Сюжет фильма «Андрей Рублев»
Режиссер Андрей Тарковский никогда не искал легких путей в кинематографе и снимал свои картины вопреки всем правилам и тенденциям. За это он был в опале у начальства. Фильм «Андрей Рублев» был снят в 1966 году и не избежал резкой критики. Некоторые кадры подверглись цензуре, их пришлось вырезать, Фильм упрекали в антиисторичности, называли не патриотичным. Тарковскому досталось за жестокое обращение с животными. Но сегодня «Андрея Рублева» признают одной из самых больших работ не только режиссера, но и всего советского кинематографа. По многим рейтингам ведущих мировых изданий и сайтов картина находится в числе лидеров. Фильм получил приз Международной федерации кинопрессы во время Каннского кинофестиваля 1969 года в рамках внеконкурсного показа. Картина состоит из восьми новелл и охватывает начало XV века, время междоусобиц в славянских княжествах.

Страсти по Андрею
Суета возле храма. Возле него нечто вроде воздушного шара. Очевидно его будут запускать. В полет решил отправиться некий Ефим (Николай Глазков). К месту спешат односельчане и пытаются помешать дерзкому поступку. Происходит удивительное. Ефим летит над рекой, полями, преодолевает довольно большое расстояние. Но вдруг воздух из шара резко выходит, Ефим падает на землю и разбивается насмерть.
Скоморох
Пересказ событий начинается с 1400 года. Трое монахов покидают Троице-Сергиеву лавру. За ними бежит послушник и просит их вернуться по настоянию игумена. Но те непреклонны. Один из них, Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) считает, что уходят они зря. Монахи живописцы и направляются в Москву в поисках больших заказов. Кирилл (Иван Лапиков) считает, что в столице княжества и так много живописцев. В лавре они пробыли от семи до девяти лет каждый.

Начинается ливень, путники бегут в поисках укрытия. В это время в большом хлеву народ потешает скоморох (Ролан Быков). Он остер на язык и в своих скабрезных частушках высмеивает бояр. Публика благодарна и угощает артиста. На пороге монахи. Они просят впустить их переждать грозу. Никто не против. Скоморох не упускает случая подшутить над монахами. Вскоре появляются дружинники. Сначала они бьют скомороха головой о дерево, а затем, потерявшего сознание, увозят с собой. Дождь прекратился. Андрей и Кирилл будят задремавшего Данилу (Николай Гринько), чтобы продолжить путь.
Феофан Грек
1405-1496 год. Кирилл проходит мимо лобного места, где собираются колесовать посадника, и заходит в церковь. Там он знакомится с Феофаном Греком (Николай Сергеев). Кирилл говорит, что пришел из Андроникова монастыря. Феофан тут же вспоминает имя Андрея Рублева, мол, все хвалят этого живописца. Кирилл признает, что Андрей хороший мастер, краски кладет тонко, умело, но куда ему до Феофана Грека. Нет у Андрея «страха и веры, что из глубины души исторгнута».

Грек жалуется Кириллу, что не осталось у него толковых помощников, да и где их сыскать. Даже Прошка с олифой куда-то подевался. Оказывается, побежал на площадь смотреть казнь. Феофан предлагает Кириллу пойти в помощники. Тот не верит, боится не справиться с задачей. Ведь надо расписывать столичный храм Святого Благовещения по указу князя. Поначалу Кирилл отказывается, но затем соглашается. Только с одним уговором. Он готов работать бесплатно, но сам Феофан Грек должен приехать в Андроников монастырь и при всей братии, обязательно в присутствии Рублева пригласить Кирилла к себе в помощники.
Через некоторое время в монастыре у себя в келье Кирилл вспоминает строки из Писания. Во дворе раздается крик. Приехал гонец из Москвы от Феофана Грека. При всей братии гонец сообщает, что по велению великого князя для работы с Феофаном Греком должен прибыть монах… Андрей Рублев. Он может взять с собой любых помощников и ехать уже на следующий день. Андрей предлагает пойти Даниле, причем хоть сегодня. Но монах не хочет, он обижен. Слишком быстро Рублев согласился, никого не спросив.
Вечером Андрей беседует с Данилой и хочет ему исповедаться. Он опасается идти без друга, они много лет прожили вместе и стали как братья. Работают вместе, Андрей глядит на мир глазами Данилы. Но на самом деле друг рад за Андрея, и ссора забыта. Не рад Кирилл – он собирается покинуть монастырь и уйти в мир. Монах выступает перед братией. Признается, что Бог не дал таланта, и хорошо. Вот только монастырь превратился в базар. Речь слышит настоятель монастыря и в гневе прогоняет Кирилла.
Страсти
Андрей взял с собой юного монаха Фому (Михаил Кононов). Как-то в лесу он отчитывает его за постоянный обман. Вчера сказал, что пойдет в монастырь, а сам оказался на пасеке, отведать меда. Тут же в лесу Рублев встречает Феофана Грека. Иконописцы начинают дискутировать. Народ, по мнению Грека, темен, и хорошо, что скоро настанет Суд Божий. Сегодня хвалят, завтра ругают, а потом и вовсе забудут обо всем. Пришел бы на землю Иисус, его бы снова распяли. Андрей говорит, что не надо винить всех людей скопом и в своих мыслях представляет события Распятия Христа.
Праздник
1408 год. Монахи на берегу реки ставят палатку. Собор нужно успеть расписать до зимы. Фома говорит Андрею, что они могут не уложиться в срок. В этот момент Рублев отвлекается на странные звуки, слышит голоса. Неподалеку горят факелы, они в руках у группы девушек и парней. Оказывается язычники собрались в ночь на Ивана Купала. Несколько десятков человек обнаженными устремляются в реку. Андрей наблюдает за ними из-за деревьев. Рядом в кустах парочка предается плотским утехам. В реке совершается обряд.

Монаха схватили и привязали до утра к крестовине «навроде Иисуса Христа». Андрей просит хоть вверх ногами, но только не так, ведь грех это. К нему подходит язычница Марфа (Нелли Снегина) и говорит, что их не за что ругать. Сегодня все должны любить. Разве любовь это грех? По мнению Рублева, любовь должна быть не такой «скотской», а братской. Марфа обнаженная начинает целовать его — все едино любовь, а затем освобождает. Под утро Андрей возвращается к монахам. Мимо проезжают дружинники. Они устроили облаву на язычников, пытаются схватить Марфу. Девушка убегает, бросается в реку и проплывает мимо лодки, в которой находятся монахи.
Страшный суд
Сюжет продолжается в том же году. По указу великого князя Василия Дмитриевича монахи под руководством Андрея Рублева расписывают храм во Владимире. Вбегает взволнованный ключарь Патрикей (Юрий Никулин). Он был у архиерея, тот сильно недоволен ходом работ. Все идет медленно. К осени собор должен быть расписан. К тому же архиерей послал к великому князю гонца с жалобой. Проблема в том, что монахи к работе еще не приступали. Андрей в творческом поиске. Он спорит с Данилой. Задача стоит написать суровую сцену Страшного суда. Рублев не хочет пугать ею прихожан. Данила сетует, что два месяца прошли впустую, а Страшный суд на то и есть, чтобы народ боялся.
Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!
Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно

Фома решает уйти, ему надоело бездельничать. Андрей рассуждает о любви. Без нее все остальное ничто. Все может прекратиться, даже знания упразднятся, но любовь останется. В собор вошел великий князь Василий Дмитриевич (Юрий Назаров). Рублев говорит, что стены, над которыми работала артель резчиков, ему нравятся. Сами резчики собираются в Звенигород. Там поступил заказ от младшего брата великого князя — Юрия Дмитриевича. Братья не ладят. Старший не хочет, чтобы в Звенигороде была подобная красота и приказывает ослепить мастеров, что и делает отряд дружинников в лесу.
Рублей узнал об этом. Он обескуражен и кистью плещет на стену храма краску. Заходит местная блаженная (Ирма Рауш), она прячется от дождя. Подойдя к стене, она рукой провела по краске, и у нее началась истерика. Она плачет и пытается очистить стену. Андрей, глядя на девушку, решает вместо сцены Страшного суда нарисовать праздничный сюжет. Девушка перестала плакать и пошла за Андреем.
Набег
Москва больше десяти лет не выплачивает дань золотоордынцам. Хан Талыч (Болот Бейшеналиев) решил напасть с войском. По пути оно объединяется с отрядом малого князя Юрия Дмитриевича (Юрий Назаров), который намерен самым жестоким образом отомстить брату. Талыч извиняется за опоздание. Он не смог удержаться и по пути решил разграбить один из городов. Талыч подтрунивает над князем, видно крепко он «любит» старшего брата, что стремится как можно скорее вступить в бой.

