Игровой КультПросвет
Блог
Трибуна

Разбираю «Готику» как культуролог. Сравнение игры с реальным Средневековьем

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Всем привет! На связи Игровой КультПросвет, я занимаюсь играми в культурологическом, нарративном и социокультурном плане. Я писал научные работы об элементах постмодерна в компьютерных играх, о типах новых героев в фильмах и компьютерных играх. Сегодня мы поговорим о социокультурных аспектах такой замечательной серии игр, как «Готика».

Первой и второй части уже более двадцати лет, но при этом «Готика» остается одной из самых популярных игр в жанре экшен-RPG, особенно в Восточной Европе и странах бывшего СССР. До сих пор выходит огромное количество модов, текстур-паков и патчей на баланс. Апогеем модерской деятельности стали «Хроники Миртаны: Архолос», сделанные поляками на профессиональном уровне с озвучкой и своей страницей в Steam.

Главное, за что полюбили и оригинал, и моды – это атмосфера и живость мира игры. И не последнюю роль сыграла оригинальность сеттинга, который только на первый взгляд напоминает типичное фэнтези западного образца.

Так получается, что ни одно выдуманное произведение, даже самое фантастичное, не создается в отрыве от реальности. В «Ведьмаке» мы найдем огромную долю западнославянской культуры, профессор Толкин создавал свой мир, вдохновляясь британским, кельтским и даже финским фольклором, а Джордж Мартин использовал реальные исторические события (например, война Алой и Белой Розы), давая им интерпретацию в своей вселенной.

И у создателей «Готики» Piranha Bytes был собственный источник вдохновения – немецкое Средневековье. Вот ведь неожиданность, что немцы делали игру про Германию! И я как раз хочу показать связь реального мира в виде материальной и духовной культуры, которая нашла воплощение в компьютерной игре. Сразу оговорюсь, что говорить я буду больше всего про вторую часть «Готики» и аддон Night of the Raven. «Готика 3» и дальнейшие игры серии, по моему мнению, двинулись по пути generic fantasy, теряя свою самобытность.

Период

Само название игры говорит о связи с готикой. В узком понимании этим термином обозначают период в средневековом искусстве, примерно с XI по XVI век, распространенный в Западной и Центральной Европе. В первую очередь готика известна своими соборами. Однако, кроме архитектуры, это направление включает в себя скульптуру, фрески, витражи и книжные миниатюры. И примеры перечисленного мы как раз увидим в игре.

Магдебургский собор — типичный пример готики в архитектуре. Источник изображения: wikipedia.org

По имеющимся свидетельствам в мире «Готики» мы можем попытаться определить эпоху, соответствующую реальности. Это начало позднего Средневековья, а конкретно XIV век.

Социальное устройство «Готики»

Многие игроки «Готики» просто обожают динамику статуса главного героя. Вот мы начинаем как бродяга, затем добываем первый свой доспех, поступаем в ученики к мастеру и становимся гражданином, а впоследствии уже примыкаем к одной из группировок Хориниса. Это отлично работает, потому что Piranha Bytes взяли за основу сословную систему средневековой Германии и органично вписали в сюжет и мир игры. Можно условно выстроить социальную иерархию, которая по большей части соответствует реальным сословиям средневековой Германии.

  • На самом дне социума в «Готике» находятся наемные работники с ферм, городская беднота, которые не имеют статуса горожан. Кто-то вроде Вино с фермы Лобарта или вышибала Мо.
  • Дальше идут мелкие бюргеры, обладающие какой-то профессией или занимающиеся ремеслом, торговцы на рынках, а также владельцы мелких ферм. Например, Боспер или Акил.
  • Уже к высокому сословию, к богатым бюргерам принадлежат граждане из верхнего квартала и крупные землевладельцы. Пример: Онар или Люттеро.
  • Высшим же сословием являются крупные чиновники и паладины короля, как представители благородных. В лоре «Готики» не была реализована наследственная знатность, но всяких баронов, герцогов и графов заменяют как раз воины Инноса.
  • Отдельным сословием выступают маги огня и маги воды, которые очень напоминают священнослужителей в Средневековье. У них есть власть, независимая хозяйственная деятельность (например, производство вина), право на сбор пожертвований и определенная свобода от государственной власти.

При этом между строк создатели «Готики» умудрились показать начало распада сословности и зарождение первых капиталистических отношений. Фермеры-арендаторы, нанимающие рабочих. Онара вообще можно считать протокапиталистом, который создал собственную корпоративную армию.

Еще в игре прослеживаются отношения между высшими и низшими сословиями. Тебя будут принимать за грязь, если ты не член какого-то значимого социального круга. При этом высшие сословия, несмотря на собственные разногласия, всегда готовы объединится против бунтовщиков из низшего сословия. Магов Огня не меньше волнует проблема наемников, чем паладинов.

В некоторых квестах и репликах встречаются социальные и классовые конфликты. Это мельком видно по поведению Лариуса, мэра Хориниса: он недоволен, что власть в городе забрали в свои руки паладины, представители короля. Дело в том, что этот конфликт очень актуален для средневековой Германии. Там существовали независимые города, которые противостояли власти курфюрстов и немецких князей. Они подчинялись не общему своду законов, а собственному праву Любекскому и Магдебургскому. А потому города укрывали у себя беглых крестьян, всячески боролись за свои права и вставляли палки в колеса местным князьям. Даже существовала пословица Stadtluft macht frei (Городской воздух делает свободным), ибо власть знати на город не распространялась. Становясь гражданином города, ты уходил из-под юрисдикции благородных сословий и обретал особый статус, где тебя могут судить только городские власти.

Германия в Позднее Средневековье представляла собой довольно рыхлое государственное образование с кучей княжеств, вольных городов и так далее. Объединение Германии начнется только в начале XIX века вокруг Пруссии. Источник изображения: wikipedia.org

Еще интересно в «Готике» показано получение городского гражданства. Чтобы Лотар перестал вас называть не гражданином, необходимо поступить в ученики к местным мастерам. Это старая традиция цехового ремесла, существовавшая в реальности. Конечно, все было намного сложнее: у одного мастера могли быть сотни учеников, они сами занимались реализацией продукции и так далее. Важно другое – «Готика» передала суть социальной лестницы, связанной с ученичеством, ведь если ты получал место в средневековом цехе, то мог точно сказать, что твоя жизнь сложилась.

Материальная культура «Готики»

При социокультурном анализе эпохи принято выделять два аспекта культуры: материальный и духовный. К первому относится любой продукт, сотворенный руками человека, то есть своего рода предметный мир. Духовная культура более категорична и включает в себя религию, философию, искусство, право и науку.

Оружие и броня

Я не большой спец по конкретным видам вооружения, но есть общие характерные черты, позволяющие нам определить эпоху «Готики». Большая распространенность арбалетов, но отсутствие ручного огнестрельного оружия. У паладинов в порту есть пороховые пушки, а сами войны Инноса одеты в полные латы. Как раз такое вооружение и доспехи использовались в XIV-XV веках. Другое дело, что в пешем строю латы носили редко, но лошадей в «Готике» нет скорее из-за сложности технической реализации, а не по каким-то другим причинам. На скриншоте ниже не только доспехи, но и типичная тележка (слева), в которую запрягали лошадей или быков.

Доспехи паладинов
Латы Густава I. Источник изображения: wikipedia.org

Еда и напитки

А вот здесь немцы из Piranha Bytes смогли воссоздать средневековую кухню того времени с учетом игровых условностей. Разве что про капусту забыли. Главные продукты в рацион той эпохи – это различные овощи вроде репы, редьки, моркови. Большой популярностью пользовались похлебки, в первую очередь овощные.

Бедное население редко употребляло мясо, в основном по праздникам. Мясо готовили путем целикового запекания животного, либо вялили окорок или набивали колбасу. Употребляли в основном свинину. И сейчас Германия является главным потребителем этого мяса в мире. В портовых городах была распространена рыба и рыбные супы. Их могли себе позволить даже бедные жители. Все перечисленное есть в «Готике» за редким исключением. Кстати, никакой картошки, что так популярна в немецкой кухне, ибо до ее завоза в Европу еще несколько веков.

Похлебка Теклы. Мне кажется, что я вижу морковь и капусту... Признайтесь, захотели. Источник изображения: gothic.fandom.com

Пили в основном пиво. Но не потому что любили разгульный образ жизни, а потому что была проблема с источниками чистой воды в городе. Пиво варилось совершенно разного градуса и позволяло очистить воду и не напиваться в будний день. Поэтому даже то, что в «Готике» чистая вода продается в бутылках у торговцев, вполне себе адекватно реальности.

Отдельного слова заслуживает вино. Принято считать, что в Германии нет виноделия из-за холодного климата. Это не так. Долина Рейна и Мозель (Мец, современная Франция) славится своим вином, особенно сортом Рислинг. И как в реальной жизни, где вино часто делалось в монастырях, в «Готике» центром производства вина является именно монастырь магов Огня.

Жилые дома

Источник изображения: wikipedia.org

Любой, даже несведущий в архитектуре человек, если посмотрит на дома в Хоринисе, сразу же узнает типичный немецкий каркасный дом. Они называются фахверк. Эти строения имеют древнюю историю, еще со времен Римской Империи. Но особое распространение подобные здания получили как раз во времена высокого и позднего Средневековья, в эпоху рассвета городов. Основа конструкции: каменный или деревянный нижний этаж, а затем каркасные стены, заполненные глиной с соломой или кирпичом-сырцом. При этом разработчики были настолько внимательны к мелочам, что в бедных районах сделали фахверк с деревянным основанием, а в богатых с каменным.

Красный фонарь в портовом квартале — пример фахверка с деревянным основанием. Источник изображения: gothic.fandom.com

Духовная культура «Готики»

Наука

По понятным причинам я не смогу рассказать о философии в «Готике», ибо трудов не завезли. Наука же (скидка на существование магии) в игре представлена алхимиком Игнацем, одним из магов Огня, которому по квесту нужно принести книгу по астрономии, и в каком-то смысле ученым является Ксардас. Ну еще маги воды, исследующие древнюю цивилизацию Яркендара. Как мы видим, вся научная деятельность сосредоточена в руках церкви Огня или Воды, а любую конкуренцию в этой сфере они принимают в штыки. Так, церковь очень интересуется, что за безумные эксперименты ставит Игнац, а Ксардас в своих изысканиях вообще покинул круг Огня и стал некромантом. Это напоминает дискурс позднего Средневековья, когда вся наука была в рамках схоластической традиции, тесно связанной с католической церковью, а любое инакомыслие преследовалось. И в «Готике» маги Воды и Огня пытаются сохранять монополию на научное (магическое) знание.

Религия

Религия в «Готике» кажется несколько оригинальной. Обычно в фэнтезийных RPG-играх мы имеем дело с многобожием (повелось еще с Dragon and Dungeons). Христианские же мотивы часто выражаются в образе одного из богов. Например, Всеотец из Disciples. Но в «Готике» получилось передать то самое средневековое мировоззрение христианской религии, хотя в игре троебожие.

Что я имею в виду? К позднему Средневековью христианская мысль несколько деградировала. С одной стороны, теология в рамках церкви застряла в схоластике, оставаясь внутри университетов и монастырей. С другой же, большинство верующих не хотело разбираться в сложных вопросах вроде сущности Троицы, идет ли Святой Дух от сына и отца или только от отца (Filioque) и так далее. Под влиянием народного язычества, гностиков и зарождающихся течений ереси, которые выстрелят в период Реформации, простые люди воспринимали мир через собственное христианство, а вернее, через дихотомию (противоположность) Добра и Зла. Вот есть добрый Бог, есть злой Бог (сатана). Между ними идет борьба, и человек должен примкнуть к одной из сторон. Надо сказать, что простые священники на местах также придерживались подобного мировоззрения. И если хотите узнать, о чем они примерно говорили в своих проповедях, послушайте речь Ватраса на городской площади.

В «Готике» мы видим подобные мотивы средневекового народного христианства в виде борьбы добра (Инноса) со злом (Белиаром), только к ним подключается еще третья сила (Аданос), сила равновесия, от которой уже веет восточными религиозными мотивами. Ну, это постмодерн, а вы как хотели?

Монастырь магов Огня. Источник изображения: gothic.fandom.com

Отдельно хочу еще упомянуть монастырь магов Огня. Мало того, что его архитектура напоминает готическую, так еще и внутренний распорядок и хозяйственная деятельность полностью скопирована с католических монашеских орденов Средних веков. Затворничество, послушание, тяжелый труд и маленькая надежда у послушника стать священником.

Искусство

В «Готике» искусство встречается нечасто. В основном мы видим архитектуру, о которой уже говорили. Есть витражи, скульптура и несколько картин. Но даже это представляет немалый интерес для понимания эпохи. Во-первых, скульптура. Дорожные алтари Инноса выполнены в духе резных готических аллегорий – нравоучительных скульптур, наглядно показывающих, к чему приводят пороки. Ими обычно украшали церковный интерьер.

Алтарь Инноса. Источник изображения: gothic.fandom.com
«Неразумные девы» Магдебургского собора Источник изображения: wikipedia.org

Во-вторых, витражи. Здесь разработчики не стали ничего придумывать и сделали абстрактное витражное стекло. В реальности же витражи почти всегда изображали какие-то библейские сюжеты.

Источник изображения: gothic.fandom.com

Наконец, живопись. А вот живопись не соответствует эпохе позднего Средневековья. На редких картинах из «Готики» мы видим четкие сюжеты, использование светотени и приемов уже художников Возрождения. Я бы даже сказал Северного Возрождения. Такую картину вполне мог написать Альбрехт Дюрер или Лукас Кранах, если бы верили в Инноса и читали лор «Готики».

Источник изображения: gothic.fandom.com

Законы

Законы в игре почти никак не соответствуют реальности. Во второй «Готике» любое правонарушение карается либо избиением, либо денежным штрафом. В средневековой Германии, в городах даже мелкие преступления влекли за собой смертную казнь, особенно если ты был бродягой без защиты своего сословия или цеха. Только знать еще могла надеяться на откуп от карательной системы. В этом плане первая «Готика» более соответствует реальности в аспектах права.

