Лучшие игры 2025 года по версии редакции Кибера
Выбираем вместе.
2025 год подходит к концу, а значит, самое время рассказать о лучших играх, по мнению редакции «Кибера». И если честно, мы давно не видели такого роскошного сезона: мощные блокбастеры, дерзкие эксперименты, возвращение старых легенд и дебюты, о которых будут говорить снова и снова.
Kingdom Come: Deliverance II
Дата релиза: 4 февраля
Жанр: RPG
Разработчик: Warhorse Studios (Kingdom Come: Deliverance)
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
Я люблю игры, в которых игрок сам может создавать запоминающиеся моменты из-за взаимодействия с миром или различных механик. Поэтому моя игра года – Kingdom Come Deliverance 2.
В мультиках над головой героя загорается лампочка, когда ему в голову приходит идея. И при прохождении у меня она горела постоянно. Я проверяла все, что можно и что нельзя: социальный стелс во вражеском лагере, где запрещено драться, кражи средь бела дня (идея плохая), шаталась по миру, дожидаясь, когда NPC уйдет и не будет смотреть, как я ворую. Я облазила каждый уголок, проверяя, чем еще игра способна меня удивить, и всегда что-то находила.
После Baldur’s Gate 3 и до выхода GTA 6 игр с таким уровнем идеальной синергии взаимодействия с миром точно не будет.
Мне нравится Clair Obscur, но вручать ей «Игру года» крайне несправедливо. Недостаточно просто сделать хороший сюжет, к нему еще нужна нормальная боевка и проработанный мир. Но если KCD 2 останется без статуэтки, я все равно не расстроюсь – мне просто некогда, впереди еще прохождение на хардкоре со всеми негативными перками, к которому я морально готовлюсь уже почти год.
Avowed
Дата релиза: 13 февраля
Жанр: RPG
Разработчик: Obsidian Entertainment (Pillars of Eternity, Tyranny)
Платформы: ПК, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
Записывайте меня в кружок любителей странных игр, но моя игра года – Avowed. К сожалению, я не дождался к ней главного обновления с фоторежимом и New Game+, но да бог бы с ним. Меня и так все устраивает.
Кто-то скажет, что у игры хватает проблем. Тут повторяющиеся противники, недостатки с интерактивностью, не всегда самый впечатляющий лут, ограничения в ресурсах на прокачку (даже после всех обновлений) – и они будут правы. Я все это тоже понимаю, но любить игру меньше не перестаю.
Тот факт, что исследование окружения награждает тебя классной экипировкой, квестами, интересными ситуациями и крайне неочевидными развилками, и возвращает дух приключения, как это было в TES 3: Morrowind, дорогого стоит. А еще здесь прекрасно воссоздан мир Pillars of Eternity и реализованы необычные исходы для разных заданий (например, можно подойти к последователю бога, поучаствовать в эксперименте, умереть и закончить на этом игру).
Самое главное впечатление ближе к финалу игры – то, как хочется больше. И есть ощущение, что разработчикам из Obsidian это вполне под силу.
Георгий Ядвидчук, редактор Кибера
📌 Уютное приключение в духе Morrowind: впечатления от Avowed – новой игры Obsidian
Clair Obscur: Expedition 33
Дата релиза: 24 апреля
Жанр: JRPG
Разработчик: Sandfall Interactive
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
Очень сложно в конце года написать про Clair Obscur что-то, что еще не было бы сказано десятки раз. Но я бы отметил вот что.
На примере Clair Obscur очень четко видно, что игре совсем не нужно быть идеальной, чтобы влюбить в себя миллионы. Запутанные однообразные тоннели, надоедающая боевка, дешево сделанные сайд-локации – через полгода, а то и через пять лет люди вообще про это не вспомнят. А мир, история, ощущения от битвы с боссами и волшебный саундтрек – останутся.
Clair Obscur смогла удивить и поразить меня десятки раз: бой с Лампмастером и то, что было после него, атмосфера деревни жестралей, великолепная в своей красоте замерзшая станция и потешный Моноко, миллион усложняющихся и интересных боссфайтов в бесконечной башне. Момент, когда у тебя впервые получилось отпарировать сложное комбо и дать с вертухи в ответ. Давно никакая игра не ощущалась настолько живой – и в этом величие Clair Obscur.
