7 мин.

Сюжет фильма «Сталкер»

Художественный фильм «Сталкер» Андрея Тарковского был снят в 1979 году и стал одной из поздних работ в творчестве режиссера. В содержание сюжета легла повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Съемки дались сложно, долго пришлось искать натуру. Изначально предполагалось снимать в Таджикистане, но там произошло землетрясение. В итоге натура была найдена в Эстонии. «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале вне конкурсной программы и был удостоен специального приза. Картина считается одной из лучших не только в советском кинематографе, но и мировом.

Главное о фильме «Сталкер»

  • Дата выхода: 25 мая 1979 года.

  • Жанр: фантастика, драма.

  • Режиссер: Андрей Тарковский.

  • Актеры: Алиса Фрейндлих, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько.

  • Где смотреть: на «Кинопоиске».

  • О чем фильм: путешествие трех людей в запретную Зону, где исполняются самые сокровенные желания.

Сюжет фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Зона в нас, или мы в Зоне

Пересказ событий начинается с цитаты из интервью Нобелевского лауреата профессора Уоллеса, в котором он говорит про так называемую Зону, предположительно образовавшуюся после падения на Землю большого метеорита. Туда были направлены войска, чтобы уничтожить образование, но они пропали. После было принято решение окружить Зону колючей проволокой и постами полиции. Место стало мистическим, о нем ходят легенды. Одни в них верят, другие считают порождением большого воображения. Говорят, что в Зоне существует некая Комната, войдя в которую можно исполнить любое, самое заветное желание. Но как туда попасть?

Оказывается, существуют специальные проводники. Один из них — Сталкер, роль которого исполнил Александр Кайдановский. Он живет с женой (Алиса Фрейндлих) и дочерью (Наташа Абрамова). В фильме ни у кого нет имен и фамилий. Семья существует на грани нищеты и еле сводит концы с концами. Единственный источник заработка Сталкера — организация небольших экспедиций в Зону. Желающие туда попасть по разным причинам находятся постоянно. Сталкеру предстоит очередной поход, но сборы заканчиваются ссорой с женой, которая понимает всю опасность подобной «работы».

Рано утром Сталкер встречается с Писателем (Анатолий Солоницын) и некой девушкой, которая тоже стремится проникнуть в Зону. Однако проводник просто грубо посылает ее и упрекает Писателя, что тот уже с утра успел выпить. Оба в кафе встречаются с Профессором (Николай Гринько). Он тоже заплатил Сталкеру за предстоящий поход. Троица садится в автомобиль и отправляется к границе Зоны, которая тщательно охраняется. Сталкер с Писателем и Профессором пересаживаются в дрезину. Полиция обнаружила их и открыла огонь. Сталкер предупреждает, что в случае ранения не нужно паниковать, иначе их убьют. В итоге удается миновать кордон и проникнуть в Зону.

До этих пор все события в фильме проходили в черно-белой интерпретации или монохроме. В Зоне картинка становится цветной. Сталкер восхищается Зоной, здесь все чисто, тихо и красиво. Двое других путников чувствуют себя неуютно. Профессор сообщает, что Сталкер несколько раз сидел в тюрьме, а его дочь мутант и у нее нет ног. Ранее в Зону людей водил некий Учитель, которого впоследствии стали называть Дикобразом. Произошло это после того, как один раз он вернулся из Зоны, стал немыслимо богатым, но через неделю повесился.

Оказывается, что искомая Комната находится менее чем в полукилометре от путников и дойти до нее дело нескольких минут. Сталкер говорит, что до нее нужно идти окружным путем, поскольку короткий маршрут наиболее опасен. Писатель относится к предупреждению Сталкера скептически и отправляется прямиком в Комнату, но через некоторое время возвращается, поскольку некий таинственный голос приказал ему остановиться. Путь в обход тоже опасен, Сталкер говорит, что Зона это система разных ловушек и все они смертельны. Ловушки появляются, когда сюда проникает человек. Они меняются местами, на месте старых возникают новые. Некоторые люди гибли в этих ловушках, когда до цели оставалось совсем немного. Неким голосом Зона предупредила Писателя, хотя обычно этого не происходит.

Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!

Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно 

Профессор сомневается в целесообразности идти дальше. Он готов подождать Сталкера и Писателя, когда они вернутся, но проводник говорит, что это невозможно. Из Зоны нельзя вернуться тем путем, по которому в нее пришли. Путники сталкиваются с несколькими аномальными явлениями. Писатель начинает верить Сталкеру и следовать его указаниям. Наконец, всех ловушек удалось избежать, включая самую трудную — «Мясорубку». Перед Комнатой Сталкер объясняет, что она просто так желания не исполняет. Человек должен не только вспомнить свое прошлое, но также поверить силу Комнаты.

Писатель во многом циник, он зол на себя и чуть ли не на все человечество, особенно достается в его высказываниях Профессору. В Комнату он идет за вдохновением, но, дойдя до нее, отказывается загадывать желание. Он считает, что никто не может полностью понять и признать свои самые заветные мечты и желания, поэтому Комната ничем не поможет. Исполниться может вовсе не то, что человек произнесет вслух, а то, что сидит у него внутри, его потаенные мысли.

В отношении Профессора выясняется, что это уже не первый его поход к Комнате. Пару десятков лет назад после образования Зоны он уже приходил сюда с другой экспедицией со своими коллегами с целью взорвать это место с помощью атомной бомбы мощностью в двадцать килотонн. Ведь если Комната исполняет все желания, то и самые скверные. Однако взрыв мог уничтожить всю местность вокруг, поэтому от идеи отказались, но бомба находится совсем рядом в отдельном здании. Теперь Профессор твердо уверен, что Комнату нужно уничтожить, иначе человечеству может грозить гибель. К тому же он хочет отомстить одному из своих бывших друзей, с которым прятал бомбу.

Писатель высказывает сомнения в том, что Комната вообще может исполнять желания, ведь нет ни одного доказательства. Сталкер говорит профессору, что Комнату уничтожать нельзя ни в коем случае, иначе люди потеряют надежду. Именно за этим они и ходят в Зону. В итоге Профессор разбирает «начинку» атомной бомбы и выбрасывает ее. В Комнату так никто и не вошел, все трое возвращаются назад.

Объяснение концовки фильма «Сталкер»

По возвращению трое путников вновь заходят в то же кафе, что и в начале фильма, который переходит в черно-белый формат. Там же появляется жена Сталкера и зовет его пойти домой. Сталкер разочарован. Он ложится на постель и в слезах говорит жене, что в людях не осталось веры ни для похода в Зону, ни в жизни вообще. Орган, который за нее отвечал атрофирован за ненадобностью. Он отказывается вводить в людей в Зону. Жена предлагает сводить туда ее, но Сталкер против, поскольку опасается, что и она утратила веру.

В заключение жена обращается к зрителю, говорит, что ее мама была против этого брака, а Сталкера еще до него все вокруг называли блаженным. Она прекрасно знала, что он «смертник, арестант и дети могут родиться неполноценными». Но все равно лучше «горькое счастье, чем серая, унылая жизнь».

Не только в концовке, но и на протяжении всего фильма его автор пытается донести мысль о том, что нужно верить и надеяться. Без этого он не представляет жизни. Тарковский прямо говорит, что объяснение сюжета сложно сформулировать вербально. Мы видим трагедию человека, который стремится верить и заразить этой верой других, но никому это оказывается не нужно. Тем самым побеждает материализм.

В то же время Профессор и Писатель хоть и не вошли в Комнату, но смогли заглянуть внутрь себя и ощутить что-то очень важное, то, после чего жизнь обретает смысл. О вере в фильме напоминают христианская символика и духовные мотивы, а также цитаты из Библии. Каждый для себя найдет в нем свои смыслы, в том числе и семейные ценности, о которых рассуждает в концовке жена Сталкера.

Сюжет фильма «Летят журавли»

Сюжет фильма «Дурак»