7 мин.

Сюжет фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Кинокартина «Мой друг Иван Лапшин» режиссера Алексея Германа считается одной из самых главных и важных в творчестве художника. Он снял ее в 1984 году на киностудии «Ленфильм» по мотивам повести своего отца Юрия Германа «Лапшин». Сценарий написал драматург и прозаик Эдуард Володарский. Съемкам предшествовала огромная работа по воссозданию атмосферы 1930-х годов, долго корректировали сценарий и искали натуру. Фильм неоднозначно был воспринят критикой и зрителями. Некоторые называли происходящее на экране хаосом, другие хвалили как раз за подлинность переданного времени. Сегодня фильм «Мой друг Иван Лапшин» входит в число классических произведений советского кинематографа.

Главное о фильме «Мой друг Иван Лапшин»

  • Дата выхода: 1984 год.

  • Жанр: драма.

  • Режиссер: Алексей Герман.

  • Актеры: Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Нина Русланова.

  • Где смотреть: на «Кинопоиске».

  • О чем фильм: история о жизни и работе милиционера в послевоенной России с элементами криминальной драмы и философских размышлений о человеческих судьбах.

Сюжет фильма «Легенда №17»

Однажды в Унчанске

Фильм начинается с повествования одного из современников о своих детских воспоминаниях из 1930-х годов, голосах присутствующих, запах сигаретного дыма, общим стремлением людей созидать и делать все сообща. Закадровый голос начинает пересказ событий с предупреждения, что его повествование будет печальным, и это своеобразное объяснение в любви к тем людям, рядом с которыми прошло его детство. Авторы переносят нас в коммунальную квартиру, где живет Занадворов (Александр Филиппенко), отец рассказчика. Тут собрались друзья отметить 40-летие начальника уголовного розыска Ивана Лапшина (Андрей Болтнев). Зима 1935 года, идут разговоры о возможной войне, о повседневных проблемах, звучат шутки, идет репетиция номера самодеятельности.

На следующий день Лапшин, Занадворов и Вася Окошкин (Алексей Жарков) отправляются на работу. По пути они встречаются с работниками местного театра. Одна из них спрашивает, нет ли в уголовном розыске проституток. Ей нужно продумать образ, поскольку в предстоящем спектакле предстоит сыграть соответствующую роль. Так начинается знакомство Лапшина с актрисой Наташей Адашовой (Нина Русланова). Он приглашает ее к себе в кабинет где организует встречу с настоящей проституткой. Короткая репетиция заканчивается небольшим скандалом.

Между тем на работе продолжаются будни. Уголовный розыск занят поимкой некоего Соловьева (Юрий Помогаев), главаря местной банды, которая совершает убийства насколько жестокие, настолько же и бессмысленные. Лапшин хорошо знает Соловьева, поскольку однажды уже арестовывал его. Преступление бандит совершил в Туркестане, получил высшую меру наказания, но смог сбежать и теперь орудует в Унчанске. Уголовный розыск смог помочь театру дровами, за что Лапшин получает благодарность, в том числе, от Наташи, которая приглашает его выпить вместе с коллегами пива со жженым сахаром.

Начальник УГРО заходит в театр, где встречается со своим хорошим знакомым писателем и журналистом Ханиным (Андрей Миронов). Ханин рассказывает, что был на Алдане и предлагает Ивану отправиться с ним туда, где живут удивительные люди. Тут же журналист рассказывает, что совсем недавно у него от дифтерии и последующего паралича сердца умерла жена Лика. Трагическую новость он легко и непринужденно сообщает и подошедшей Наташе, которая в ужасе вскрикивает.

После вечеринки в театре Лапшин уезжает вместе с Ханиным и Наташей на своем трехколесном мотоцикле. По дороге они решили подшутить над Окошкиным, главная роль в розыгрыше отведена Адашовой. Он флиртует с девушками, а в это время подходит Наташа и говорит, что Вася ее муж, и у них двое детей. Окошкин убегает, а после Наташа просит Ханина признать, что она все может.

Внешнее спокойствие и наигранность Ханина на самом деле маска. Он тяжело переживает утрату жены. Оставшись ночевать в комнате Лапшина, он берет его пистолет и пытается покончить жизнь самоубийством, но в итоге делает случайный выстрел. Иван, не говоря ни слова, забирает пистолет и просит хозяйку квартиры Патрикеевну (Зинаида Адамович) налить журналисту суп. Лапшин утром берет Ханина на работу ловить преступников. Возвращается Окошкин. Он пьян и зол на Лапшина, ведь тот приводил эту артистку в управление. На самом деле Вася давно мечтает жениться и съехать с коммунальной квартиры.

На следующий день Лапшин с коллегами допрашивает подозреваемого по делу Соловьева в присутствии Ханина, который быстро уходит. Наташа пригласила двоих друзей к себе на обед, где Ханин подшучивает над ней. У Лапшина периодически случаются приступы. Они — последствия контузии времен Гражданской войны. Тем временем в театре премьера спектакля с современным содержанием сюжета, которая проходит неудачно особенно для Наташи. После спектакля она сразу уходит домой. Иван отправляется к ней и лезет по лестнице через окно, чтобы не разбудить соседей. Лапшин начинает целовать Наташу. В ответ она говорит ему, что давно любит Ханина, и многие из ее коллег об этом знают. Иван уходит, как и пришел, по лестнице. Окошкин сообщает друзьям о скорой свадьбе и съезжает с коммунальной квартиры.

Прошла зима. В марте Лапшин выезжает на задание. С ним едет Ханин. В одном из бараков находится банда Соловьева. Милиционеры врываются туда, начинается стрельба и задержания. Ханин в это время на задворках. Он видит человека и просит его остановиться, но тот никак не реагирует. Журналист начинает его преследовать. Человек останавливается, подходит к Ханину и бьет его ножом в живот. Оказывается, это и есть Соловьев. Тяжело раненного журналиста везут в больницу. Главаря банды пытаются найти по горячим следам. Он обнаружен неподалеку от бараков. Лапшин сам отправляется его брать. Соловьев выходит из укрытия и просит пощады, но Иван стреляет в него и убивает.

Объяснение концовки фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Весна вступила в свои права. Концовка фильма начинается с того, что Ханин выписался из больницы и уезжает в Москву. Иван и Наташа провожают его на теплоход. Он упрекает Лапшина в том, что тот не сказал ему о своих чувствах к актрисе. Все могло быть по-другому. Наташа просит Ханина взять ее с собой, но понимает, что это бесполезно. В самом конце фильма происходит диалог Наташи и Лапшина. Видно, что она готова возобновить отношения, но Иван непреклонен. Он согласен видеться и не более. Наташа называет его счастливым человеком: «у меня Ханин, у Ханина Лика, а вам хоть бы что». Дома Лапшина ждет сюрприз. Вернулся Окошкин, который устал от жизни с женой и тещей: «рубят» они его на куски. Жизнь возвращается на круги своя, будто не было ни Ханина, ни Адашовой.

Наташа называет Лапшина сделанным из железа. И это хорошо для его профессии, где нужно обладать твердым характером и силой воли. Но для личной жизни, а тем более отношений с женщинами, железо далеко не самый лучший металл. Да и металл тут вовсе не нужен. Сюжет объясняет, что если у Ивана и есть чувства к Наташе, то после того, как она призналась, что любит Ханина, они исчезли. Вряд ли герои будут в дальнейшем даже видеться, тем более Иван уезжает на переподготовку.

Мы видим любовный треугольник, но сам Алексей Герман говорит, что главное для него не этот сюжет и не детективная история. Он ставил перед собой задачу как можно более точно передать эпоху своего детства. С этим его точно удалось справиться, поскольку с первых минут картины зритель будто оказывается в том же самом пространстве, что и главные герои фильма.

Сюжет фильма «Курьер»

Сюжет фильма «Зеркало»