По пути Юрий Дмитриевич вспоминает, что когда-то у них с братом было примирение. Целовали крест при митрополите. Но одновременно представляет, как ему вручают атрибуты власти. Объединенное войско решило разграбить Владимир. Происходит жестокая расправа над жителями. Один из напавших пытается убить Фому. Тот умоляет о пощаде — ведь вы же русские, но это никого не останавливает. Враги пытаются проникнуть в собор и ломают ворота. Талыч спрашивает Юрия, не жалко ли ему храма, но в ответ молчание.
Ворота взломаны. Монголы проникают в храм, начинают все крушить и осквернять его. Талыч интересуется, что означают фрески на стенах. Князь объясняет. Враги пытают Патрикея, пытаясь узнать, где спрятано золото. Ключник узнает малого князя и обвиняет его в предательстве Руси. Горит посад, люди в панике. Юрий наблюдает за всем происходящим с равнодушием. Один из врагов потащил блаженную девушку, чтобы надругаться под ней. Андрей зарубил его топором. Иконы уничтожены, Рублев в растерянности и разочарован в людях. Единоверцы вместе с врагами убивают и насильничают. Первое желание — перестать писать иконы.
Ему является голос умершего Феофана Грека. Андрей рассказывает, что старался ради людей и все зря. Хуже того, враги смеются, говоря, что славяне и без них друг другу глотки перегрызут. Все помощники иконописца убиты. Он указывает на блаженную, она одна осталась в живых. Рублев кается перед Феофаном в убийстве человека. Тот говорит, что Бог простит, только самому себе прощать не надо. Андрей решает принять обет молчания. В храме пошел снег. Ничего нет страшнее этого, говорит Рублев.
Молчание

1412 год. Андрей сдержал слово и по-прежнему хранит обет молчания, только живет теперь в Андроникове монастыре. Здесь же находится та самая блаженная, которую спас монах во время нападения на Владимир. Девушка не отдает отчета своим поступкам, но все они невинные. Появляется Кирилл. Он долгое время скитался, но решил вернуться. Бывший монах сильно болен. Никто из братии сначала его не узнает. Кирилл в лесу пытался спастись от волков и несколько часов провел в холодной воде в озере. Год выдался голодным, народ уходит из городов. Данилы нет. Ходят слухи, что он или умер или ушел в дальние края. О возвращении Кирилла узнал владыка. Бывший монах бросился ему в ноги. Но архиерей прекрасно помнит, что тот называл монастырь вертепом, базаром и все же прощает его, наложив епитимью, — полтора десятка раз переписать Писание.
В округе монголы. Они развлекаются отрезая по кусочку мяса и бросая собакам, видя как псы дерутся за еду. Один из воинов предлагает блаженной стать еще одной его женой. Девушку пытается увести Рублев, но она упирается и плюет в него. Ее все же увозят. В монастыре Кирилл хочет поговорить с Андреем, но монах молчит. Бывший старший товарищ призывает не горевать. Монголы просто поиграют с девушкой и отпустят ее.
Колокол

1423-1424 год. Люди князя Василия Дмитриевича ищут литейщика Моторина. У его дома сидит сын Бориска (Николай Бурляев) и говорит, что отец мертв, язва прибрала всю семью. Князь приказал отлить колокол для суздальского собора, но мастеров в округе не осталось. Тогда Бориска просит взять его с собой. Он может все сделать как надо. Благо отец оставил ему секрет особого колокольного сплава. Все равно больше никого не найти. Дружинники решают взять парня с собой. Князю деваться некуда. Дело поручено Бориске, у которого под началом целая артель литейщиков.
Доверия у мастеров к Бориске нет. Некоторые не особо его слушаются, но постепенно работа начинает спориться. Нужно найти качественную глину, ее пока нет. Однажды в проливной дождь юный литейщик все же находит ту самую глину. Начинается работа. На нее пришел посмотреть Андрей Рублев. Вскоре приехал и сам князь, пригрозив, если не получится, то не сносить артельщикам головы. Средств на колокол уже ушло много. Тем временем Кирилл признается Андрею, что на протяжении всей их дружбы страшно завидовал ему.
Объяснение концовки фильма «Андрей Рублев»
Колокол отлит. Князь хвастается перед иноземцами, что у него настолько молодой мастер. Начинаются испытания колокола на временной звоннице. Только тут Борис признается, что на самом деле не знал никакого секрета сплава, а все выдумал. Рублев присутствует на испытании. Все проходит успешно. Иконописец решается нарушить свой обет и обращается к Борису, предлагая пойти в Троице-Сергиеву лавру и работать совместно. Он будет писать иконы, а юноша лить колокола. В самой концовке фильма на экране зрители видят шедевры иконописи Андрея Рублева. Среди них самые знаменитые — «Троица» и звенигородский «Спас». Завершают эти кадры лошади, пасущиеся под ливнем.
Объяснение сюжета и содержания фильма наполнено библейскими мотивами. Режиссер через события многовековой давности заставляет зрителя задуматься о простых, но в то же время важных истинах и добродетелях. Первое место занимает любовь. Практически в каждой из частей фильма звучит это слово или показана сама любовь. Людей друг к другу, к родине, к природе, к близким. Автор предлагает задуматься над судьбой отечества, и все слова сказанные героями актуальны и сейчас. Тарковский вкладывает в уста Феофана Грека мысль, что на Руси никогда не будет спокойно и оказывается прав. Наконец, мы видим настоящие шедевры искусства и то, как проходил процесс работы над ними в трактовке автора. Фильм «Андрей Рублев» был снят более полувека назад, но с тех пор нисколько не утратил своей актуальности.


