Пара слов об аддоне Ночь Ворона (Night of the Raven): мотивы колонизации Америки

Отдельный вайб создает дополнение Ночь Ворона, особенно его часть, связанная с исследованием древней цивилизации Яркендара, которая культурно уж очень сильно напоминает народы Мезоамерики. Впоследствии Piranha Bytes так полюбит всю эту тематику, связанную с американскими древними цивилизациями, пиратами и кораблями, что сделает целых две игры: второй и третий Risen. В «Ночь Ворона» была пока только проба пера. Здесь не нужно обладать особыми знаниями, чтобы узнать мотивы Инков, Майя и Ацтеков в архитектуре и материальной культуре Яркендара. А если еще и вспомнить, что оригинал второй «Готики» соответствует времени перед началом Эпохи Великих географических открытий (середина XV), становится еще интереснее.

Источник изображения: wikipedia.org
Каменный страж из Готики 2. Источник изображения: личные скриншоты

К колонизации Америки отсылает и лагерь пиратов, находящийся тут же. Пираты в истории человечества существовали всегда (и существуют до сих пор), но тот внешний вид, который имеют яркендарские пираты – это стереотипное изображение морских разбойников из Карибского Бассейна. Рассвет их деятельности как раз пришелся на эпоху освоения Америки и строительства первых колоний.

А еще к покорению Америки отсылает лагерь бандитов и их промышленная добыча золота. Ведь именно большое количество желтого металла у местного населения так поразило испанских конкистадоров. И когда вся эта масса золота хлынула в Европу, началась такая инфляция и обесценивание драгоценного металла, что экономики государств с трудом пережили подобное «вливание». Кстати, мне кажется, не зря Piranha Bytes дали бандитам преимущественно испанские имена, типа Карлос, Франко и Эстебан.

Источник изображения: gothic.fandom.com
Государственный заповедник Руины ацтеков. Источник изображения: wikipedia.org

Естественно, я рассказал далеко не обо всех социокультурных аспектах, которые были позаимствованы из реальной жизни. Тут нужно часовое видео записывать, а не писать статью :). Но я постарался взять главные и интересные аспекты и заодно показать, из чего примерно состоит социокультурный анализ реальной исторической эпохи.

Если материал зайдет, можем продолжить уже по другим играм или сериям, ибо в любом культурном продукте, коим является игра, всегда найдется что рассказать. Спасибо за прочтение! Буду рад любым вопросам по теме и не очень.

Подписывайтесь на мой канал. Там я рассказываю о культурологии, философии и литературе, иногда разбавляя их историей.

6 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Спасибо за такой дотошный разбор! Увидела у тебя на канале, что работаешь игровым сценаристом – очень хотелось бы почитать про твой личный опыт.

P.s. похлебка Теклы выглядит как гибрид холодца и оливье, про который забыли на месяц)
+2
0
+2
Замечал нечто подобное в Готике на уровне ощущений и неких познаний, но в статье настолько подробно все разобрано и с большим вниманием. Благодарю 🙏
Писал фанат Готики или....?
+2
0
+2
Спасибо за такой дотошный разбор! Увидела у тебя на канале, что работаешь игровым сценаристом – очень хотелось бы почитать про твой личный опыт. P.s. похлебка Теклы выглядит как гибрид холодца и оливье, про который забыли на месяц)
Спасибо, но не каждый холодец даёт +1 к силе.

Обязательно расскажу, но у меня мобилочки и казуальные игры. Впрочем, принципы схожи с серьёзными играми)
+1
0
+1
Как раз в последнее время залипаю в мобилки (причем самые примитивные). И постоянно думаю, как люди генерируют такие идеи, что у меня руки сами тянутся донатить!)
Ну вот, кстати, донаты и нарратив не связаны напрямую. Так говорят наши аналитики и маркетологи. Максимум сценаристы влияют на ретеншен. Злодеи, которые заставляют вас донатить — это геймдизайнеры и продюсеры.
+1
0
+1
Спасибо, но не каждый холодец даёт +1 к силе. Обязательно расскажу, но у меня мобилочки и казуальные игры. Впрочем, принципы схожи с серьёзными играми)
Как раз в последнее время залипаю в мобилки (причем самые примитивные). И постоянно думаю, как люди генерируют такие идеи, что у меня руки сами тянутся донатить!)
0
0
0
Замечал нечто подобное в Готике на уровне ощущений и неких познаний, но в статье настолько подробно все разобрано и с большим вниманием. Благодарю 🙏 Писал фанат Готики или....?
Спасибо за прочтение! Писал фанат гуманитарных наук, который случайным образом прошёл вторую Готику раз десять)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий