диалогами и фразами. Многие из них ушли в народ и стали частью культурного кода.\n\nЭта история не для международных фестивалей, слишком уж это наше кино. И Меньшову после «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит» уже не нужно было ничего доказывать. Он снимал для себя про обычных людей и добился самого главного – эта картина по-прежнему является частичкой каждого из нас и вызывает самые трепетные чувства от просмотра.

Факт о фильме
Факт о фильме

Сцену, где Василий и Раиса Захаровна купаются в море, снимали в ноябре в Батуми. Температура воды была всего 14 градусов, а исполнитель главной роли Александр Михайлов едва не утонул в процессе.

Жмурки
14
Жмурки
2005
14
Руслан Керимов
Руслан Керимов
Босс раздела Доты

Девяностые всегда вызывали у меня громадное любопытство (я родился в 98-м). Внезапно свалившаяся на людей свобода, безысходная бедность и тотальное непонимание, как теперь жить.\n\n«Жмурки» – идеальная трагикомедия и очень нетипичный взгляд на эпоху: безумно смешной фарс и гиперболизация всех мифов. Эфиоп достает гранаты и «Муху». Один из главных героев – трусоватый и хилый бандит, ходит на разборки с пуленепробиваемой папочкой. В то же время он верующий и готовый защищать свой патриотизм даже в вопросе выбора между пирожками и бургерами. А второй – глупый амбал и фанат всего иностранного. Каждая минута фильма очень смешная, странная и дерзкая. И даже несмотря на вычурность шаржа, он с доскональностью следователя доносит до зрителя все особенности духа времени.\n\nЗа пеленой насилия (и ужасно долгой и натуралистичной сцены доставания пули из живота) и юмора прячется рассуждение о судьбе страны. Не зря же фильм начинается с ретроспективной лекции о преемственности эпох, а заканчивается «картиной наших дней». И рассуждение это очень уж точное и чуткое.

Факт о фильме
Факт о фильме

Изначально фильм назывался «Кавардак». На кинофестивале в Хельсинки он шёл под названием «Блеф мертвеца», а в американском прокате – «Блеф слепца».

Кин-дза-дза!
13
Кин-дза-дза!
1986
13
Артем Коблов
Артем Коблов
Основатель и креативный директор студии perelesoq

Хочу сразу сказать, что советскую классику я начал смотреть уже ближе к тридцати годам. В детстве и юности мне все эти фильмы казались дедовскими и неинтересными. Может, оно и к лучшему! Потому что за все это время появился неплохой культурный багаж, который позволяет оценить легендарные фильмы по достоинству. \n\n«Кин-дза-дза!» Данелии – не исключение. Я посмотрел его в 2024 году и был удивлен, насколько же круто он состарился. В нем нет стыдных визуальных эффектов, характерных для ретро-фантастики. Локации прекрасны, костюмы и промышленный дизайн исполнены великолепно и аутентично. Что уж говорить про персонажей и актеров, стоящих за ними.\n\nГеоргию Николаевичу удалось придумать и реализовать убедительную антиутопичную Вселенную. Пустынные пейзажи одновременно отсылают нас и к «Безумному Максу», и к Татуину в «Звездных войнах», но все же содержание оказывается абсолютно неповторимым. Это и чатланский язык, который плотно вошел в наш культурный код, и по-хорошему абсурдные ситуации, в которые попадают не менее абсурдные персонажи. При этом, несмотря на всю необычность сеттинга, все происходящее, несомненно, про нас самих. \n\nОстается только порадоваться и восхититься тому, как Георгий Николаевич смог реализовать настолько смелый и необычный проект в советское время. Пусть в момент выхода фильм не особо полюбился критикам и остался не до конца понят зрителями – он прошел проверку временем, приобрел культовый статус и совершенно прекрасно смотрится до сих пор. Для меня это и есть огромная творческая удача и демонстрация большого таланта режиссера.

Факт о фильме
Факт о фильме

Название картины случайно придумал Евгений Леонов. В перерывах между дублями он напевал всякую белиберду, вроде: «У меня портфель-фель-фель, а в портфеле киндза-дза-дза-дза...»

Афоня
12
Афоня
1975
12
Иван Горбатенков
Иван Горбатенков
Главный редактор Кибера

«Афоня» – самая грустная комедия на свете. И самая смешная трагедия.\n\nВ моем личном топе было два фильма Георгия Данелии, а могло быть и три. «Я шагаю по Москве» не прошла после долгих размышлений. Но об «Афоне» не нужно было даже думать.\n\nФильм про алкоголика-сантехника идеально передает депрессивные будни простых советских работяг. Положительных героев в фильме практически нет – разве что Катя, каким-то чудом будто пришедшая из другой вселенной. Герои пьют, ругаются, дерутся и обманывают как себя, так и друг друга. \n\n«Афоня» – не совсем комедия. Даже концовка у фильма сперва была депрессивной – и только в последние дни съемок Данелия ее поменял на более оптимистичную. Не знаю, стало ли лучше, ведь герой Куравлева во всем фильме совсем не заслуживает счастья. С другой стороны, без такого оптимизма фильм потерял бы часть шарма и вряд ли бы стал такой важной частью поп-культуры.

Факт о фильме
Факт о фильме

В эпизоде со сценами в ресторане звучит «Ты или я» – один из первых хитов «Машины времени». Участники группы должны были появиться в кадре, но «каких-то хиппи» вырезали цензоры Госкино.

Бумер
11
Бумер
2003
11
Эрик «Shoke» Шоков
Эрик «Shoke» Шоков
YouTube-блогер, основатель проекта CYBERSHOKE, амбассадор BetBoom \n

В 2017 году я впервые посмотрел «Бумер» и как раз стоял перед выбором машины. Этот фильм сильно повлиял на мое восприятие BMW.\n\nДумаю, именно благодаря этому фильму у меня из восьми машин семь были BMW. Картина действительно сыграла ключевую роль в моем выборе.

Факт о фильме
Факт о фильме

Главную тему фильма написал Сергей Шнуров. Она стала суперхитом – в начале нулевых все ставили ее на рингтон телефона. Шнуров утверждал, что заработал на треке около миллиона долларов.

Сталкер
10
Сталкер
1979
10
Артавазд Мурадян
Артавазд Мурадян
Руководитель разделов игр и кино Кибера, ведущий подкаста «Хард&Изи»

Фильм «Сталкер» Андрея Тарковского – не просто произведение искусства, это личное путешествие в область человеческих страхов и надежд. Картина затрагивает глубинные струны моей души. Загадочная Зона и ее искушения словно отражают наши внутренние конфликты, напоминая, что поиск смысла – не только внешнее путешествие, но и путь внутрь себя. Тарковский мастерски создает атмосферу, в которой растворяются грани между реальностью и фантазией.\n\n«Сталкер» пронизан философскими размышлениями, характерными для русской литературы и искусства: непонимание счастья, глубокая вера, непреодолимое стремление к поиску истины. В образах Сталкера, Писателя и Профессора режиссер показывает, как каждый из нас сталкивается с внутренними демонами. Эти персонажи вызывают в нас сочувствие и глубокую рефлексию, что делает фильм бесконечно актуальным.

Факт о фильме
Факт о фильме

«Сталкер» снимали на протяжении трех лет. За это время сменилось три оператора, основная локация была изменена из-за землетрясения в Таджикистане, было создано более 10 версий сценария, а сам фильм переснимали трижды. Первая версия была забракована из-за испорченной пленки, а вторая не устроила Тарковского.

Брат 2
9
Брат 2
2000
9
Андрей Загудаев
Андрей Загудаев
Киноблогер

После бесцветной и холодной первой части Балабанов неожиданно сильно поменял тональность, пожалуй, своего самого знаменитого фильма. И «Брат-2» – это уже не артхаус, а один из главных коммерческих и народных хитов в истории отечественного кино.\n\nКак и лучшие советские комедии, «Брат-2» был растащен народом на цитаты, характеры и ситуации. А хрестоматийное «В чем сила, брат?» сегодня – уже не просто фраза из фильма, а один из важнейших вопросов в России, наряду с вечными «Кто виноват?» и «Что делать?».\n\nУ разной тональности двух «Братьев» есть как большие поклонники, так и противники. Одним не нравится беспросветный тон оригинала, других раздражают очень большие перемены в дилогии и эта самая «народность» второго фильма.\n\nНо как бы вы или кто-то не относились к этой паре фильмов, совершенно невозможно не отметить их вклада в историю российского кино.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Большая часть сцен в Америке снималась без официального разрешения. Чтобы не привлекать внимание полиции, съемочная группа использовала минимум оборудования, а операторы работали скрытно.

Дурак
8
Дурак
2014
8
Кирилл Орешкин
Кирилл Орешкин
Сооснователь издательства инди-игр «Полдень»

Мне нравится Быков. Нравится, какие истории он рассказывает. И «Дурак», наверное, самый показательный и искренний его фильм. Сейчас он смотрится немного даже наивно, но смотрится все равно хорошо.\n\n«Дурак» – фильм о простой истине: иногда один честный человек может оказаться «дураком» в обществе всеобщего равнодушия. Главный герой, сантехник Никитин, пытается спасти жильцов аварийного общежития, рискуя всем, что у него есть. Его искренняя вера в людей и справедливость подается в типичной для Быкова манере – сурово и без прикрас. \n\nОчень простая идея, повторюсь, даже немного наивная. Но вы погружаетесь в эту историю, верите ей и чувствуете, что она очень настоящая.

Факт о фильме
Факт о фильме

В прокате «Дурак» заработал всего чуть больше 20 тысяч долларов. Настоящую популярность картина получила после хвалебного обзора BadComedian, который собрал более 2,4 миллиона просмотров на YouTube.

Джентльмены удачи
7
Джентльмены удачи
1971
7
Артем «Котокраб» Харченко
Артем «Котокраб» Харченко
Автор YouTube-канала Cut The Crap

«Джентльмены удачи» сегодня кажутся будто фильмом Квентина Тарантино из параллельной, советской реальности. \n\nЭто очень веселая и в то же время поучительная криминальная драма о воспитателе детского сада, ставшем отцовской фигурой для изгоев общества, которая вместе с героями перевоспитывает и зрителей. \n\nФильм вместе с его моралью внес огромный вклад в воспитание российского общества, определив его цели и приоритеты и породив множество крылатых фраз. \n\nРежиссер Александр Серый создал уморительный шпионский детектив с глубоким смыслом и колоритыми персонажами, наделившими фильм душой. Чего только стоят два совершенно разных альтер-эго Евгения Леонова, который в любой ситуации готов «выколоть моргала». Шедевр с большой Ш.

Факт о фильме
Факт о фильме

Ругательство «редиска», по словам сценаристки Виктории Токаревой, она подсмотрела у Владимира Ленина, который так называл своих политических оппонентов, утверждая, что они «красные снаружи, но белые внутри». Впрочем, в сочинениях Владимира Ильича этой фразы обнаружить не удалось.

Ирония судьбы, или С легким паром!
6
Ирония судьбы, или С легким паром!
1975
6
Глеб Чернявский
Глеб Чернявский
Автор Спортса"

Я смотрю «Иронию судьбы» каждый год – однажды даже включил в самолете, когда улетал за границу 31 декабря и не было другой возможности его глянуть.\n\nВ фильме идеально и правдиво передан дух времени, классно продуманы детали. Кино притягивает и не отпускает все три часа.\n\nВ детстве больше кайфовал от комедии (сцены в бане, встреча пьяного Лукашина и Нади с чайником), а потом увидел его глубже – там показана очень искренняя жизненная драма, которая вообще не устарела и вполне актуальна сейчас.\n\nНу и еще «Ирония судьбы» дарит мне то самое новогоднее настроение – без фильма праздник для меня просто невозможен.

Факт о фильме
Факт о фильме

Барбара Брыльска говорила по-русски с сильным акцентом, поэтому в оригинальном фильме Надю озвучила актриса Валентина Талызина, а песни за польскую актрису исполнила Алла Пугачева. В продолжении «Иронии судьбы» 2007 года голос Нади принадлежит актрисе Анне Каменковой.

