Сюжет фильма «Солярис»
Научно-фантастическая драма «Солярис», снятая режиссером Андреем Тарковским в 1972 году, считается одной из лучших картин в этом жанре за всю историю кинематографа. В основу сценария лег одноименный роман польского фантаста Станислава Лема. Фильм затрагивает многие этические проблемы человечества. Считается, что он вдохновил на творчество некоторых современных режиссеров, включая Кристофера Нолана, Ларса фон Триера, Пола Андерсона, Дэнни Бойла. «Солярис» отмечен специальным гран-при Каннского кинофестиваля, был удостоен некоторых других международных наград. Критики отмечали психологическую глубину и гуманизм кинокартины.
Главное о фильме «Солярис»
Дата выхода: 1972 год.
Жанр: кинофантастика, драма.
Режиссер: Андрей Тарковский.
Актеры: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук.
Где смотреть: на «Кинопоиске».
О чем фильм: космическая экспедиция на планету, где исследователь сталкивается с проявлениями своих самых глубоких переживаний и утрат, которые вызваны загадочным океаном.

В далекой галактике
Рано утром психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис) прогуливается в лесу и вдоль озера. Неподалеку остановилась машина. Из нее вышли его отец Ник Кельвин (Николай Гринько) и Анри Бертон (Владислав Дворжецкий). С Бертоном приехал его сын (Виталий Кердимун), который здоровается с племянницей Криса (Татьяна Малых). Анри обеспокоен, что экипаж орбитальной станции, которая находится на орбите планеты Солярис, передает путаные данные. Крис должен лететь на станцию. Если он подтвердит, что дальше продолжать работу не стоит, то станцию снимут с орбиты.
Солярис — живая планета
Анри и Крис садятся смотреть старую запись заседания ученого совета с докладом пилота Бертона о странных явлениях, происходящих на Солярисе. Следует пересказ событий. Во время полета над океаном Бертон попал в туман похожий на коллоидную смесь и очень липкий по консистенции. Анри с трудом справился с управлением и оказался на одном из островов. Океан, которым сплошь покрыта планета, в это время внешне сильно переменился, и вскоре Анри увидел сад, чего на Солярисе быть не может. Свои слова Бертон пытается подтвердить кинокадрами, снятыми во время полета, но там нет ничего конкретного, хотя он все снимал. Ученые говорят, что океан Соляриса является субстанцией, способной мыслить, хотя это только гипотеза. Более того, по словам Анри, он видел на планете человека, ребенка, но гигантских размеров.

Сведения пилота большинством присутствующих приняты скептически. Развернулась дискуссия о том, что соляристика, как наука, и вовсе вырождается. Понятно, что на Солярисе происходят странные события, но в их изучении люди не продвинулись ни на йоту. Комиссия считает, что сведения Бертона вряд ли могли носить достоверный характер, и речь идет об отзыве экспедиции. После просмотра заседания комиссии Анри хочет поговорить с Крисом наедине. Крис человек прагматичный. Он разделяет мнение комиссии, соляристика в тупике. По итогам своей экспедиции он даже допускает воздействие на океан излучением. Бертон категорически против. Крис повторяет выводы комиссии и говорит о возможных галлюцинациях. Бертон в раздражении прекращает разговор и уезжает. Отец отчитывает Криса, он не должен был так разговаривать с его другом Анри.
Странности на орбите
Следующим утром Ник прощается со своим сыном. Перед полетом Крис сжигает свои старые бумаги, включая курсовые и другие работы. Вскоре он успешно прибывает на станцию, но тут его никто не встречает. На орбитальной станции, рассчитанной на 85 человек, сейчас работают всего трое: астробиолог Сарториус (Анатолий Солоницын), кибернетик Снаут (Юри Ярвет), физиолог Гибарян (Сос Саркисян). На станции царит беспорядок. Крис находит Снаута, тот сильно удивлен его прибытию и ведет себя странно. Тут же выясняется, что Гибарян покончил жизнь самоубийством. Снаут хочет быстро избавиться от присутствия Криса и говорит ему прийти завтра утром, а пока можно занять любую комнату и отдыхать.

Кельвин нашел комнату Гибаряна. Внутри все верх дном. Крис находит записку на свое имя и видеозапись. На видео физиолог объясняет, что он вовсе не сумасшедший и вынужден был пойти на такой шаг, а плазму океана нужно подвергнуть жесткому рентгеновскому облучению. Выхода нет, до состояния самоубийства может быть доведен каждый. Кельвин идет к Сарториусу, тот не хочет впускать его в свой кабинет. Идет разговор о Гибаряне, а из кабинета выбегает карлик. Сарториус быстро возвращает его обратно. Дальше разговаривать астробиолог не намерен.
Крис рассматривает планету в иллюминатор, в это время мимо него проходит девушка (Ольга Кизилова) и скрывается в морозильной камере, где лежит тело Гибаряна. Кельвин входит туда, но девушка исчезла. Крис вновь беседует со Снаутом, но тот не хочет разговаривать ни о девушке, ни о том, что вообще происходит. Крис продолжает смотреть видеопослание Гибаряна и видит ту же девушку на экране. Физиолог перед смертью говорит, что это не безумие, а что-то происходит с совестью. После Крис засыпает у себя в комнате, взяв на всякий случай пистолет. Складывается впечатление, что не люди исследуют планету, а она их.
Встреча с «женой»
Крис открывает глаза, и перед ним тоже видение. В кресле сидит его жена Хари (Наталья Бондарчук), которая покончила жизнь самоубийством десять лет назад после их семейной ссоры. Хари ложится рядом с ним в постель. Кельвин не понимает, что происходит, а «жена» ведет себя вполне естественно. Крис хочет выйти, оставив Хари в комнате, ему нужно работать. Но она напрашивается пойти с ним. Оба переодеваются в комбинезоны. Крис хочет избавиться от видения. Он сажает «жену» в ракету, закрывает ее там и производит запуск, при этом его охватывает пламя, Кельвин получает ожоги.

Снаут объясняет Крису, что это не настоящая Хари, и материализация его представления о ней. Все происходящее началось, когда ученые решили воздействовать на поверхность океана сильным пучком рентгеновских лучей. Видимо и океан произвел свою контратаку, прозондировал мозги людей и вынул некие островки памяти. Крис признается, что послан для подготовки отчета и ликвидации станции. Снаут в ответ предполагает, что вдруг им удалось выйти на долгожданный контакт с планетой. Кельвин отправляется спать, а когда просыпается, вновь видит в комнате Хари. Она раздевается и ложиться к нему в постель.
Рано утром Крис выходит из комнаты, заперев «жену», но та, не желая с ним расставаться, ломает дверь и ранит себе руки. Кельвин хочет обработать порезы, но они быстро исчезают. Звонит Снаут. Сарториус попросил всех собраться в лаборатории. Хари в истерике, она не понимает, что с ней происходит. Крис знакомит коллег со своей женой. Сарториус холоден и начинает объяснять, что «гости», которыми они называют видения, состоят из нестабильных нейтринов, а Хари один из «прекрасных экземпляров». Крис поправляет астробиолога и настаивает, что Хари его жена. Сарториус советует проверить ее кровь на анализ, результат может внести ясность в ситуацию. Он вообще считает, что гораздо гуманнее проводить эксперименты над этими «гостями», чем над земными кроликами.
В своей комнате Крис показывает Хари видео из своего детства, которое снимал отец. На кадрах видна и мать ученого. После просмотра Хари говорит, что эта женщина ее ненавидела. Крис возражает, ведь они познакомились уже после того как его мать умерла. Хари начинает задавать вопросы об их прежней жизни.
Ночью регенерация замедляется, и люди могут на некоторое время освободиться от «гостей». Снаут приходит к Кельвину и говорит, что у Сарториуса возникли новые идеи экспериментов. Они должны помочь избавиться от видений. Заодно Снаут приглашает коллегу завтра на свой день рождения. Хари спит, кибернетик удивляется, что она научилась спать. Он считает, что все это плохо кончится. Оказывается женщина не спала и слышала весь разговор. Крис уходит, но тут же возвращается и просит у Хари прощения. Океан все это время ведет себя необычно, его волны то оборачиваются в спирали, то «рисуют» на поверхности иные узоры.
Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!
Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно
Возвращение в реальность
«Жена» заводит с ученым откровенный разговор и пытается выяснить, откуда она взялась. Кельвин уходит от ответа. «Гостья» понимает, что она вовсе не настоящая жена, ведь она слышала разговор со Снаутом. Крис рассказал, как отравилась настоящая Хари. Он считает, что не любил ее по-настоящему и признается в любви нынешней «гостье». Вечером оба идут на день рождения к Снауту. Там находится Сарториус, а виновник торжества приходит только через полтора часа. Снаут пьян и рассуждает о том, что у человека нет никакой цели в завоевании космоса, это лишь желание расширить земное пространство. Сарториус возражает, — человек создан для познания. Тут же он обвиняет Криса в том, что тот бездельничает и занят только романом со своей мнимой женой.

На защиту Криса выступает Хари. Он, по ее мнению, единственный, кто в нечеловеческих условиях поступает по-человечески, потому что в нем говорит совесть. Сарториус прерывает ее, ведь кто она вообще такая? Механическое повторение, копия, матрица, но не человек. Хари обвиняет собеседника в жестокости и считает себя человеком, несмотря ни на что. Кельвин и Снаут выходят из библиотеки, продолжая рассуждения о человеке и его роли в мире. В библиотеке перед глазами Хари мелькают картины художников. Крис прерывает ее мысли наедине с собой.
Хари почти человек, она может принимать самостоятельные решения. Чувствуя, что своим существованием создает проблемы Кельвину, Хари выпивает жидкий кислород. Снаут предлагает не превращать научную проблему в альковную историю. Крис возвращает «гостью» к жизни. Происходит скандал, женщина считает, что она противна Хари в таком состоянии. Муж ее успокаивает, обещает остаться и жить с ней на станции.
Выйдя из своей комнаты, Крис произносит монолог и рассуждает о любви, что ее можно только чувствовать, а объяснить нельзя. Любишь обычно то, что боишься потерять. Возможно на станции они находятся для того, чтобы ощутить людей как повод для любви. Снаут видит, что у Криса жар. Келвин говорит, что Гибарян умер не от страха, а от стыда, именно это чувство должно спасти человечество. Крис у себя в комнате видит свою мать в молодости и начинает беседовать с ней, извиняясь за опоздание.
Объяснение концовки фильма «Солярис»
Крис просыпается после перенесенной болезни и ищет Хари. Снаут говорит, что ее больше нет и зачитывает записку, где Хари пишет, что сама попросила ученых ее аннигилировать, то есть уничтожить. Крис не понимает, за что океан их так мучает. Снаут говорит, что после того как на Солярис была отправлена энцефалограмма Кельвина океан успокоился, и «гости» перестали появляться на станции. На поверхности стали образовываться разные острова. Крис считает, что его миссия окончена, но он не хочет терять связь с океаном. В самой концовке фильма мы видим как Крис Кельвин вернулся домой. Отец выходит из дома и вместе с сыном они застывают в позе персонажей картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Камера берет крупный план. Мы видим, что дом стоит на одном из островов в океане планеты Солярис.

Сюжет объясняли многие критики и кинематографисты. Все сходится в одном. «Солярис» глубоко личное и философское кино. Все содержание фильма поднимает проблемы счастья, совести, стыда, любви. Океан пробуждает совесть человека, заставляет взглянуть на себя со стороны, признаться в ошибках. Только когда Крис осознает, что был не прав в отношениях с женой, невнимателен к матери, Океан оставляет его и экипаж в покое. В фильме затронута и проблема экологии. Много времени автор уделил показу природы. К тому же недаром в концовке на станции прорастает небольшой зеленый побег. Картина наполнена духовным смыслом, заставляет задуматься о самом себе и своем месте в мире.














