Игровой КультПросвет
Блог
Трибуна

Как фантастические произведения отражают эпоху

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.

Современная массовая культура породила множество фэнтезийных и фантастических вселенных с такой степенью проработки, что порой удивляешься вложенному труду. События во вселенной развиваются, на смену одним героям приходят другие, а таймлайн продолжает нещадное движение. Все как в реальной жизни.

Но фантастические произведения интересны еще и как культурное зеркало эпохи, в которую они были созданы. Так можно сказать о любом жанре или виде искусств, но все мистическое, сказочное, потустороннее (подбирайте какой угодно синоним), в отличие от других видов творчества, почти всегда были рядом с человеком. Более того, способность к фантазии и созданию какого-то другого мира – это вообще одна из причин, почему люди стали людьми.

Поэтому сегодня я хочу поговорить о том, как именно фантастика и все возможные ее формы, с одной стороны, являются хорошим культурным инструментом, который формирует человека и окружающую идейную действительность, а с другой стороны, сама является продуктом своей эпохи. О древних временах я скажу всего пару слов, а с подробностями начну от эпохи модерна, с того времени, когда фантастика как жанр начала принимать современный вид.

Былые времена

В фантастическом есть удивительное свойство отображать мысли, стереотипы, верования и основные установки того или иного общества. За примерами далеко ходить не надо. Фольклор в виде сказок, песен и сказаний любого народа повествует не только о вселенской любви, волшебных приключениях героев и битвах с монстрами. Это все лежит на поверхности. Любой специалист видит в этих неправдоподобных рассказах вполне реальные вещи вроде быта, географического окружения, традиций и ритуалов. Но главное – сквозь фольклор проступает менталитет народа и его образ мыслей. И как бы ни развивалась современная фантастика, как бы ни становилась общечеловеческой, пока еще сохраняется наследие и дух культуры, который свойственен конкретному автору, что написал то или иное произведение. Каким бы ни был людским достоянием «Властелин Колец», в нем сохраняется доминирование кельтских и немецких эпосов и фольклоров.

Германский фольклор сидит на мертвом общеевропейском фольклоре и общается с кельтским фольклором. Источник: vokrug.tv

Другой аспект фантастического в прошлом был заключен в функции познания мира. Сталкиваясь с неизвестными феноменами или представляя себе далекие дали, люди мифологизировали окружающее. И нельзя сказать, что это сильно поменялось сейчас. Единственное, что раньше с помощью фантастического объясняли какие-то природные явления, а сейчас этим же приемом пытаются заглянуть в будущее, найти ответы на вечные вопросы в настоящем и даже создать интеллектуальную безопасность, попытавшись объяснить происходящее в реальности принципами какого-нибудь художественного произведения. Как здесь не вспомнить мем про read another book и «Гарри Поттера».

Из чего состоит культурная парадигма. Источник: wordpress.com

О культурных эпохах

В гуманитарной науке существует понятие культурных парадигм. Это своего рода эпохи, имеющие ряд свойств, которые воплощаются прямо в культурных и социальных явлениях. Исторически их сложилось немало, но самые значимые для фантастики как самостоятельного жанра пришлись как раз на начало XX века и развиваются до сих пор. На этот промежуток тесным рядом уместилось три культурные парадигмы: модерн, постмодерн и метамодерн. И каждая обладает уникальным набором характеристик, которые одновременно отражаются в произведениях того времени и при этом сами формируются под влиянием различных явлений культуры.

  

Модернизм (с рубежа XIX по середину XX века)

Эпоха модернизма, главенствующая примерно с начала XX века и до середины 60-х годов, совпала с очередным промышленным скачком, двумя мировыми войнами и рядом революций. В таких условиях европейская культура начала искать некие абсолюты и Великое Дело, которому можно было посвятить себя, а при необходимости забрать чужую жизнь и отдать свою.

Для художественных жанров, в первую очередь для литературы, модерн характеризовался поиском великого нарратива и смысла человеческого существования, строгим делением на добро и зло, попыткой порвать с традицией, религией и высоким психологизмом. Как это ни странно, но почти все перечисленные признаки есть в эпическом произведении «дедушки» всего современного фэнтези – во «Властелине Колец» Дж. Р. Р. Толкина. Судите сами: добро и зло во вселенной четко разграничено. Никакой серой нравственности или меньшего зла. История третей эпохи Средиземья – это история нашего мира в строгом обрамлении морали, где ясно, кто есть кто. Разрыв с традицией представлен в виде угасающих эльфов и приходящим им на смену людям. А великий нарратив «Властелина Колец» близок библейской книге Откровения Иоанна Богослова с Армагеддоном и Царствием Небесным на земле. Нужно только победить антихриста, порождение Сатаны… то есть Саурона, наследника Мелькора. Кстати, на тему христианских мотивов «Властелина Колец» написано множество работ учеными-толкинистами, например, Патриком Карри и Полом Кохером.

«Страшный суд» фреска Микеланджело Буонарроти. Источник: wikipedia.org

Технический прогресс укрепил жанр научной фантастики, а новый виток общественной секуляризации (отчуждение церкви от социума) заставил человека посмотреть в небо, но не в поисках Бога, а в надежде покорить другие планеты. А вместе с этим появляется бесконечная вера в науку таких авторов, как Александр Беляев или Александр Богданов. Но в то же время звучат и первые опасения насчет безграничной пользы науки в произведениях того же Герберта Уэллса. Рождается первая социальная антиутопия «Мы» Евгения Замятина, критикующего веру в великий нарратив и оправдывающего жертву человеческой жизнью ради чего-то грандиозного.

Вместе с этим все та же фантастика модерна повлияла на становление новой эпохи. Последователи Толкина, Замятина, Уэллса не только черпали вдохновение, но и активно спорили со своими предшественниками. И в этом аспекте фантастика опять замечательно отражает следующую культурную парадигму, ибо одним из основных постулатов творцов постмодернизма стало отрицание модерна и попытка стать полной его противоположностью.

Постмодернизм (вторая половина XX века)

Чтобы понять различия модерна и постмодерна на практике, можно прочитать два романа одного автора, между которыми 11 лет. Я говорю о «Туманности Андромеды» и «Часе Быка» Ивана Ефремова. В первом мы видим модернистский высокий пафос и бесконечное стремление человеческого духа, во втором же романе перед нами предстает планета Торманс в ее карикатурной пародии на светлое общество будущего.

Оптимистическая фантастика вроде «Туманности Андромеды» была трендом 60-х годов. Все человечество устремило свои взгляды в космос. Но вскоре наступит разочарование 80-х. Источник: vokrug.tv

Выделить черты постмодернизма и легко, и сложно одновременно. Легко, потому что их много, да и сложно по той же причине, а от автора к автору они еще и колеблются. Плотным изучением постмодернизма еще только предстоит заняться, но это и немудрено – культурная эпоха только-только закончилась или заканчивается, а ее влияние мы до сих пор ощущаем. Но если все-таки выделить главное, я бы остановился на иронии, эклектичности, серой морали, отрицании модерна и великого нарратива. Ведь, по мнению философов-постмодернистов, как раз стремление построить утопичные общества на основе великой идеи и породило все катастрофы XX века.

В фантастической литературе главным жанром становятся различные антиутопии, книги-катастрофы и постапокалипсис. Конечно, сохраняется место и для традиционной научной фантастики, но она все меньше про светлое будущее. Даже фэнтезийные произведения становятся меньше похожими на сказку и все больше берут черт из реального мира. Появляется так называемое темное фэнтези, характерными примерами которого являются вселенные «Ведьмака» и «Песни Льда и Пламени».

«Терминатор» – пример того, что от будущего постмодерн ничего хорошего не ждал. Источник: vokrug.tv

Постмодернизм характерен еще и тем, что к литературе наконец-то подключается кино, а затем формируется и компьютерная индустрия, где фантастические сеттинги были довольно популярны. Благодаря новым техническим возможностям удается не только экранизировать классическую фантастику, но и создать самобытные вселенные. Кино, кстати, в отличие от литературы, все еще сохраняют модернистское деление на добро и зло. В большой степени из-за специфики искусства и большой массовости. Однако даже «Звездные войны» повествуют не о какой-то высокоразвитой цивилизации, которые так любили изображать модернисты, а о войне. Другие же фильмы, вроде «Терминатора», в своей мрачности, изображенной антиутопии дают фору многим литературным вещам такого же жанра. А как же чаяния о грядущем без войн и катастроф? Увы, но реальность и мышление второй половины XX века избавилось от эйфории после запуска человека в космос и сильно пессимизировалось, что и нашло отражение в культурных явлениях того времени.

Неудивительно, что одна из первых видеоигр Spacewar! была в космическом и фантастическом сеттинге. Источник: arstechnica.com

А вот развитие супергеройского комикса и кино – это отдельное проявление постмодернистской иронии. В сущности любая героика своего рода насмешка над великим нарративом и делением на добро и зло, превращающая высокие идеи в продукт массового потребления. И то, к чему эволюционировала, например, киновселенная Marvel – закономерный итог и пик принципов постмодерна. Отлично эту культурную парадигму и ее аспекты иллюстрирует комикс и фильмы «Дэдпул».

