Игровой КультПросвет
Блог
Трибуна

Культурологический разбор существ из Heroes 3. Часть первая

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Чем вдохновлялись разработчики, создавая бестиарий игры?

Всем привет! На связи Игровой КультПросвет. Совсем недавно мы говорили об отличиях нарратива в играх, кино и литературе и сравнивали мир «Готики» с поздним Средневековьем. А сегодня я хотел бы поговорить, пожалуй, о любимой моей игре – Heroes of Might and Magic III. Но разговор поведу не как фанат, а как культуролог.

Для меня одной из самых интересных вещей в игре был разнообразный зоопарк существ, любовно нарисованный и уникальный для каждого замка. Юнитов было так много, что запомнить всех я смог только после года плотной игры. Но в существах, кстати, кроется один из главных секретов Heroes of Might and Magic III – полнейший эклектизм стилей, в том числе подбор монстров для тех или иных замков. Я утверждаю, что New world computing, разработчики классических «Героев», одни из самых мощных визуальных дизайнеров в жанре эклектики.

Немного теории

Для справки: эклектизм – это направление в философии, искусстве и культуре, совокупность различных элементов, положений и теорий, которые на самом деле далеко не всегда гармоничны. Эклектика, особенно в философии, появилась давно, еще в Античное время, но главное распространение она получила в эпоху постмодернизма. Именно во второй половине XX века в моду вошло массовое сочетание в искусстве разнородных объектов и попытка их примирить. Знаковой эклектикой в архитектуре стал, например, Храм всех религий под Казанью.

Храм всех религий. Источник изображения: wikipedia.org

В литературе, пожалуй, самым известным примером эклектики может послужить роман Патрика Зюскинда «Парфюмер», где сочетаются элементы исторического романа, психологического триллера и мистики. Не сказать что всегда хорошо.

Но вы спросите: а при чем здесь существа из третьих «Героев»? Вот об этом и поговорим сегодня. У статьи будет три части, в них мы подробно пройдемся по каждому существу каждого замка и поговорим о его происхождении и месте в мировой культуре. А в конце третьей части опять вернемся к теории и, уже имея на руках опытный материал, посмотрим, что же такого эклектичного в «Героях».

Небольшой спойлер: автор этой статьи когда-то защищал свою работу «Элементы постмодерна в компьютерных играх» и в качестве иллюстрации эклектики как раз использовал сегодняшнюю игру. И последнее: все дальнейшие изображения из игры взяты с mightandmagic.fandom.com, а изображения объектов культуры с wikipedia.org.

Замок

Это самая неэклектичная фракция в игре. Ну здесь было сложно что-то придумать постмодернистского, а поэтому мы имеем типичное христианское феодальное королевство из Средневековья с арбалетчиками, монахами, копейщиками и рыцарями. Но о двух существах все-таки нужно рассказать.

Грифон

Грифон представляет собой голову орла и заднюю часть льва или львицы. В «Героях» это существо изображено достаточно в классическом виде. Именно Королевский грифон в бело-коричневом цвете чаще всего встречается на объектах материальной и духовной культуры. В этом образе довольно явный символизм: соединение добра и зла, небесного и земного. В мифах грифон также изображался противоречиво: он мог как помочь, так и убить случайного путника из-за своей прихоти.

Человек придумал Грифона очень давно. И это немудрено, концепция не слишком сложная: взять двух самых красивых и сильных животных и совместить в одно.

Символическая история Грифона начинается с Древнего Египта, где его отождествляли с властью фараона. В дальнейшем из Египта Грифон перекочевал в соседние страны – в Древнюю Грецию, Персию, – а впоследствии добрался даже до средневековой Армении и Грузии.

Но особое значение и распространение Грифон получил в средневековой Европе. Его считали символом божественной и королевской власти, а поэтому все кому не лень наносили это существо на родовой герб. Особенно его любили немцы и Восточная Европа. Грифона и сейчас можно встретить в геральдике, и даже в России. Например, на гербе Республики Алтай.

Ангел и Архангел

Ангелы берут свое начало из Библии и Ветхого Завета. Это не только христианское создание, но и иудейской и исламское. На иврите ангелов называют малахом, а на арабском – малаком. Само же слово Ангел – это греческая калька. А перевод у всех трех слов одинаковый – посланник.

Во время становления христианства и перехода его к монотеизму (единобожию) от многобожия, ангелов часто отождествляли с духами природы и мест. И только в дальнейшем ангелы превратились в слуг Господа. При этом средневековые теологи очень долго вели дебаты: чем же ангелы отличаются от человека, если они тоже божьи создания? В итоге сошлись на том, что эти существа (и их противоположность — демоны), в отличие от человека, обладают сверхъестественными силами, при этом не имеют свободы воли. Если ангел всегда добр, а демон зол, то человек сам принимает решение, какую ему сторону занять, и волен в своих поступках.

Изображение ангела Андрея Рублева

Архангелы по библейской мифологии являются высшими ангелами, однако не все так просто. В теологии существует целый раздел, который называется ангелологией. Там такое количество градаций и видов иерархий среди ангелов, что не всегда можно с точностью определить, на каком месте архангелы. Они точно выше ангелов, но есть еще серафимы, престолы, силы, херувимы и т.д. Всех интересующихся отправляю к книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».

В «Героях» эти существа изображены достаточно канонично. И даже по лору они в какой-то степени являются теми самыми посланниками. Главное, чтобы никто не прознал их истинную сущность о том, что во вселенной «Might and Magic» ангелы и архангелы – это киборги с другой планеты. Я не шучу.

Оплот

А вот здесь мы впервые столкнемся с уже упомянутой эклектикой. Разработчики ухитрились соединить в одно китайскую, кельтскую, немецкую и древнегреческую мифологию. Давайте разбираться, кто и откуда.

Кентавр

Про Кентавров или Центавров слышали все. Довольно популярное сказочное существо, пришедшее к нам из древнегреческой мифологии. Это получеловек, полуконь. Кстати, мы практически с точностью можем определить, как до такого существа додумались греки. Дело в том, что эллины очень долго не знали верховой езды, а поэтому, когда цивилизованные люди встретились с кочевыми варварами (с теми же скифами или таврами) на конях, то были сильно удивлены, приняв их за новый биологический вид. Потом недоразумение ушло, греки научились ездить на конях, но существо уже прописалось в мифологии.

Чаще всего кентавров изображали как диких существ, борющихся с людьми за ареал своего обитания. Но среди них были настоящие мудрецы и ученые. Самый известный среди кентавров – это Хирон, учитель и наставник Геракла. Удивительно, но характер племени кентавров из древнегреческих мифов хорошо показаны в «Гарри Поттере».

Хирон и Геракл

В «Героях» кентавры вполне себе каноничны изображены. Причем во второй части они с луком, а в третьей с копьем. Именно эти два оружия были излюбленными инструментами для убийств и охоты у прототипов из греческой мифологии.

Гном

Но это уже постоянные жители всех фэнтезийных миров, но создатели «Героев», вопреки всем канонам и традициям, засунули бедных бородачей в какой-то холм посреди леса.

Гномы к нам пришли из германо-скандинавской мифологии и особо не претерпели никаких изменений. Низкий рост, любовь к подземельям и боязнь солнца. Гномы – отличные кузнецы и мастера, создававшие артефакты для скандинавских богов. Про гномов вы и сами все знаете.

Гномы являются создателями молота Тора — Мьельнира

Но интересен другой момент, языковой. По-немецки гном звучит zwerg (цверг), а по-английски dwarf. А вот само слово «гном» пришло к нам из латыни и означает «подземный житель». Но в английском языке есть и другое слово, gnome, которое чаще всего переводят как карлик. Просто первое слово было родным для английского языка, а второе заимствовали из латыни. Это создает путаницу в играх вроде D&D или WoW, где карлики и гномы – это разные расы.

Эльф

На самом деле эльфы заслуживают отдельной статьи, потому что эти существа настолько разные от одной народной традиции к другой, что неплохо было бы написать систематизирующую монографию. Например, исследователи до сих спорят, кто у кого позаимствовал эльфов: немцы у кельтов или кельты у немцев. Дискуссии ведутся и о внешнем виде. Чаще всего древние народы эльфов представляли все-таки в виде крошечных крылатых созданий, что-то типа фей. А когда дело доходит до изучение скандинавских источников, там вообще кромешная тьма. Есть основание полагать, что альвы и цверги – это вообще одни и те же существа. Вот бы удивился Гимли или Леголас от такого заявления. Но, кстати, знаменитое деление на светлых и темных эльфов мы получили именно из «Старшей Эдды». Единственно, в чем представление сходится у всех, что эльфы – это духи природы, связанные с лесом или горами.

Современному же виду эльфов мы обязаны профессору Толкиену, который мало того, что хороший писатель, так еще активно занимался языками и фольклором европейских народов, а знания уже использовал под свои творческие нужды.

Эльф в представлении английского эпоса и мифологии

А в «Героях» эльфов как раз и изобразили по канону Толкина, то есть человекоподобными существами с длинными ушами, которые обычно живут в лесу.

Пегас

А что, если я вам скажу, что Пегас – это имя, а не вид? Пегас происходит из древнегреческой мифологии и довольно активно участвует в тех событиях. Однако этот крылатый конь – единственный в своем роде. Но персонаж оказался столь занимательным, что впоследствии его образ стали использовать повсюду, особенно в скульптуре и архитектуре. Сам конь символизирует жизнь и неоднократно мелькал в геральдике. Знаменитое Кахетинское царство (Грузия) имело герб с изображением крылатого коня.

В «Героях» бедный Пегас стал жертвой конвейера, но все же соответствует своей функции из мифа. Пегас был прежде всего ездовым животным, а поэтому его размноженные копии повторяют судьбу прототипа.

Дендроид

Само слово «дендроид» не имеет никакого отношенья к мифологии, это всего лишь название, сделанное по аналогии с андроид. То есть с древнегреческого его можно перевести как дерево-человек или подобный дереву. Другое дело, что похожее по свойствам существо, но под другими именами присутствует почти во всех мифологиях и фольклорах мира. Тут можно вспомнить и древнегреческих дриад, и славянских леших, и говорящие дубы кельтов.

В персидском эпосе «Шахнамэ» Александр (Искандер) Македонский общался с деревом

Однако именно образ ходячих деревьев почти не встречается в фольклоре и мифологии. Зато этот образ присутствует у Толкиена, который придумал энтов. И вполне понятно, чем вдохновлялись разработчики «Героев». Но почему же тогда они не назвали их энтами? Дело в авторском праве. Энты принадлежат наследникам Толкиена. Такая же история была с хафлингами (полуросликами) и хоббитами. Полуросликами своих существ можно называть, а вот хоббитами — ни-ни, только в разрезе вселенной «Властелина колец».

Единорог

Еще одно очень древнее создание в фольклоре и мифологии примерно у всех народов Европы и Азии. Исследователи считают, что Единорог пришел из Древней Индии в Вавилон, а затем двинулся дальше на Запад, в Египет и Грецию. В отличие от многих существ, есть вероятность, что за единорога принимали действительно существующих животных – либо носорога, либо антилопу орикс. Более того, единорог – это не всегда лошадь с рогом. Под таким названием фигурируют и олени, и коровы. Поэтому вплоть до XIX века единорога включали в бестиарии и работы по биологии в качестве реального существа.

Свой же образ белоснежного коня с рогом это животное получило во времена средневековой Европы. С ним связано огромное количество легенд и сказаний. Часто единорог ассоциировался с чистотой. По поверьям только молодая девственница могла его приручить. Подобное пошло еще с Древней Греции, где существо являлось спутником богини-девственницы Артемиды. Кстати, европейцы очень ценили рога единорогов, а наши далекие предки с Руси продавали им за баснословные деньги рога нарвалов.

Нарвал и его рог

Разработчики «Героев» решили далеко не уходить от классического образа и представили нам типичного единорога, как будто сошедшего со средневековой миниатюры. Вполне гармонично.

Дракон (китайский вариант)

Про Европейского дракона мы еще поговорим, когда дойдем до Темницы. А сейчас перед нами мастерская эклектика от New World Computing. Рецепт прост: берем китайского дракона с его усишками и фирменным прищуром и добавляем крылья, как у европейского.

На самом деле то, как оплотовские и драконы Темницы сделаны в игре, меня приводит в настоящий восторг. И дело не в визуальном стиле, а в посыле. В китайской мифологии дракон – это сугубо положительный персонаж, несущий светлую энергетику. Символ добра и благополучия. В Европе же в фольклоре дракон всегда ассоциировался со злом, а великие герои, например Беовульф или Георгий Победоносец, сражались с крылатой ящерицей. И New World Computing это умудрились передать! «Китаизированный» дракон сражается на стороне добра, а европейский вариант в виде красного и черного сражается на стороне зла. Браво!

Башня

А вот в зимнем замке New World Computing в эклектике превзошли сами себя. Судите сами: смешать существ из восточного фольклора с белоснежными пейзажами, разбавив это образами магов, созданных по подобию великого Мерлина. Да еще и музыкальную тему для города Пол Ромеро писал под впечатлением от русских композиторов Рахманинова и Прокофьева. Вот такая вот гремучая смесь, эта ваша Башня.

Здесь мы рассмотрим всех существ, кроме магов, потому что они довольно стандартные для фэнтези, а в основе их образа лежит уже упомянутый Мерлин из британского цикла легенд о Короле Артуре.

Гремлин

А начинаем мы с очень интересного существа. Гремлины – это порождение фольклора, но не какого-то там далекого и древнего, а вполне себе современного. Первые упоминания в культуре о них датированы началом XX века в англоязычных странах, причем в рядах военной авиации. Их часто выставляли виновниками внезапных поломок и аварий в механизмах и технике. Даже существовала целая серия пропагандистских плакатов, призывающих летчиков и механиков быть внимательными с опасными существами. Кстати, как раз на примере гремлинов мы можем проследить, как некоторые поверья определенных социальных групп сперва превращаются в суеверие всего общества, а потом входят в фольклор.

Но «всемирную славу» гремлины получили, конечно же, после выхода одноименного фильма Стивена Спилберга.

В «Героях» гремлины, как и по поверьям, связаны с механизмами. Они живут в доме, напоминающим большие часы с маятником. Удивительно, но американские летчики особенно верили, что зловредные гремлины обитают в наручных часах... Совпадение? Не думаю.

Горгулья

Вообще, если речь идет о статуях в готической архитектуре, то правильно писать гаргулья, но в самих «Героях» это существо названо горгульей. Имя происходит от латинского глагола gargouiller, что переводится как «булькать», «ворчать» или «бормотать». Изначально гаргульями называли водосточные желобки в готической архитектуре, которые при попадании воды издавали характерный звук. На первых порах их делали просто в виде каменных отступов, но с развитием средневековой архитектуры такой водосток принимает форму гротескных существ. Самым популярным изображением становится крылатая статуя монстра. Считалось, что они отпугивают злые силы от святых мест.

Водосточные гаргульи на Соборе Парижской Богоматери

С приходом эпохи романтизма и появлением готического романа статуям на церквях и ратушах фантазия автора стала придавать особые магические свойства. И здесь очень интересная вещь, которую заметил русский филолог Михаил Михайлович Бахтин. В Средневековье гаргульи считаются положительным существом и явлением, а с приходом нового рационального века их гротескность и непохожесть на реально существующих существ вызывает опаску и тревогу в социальном сознанье. Бахтин делает вывод, что дремучее Средневековье было гораздо терпимее к инаковости (если она была уместна), в том числе в культуре, чем Новое время с его протонаучным мировоззрением.

А из готического романа гаргульи хлынули уже и в массовую культуру. Пожалуй, самым известным произведением является американский мультсериал «Гаргульи» 1994 года.

В «Героях» довольно типичная для популярного искусства интерпретация гаргулей. Единственное, их сделали неразумными истуканами. Правда, почему тогда у них есть мораль?..

Голем

Отправляемся на Восток, в земли иудеев. Ведь голем – гость из еврейской мифологии. С иврита само слово переводится как аморфное или бесформенное. Встречается оно и в Ветхом Завете. Голем там обозначает незаконченную форму человека (Псалом 139:16).

Однако свой современный вид голем получил благодаря легенде об одном пражском раввине по имени Лев, который создал истукана из грязи и глины для работы и защиты еврейского народа от гонений. В то время евреи в большом количестве жили в Средневековой Европе, чаще всего в гетто, и подвергались различным притеснениям. Эта легенда своего рода о социальной справедливости, которую так искали дети Иакова. В массовую же культуру голем приходит в начале XX века через одноименный роман Густава Майринка, где он в остросюжетной форме и в современных ему реалиях пересказывает легенду.

В «Героях» голем соответствует всем канонам. Это истукан, сделанный из твердых материалов земли и оживленный магами.

Джин

Джины попали в «Герои» из арабской мифологии. Это в какой-то степени аналог европейских духов и привидений, которых человек не может воспринимать ни одним из своих органов чувств. С другой стороны, джинов можно отождествлять с демонами, так как в исламе случаи одержимости (подселение чужеродного создания в тело человека) связывают именно с этими существами.