Кирилл Новокщенов, издатель Кибера
📌 Впечатления от Clair Obscur: Expedition 33. Игра, которая вас очарует
The Alters
Дата релиза: 13 июня
Жанр: симулятор выживания
Разработчик: 11 bit studios (This War of Mine, серия Frostpunk)
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
От хорошей книжки поляки из 11 bit studios унаследовали не только лемовский дух сайфая, но и серьезный подход к нарративу. На фоне громад индустрии The Alters стал личным маленьким фаворитом – именно за внутренний и зрелый диалог с самим собой, который игра неожиданно мне открыла. Если это не наивысшее достижение для произведения искусства, то другого варианта ответа у меня нет.
Ян Дольски, рухнувший на чужую планету, перебирает в квантовом компьютере десятки своих альтернативных судеб – штампует клонов для обслуживания базы. Но при рассмотрении их перипетий и распутий неизбежно начинаешь нырять в собственные потемки. Сколько черновиков романа осталось недописанными? Какое будущее уехало тем поездом, на который ты опоздал? А может, стоило выбрать психфак? Не хлопать тогда дверью? Ян Дольски проживает эти вопросы вместе со своими альтерами в паутине рефлексии, а вместе с ними и я.
The Alters аккуратно цементирует выводы из психотерапии: бесконечно горевать о выборах нельзя, а попытки их отторгнуть лишь породят новые сожаления, это неминуемо и естественно. Легко проморгать настоящее, цепляясь за фантомы прошлого и грезы о будущем. Ян Дольски встречает целую ораву собственных вариаций, чтобы понять: удачной жизни для него не нашлось ни в одной вселенной. Но, приняв провалы, ответственность и вину, можно наконец обрести ее здесь и сегодня.
За этот важный для многих и грамотно преподнесенный инсайт я бы отдал игре кипу премий. Но на The Game Awards не заметили даже выдающийся перфоманс Алекса Джордана, а ведь он сыграл целых 11 итераций одного и того же героя.
📌 The Alters – не игра, а искусство. Я не заслужил писать о ней обзор
Rematch
Дата релиза: 19 июня
Жанр: футбольный симулятор
Разработчик: Sloclap (Absolver, Sifu)
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
Rematch громко заявил о себе еще весной, а летом повторил успех на релизе. Авторы кулачного боевика Sifu неожиданно переключились на футбол и взглянули на жанр свежим взглядом. Матчи на 3–5 человек, вид от третьего лица и, прямо скажем, непростое управление – игра бросала вызов и награждала эмоциями за каждый забитый гол. Не зря в коопе в нее рубились даже стримеры, далекие от футбола. Вместе с ними и я провел в игре пару незабываемых недель.
Почему же к концу года такую прикольную игру забыли? На это были причины, и о них я предупреждал еще летом. Разработчики будто вообще не учли опыт других футбольных симуляторов – сделали неудобное управление на геймпаде и клавомыши, забыли о контенте (как реальном, так и косметике) и за полгода так и не наладили лагающие серверы. В итоге Rematch сдулся до онлайна меньше 10 тысяч в Steam. Жаль: я давно не получал таких эмоций от виртуального футбола.
📌 Rematch – не футбольная аркада. Тут лютый киберспорт и поломанные механики
Death Stranding 2: On the Beach
Дата релиза: 26 июня
Жанр: приключенческий экшен
Разработчик: Kojima Productions (Death Stranding)
Платформы: PlayStation 5
Русский язык: озвучка
Еще до выхода Death Stranding 2 получила от меня первую персональную ачивку. Игра стала единственной в 2025 году, кто пробудила страсть ожидания, которую я испытывал в последний раз, наверное, 5 лет назад на релизе Cyberpunk 2077.
С первых минут DS2 захватывает атмосфернейшими пейзажами с титрами под трек Woodkid. Далее тебе передают управление, и наши похождения (буквально) начинаются. Это все еще «симулятор курьера», но не в формате «безопасного сиквела» или DLC. Каждый геймплейный аспект прокачен и доведен до ума. Отдельный «лайк» за техническое исполнение – движок демонстрирует великолепные виды даже на базовой PS5.
Местный мир и герои влюбили в себя. Сюжет, как заведено у Кодзимы, – философское «голливудское аниме», прочнейший сплав двух культур: Запада и Востока. Например, тут нашему герою Сэму Бриджесу (Норман Ридус) противостоит «оджокеревший» Хиггс (Трой Бейкер, дайте ему уже Оскар!) с электрогитарой в руках. Хидео и про киберниндзя не забыл.
На первый взгляд происходящее на экране кому-то может показаться дичью, но к развязке у игрока, скорее всего, эти мысли отпадут. И появятся другие. О любви, человечестве и мире.
Про Death Stranding 2 можно долго говорить. Это очень авторская и уникальная игра с множеством механик и концепций, которая награждает любознательных и терпеливых. Ожидаемо, нынешний век поглощения «быстрой информации» отражается и на геймерах. Корпорации всячески борются за внимание игроков, и вот ты сидишь, зачищаешь вышки в игросодержащем продукте, а рядом лежит планшет со стримом или сериалом. И тебе вроде бы нормально. Но с Death Stranding 2 это не сработает. Игра про размышление, созерцание и созидание. Просто отвлекитесь от всего, возьмите геймпад и погрузитесь в этот мир и историю экипажа «Магеллана».
Евгений Марин, тимлид раздела Железо
📌 Все про Хидэо Кодзиму. Да, буквально ВСЕ
Hollow Knight: Silksong
Дата релиза: 4 сентября
Жанр: метроидвания
Разработчик: Team Cherry (Hollow Knight)
Платформы: ПК, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X|S, Xbox One, Nintendo Switch
Русский язык: субтитры
Silksong заставила снять клоунский нос после 6 лет ожиданий. Игра оказалась не совсем такой, как я представляла: боевка жестче, побочные квесты однотипнее и линейнее. А ведь такой был потенциал! И это я еще не распинаюсь про бесконечный бэктрекинг из-за ужасного расположения чекпоинтов.
Зато мир здесь наполненный и живой, а геймплей невероятно драйвовый, ведь сама Хорнет быстрее и гибче Рыцаря. Враги под стать: просто представьте, что один только базовый муравей-воин собран на основе мувсета босса Хорнет из первой части. Не зря Ари Гибсон признавался, что в какой-то момент заставил себя перестать рисовать концепты – почти каждый скетч попадал в игру, и она разрасталась до бесконечности.
Под требовательностью Silksong таится та же магия Hollow Knight: желание заглянуть за каждый угол, найти все секреты, разобраться в деталях сюжета и понять, что все далеко не так очевидно, как кажется. Если вас зацепила серия – попробуйте. Главное – терпение и правильный настрой: для большинства это не та игра, в которую идешь расслабляться после рабочего дня.
📌 Коллекция натуралиста: подбираем персонажам Silksong живые прототипы
Silent Hill f
Дата релиза: 25 сентября
Жанр: survival horror
Разработчик: Neobards Entertainment
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
После отмены проекта дель Торо и Кодзимы франшиза «Тихих холмов» замолчала на целых десять лет. Пока в 2024-м мы не получили отличный ремейк Silent Hill 2, а через год – то ли спин-офф, то ли продолжение, в котором инцидент с туманом и монстрами воплотился в сельской Японии. В соответствии с сеттингом место городских легенд заняли народные мифы и сказки, а главной героиней стала школьница в разгар полового созревания. Можно долго спорить о правильности настолько глобального отхода от принципов франшизы, но для меня главное другое: Silent Hill f – самая цельная и совершенная игра года.
У игры Neobards куча проблем, но это редкий случай идеальной синергии всех элементов ради достижения одной цели – погружения в глубины травмированного сознания ради поиска ответа на простой вопрос: «а как жить дальше?». Суть Silent Hill f может показаться абсолютно банальной, но то, как игра ее раскрывает, – настоящий авторский триумф.
«Душный», дискомфортный геймплей, заставляющий почувствовать страдание героини. Шизофренический нарратив, полный символизма и скрытых смыслов, вызывающий ощущение потерянности, отчуждения и одиночества. Мистический сеттинг японской деревни, подчеркивающий нереалистичность происходящего. Дизайн врагов и монстров, которое порождает практически телесное отвращение к игре (такое же, как у главной героини к себе и своему телу).
Silent Hill f мне гораздо ближе выверенных блокбастеров с идеальным мувментом, открытым миром с высокой плотностью контента и аддиктивным геймплейным циклом, потому что ее ценность не в отточенных механиках, а в честном, бескомпромиссном опыте проживания чужой и собственной боли.
📌 Обзор Silent Hill f. Самая противоречивая игра года
Dispatch
Дата релиза: 30 октября
Жанр: интерактивный сериал
Разработчик: AdHoc Studio
Платформы: ПК, PlayStation 5
Русский язык: субтитры
Dispatch – моя игра года. Я не безумец и понимаю, что есть игры с более увлекательным геймплеем, необъятными мирами и активностями и прочее-прочее.
Зато у игры полно других достоинств: приятный визуал, правдоподобный мир неидеальных супергероев с яркими персонажами, угарные шутки, а также идеальный баланс между кинематографичностью и геймплеем. Смены диспетчера увлекают, но не утомляют. Простое и интуитивное управление с легкими механиками сохраняют фокус на истории, а не на сложных геймерских задачках. Подкупает и теплая химия между персонажами: они постоянно подтрунивают друг друга, спорят, мирятся – настоящий коллектив!
Dispatch можно пробежать за выходные. Стоит запустить финальный эпизод и уже начинаешь безумно скучать по Мехамену и его обаятельной команде оболтусов. Даже спустя месяц я любуюсь артами по вселенной и с удовольствием читаю споры фандомов Невидивы и Блонди Блейзер. От релиза Dispatch ничего не ждали, но игра очаровала всех. Сделать компактную и самодостаточную игру – тоже искусство. Люблю. Скучаю.
📌 Мой кандидат на игру года. В Dispatch супергерои напиваются в баре и флиртуют с красотками
ARC Raiders
Дата релиза: 30 октября
Жанр: экстракшен-шутер
Разработчик: The Finals (Hollow Knight)
Платформы: ПК, PlayStation 5, Xbox Series X|S
Русский язык: субтитры
Arc Raiders – определенно главная игра для меня. Она сделала невозможное: дала больше эмоций, чем одиночные релизы этого года (обычно бывает наоборот – я фанат синглов), смогла подружить формулу хардкорного жанра экстракшен-шутеров с интересами казуальной аудитории. А еще подарила индустрии самых веселых роботов со времен Borderlands 2. Порой я заходил в игру не ради заданий, дейликов и сбора ресурсов, а просто чтобы лишний раз пострелять в дронов.
К тому же новая игра Embark реализовала то, на чем провалились вообще все представители жанра: здоровый социальный элемент. Половина веселья от Arc Raiders во взаимодействиях с живыми игроками. Та драма, которую рождают местные предательства и внезапные союзы, тяжело найти даже в сюжетных ролевых играх.
Arc Raiders – пример эталонной игры, которая развивает сырые наработки первопроходцев и задает новый стандарт в молодом жанре, каким «экстракшены» все еще и остаются, несмотря на 10 лет существования Escape from Tarkov и его неудавшихся убийц. В целом, именно в 2025-м в этой нише начала зарождаться здоровая конкуренция, но именно на ARC Raiders я готов ставить как на чемпиона в этой гонке.
📌 Симулятор бомжа будущего: впечатления от ARC Raiders
***
Ждем анонса новой Tomb Raider на The Game Awards
Все победители The Game Awards: от худшего к лучшему. «Ведьмак 3» даже не в тройке
Expedition 33 – лучшая игра в истории премии? И еще 8 вопросов к The Game Awards




















