Метамодернизм (с середины нулевых по настоящее время)

В отличие от постмодернизма, который состоялся как противоположность и отрицание модернизма, метамодернизм во многом продолжил развивать характерные черты своего предшественника. На самом деле из-за этого сложно провести границу между постмодерном и метамодерном. Более того, ряд гуманитарных исследователей вообще отказываются признавать смену культурной парадигмы. Точное выделение признаков метамодерна – это дело будущего, когда проявится новая социокультурная реальность. Существует знаменитый манифест метамодерна, но он далек от научного выделения элементов и больше похож на поэтическое произведение. Однако зрелое зерно и чувство нынешней эпохи там есть.

Полный текст манифеста на русском языке: metamodernizm.ru

Сейчас я бы выделил несколько характерных черт метамодерна. Я говорю об отчуждении произведения от автора. Если постмодернизм ставил фигуру автора под сомнение, то метамодернизм отдает любое произведение реципиентам (воспринимающим), которые не только его интерпретируют по-своему, но и дополняют, развивают и улучшают. Хорошее подтверждение этому: несметное количество фанфиков по фантастическим романам и мирам, разборы и трактовки лора, бесконечное число модификаций, которые порой превосходят оригинал. Чего только стоит недавний «Архолос», сделанный на базе Готики 2 и расширяющий этот мир. Помимо этого, комьюнити напрямую участвует в создании и развитии своей любимой вселенной. Ведь распространение массовых коммуникаций построено так, что молчаливое большинство наконец заговорило, и особо чуткие авторы, разработчики, шоураннеры прислушиваются к мнению фанатов, делая их соучастниками создания. Подобного не было ни в одну из культурных эпох.

Иной немаловажный аспект, который принес метамодерн, – это победа массовой культуры над элитарной. Если раньше элитарная культура задавала тренды, являлась лицом эпохи и устанавливала векторы развития, а массовая следовала в фарватере, то теперь все отдано на откуп последней. Именно поэтому фантастика и фэнтези отлично себя чувствуют в последнее время. Являясь массовым продуктом, подобные жанры олицетворяют эпоху, а тиражируемость, узнаваемость и влияние на культуру у «Гарри Поттера» или «Звездных войн» гораздо больше, чем у книг Дэвида Фостера Уоллеса и фильмов Ларса фон Триера.

Кадр из фильма Ларса фон Триера «Догвилль» Источник: vokrug.tv

Нам с вами повезло жить в переломную эпоху, когда одна культурная парадигма сменяется другой. В таких условиях уловить актуальные свойства социокультурной реальности, а затем систематизировать их довольно трудно. Гуманитарная наука чаще всего любит говорить постфактум. Однако есть небольшой секрет, как уловить новые тенденции в культуре. Достаточно внимательно смотреть на яркие явления. И одним из таких явлений, безусловно, предстает фантастика и фэнтези во всех возможных проявлениях и технических воплощениях. Проводя небольшой анализ или деконструкцию, можно узнать много интересного и симптоматичного, причем за пару десятков лет до того, как великие умы вынесут окончательный приговор нашей культурной эпохе. Не только искусство, но и наука должна быть массовой!

Всем спасибо за прочтение, с вами был Игровой КультПросвет!

Подписывайтесь на мой канал. Там я рассказываю о культурологии, философии и литературе, иногда разбавляя их историей.

12 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Нормас.
+3
0
+3
Ответ Боба Фетт
Нормас.
Самая лучшая похвала)
+2
0
+2
Так я еще читал, что "Властелин колец" - это во многом книга о средневековом представлении и морали, добра и зла и картине мира. Отсюда кстати и взаимоотношения Сэма и Фродо, потому что у них связь слуга-господин. В фильмах Джексона это естественно попытались сгладить. Или те же объективно хорошие или объективное плохие расы. Арагорн - идеальный правитель по крови и праву престолонаследия.
+1
0
+1
Хорошее замечание. Это тоже отражает эпоху премодерна. Единственное, что речь не только о средневековье, а вообще о европейской культуре вплоть до социальных потрясений "долгого" XIX века. Аристократия по крови в Британии и во времена Толкина ценилась и противопоставлялась среднему классу и нуворишам. А образ слуги-хозяина в культуре Запада так прижился, что он есть даже в Бэтмене, а архетип дворецкого который создал ещё Диккенс, плотно вошёл в массовую культуру. Спасибо. Напомнили то, что можно было добавить в пост)
Опять же в пользу того, что "Властелин колец" – абсолютно модерновый проект, то что сам Толкин стремился создать уникальную англосакскую мифологию (не уверен, что он прям термин англосаксы использовал). Это так по модернистки – нашим усилиям подвластна даже история и мы в силах ее изменить.
+1
0
+1
Как будто киноэссе от кинопоиска посмотрел)
+1
0
+1
Ответ SeKToR
Как будто киноэссе от кинопоиска посмотрел)
можно набубнить этот пост в пердящий микрофон, пустить футажи от нейронки и будет вполне себе пародия в духе метамодерна на "Кинопоиск".