Джин из сказок «Тысяча и одна ночь»

Джины бывают нескольких видов, в том числе женского пола. Их также называют гулями, и да, этот вид больше похож на гулей из «Ведьмака», чем на синих и воздушных существ из «Героев». А все потому, что гули по арабским преданиям – это духи, живущие на кладбищах и питающиеся мертвечиной. Также существуют ифриты (о них мы поговорим в другой раз, когда речь зайднт об Инферно) и малики. Последние – наш клиент, они представлены в виде воздушных или водяных духов, которые обладают мудростью, взвешенным рассудком и являются своего рода монархами всех джинов.

Нага

Остаемся на Востоке, но теперь перемещаемся в Индию. Слово Нага не особо замысловато и переводится с санскрита как змея. Сами индусы этим словом называют кобру. Наги – это полубожественная раса полулюдей, полузмей, которые в зависимости от своего желания могут принимать полноценный облик и рептилии, и человека. К людям они относятся нейтрально и могут выступать как союзниками, так и врагами. Основным противником наг является индийский бог Гаруда. Это божество имеет вид орла и человека; по сути, мы видим в мифологии отражение биологических противников, змей и птиц. Ещё стоит отметить, что это двуполое существо. Мужской вариант – Нага, а женский – Нагини.

Нага и Нагини в Бхубанешваре

В массовую культуру Наги пришли довольно поздно, в начале 90-х годов XX века, и попали туда исключительно из-за кризиса идей и поиска новых источников вдохновения в восточной мифологии. Самым известным литературным воплощением стала Нагайна из «Гарри Поттера» – любимая змея Волан-де-Морта.

Гиганты и Титаны

Эти ребята полностью пришли из древнегреческой мифологии. И Гиганты, и Титаны являются детьми Геи (Земли) и Урана (Неба). Больше всего известно про этих существ в связи с их сражением с богами-олимпийцами. В том кровавом замесе на стороне Гигантов и Титанов приняли участие всевозможные хтонические существа вроде сторуков и циклопов. В мифах сражение получило название гигантомахия. Более того, благодаря греческим поэтам мы знаем количество и титанов, и гигантов. Всего гигантов было 150 и до нас дошло 34 имени. А вот титанов было значительно меньше: шесть мальчиков и шесть девочек-титанид. И если гиганты — это такое ударное мясо, то титаны повлияли значительно на всю мифологию Греции. Хоть они погибли, но успели породить новое поколение богов (от своих кровосмесительных браков): Прометея, Гелиоса, муз-покровительниц искусства и других.

Фреска: падение гиганта

В «Героях» поступили эклектично. Дело в том, что титаны и гиганты проиграли в основном из-за зевсовых молний, которыми они крушил направо и налево огромные тела. А дизайнеры New world computing решили просто дать эти молнии самим гигантам и титанам. Но при этом образ получился отличным и узнаваемым: эти существа носят греческую одежду и шлемы, с которых считывается связь с древнегреческой мифологией.

А на сегодня я заканчиваю повествование и готовлю себя и вас к следующим частям, где мы уже рассмотрим «злые» и «нейтральные» замки. Написав этот материал, конечно, приходит понимание о том, что почти все упомянутые существа заслуживают отдельно статьи, ведь я ещё многое могу рассказать о каждом. Но это, наверное, будет душновато, а потому пока так. Всем спасибо за прочтение, с вами был Игровой КультПросвет!

Подписывайтесь на мой канал. Там я рассказываю о культурологии, философии и литературе, иногда разбавляя их историей.

4 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
ЭТО. ПРОСТО. ОЧЕНЬ. КРУТО
+5
0
+5
Это просто вау как интересно!

Как человек с магистратурой, связанной с культурологией, очень жду разборов Инферно и Крепости ака "болото" - там сплошная эклектика
+3
0
+3
Великолепная статья!
+2
0
+2
Это просто вау как интересно! Как человек с магистратурой, связанной с культурологией, очень жду разборов Инферно и Крепости ака "болото" - там сплошная эклектика
Всегда отдельно рад, когда читают коллеги. Инферно - невероятный. New world могли пойти по простому библейскому пути, но сделали что-то невероятное. Есть подозрение, что многое у них получилось случайно. В духе эклектики. Однако всё равно прекрасно.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий