8 мин.

Сюжет фильма «Зеркало»

Советский режиссер Андрей Тарковский снял множество картин-шедевров, но вершиной его творчества многие признают фильм «Зеркало» 1974 года. О его съемках он задумался еще в 1960-е годы во время работы над «Андреем Рублевым». В «Зеркале» показаны разные события советской эпохи, которые перекликаются с биографией самого режиссера. Во многом это фильм о самом себе. В кинокартине отсутствует определенный линейный сюжет, в результате чего она негативно была воспринята критиками той поры сразу после премьеры. Прокат был сильно ограничен. Лишь спустя годы «Зеркало» получило всеобщее признание. Если вы хотите познакомиться с биографией Тарковского, то этот фильм обязателен к просмотру.

Главное о фильме «Зеркало»

  • Дата выхода: 1974 год.

  • Жанр: драма, автобиография.

  • Режиссер: Андрей Тарковский.

  • Актеры: Маргарита Терехова.

  • Где смотреть: на «Кинопоиске».

  • О чем фильм: философская драма о жизни человека, его воспоминаниях, взаимоотношениях с семьей и поисках смысла.

Сюжет фильма «Курьер»

Притча

Мальчик Игнат (Игнат Данильцев) включает телевизор. Там идет показ программы, в которой врач задает вопросы сильно заикающемуся подростку. Она проводит с ним небольшой сеанс гипноза, просит сосредоточиться, перевести все напряжение на руки и на счет «три» громко и четко произнести фразу «Я могу говорить!». Следом события переносятся в 1930-е годы в одну из деревень, где на простом заборе из двух поперечных жердей сидит женщина Мария (Маргарита Терехова). Мимо проходит мужчина (Анатолий Солоницын), который ищет дорогу на Томшино. Он вступает в диалог, задает несколько вопросов, говорит, что он доктор и хочет проверить пульс. Мужчина пытается сесть рядом, но жердь подламывается, и оба оказываются на траве. Доктор начинает философствовать, завидуя растениям, ведь у них нет той суеты, что сопровождает людей. Затем, уходя, приглашает женщину посетить Томшино. Вечером в деревне начинается пожар. Горит один из сеновалов. Мария живет с сыном Алексеем, который просыпается утром и произносит слово «папа».

Пересказ сюжета продолжается в 1970-х годах, куда автор переносит зрителей. Телефонный звонок в квартире. Взрослый Алексей (голос за кадром Иннокентия Смоктуновского) разговаривает с матерью (Мария Вишнякова). Он рассказывает странный сон, в котором он видел отца (Олег Янковский), тот помогал мыть голову маме. Далее он уточняет, в каком году от них ушел отец и произошел пожар. Мама говорит, что сегодня в семь утра умерла Лиза (Алла Демидова), ее бывшая коллега по работе в типографии. Алексей просит у матери прощения, если он виноват перед ней, но в ответ раздаются гудки.

Вновь прошлое. Мария в сильную грозу бежит к себе на работу в типографию. Она уверена, что при наборе текста была допущена опечатка. Важно ее исправить, ведь издание очень важное. Стажерка зовет Елизавету Павловну, нужно смотреть гранки. Женщины идут в печатный цех. Тут же директор типографии (Николай Гринько) тоже хочет проверить возможную оплошность, но Мария не дает ему это сделать. Выясняется, что никакой опечатки не было. Маша плачет в кабинете скорее от радости, говорит Лизе, что будто своими глазами видела ошибку в слове. Заходит директор и приносит спирт для успокоения. Лиза тут же говорит, что ее подруга похожа на одну из героинь романа Федора Достоевского «Бесы» Марию Тимофеевну Лебядкину и затем обвиняет ее в эгоизме. Муж, по словам Лизы, должен был бросить ее гораздо раньше. Маша уходит и просит оставить ее в покое.

Взрослый Алексей разговаривает со своей женой. Он всегда говорил ей, что она напоминает ему мать даже внешне. «Видимо, поэтому мы и разошлись» – отвечает супруга. Она упрекает мужа в эгоизме и в том, что они практически никогда не могли по-человечески разговаривать. По мнению Алексея, причина в том, что его воспитывали женщины. В завершении беседы Мария просит, чтобы их сын Игнат неделю пожил у мужа, так как в их квартире ремонт.

Игнат учит испанский. В окружении Марии друзья из Испании, они рассказывают разные истории, в том числе, о событиях Гражданской войны в их стране, все это сопровождается кадрами кинохроники. Известно, что в ту пору многих испанских детей принял Советский Союз и не все после вернулись на родину.

Игнат в доме отца листает книгу по изобразительному искусству с картинами и фресками художников. Мать уходит, роняет сумку, и мальчик помогает ей собрать мелкие вещи и монеты. Игната бьет током, он говорит, что будто однажды уже испытывал такие ощущения, собирая деньги. Мария советует мальчику не фантазировать и все прибрать. Вскоре должна прийти свекровь Мария Николаевна. Вдруг Игнат оказывается будто в том же пространстве, но совсем с другими людьми. За чайным столом сидит женщина (Татьяна Огородникова). Она просит мальчика достать с полки тетрадь и прочитать, что там написано. В тетради строки из письма Пушкина Чаадаеву. В это время раздается звонок в дверь. Игнат открывает. На пороге его бабушка Мария Николаевна, которая будто не узнает внука, считает, что не туда попала и уходит. Странная женщина исчезает, так же как и испарина на столе от чашки чая.

Телефонный звонок. Игнат снимает трубку и слышит голос отца. Тот спрашивает, чем сын занимается, не приходила ли бабушка и советует завести друзей, ведь в его годы отец уже влюблялся, и было это во время войны. Воспоминания переходят на экран, где подростки, включая Алексея, тренируют стрельбу под руководством военрука (Юрий Назаров). Вдруг кто-то из мальчишек бросает гранату. Военрук накрывает ее своим телом. К счастью, она оказывается учебной. Следуют кадры кинохроники. Великая отечественная война, поверженный Берлин, салют Победы, взрыв атомной бомбы в Японии, события на острове Даманский. Алексей в детстве листает книгу по изобразительному искусству на улице. Сестра Марина обещает рассказать взрослым, что он украл эту книгу. Детей зовет в дом мужской голос. Отец вернулся с фронта, и спустя долгие годы семья собралась вместе.

Вновь 1970-е годы. Взрослый Алексей предлагает жене оставить сына Игната у себя мотивируя тем, что ей самой станет легче. Но когда отец рассказывает об этом сыну, тот категорически отказывается остаться. Мария листает фотографии и признает, что похожа на мать мужа. Но Алексей на этот раз возражает и говорит, что между ними нет ничего общего. За Марией ухаживает мужчина, она рассуждает вслух, выходить за него замуж или нет. Алексей пытается выяснить, что это за человек, задавая саркастические вопросы. Жена упрекает его в том, что он несколько дней не звонил своей матери, хотя она заболела после смерти Лизы.

Алексей начинает вспоминать дом деда, к котором он родился. Этот дом ему постоянно снится. Во сне он пытается войти в него, но каждый раз возникают препятствия. Обычно Алексей начинает тосковать, если этот сон долго не снится и не дает ему почувствовать себя ребенком, когда все еще впереди, и все возможно. Вновь события многолетней давности. Алексей с мамой во время войны идут в деревню продать сережки, чтобы заработать денег. Хозяйка дома Надежда Петровна (Лариса Тарковская) привечает их и предлагает остаться, пока не придет муж, доктор Дмитрий Иванович, тем более деньги у него. На ужин Надежда хочет зарубить петуха, но сама этого сделать не может и предлагает Марии. Она поначалу отказывается, но затем решается. После этого забирает сережки и уходит с сыном.

Объяснение концовки фильма «Зеркало»

Взрослый Алексей сильно заболевает. Он лежит прикованный к постели, рассуждает сам с собой и говорит с воображаемыми собеседниками. Те советуют ему подумать о матери, на что он отвечает, что все в итоге образуется. В далеком-далеком прошлом его мать и отец лежат на лугу и мечтают о будущем, как у них родится ребенок. Отец спрашивает, кого бы хотела жена, мальчика или девочку? Ответа нет, но в это время бабушка ведет по лугу обоих маленьких детей.

Многие считают фильм «Зеркало» автобиографией Андрея Тарковского. Содержание сюжета действительно завязано на его воспоминаниях и отсылках к прошлому его семьи. Но правильнее всего идею сформулировал сам автор, это рассказ не о себе, а о своих чувствах по отношению к близким и взаимоотношениях с ними. Практически каждый из нас в определенные годы задумывается о своих поступках по отношению не только к родным, но окружающим вообще. Сюжет фильма объясняет, что происходит рефлексия – «насколько правильно я поступал, и где совершал ошибки». Все эти свои переживания и передал автор на экране. Тарковский говорит о самом личном и самом интимном, считая кино именно тем искусством, которое способно донести это больше и точнее всего.

Дата выхода «Милосердие»

Сюжет фильма «Легенда №17»