Но спасибо, приятно)
+1
0
+1
Интересный материал, спасибо!
Вот только хотелось бы сделать ремарку относительно романов Ивана Ефремова.
На мой взгляд, что «Туманность Андромеды», что «Час Быка» написаны в русле модерна: в первом романе Иван Антонович показывает общество коммунистического будущего, а во втором - путь альтернативный коммунизму, приведший к вырождению и разложению. В обоих этих романах есть, как мне кажется, чёткое разграничение плохого и хорошего, доброго и злого и упадническая эстетика «Часа Быка» всё же не позволяет отнести его к постмодерна.
Да, есть вполне обоснованные предложения, что Ефремов критиковал в ЧБ советскую действительность, из-за чего возникли проблемы с КГБ и цензурой, но это никак не отменяет коммунистические взгляды автора и сопутствующую им веру в науку, прогресс и светлое будущее
+1
0
+1
А можно для тех, кто не знает рассказать про мем "read another book и «Гарри Поттера»", пожалуйста.
Можно) Это пошло с реддита и твиттерных, которые все события вокруг объясняли "Гарри Поттером" или "1984". Отсюда появилось целое движение: read another book. Потом это расширили до мемов. Вроде: не называй себя либералом, если не прочёл теорию, и изображение семи книг "Гарри Поттера".
+1
0
+1
Интересный материал, спасибо! Вот только хотелось бы сделать ремарку относительно романов Ивана Ефремова. На мой взгляд, что «Туманность Андромеды», что «Час Быка» написаны в русле модерна: в первом романе Иван Антонович показывает общество коммунистического будущего, а во втором - путь альтернативный коммунизму, приведший к вырождению и разложению. В обоих этих романах есть, как мне кажется, чёткое разграничение плохого и хорошего, доброго и злого и упадническая эстетика «Часа Быка» всё же не позволяет отнести его к постмодерна. Да, есть вполне обоснованные предложения, что Ефремов критиковал в ЧБ советскую действительность, из-за чего возникли проблемы с КГБ и цензурой, но это никак не отменяет коммунистические взгляды автора и сопутствующую им веру в науку, прогресс и светлое будущее
Пожалуй, соглашусь. Скорее, упаднический дух Торманса похож на постмодернистский вайб, только иронии не хватает, но сам роман, безусловно, модерн.

Про КГБ — да, это известная история. Ходили слухи, что Андропов лично приказал изъять из библиотек книгу. Было и слушанье специальное ЦК КПСС, а после смерти Ефремова провели обыски в квартире и т. д. Что тут ещё сказать? Ефремов оказался прав. Он предвидел к чему всё это придёт. Торманс очень похож на дикий капитализм 90-х с олигархатом во главе.
А Ефремов всем коммунистам коммунист) Воообще, брежневский СССР критиковали и слева. Особенно, после конвергенции и детанта. Можно вспомнить Зиновьева, Кочетова и многих других.
+1
0
+1
Так я еще читал, что "Властелин колец" - это во многом книга о средневековом представлении и морали, добра и зла и картине мира. Отсюда кстати и взаимоотношения Сэма и Фродо, потому что у них связь слуга-господин. В фильмах Джексона это естественно попытались сгладить. Или те же объективно хорошие или объективное плохие расы. Арагорн - идеальный правитель по крови и праву престолонаследия.
Хорошее замечание. Это тоже отражает эпоху премодерна. Единственное, что речь не только о средневековье, а вообще о европейской культуре вплоть до социальных потрясений "долгого" XIX века.

Аристократия по крови в Британии и во времена Толкина ценилась и противопоставлялась среднему классу и нуворишам. А образ слуги-хозяина в культуре Запада так прижился, что он есть даже в Бэтмене, а архетип дворецкого который создал ещё Диккенс, плотно вошёл в массовую культуру.

Спасибо. Напомнили то, что можно было добавить в пост)
0
0
0
А можно для тех, кто не знает рассказать про мем "read another book и «Гарри Поттера»", пожалуйста.
0
0
0
Можно) Это пошло с реддита и твиттерных, которые все события вокруг объясняли "Гарри Поттером" или "1984". Отсюда появилось целое движение: read another book. Потом это расширили до мемов. Вроде: не называй себя либералом, если не прочёл теорию, и изображение семи книг "Гарри Поттера".
А. поняла) Да, занятно!
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий