Не только симлиш и довахзул: как используют вымышленные языки в играх
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.
Конланг — именно этим термином обозначаются вымышленные языки из тех или иных произведений. В играх они появляются весьма часто и отличаются глубиной проработки. В некоторых случаях разработчики отнеслись к делу со всей серьезностью, а в других ситуациях ограничились набором букв, звуков и предложений. Нашлось место подобному и в видеоиграх. Рассмотрим самые яркие примеры подобного.
Симлиш из Sims
Пожалуй, самый известный пример игрового конланга — это симлиш из серии Sims. Его фундаментом стал английский, который дополнили заимствованиями из других языков и диалектов. Причем в качестве основы в разное время рассматривались малоизвестные для широкой аудитории языки, например, украинский, эстонский и язык навахо. Что-то из этого отверг геймдизайнер Уилл Райт, от другого отказались из-за славянских ассоциаций, а найти индейцев для озвучки оказалось невероятно сложно.
Поэтому разработчики просто доверились двум актерам, Стивену Керину и Джерри Лоулору. Они активно импровизировали, смешивая родной английский с заимствованиями из французского, латинского, финского, украинского, суахили и много другого. Упор делался не на правильном звучании, а на эмоциональность. В итоге актерский дуэт справился за полгода.
Создание бессмысленного и универсального средства коммуникации было желанием Уилла Райта. К тому же таким нехитрым образом студия решала проблемы с повторяемостью записанных реплик NPC и здорово сэкономила на локализации диалогов.
При этом с каждой новой частью конланг дорабатывали и улучшали. В The Sims Bustin’Out лексику полностью систематизировали, а грамматика обзавелась четкими правилами. Появился собственный словарь на более чем 4000 тысяч слов и фраз. Даже саундтрек игры записали на придуманном симлише. В 2011 году изменились некоторые слова и фонетические сочетания, которые стилизовали под древнеанглийский язык. Назвали все это чудо старо-симлийским языком.
Однако симлиш все еще остается лишь пародией на полноценные языки. В нем не хватает глубины проработки и сохраняется элемент случайности. Достаточно сказать то, что когда группа Depeche Mode перепевала собственные песни на симлише, они интерпретировали слова и звучание на свое усмотрение.
Драконий язык из The Elder Scrolls V: Skyrim
Драконий язык из The Elder Scrolls V: Skyrim также основан на английском языке. К его носителям относятся драуги, жрецы культа дракона и драконорожденные, которые могут спокойно читать древние слова, разбросанные по стенам пещер. Свое название он получил из-за легенды о том, что первые норды научились письменности у летающих ящеров. Также в среде фанатов языку дали собственное название — Довахзул.
Основную роль в появлении этого конланга сыграл ведущий дизайнер Bethesda Эмиль Пальяруло. Ему дали полную творческую свободу, за исключением одного требования: драконий язык должен легко интегрироваться в другие элементы игры. В итоге автор взял английский и смешал все древнегерманскими и скандинавскими мотивами.
Если сравнивать алфавит, синтаксис и грамматику, то схожесть Довахзула с реальными языками становится очевидной. Например, в Скайриме пользуются алфавитом из 34 рунических знаков. Но хватает и своих особенностей.
Так, большинство слов, в зависимости от контекста, могут переходить из одной части речи в другую, а прилагательные и наречия практически никогда не совпадают. Сами слова делятся на «сильные» и «слабые»: первые могут выступать как существительные, не меняя формы, вторые – нет. Также в драконьем языке отсутствуют апострофовы и времена, а множественное число образуется путем удвоения последней буквы с добавлением на конце «е».
В целом Довахзул гораздо лучше систематизирован, в отличие от того же симлиша. К тому же он постоянно развивается благодаря фанатскому сообществу. Можно найти множество форумов и сайтов с разборами и нововведениями, а также прочитать известные произведения на данном конланге.
Язык древних людей из Far Cry Primal
Far Cry Primal выделялась своим необычным сеттингом в виде первобытного мира. Разработчики из Ubisoft решили максимально поработать над соблюдением исторической достоверности. Поэтому они решили отказаться от персонажей, говорящих на английском, и обратились за помощью к антропологам и лингвистам Университета Кентукки, который специализируется на исследовании праиндоевропейских языков.
В качестве фундамента ученые взяли два вероятных протоиндоевропейских языка, которые были воспроизведены исследователями по немногочисленным сохранившимся источникам, возрастом от 6 до 8 тысяч лет. Он состоял из более 40000 слов, с четко установленными правилами грамматики, синтаксиса и структурой. Наиболее сложной частью стали боевые прозвища, песнопения и ругательства. К тому же лингвистам пришлось специально сделать звучание более древним и примитивным, поскольку первые варианты получались слишком современными.
По итогам долгой работы получилось три диалекта конланга, по одному на каждое племя. И хоть результат получился действительно впечатляющим и атмосферным, сами авторы считают, что у них получился скорее вымышленный язык, слабо похожий на тот, что существовал в реальности.
Вымышленные языки из других игр
Существуют и другие примеры конланга в играх. Однако практически всегда разработчики создают лишь «иллюзию» языка, ограничиваясь набором слов и выражений. Именно так подошли к делу в Papers, Please, Beholder и StarCraft для диалекта протосов.
В Animal Crossing разработчики попытались совместить грамматику и пунктуацию английского и японского, а единственное отличие от симлиша кроется в произношении. В Warframe представили сильно упрощенную версию английского, а в Nier и Nier: Automata его перемешали со словами из французского и немецкого.
Однако не стоит критиковать студии за такой подход. Ведь порой не обязательно тратить кучу времени и сил на проработку детали, которая не так и важна для мира, и наоборот, редкие наброски в несколько раз повышают уровень атмосферности.