16 мин.

Фил больше не дерет: как Microsoft хоронит Xbox

Компания без стратегии.  

Очередные массовые увольнения в Microsoft вновь заставили всех обсуждать настоящее и будущее корпорации. Правильно ли поступило руководство? Уйдет ли Фил Спенсер? Почему компания, год за годом показывающая рекордные прибыли, сокращает сотрудников?

С разных сторон слышны оправдания: да, разработчиков жалко. Да, фраза Фила Спенсера – «Xbox крепок как никогда» – в письме для сотрудников с обоснованием увольнений звучит как издевательство. Но «это капитализм, детка»: выживают сильнейшие, эффективный бизнес требует сложных решений и бла-бла-бла. 

Вот только дело не в самих увольнениях, отменах и закрытиях. Они лишь маркер того, что Microsoft – фантастически неэффективная компания, которая не умеет разрабатывать, продавать и продвигать игры, управлять студиями и уже убила свою вторую по счету игровую консоль. И никакого парадокса с рекордными финансовыми показателями тут нет, потому что Microsoft Gaming – это мартышка с практически бесконечным мешком денег. В этом тексте я разберу: 

  • почему все успехи игрового подразделения Microsoft – результат безудержных трат; 

  • как Microsoft убила Xbox Series X/S, превратив ее в ужасную консоль как для потребителей, так и для разработчиков; 

  • почему хаос и непоследовательность – основа игрового бизнеса Microsoft; 

  • и как GTA 6 доказывает, что у Microsoft нет никакой долгосрочной стратегии.

Что случилось?

В июле 2025 года, в период массовых увольнений в Microsoft, игровое подразделение корпорации: 

  • лишилось около двух тысяч человек из более чем десяти студий, в том числе Rare, Blizzard, Raven Software, ZeniMax Online Studios и других; 

  • издательство закрыло студию The Initiative, созданную семь лет назад, которая, так и не выпустила ни одного проекта; 

  • были отменены игры Perfect Dark, Everwild и MMO от создателей The Elder Scrolls Online. 

До этого: 

  • в январе 2024 года Microsoft сократила 1900 сотрудников Activision Blizzard и отменен Project Odyssey, «выживач» от Blizzard; 

  • в мае того же года были закрыты студии Tango Gameworks, Arkane Austin, Alpha Dog Games и Roundhouse; 

Фанаты The Evil Within и Prey в ярости. Microsoft закрыла сразу четыре игровых студии

  • в сентябре 2024-го дополнительное сокращение 650 человек, в основном в мобильной King. 

Может показаться, что речь идет о компании в глубочайшем кризисе. А между тем в 2023 году Microsoft купила Activision Blizzard за рекордные $68,7 млрд, а в 2024 финансовом году выручка игрового подразделения составила $21,5 млрд – третье место среди всех компаний после Sony и Tencent.

Microsoft – компания с практически неограниченными ресурсами

Любой разговор об эффективности крутится вокруг возможностей и денег. В прошедшем сезоне РПЛ «Зенит» стал вице-чемпионом, а «Динамо» Махачкала с трудом спаслась от вылета. Однако если взглянуть на бюджеты команд лиги, то неудовлетворительным окажется результат именно питерской команды. Microsoft на игровом рынке – это мадридский «Реал», который способен на все.

Большинство даже не осознает, насколько это огромная корпорация. Игровое направление с Филом Спенсером, Xbox, 35 млн подписчиков Game Pass и прочим – лишь одно (и далеко не самое крупное) подразделение большого Microsoft с его Windows, облачными сервисами и отчаянными попытками угнаться за лидерами сферы ИИ. Годовая выручка гигантской корпорации превышает оборот всей игровой индустрии – $254 млрд против $180 млрд. Да, одна компания зарабатывает больше, чем вместе взятые Valve, Sony, Nintendo, Tencent и ваш сосед, сделавший за пару ночей игру в RPG Maker.

Microsoft – это более 220 тысяч сотрудников, офисы в 190 странах, десятки дочерних компаний и подразделений (Azure, Windows, Office, Xbox, LinkedIn и др.) и рыночная капитализация, превышающая $3 триллиона.

Microsoft хочет купить Valve. А насколько это возможно?

Структура прибыли за 2023 год

И эта махина использует свои ресурсы на игровом рынке по максимуму. $68,7 млрд за Activision Blizzard – не просто крупнейшая сделка в игровой индустрии (до этого рекорд – покупка Take-Two мобильной Zynga за $12,7 млрд). За эти деньги можно было разработать как минимум 30 игр уровня GTA 6 или более 6 000 лет содержать студию Tango Gameworks. Не стоит забывать, что за два года до сделки с Activision Blizzard компания купила ZeniMax Media «всего» за $7,5 млрд.

Помимо колоссальных финансовых ресурсов, у Microsoft есть развитая инфраструктура, доступ к крупнейшим IP и студиям, платформы с миллионами пользователей, прямая интеграция с Windows и облачными сервисами. В общем, все для того, чтобы доминировать в игровом секторе. Но вместо этого…

Microsoft купил Activision Blizzard! Рассказываем историю сделки в гифках с котиками

Microsoft убила Xbox Series X/S

Хватит делать вид, что ничего не произошло – пора признать поражение Microsoft в очередной консольной войне, которая и без того выдохлась к сегодняшнему дню и ощущается как атавизм. К марту 2025 года Sony продала 78 млн PlayStation 5. Последние данные о продажах Xbox Series X/S датируются июнем 2024 года – 28 млн штук. Впрочем, отставание в 2,5 раза не самое страшное: по оценкам аналитиков, темпы продаж Series на 19 % ниже, чем у признанной всеми провальной Xbox One.

Причем «убийство» произошло на фоне худшего консольного поколения в истории PlayStation: слабые эксклюзивы, скандалы, отмены игр и «хиты» вроде Concord. Главный конкурент сделал все для успеха Xbox Series, но Microsoft не дала своей консоли ни единого шанса:

  • Ни на старте, ни спустя годы на платформе так и не появилась игра, которую можно было бы назвать полноценным системселлером. Все из-за хаоса в управлении студиями, отмен проектов, отсутствия внятной производственной стратегии, частой смены приоритетов, плохой коммуникации между командами и неэффективного распределения ресурсов (подробнее все это разберем в следующей главе).

  • Выпуск Xbox-эксклюзивов сначала на ПК, а затем и на PlayStation 5 сделал покупку консоли бессмысленной для значительной части потребителей. Зачем тратить деньги на Xbox, если все ключевые игры доступны на других платформах?

  • Серьезным просчетом в итоге стал выпуск Xbox Series S. Она не только «съедает» продажи старшей Series X (от 55 % до 75 % продаж), тем самым снижая потенциальную прибыль Microsoft, но и создает технические ограничения для разработчиков. Именно из-за необходимости адаптировать игры под младшую модель владельцы Xbox не получили на старте Baldur’s Gate 3 и Black Myth: Wukong, два важнейших мультиплатформенных хита последних лет.

  • Бренд Xbox лишился своей идентичности. Если раньше платформа ассоциировалась с шутерами, гонками и мультиплеерными сервисами, то сегодня все эти ниши заняты конкурентами: Call of Duty и Forza доступны везде, а в кооперативе доминируют мультиплатформенные проекты и Nintendo Switch с ее семейными хитами.

Без консолей Xbox индустрию ждет застой. Фил, ничего не трогай!

Microsoft Gaming не умеет разрабатывать, рекламировать и издавать игры

Вот, как сейчас, выглядит знаменитая таблица со всеми студиями и франшизами Microsoft из 2023 года

Зайду с козырей – выпустила ли Microsoft с 2014 года, когда Фил Спенсер возглавил игровое подразделение, хоть один игровой блокбастер уровня Marvel’s Spider‑Man, Ведьмака 3 или The Legend of Zelda: Breath of the Wild? 

Нет. Безусловно, если долго вглядываться в бездну линейку игр от внутренних студий компании, можно найти достаточно успешные проекты: Forza Horizon 4 и 5, Halo: The Master Chief Collection, Gears of War 4, Gears 5. Но все это игры, не добравшиеся до статуса важнейших релизов десятилетия. 

Ладно, с культурным влиянием не получилось, может, с продажами все хорошо? Если судить по информации из открытых источников, за последние 10 лет всего одна игра Microsoft, в названии которой нет словосочетания Call of Duty, преодолела гроссмейстерский рубеж в 10 млн копий – Forza Horizon 4. 

Microsoft превратилась в шапито. Но фокус с исчезновением студий – чудовищный

Есть и другая любопытная закономерность: после перехода студий под крыло компании их игры часто начинают демонстрировать заметно более слабые результаты. Возьмем Starfield, казалось бы, солидный старт: более 300 тысяч игроков в пике в Steam. Но это все равно меньше, чем у Fallout 4 (пик – 472 тысячи человек), которая вышла в 2015 году. Текущая активность геймеров в Starfield в пять раз ниже, чем у Skyrim: Special Edition (25 тысяч против 5 тысяч). Неудивительно, что, согласно сообщениям инсайдеров, Bethesda больше не планирует выпускать крупных DLC для игры. Получается, у Microsoft не получилось превратить в однозначный успех даже новую RPG от Bethesda – «Скайрим в космосе», проект, который позиционировался как главная RPG десятилетия. И это далеко не единичный случай. У DOOM Eternal пиковый онлайн в Steam 100 тысяч игроков. DOOM: The Dark Ages, уже под контролем Xbox, стартовал лишь с 31 тысячи. 

NPC в Starfield явно что-то подозревали...

Казалось бы, парадокс: у Microsoft есть популярные франшизы с миллионами фанатов, десятки студий, технологии, Game Pass, собственная консоль и почти безграничные финансовые ресурсы. Но стоит взглянуть на то, как компания управляет своим игровым бизнесом, и все сразу становится ясно. В аттракцион невиданной щедрости управленческого хаоса входит:

  • Закрытие перспективных и признанных студий, например Tango Gameworks и Arkane Austin. 

  • Массовые увольнения в командах, разрабатывающих успешные с финансовой точки зрения игры. Последние сокращения затронули, к примеру, Raven Software (разработчики Call of Duty) и Turn 10, создателей Forza Motorsport.

  • Проблемы с контролем качества. Сырые игры с огромным количеством багов выходят как от внутренних студий (Redfall, Starfield), так и от партнеров – S.T.A.L.K.E.R. 2. 

  • Непоследовательность в принятии решений. Руководство Microsoft публично называло Hi-Fi Rush «огромным успехом» и заявляло о планах увеличить количество сотрудников Tango Gameworks до 180 человек, а уже через два месяца студию закрыли. Команда, которая разрабатывала MMO Everwild, получила исключительно положительную обратную связь от боссов Xbox. По словам инсайдеров, у Фила Спенсера пришлось «отбирать геймпад», настолько ему понравилась игра. Через три месяца проект отменили. 

Вы зря радуетесь поглощению Activision. Microsoft убивает собственные серии

  • Отсутствие внятной маркетинговой стратегии. Многие игры выходят без полноценной рекламной кампании. О Hi-Fi Rush большинство узнало уже после релиза. Первый Hellblade, при куда меньшем бюджете, стал заметным событием. Вторую часть будто забыли прорекламировать. Разработчиков Avowed буквально оставили в одиночестве на растерзание игрокам и журналистам, активно критиковавшим игру задолго до ее релиза. 

  • Microsoft буквально забывает о некоторых студиях и проектах на годы. Многие оправдывают закрытие The Initiative тем, что студия за семь лет так и не выпустила ни одной игры. Но Фил Спенсер ее не случайно в зимней куртке нашел. Microsoft с пафосом открыла студию в 2018 году, одобрила план разработки и бюджет Perfect Dark. Поэтому если спустя годы студия не показала результата, это не только провал команды, но и управленческий провал самой Microsoft.

Говорят, что эксклюзивы Microsoft выйдут на PlayStation и Nintendo. Xbox – все?

С Game Pass все тоже неоднозначно

Game Pass – «священная корова» и ключевой элемент стратегии Microsoft на рынке. Именно ради роста аудитории подписочного сервиса компания добавляет туда игры в день релиза, отказалась от эксклюзивов и приобрела Activision Blizzard. И на первый взгляд стратегия работает: в 2022 году у Game Pass было около 25 млн подписчиков, а по последним оценкам порядка 35 млн. Конечно, до 100 млн к 2030 году (именно такие планы у Microsoft, согласно внутренним документам) еще далеко, но рост все равно впечатляет.

Однако в реальности количество подписчиков игровых сервисов Microsoft, скорее всего, уменьшилось. ЧТО??? ДА!!! Математика такая: до 2023 года у компании было две подписки – Game Pass (25 млн пользователей) и Xbox Live Gold (11–13 млн), более дешевая подписка, которая давала доступ к онлайн-функциям. В 2023 году Microsoft включила Gold в Game Pass в виде отдельной подписки Game Pass Core, и фактически просто «добавила» старых подписчиков в общую статистику. Получается, что Microsoft не столько нарастила аудиторию, сколько пересчитала уже существующих пользователей.

Поэтому за этим красивым числом в 35 млн может скрываться снижение интереса к Game Pas. Многие аналитики отмечают, что прирост новых пользователей замедлился особенно на фоне повышения цен, дефицита эксклюзивов и слабого позиционирования Xbox. А значит, стратегия «все игры в подписке», хоть и эффектная в краткосрочной перспективе, может негативно повлиять на устойчивость всей игровой экосистемы компании.

Microsoft Gaming – неэффективный бизнес

За последние годы выручка игрового подразделения компании выросла в два раза. Кажется, вот он – успех. Однако достигнуты эти показатели были исключительно благодаря тем самым рекордным покупкам. Третье место среди всех игровых гигантов мира по выручке – $21,5 млрд в 2024 году, обеспечило приобретение Activision Blizzard. Без нее выручка игрового подразделения, наоборот, сократилась бы на 4% по сравнению с 2023 годом. 

Более того, предыдущий раз Microsoft демонстрировала заметный рост в 2021 году – плюс $3,8 млрд. И снова причина не в эффективности стратегии, а в приобретении ZeniMax Media (включая Bethesda) за $7,5 млрд, чья годовая выручка до сделки составляла как раз около $3 млрд. 

На первый взгляд, логика кажется понятной: больше вкладываешь – больше зарабатываешь. Но все упирается в масштаб трат. Microsoft потратила почти $70 млрд на одну только Activision Blizzard, а по самым оптимистичным оценкам, чистая прибыль ее игрового подразделения не превышает $3 млрд в год. Иными словами, чтобы окупить сделку, понадобится 25–30 лет. Такую бизнес-модель сложно назвать эффективной, особенно в условиях стагнации консольных продаж и отсутствия хитов от внутренних студий. Это огромный срок, всей индустрии видеоигр в нынешнем виде чуть больше 40 лет. Делать такие вложения – все равно что взять в ипотеку квартиру на Луне. 

При этом уже сейчас покупка негативно сказывается на игровой экосистеме Microsoft.

42 способа, как Microsoft потратить 60 млрд долларов. И не покупать Activision Blizzard

Стоимость Activision Blizzard равняется 14 полетам человека на Луну в рамках американской миссии «Артемида».

Microsoft закрывает студии, чтобы отбить инвестиции — и это тоже ужасное управленческое решение

Волна массовых увольнений в игровом подразделении компаний началась именно после сделки с Activision Blizzard. Безусловно, действия корпорации вписываются в общий тренд на повсеместное снижение затрат в IT-отрасли после пандемии. Но вряд ли реструктуризация была бы настолько значительной без необходимости покрыть издержки от крупнейшей сделки в индустрии.

Игровое подразделение Microsoft вынуждено закрывать студии и увольнять сотрудников, которых без покупки Activision Blizzard удалось бы сохранить. Потому что оно должно показать инвесторам, что делает все возможное для возврата рекордных инвестиций. Фактически компания оказалась в положении студента, который после покупки айфона вынужден экономить на завтраках.

Вместо долгосрочного развития игровой экосистемы и вложений в перспективные проекты Microsoft делает ставку на сокращение расходов и краткосрочные метрики. В итоге меньше студий, меньше игр, меньше контента. А значит, меньше подписчиков и, в конечном счете, меньше денег.

Эти решения бьют не только по будущему игрового подразделения, но и по его репутации. Это подрывает доверие как у игроков, так и у разработчиков. Зачем вкладывать все усилия в разработку игры, если ее в любой момент могут отменить? Если даже положительные отзывы и престижные награды не гарантируют студии выживания?

Microsoft постоянно меняет стратегию

За последние годы компания уже несколько раз радикально меняла стратегию игрового направления. Каждый раз такой разворот сопровождался финансовыми потерями и репутационными издержками.

В начале 2010-х компания делала ставку на мультимедийную платформу. Xbox One позиционировали как центр развлечений, а не игровую консоль. В результате провальные продажи и поражение в консольной гонке с PlayStation 4.

Затем Microsoft сделала поворот в сторону создания игровой экосистемы вокруг Xbox и Game Pass как «Netflix от мира видеоигр». Корпорация начала активно скупать средние и небольшие студии (Ninja Theory, Playground Games, Double Fine Productions), обещая им творческую свободу, а игрокам огромное разнообразие контента. Подписка стала основным способом потребления, а лозунг «все наши игры – в первый день в Game Pass» превратился в ключевое маркетинговое оружие.

4 эксклюзива Xbox выйдут на PlayStation 5 и Switch. Microsoft действительно меняет свою стратегию

А потом случилась сделка с Activision Blizzard, и стратегия меняется вновь в сторону монетизации наиболее прибыльных и массовых франшиз – Call of Duty, Diablo, Overwatch, World of Warcraft и другие сервисные проекты. Все остальное попало под нож оптимизаций и сокращений. Даже перспективы Grand Theft Auto VI на Xbox Series. 

Причем здесь GTA VI?

Согласно прогнозам, игра от Rockstar станет самым прибыльным медиа-продуктом в истории. Некоторые аналитики утверждают, что только за первые два месяца она принесет более $7 млрд выручки.

GTA VI выйдет эксклюзивно на PlayStation 5 и Xbox Series X/S, а это значит, что платформодержатели получат 30% с каждой проданной копии, с каждого рубля потраченного в GTA Online. Речь идет о миллиардах долларов, которые будут перераспределяться в зависимости от доли рынка каждой из консолей. 

Теперь понимаете, почему Microsoft так важно было не проиграть в этой гонке? Почему отказ от временной эксклюзивности, выпуск своих игр на PlayStation, закрытие студий и отмена проектов все, что влияет на продажи Xbox, приведет к миллиардным потерям для Microsoft.

Пока Microsoft занималась оптимизацией и увольнениями, Sony сработала на опережение: все трейлеры GTA VI записаны на PlayStation 5, выпустила Pro-версию своей консоли, ориентированную в первую очередь на ту самую аудиторию, которая будет массово покупать консоли ближе к релизу новой игры Rockstar. Ну а что сделала Microsoft? Кажется, еще сильнее загнала себя в угол.

***

«Если стараться, на Ютубе можно зарабатывать по $10 000 в месяц». Интервью с DeadP47

Нововведения FC 26: полная переработка всех функций и удары низом

«Death Stranding 2 разорвет тебя». Поговорили с Гаврилиным – голосом Хиггса и Локи