Летят журавли
5
Летят журавли
1957
5
Всеволод Токарев
Всеволод Токарев
Комьюнити-менеджер Кибера

Можно много и долго писать о новаторстве Урусевского: круговых рельсах, камере в руках Татьяны Самойловой, столбе для съемок пробежки по лестницам. \n\nНо главное, почему «Летят журавли» – великое кино, это персонажи. Не героические. Со своими слабостями и пороками. \n\nКогда после вылизанных до блеска сталинских картин, которые ты смотрел на курсе отечественного кино в университете, тебе вдруг включают такой бриллиант, не влюбиться невозможно.

Факт о фильме
Факт о фильме

«Летят журавли» заняли лишь 10-е место в советском прокате 1957 года.

Иван Васильевич меняет профессию
4
Иван Васильевич меняет профессию
1973
4
Михаил Ложков
Михаил Ложков
Менеджер Кибера по развитию, ведущий подкаста «Главное меню»

Давайте будем честны: топ-30 российских и советских фильмов без «Ивана Васильевича» представить невозможно. Это отличная комедия, которая топово смотрится и спустя 50 лет. Она достаточно смелая и современная: комбинирует в себе слом четвертой стены, научную фантастику, фарс и абсурд, а огромное количество фраз из фильма ушло в народ и стало мемами. Выйди что-то подобное сейчас (не в формате ТНТ-шной пародии, а в виде оригинального фильма) – тоже стало бы хитом.\n\nБольше всего в «Иване Васильевиче» мне нравятся две вещи. Первая – образ Жоржа Милославского. Он то советует хранить деньги в сберегательных кассах, то похищает у шведского посла драгоценности, а где-то между этим рулит царством. Вторая – шикарная музыка. «Звенит январская вьюга» – одна из главных новогодних песен, даже не спорьте.\n\nКстати, про новый год. Впервые я посмотрел фильм как раз под праздники, поэтому они у меня теперь прочно связаны именно с гайдаевским юмором, а не рязановской тоской. Минусов нет.

Факт о фильме
Факт о фильме

Согласно наиболее распространенной версии, машина времени переносит героев в 1571 год. Потому что царица Марфа Васильевна была женой Ивана Грозного с 28 октября по 13 ноября того же года.

Бриллиантовая рука
3
Бриллиантовая рука
1968
3
Артем «Котокраб» Харченко
Артем «Котокраб» Харченко
Автор YouTube-канала Cut The Crap

«Бриллиантовая рука» – легендарная классика Гайдая, которая сегодня смотрится особенно великолепно. Магия пленки в совокупности с мастерской операторской работой создала настолько исключительное полотно, что каждый его кадр выглядит словно картина из Третьяковской галереи. \n\nКультовый саундтрек и музыкальные композиции, ставшие народными хитами. Вечный юмор с мемами, которые плотно вошли в русскую культуру. Шпионский сюжет с неожиданными сюжетными поворотами. И, конечно же, легендарный Семен Семеныч в тандеме с другими яркими персонажами, воплощенными иконами советского кино. \nНеудивительно, что этот фильм остается актуальным у всех поколений и во все времена.

Факт о фильме
Факт о фильме

Образ Шефа отчасти вдохновлен Эрнстом Ставро Блофельдом, одним из главных врагов Джеймса Бонда, у которого в первых фильмах об агенте 007 тоже были видны только руки.

Москва слезам не верит
2
Москва слезам не верит
1979
2
Вадим Кораблев
Вадим Кораблев
Редактор и автор Спортса"

«Москва слезам не верит» часто определяют как чуть ли не первое феминистское высказывание, но для меня это прежде всего талантливая история про любовь и расставание, счастье и боль, удачу и провалы. Про жизнь, про людей, про всех нас. В СССР критики холодно приняли фильм, зато на Западе ему дали «Оскар», к которому Владимир Меньшов прикоснулся лишь через восемь лет.\n\nЗабавный факт. Это наше первое кино, которое увидел Квентин Тарантино: «Мне было лет пятнадцать, и, помню, посмотрев на название, подумал: «Фильм, как и все русское кино, наверное, будет мучительным и тяжелым». Но посмотрел – и мне понравилось. До сих пор помню каждую мелочь. Парня в поезде, его грязные туфли, то, как он заигрывал с девушкой, то, как в конце концов изменил ее жизнь».

Факт о фильме
Факт о фильме

Президент США Рональд Рейган рассказывал, что перед встречей с Михаилом Горбачевым посмотрел «Москва слезам не верит» восемь раз, чтобы понять загадочную русскую душу, но так и не понял.

Брат
1
Брат
1997
1
Андрей Загудаев
Андрей Загудаев
Киноблогер

Культовая криминальная драма Алексея Балабанова с тогда еще совсем молодым Сергеем Бодровым.\n\nПромозглый Петербург, серая картинка, музыка группы «Наутилус Помпилиус», чуть аутичный главный герой и общая атмосфера безысходности самого криминального десятилетия в истории России – вот кусочки пазла, из которых собрана картина Балабанова.\n\nКак и любое значительное кино из 1990-х, «Брат» – в первую очередь слепок эпохи, зеркало первого десятилетия в новейшей российской истории, и только потом все остальное. И Балабанову, возможно, лучше, чем кому бы то ни было, удалось по-режиссерски схватить и показать на большом экране нерв этого времени.\n\n«Брат» к сиквелу сильно поменяется, но первая часть была и остается не столько фильмом про братков, сколько поэтичной картиной о криминальной изнанке новой страны. И, возможно, самым популярным, важным и значительным российским фильмом 1990-х.\n

Факт о фильме
Факт о фильме

Бодров не хотел произносить знаменитую фразу во время конфликта в трамвае: «Я никогда бы в жизни так не сказал. Я прекрасно понимал, что это роль, но все равно… Может быть, меня ломало потому, что я не актер. Но Балабанов убедил меня – ведь действительно эти слова произносятся, их говорят не монстры, не чудовища, их иногда говорят практически все».

Поделиться
96 комментариев
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Лучших - не самое хорошее слово для выборки. Культовых, любимых, народных, знаковых - уже задают какое-то направление, а "лучшие" - это и теплое, и мягкое, сваленное в одну кучу. Самое странное в этом списке - Бумер. Фильм, о котором забыли бы через пару лет, не будь в нем шнуровского рингтона.
Ответ Ltn
Крайне спорный рейтинг, нужно было делать тогда отдельно рейтинг российских фильмов и советских. А так получается, что легенда номер 17 и бумер, лучше советских фильмов, которых в рейтинге вообще нет. Например отсутствуют "А зори здесь тихие". "Белый бим, Черное ухо". "Невероятные приключения итальянцев в России". "Белое солнце пустыни". "Свой среди чужих, чужой среди своих ".
Интересно, был ли когда-то хоть один не спорный рейтинг)
Единственный недостаток "Брата" — это то, что его восприняли слишком серьезно, а Данила стал ролевой моделью для многих людей. Хотелось бы верить, что на самом деле этот фильм — лишь сатира про асоциального дурачка из глубинки, который не нашел себе применения в жизни, да вот наверняка уже не узнаем.
Брат это великое по всем фронтам кино, объективно. Глубина в каждой сцене, многогранность, талантливое эхо своей эпохи. Балабанов и Бодров легенды. Достойные сыны своей страны и народа, жаль ушли из жизни так рано но, боюсь, будь они живы то общественное восприятие бы относительно их персон и фильмов поменялось. Увы, но живых у нас любят сильно меньше чем мертвых, к сожалению.
Ответ MALYGOS
Единственный недостаток "Брата" — это то, что его восприняли слишком серьезно, а Данила стал ролевой моделью для многих людей. Хотелось бы верить, что на самом деле этот фильм — лишь сатира про асоциального дурачка из глубинки, который не нашел себе применения в жизни, да вот наверняка уже не узнаем.
К сожалению, это не редкая ситуация, когда очевидный посыл фильма перекрывается сопутствующими моментами: харизмой отдельных персонажей (актеров), музыкой, маркетинговой раскруткой. Ну и конечно благодаря публике, не готовой смотреть чуть глубже. Хватает фильмов, где положительный по замыслу герой, совершает крайне сомнительные поступки, но при этом большая часть публики все равно воспринимает его резко положительно.
Помню, когда только поступал в универ, заспорил с будущей одногруппницей о «дураке» и «левиафане». Я жестко топил за Быкова и еще тогда школьником в очень длинных и странных сообщениях пытался донести простую мысль: язык Быкова ярче, но главное — понятнее. Тот спор я проиграл, слишком уж сильное давление было. Но в итоге рад за такое высокое место «Дурака», хотя сам за него голосовал Вдвойне рад, что в топ-30 – ни одного фильма Звягинцева
Проиграл здесь не Звягинцев, а Вы.
Ну и редакция Кибера, в очередной раз)
Крайне спорный рейтинг, нужно было делать тогда отдельно рейтинг российских фильмов и советских. А так получается, что легенда номер 17 и бумер, лучше советских фильмов, которых в рейтинге вообще нет. Например отсутствуют "А зори здесь тихие". "Белый бим, Черное ухо". "Невероятные приключения итальянцев в России". "Белое солнце пустыни". "Свой среди чужих, чужой среди своих ".
"Согласно наиболее распространенной версии, машина времени переносит героев в 1571 год. Потому что царица Марфа Васильевна была женой Ивана Грозного с 28 октября по 13 ноября того же года. Впрочем, ее легко опровергнуть: во время допроса государь говорит милиционерам, что «брал Ревель» – в реальности город был захвачен русскими войсками в 1577 году."
В действительности Иван Грозный не взял Ревель, была осада, но город не смогли взять, непонятно кто выдал эту историческую не точность. Касательно рейтинга, если судить просто по списку, то неплохо, если же оценивать, как чарт с местами, то спорно.
Нам тут пытаются какую-то дичь скормить. Где зеленый слоник?
Очень жалко, что "О чем говорят мужчины" не вошел в топ-30. В целом, первое место по делу, да и в целом большинство фильмов в рейтинге топовые. А так, конечно, у каждого своя любимая десятка будет.
"День радио" и "День выборов" в моменте выглядели ярче. Будут ли интересны зрителям будущего творения Квартета И, большой вопрос.
Как мы составляли этот рейтинг?

Мы собрали топ-10 фильмов с экспертов: это и признанные кинокритики, и стримеры, и спортсмены, и ребята из нашей редакции. За первое место в топе фильм получал 10 баллов, за второе – 9 и так далее. По итогам общих подсчетов мы составили этот рейтинг из 30 лучших фильмов России и СССР.

Эксперты
  • Денис Коробков
    Денис Коробков

    Стример WELOVEGAMES

  • Никита Лукинский
    Никита Лукинский

    Дизайнер и автор телеграм-канала о русском дизайне «Унежить душу»

  • Андрей Загудаев
    Андрей Загудаев

    Киноблогер

  • Кирилл Орешкин
    Кирилл Орешкин

    Сооснователь издательства инди-игр «Полдень»

  • Артем «Котокраб» Харченко
    Артем «Котокраб» Харченко

    Автор YouTube-канала Cut The Crap

  • Артем Коблов
    Артем Коблов

    Основатель и креативный директор студии perelesoq

  • Виктор Зуев
    Виктор Зуев

    Сооснователь Disgustingmen.com, подкастер, стример

  • Илья Овчаренко
    Илья Овчаренко

    Продюсер

  • Александр Попов
    Александр Попов

    Путешественник и режиссер

  • Дмитрий Будашкаев
    Дмитрий Будашкаев

    Сценарист, креативный продюсер

  • Иероним К.
    Иероним К.

    Исследователь видеоигр, научный редактор переводов изд-ва «Бомбора»

  • Максим Иванов
    Максим Иванов

    Тимлид редакций в Т—Ж, ведущий подкаста «Не занесли»

  • Денис Майоров
    Денис Майоров

    Главный редактор Disgustingmen.com

  • Александр Гаврилин
    Александр Гаврилин

    Актер озвучки и автор проекта «Актерская Курилка»

  • Денис Колесников
    Денис Колесников

    Голос и создатель студии «Кураж-Бамбей»

  • Эрик «Shoke» Шоков
    Эрик «Shoke» Шоков

    YouTube-блогер, основатель проекта CYBERSHOKE, амбассадор BetBoom \n

  • Василиса «Vasilisa» Чернова
    Василиса «Vasilisa» Чернова

    Стримерша, ведущая и талант Dota 2

  • Алексей Че
    Алексей Че

    Автор телеграм-канала «Федор, Бонд и Чук»

  • Алина Герман
    Алина Герман

    Автор телеграм-канала «улица балабанова»

  • Кирилл «‎Cake» Забродин
    Кирилл «‎Cake» Забродин

    Стример

  • Карина «‎korya_mc» Муса
    Карина «‎korya_mc» Муса

    Стримерша

  • Дина «‎dinablin» Ржеуцкая
    Дина «‎dinablin» Ржеуцкая

    Стримерша, ведущая

  • Валерия «‎morphe_ya» Высоцкая
    Валерия «‎morphe_ya» Высоцкая

    Стримерша

  • Юрий Жирков
    Юрий Жирков

    футболист «СКА-Ростов»

  • Кирилл Набабкин
    Кирилл Набабкин

    футболист «СКА-Ростов»

  • Владислав Радимов
    Владислав Радимов

    Футболист

  • Елизавета Худайбердиева
    Елизавета Худайбердиева

    Фигуристка

  • Артем Ребров
    Артем Ребров

    Технический координатор «Спартака»

  • Дмитрий Сычев
    Дмитрий Сычев

    Футболист 2Drots

  • Скляр Эдамс Валтэр
    Скляр Эдамс Валтэр

    Футболист 2Drots

  • Федор Маслов
    Федор Маслов

    футболист «Амкала»

  • Маргарита Фильчина
    Маргарита Фильчина

    Креативный продюсер Иви

  • Кирилл Ашумов
    Кирилл Ашумов

    Креативный продюсер Wink Originals

  • Мария Серпионова
    Мария Серпионова

    Креативный продюсер KION

  • Алексей Балухтин
    Алексей Балухтин

    Продюсер United от Спортса"

  • Алик Кемалов
    Алик Кемалов

    Руководитель соцсетей Кинопоиска, ведущий шоу «Дежурный по Кинопоиску»

  • Вадим Лукомский
    Вадим Лукомский

    Автор Спортса"

  • Вадим Кораблев
    Вадим Кораблев

    Редактор и автор Спортса"

  • Глеб Чернявский
    Глеб Чернявский

    Автор Спортса"

  • Денис Лагутин
    Денис Лагутин

    Директор Спортса" по маркетинговым коммуникациям

  • Иван Ковальчук
    Иван Ковальчук

    Автор телеграм-канала «Культовые русские сериалы»

  • Филипп Миронов
    Филипп Миронов

    Шеф-редактор Кинопоиска и сооснователь телеграм-канала psycho daily

Редакция
  • Кирилл Новокщенов
    Кирилл Новокщенов

    Издатель Кибера, ведущий подкаста «Главное меню»

  • Иван Горбатенков
    Иван Горбатенков

    Главный редактор Кибера

  • Мария Хмелева
    Мария Хмелева

    Шеф-редактор Кибера

  • Михаил Ложков
    Михаил Ложков

    Менеджер Кибера по развитию, ведущий подкаста «Главное меню»

  • Артавазд Мурадян
    Артавазд Мурадян

    Руководитель разделов игр и кино Кибера, ведущий подкаста «Хард&Изи»

  • Руслан Керимов
    Руслан Керимов

    Босс раздела Доты

  • Всеволод Токарев
    Всеволод Токарев

    Комьюнити-менеджер Кибера

  • Александр Пушков
    Александр Пушков

    Автор Кибера

  • Святослав Лецкий
    Святослав Лецкий

    Автор Кибера

  • Андрей Бадьянов
    Андрей Бадьянов

    Автор Кибера

  • Валерий Рытов
    Валерий Рытов

    Автор Кибера