Поиграли и хватит
Блог
Трибуна

Ешь, молись и играй: история христианских игр

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.

Вряд ли нужно напоминать, какое место в современном обществе занимает религия. Безусловно, до уровня влияния времен Средневековья далеко, но все же. Поэтому неудивительно, что многие геймдизайнеры и сценаристы вдохновляются библейскими сюжетами и мотивами. А некоторые вовсе создают христианские игры. Которым и посвящен мой материал.

Зарождение

В 1977 году группа верующих основала евангельскую организацию Focus on the Family. Они проповедовали христианские ценности и рассказывали молодежи, как нужно себя вести и какие нормы морали соблюдать. Свои взгляды они доносили, помимо прочего, через книги, брошюры, газеты и музыку.  

Однако некоторым религиозным программистам этого показалось мало, и они основали студию с говорящим названием Bible Byte. Первые их проекты появились в 1982 году и предназначались для домашних аппаратов TRS-80 Color Computer. В дальнейшем студия выпустила еще множество тайтлов про христианство для разных платформ.

Noah’s Ark

Это были простенькие игры с незамысловатым геймплеем и левел-дизайном и пугающим визуалом, не претендовавшие на революцию в индустрии. Например, в Noah’s Ark главный герой Ной занимался поисками и доставкой на ковчег животных. А в платформере Red Sea Crossing рассказывалась история побега евреев из Египта под предводительством Моисея.

Но, несмотря на сомнительное качество, к концу 80-х религиозные игры стали довольно востребованными. Их даже предлагали добавить в программу воскресных школ.

Попытки стать чем-то большим

Внезапный толчок к развитию христианских игр дал конфликт между компаниями Color Dreams и Nintendo. Первая с конца 1980-х занимала лидирующее положение на рынке нелицензионных картриджей для разных консолей, в том числе для NES. Японцы были недовольны, что прибыль проходит мимо, и ввели обязательное лицензирование всех игр по технологии блокирования чипов.

Со временем разработчики научились обходить ограничения, чтобы не платить Nintendo. Поэтому японская компания начала давить на розничные точки продаж, угрожая разорвать сотрудничество, если те продолжат торговать пиратскими картриджами.

Color Dreams была вынуждена перестроить бизнес-модель, сделав упор на производство низкобюджетных, но оригинальных проектов. Из-за технических и финансовых ограничений их качество было крайне низким.

Спасение пришло откуда не ждали. Религиозных игр тогда было мало, так что Color Dreams могла не бояться конкуренции. К тому же подобные произведения распространялись в христианских книжных магазинах, где Nintendo не могла навязывать свои правила. В Color Dreams надеялись, что японцы не захотят поднимать скандал и ввязываться в споры с церковью.

Exodus: Journey to the Promised Land

В 1989 году основали студию Wisdom Tree, которая сразу занялась христианскими проектами. Для привлечения аудитории развернули рекламную кампанию с акцентом на то, что такие игры благотворно влияют на подрастающее поколение, подталкивают к изучению Библии в развлекательной форме.

Дебютом студии стала Bible Adventures 1991 года. Выходила она под громким лозунгом «Bible Adventures – это библейская Super Mario Bros.». Действительно, на словах звучало любопытно: игрок строит ковчег, занимается воспитанием юного Моисея и противостоит Голиафу. На деле – поделка со скучными уровнями и монотонным геймплеем.   

Такими оказались все последующие творения Wisdom Tree. Ни увлекательного сюжета, ни затягивающего геймплея, ни внятной проработки тем. Проблема крылась в самом подходе: разработчики просто брали уже существующие хиты и добавляли в них религиозные элементы. Поэтому при запуске Exodus: Journey to the Promised Land или Captain Bible in Dome of Darkness опытный геймер сразу узнавал Super Mario Bros., Chip ’n Dale Rescue Rangers, Disney’s Aladdin. А Super 3D Noah’s Ark скроена по образу и подобию оригинального Doom и Wolfenstein 3D.

Несмотря на критику, студия заняла доминирующее положение на нише. Но все понимали, что причина не в высоком качестве, а в отсутствии конкуренции и огромном количестве выпускаемых игр. 

Самый амбициозный провал

С началом нового десятилетия на рынке появились новые игроки. Например, N’Lighting Software, чей дебютный проект – Catechumen с бюджетом 830 тысяч долларов. Вооруженный ангельским мечом протагонист занимался спасением пленного пастыря, параллельно превращая римских легионеров в настоящих христиан. Хоть это и шутер от первого лица, в нем ни намека на жестокость и кровь. Блеклые коридорные уровни, слабые противники, максимально унылые демоны, плохой баланс... Как следствие – слабые продажи.  

Ominous Horizons проект мечты обошелся в 1,5 млн долларов. Действие происходит в Средние века, в главной роли – Иоганн Гутенберг, первый типограф Европы. Интересные идеи в игре соседствовали с унылым левел-дизайном и неотзывчивым управлением. Смесь Arx Fatalis со стандартным темным фэнтези разошлась тиражом 50 тысяч копий за первый год. Для сравнения: у Catechumen в полтора раза больше – 80 тысяч.   

Неудивительно, что два громких провала привели к закрытию N’Lighting Software. Позже глава студии Ральф Бэк возложил вину за неудачи на трагедию в школе «Колумбайн». Мол, общественность поспешила обвинить во всем жестокие игры, из-за чего от команды отвернулись инвесторы.

В 2006 году до релиза добралась самая амбициозная религиозная игра — Left Behind: Eternal Forces. Первоначально это был христианский шутер от первого лица. Но получилось так плохо, что ни один издатель не заинтересовался. Поэтому его переделали в стратегию в реальном времени, взяв за основу серию романов о Конце света от Тима Лахэйя и Джерри Дженкинса. И вновь вышло плохо во всем, от устаревшей графики и нелепого сюжета до ужасной музыкой и неработающих механик.

Left Behind: Eternal Forces

В студию полетели обвинения в поощрении сексизма, религиозном фанатизме и призывах к войне с неверными. Против Left Behind: Eternal Forces выступали как атеисты, обвинявшие авторов в нетерпимости, так и религиозные организации, посчитавшие, что показанное противоречит Библии. Вряд ли о такой славе мечтали разработчики.

 

В «Южном Парке» в серии «Тяжелый христианский рок» Картман, Баттерс и Токен собирают группу «Дети Веры», меняют в старых любовных песнях все подлежащие на «Иисус» и записывают платиновый альбом. Примерно по тому же принципу создаются игры на христианскую тематику. Единственное, чего не удалось повторить, – это огромные продажи. Не все могут быть такими предприимчивыми бизнесменами, как Картман.

2 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Достаточно интересная тема, спасибо)
+2
0
+2
Странно было читать про Noah’s Ark и не увидеть хотя бы упоминания, что игра — это просто полная копия Wolf 3D с изменёнными текстурами. Вышла она в 1994, а не в 80-х, и если верить вики Wolfenstein, то это единственная нелицензированная коммерчески выпущенная игра на SNES.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий