Место в этой лиге стоит 20 миллионов долларов. Владелец «Арсенала» уже купил команду
Los Angeles Gladiators. Dallas Fuel. San Francisco Shock. Нет, это не новые клубы НХЛ. Это названия команд Overwatch League, беспрецедентного проекта Activision Blizzard на грани мегаломании. 11 января будут сыграны первые матчи: Cyber.sports.ru объясняет, почему это событие нельзя игнорировать.
Это революция в мире киберспорта. И не только
Три наиболее популярных кибердисциплины на данный момент – League of Legends от Riot и Dota 2 и CS:GO от Valve. Крупные медиа единогласно называют профессиональную сцену доты «Диким Западом», и это невероятно точное сравнение. Регулярных национальных чемпионатов, как в традиционном спорте, нет. Есть только турниры от частных организаций, хаотично разбросанные по календарю как золотые прииски в Калифорнии, а также полулегендарный The International, год из года бьющий все (не)мыслимые рекорды призового фонда – почти 25 миллионов долларов в 2017 году. В CS:GO ситуация идентичная, только вместо The International – по три крупных турнира с поддержкой Valve в год.
Команды в играх Valvе принадлежат независимым мультигейминговым организациям вроде Natus Vincere или Virtus.pro, а то и вообще самим себе – как Team Secret. Профессиональная команда может легко отказаться от участия в турнире, если ей не понравится призовой фонд, дата, место, или прогноз погоды. При этом, вам никто не запретит собрать команду друзей, пробиться через открытые квалификации и побороться за миллионы долларов. Поэтому состав турниров всегда разный.
В League of Legends сцена структурирована гораздо жестче: есть национальные чемпионаты, система дивизионов, идет отбор лучших команд из разных регионов на осенний Чемпионат Мира, а также на второй по значимости турнир MSI, проходящий весной. За место в региональной лиге нужно заплатить солидный взнос, зато разработчик игры Riot оплачивает часть издержек организаций на содержание и логистику. В свою очередь, игроки получают от Riot стабильную зарплату, но скованы немалым списком обязательств.
Если систему LoL можно сравнить с европейским спортом, национальные сплиты – с регулярными чемпионатами, а Чемпионат Мира и MSI с Лигой Чемпионов, то Activision Blizzard идет дальше. Их Overwatch League основана на американской спортивной модели с привязанными к городам франшизами, четким разделением медиаправ и огромными инвестициями спонсоров.
На самом деле, появление такой лиги стало бы революцией и в традиционном европейском спорте. Помните слухи нулевых о создании футбольной Суперлиги из клубов G-14? Или более свежий пример – идея Стефена Росса в 2016-м с тем же содержанием. Мысль о турнире, где встреча «Баварии» и «Реала» была бы всего лишь одной из игр регулярки шокирует, как минимум из-за легендарного статуса обоих клубов в истории. Overwatch официально вышел меньше двух лет назад, и у команд OWL нет никакой истории. Но именно поэтому эта затея шокирует не меньше – своей дерзостью. Activision Blizzard хотят писать историю с нуля.
Здесь замешаны сумасшедшие деньги
Организации обязаны платить игрокам регулярную зарплату, установленный минимум – 50 тысяч долларов. В первом сезоне игроки сыграют четыре промежуточных этапа (каждый из них продлится 5 недель), и за первое место в конце этапа можно будет получить 300 тысяч долларов. Минимальная сумма, за 11-12 место – 25 тысяч. По сумме набранных очков на всех четырех этапах определятся 6 участников в плей-офф. Команда-победитель получит 1 миллион долларов, а общий призовой фонд на сезон составит 3,5 миллиона. Уже впечатляет? За созданием OWL скрываются куда большие цифры. По информации ESPN, цены на франшизы в лиге начинались от 20 миллионов долларов, а в крупных городах вроде Нью-Йорка и Лос Анджелеса были значительно выше. Еще раз: чтобы получить место в лиге и право носить гордое название вроде Shanghai Dragons нужно было внести больше 20,000,000 USD.
Когда речь идет о таких деньгах, можно забыть о независимых командах и скромных игровых организациях. Подобную сумму могут внести только крупнейшие корпорации – и только когда уверены в последующем успехе. Overwatch League была анонсирована в ноябре 2016-го; на встрече потенциальных инвесторов присутствовали Стэн Кронке (держит контрольный пакет акций лондонского «Арсенала», владелец «Денвер Наггетс», «Колорадо Эвеланш» и «Колорадо Рэпидс») и Роберт Крафт (владелец «Нью-Ингленд Пэтриотс» и «Нью-Ингленд Революшн»), но вплоть до мая следующего года никто так и не решился купить место в лиге. Первым стал как раз Роберт Крафт: по слухам, Blizzard согласились пойти на уступки по устной договоренности. Его решение запустило цепную реакцию, и уже в июле были объявлены семь свежих франшиз.
Сейчас среди владельцев команд OWL – мультимиллиардеры, спортивные магнаты, интернет-провайдеры и самые крупные игровые организации вроде Cloud 9, OpTic Gaming и Immortals. Первыми спонсорами лиги стали Intel и HP: они предоставят процессоры и мониторы для проходящих матчей.
Стриминговая платформа Twitch купила права на трансляцию матчей лиги за 90 миллионов долларов на два года – до контрактов НФЛ и НБА пока далеко, но для киберспорта это огромные деньги.
9 из 12 команд Лиги – американские, остальные три – из Лондона, Сеула и Шанхая. Игроки будут со всех концов света, в том числе россияне Станислав «Mistakes» Данилов (Boston Uprising), и Георгий «ShadowBurn» Гуща (Philadelphia Fusion). Попробуйте представить: в изначальном проекте планировались команды из каждого крупного региона, индивидуальные стадионы в каждом городе и межконтинентальные вылеты команд с хозяевами и гостями. Этот сезон все коллективы будут играть в одном комплексе Лос-Анджелеса, но от своей идеи организаторы не отказываются.
Грандиозные планы – на много лет вперед
Все очень серьезно. И дело не только в гигантских инвестициях. В OWL анонсирована продуманная инфраструктура:
1. Лига обязуется предоставлять игрокам выходное пособие и пособие по болезни.
2. Лига обязуется предоставлять игрокам место для проживания и тренировок.
3. Организации обязаны выплачивать игрокам не меньше 50% призовых и доходов.
4. В освещении первого сезона будут задействованы почти 100 человек: интервьюеры, ведущие, комментаторы, аналитики, операторы и технический персонал.
5. Предметы, меняющие внешний вид героев игры, будут отличаться у каждой команды: цветами и логотипами. Это еще один широкий шаг навстречу традиционному спорту с ярковыраженной командной идентификацией. Уникальные предметы можно будет приобретать за внутриигровую валюту, которую, в свою очередь, покупается за реальные деньги. Соответствующие команды получат процент прибыли.
И, пожалуй, самое главное. Да, OWL – закрытая лига, и новые команды смогут попасть туда только после совещания клубов-участников. Но Activision Blizzard выстроила четко структурированную лестницу для молодых талантливых игроков – Path To Pro. Предположим, что вы вдохновились эпичными матчами OWL и решили во что бы то ни стало пробиться в космос. Ваш путь будет выглядеть так:
1. Взять один из двух топовых рангов матчмейкинга.
2. Собрать команду единомышленников.
3. Поучаствовать в открытом розыгрыше c равными по мастерству противниками.
4. Четыре лучших команды открытого дивизиона сразятся с четырьмя худшими командами дивизиона Overwatch Contenders за право играть или остаться во второй по классу лиге.
Overwatch Contenders [претенденты] – группа региональных лиг, которые уже существовали до официального анонса OWL. В прошлом сезоне их было 5: в Корее, Китае, Океании, Европе и Америке. Сейчас добавились еще две: лиги Австралии и Южной Америки. Команды этих региональные лиг будут находиться под пристальным вниманием скаутов команд OWL и, по сути, возьмут на себя роль фарм-клубов.
Поэтому сравнение проекта Activision Blizzard с НХЛ будет неточным и мелким. Система Path to Pro – аналог АХЛ и глубокой системы студенческих лиг. Возводится система, на которую в большом спорте уходили годы.
Это огромный риск
Первая и самая главная проблема – OWL напалмом выжигает тот самый Дикий Запад, который уже почти оформился на просцене Овервоча и даже стал приносить доход. В сентябре 2016-го прошел турнир Overwatch Open с достойным для молодой дисциплины призовым фондом в 300.000 долларов; организаторами стали независимые партнеры ELEAGUE и FACEIT. Турнир привлек много внимания, зрители и команды остались довольны – но с того момента ни FACEIT, ни ELEAGUE не организовали ни единого турнира.
«Blizzard выбрали очень осторожный подход к киберспортивной сцене игры», – комментировал ситуацию сооснователь FACEIT Майкл Аттисани; в его реплике угадывался обязательный по контракту с Blizzard пункт о неразглашении. Вспомните, что OWL анонсировали всего месяцем позже турнира Overwatch Open, и все встанет на свои места. Blizzard ведут авторитарную, чтобы не сказать деспотичную политику, уничтожив конкурирующий рынок независимых организаторов. Новая система, которую мы описали выше, будет контролировать все уровни соревнования – и контролироваться компанией-разработчиком.
Вторая проблема вытекает из первой. С момента анонса OWL количество турниров от третьих лиц резко упало, а вместе с ними – количество матчей и, соответственно, просмотров.
«Мы распускаем состав. Не потому, что люди не хотят смотреть Overwatch. Им просто нечего смотреть. У нас нет матчей», – говорил директор организации Splyce. Одни за другим составы по Overwatch распустили Fnatic, Complexity, Team Dignitas, Ninjas in Pyjamas и еще многие другие значимые бренды киберспорта. Все это – на фоне простаивающих слотов ценой в 20.000.000 долларов на место в Overwatch League.
Ситуация чуть улучшилась после анонса первых семи команд, когда стало ясно, что OWL все же быть. Но не намного. Чемпионат мира по Overwatch 2017, состоявшийся этой осенью на пике смотрело 800 тысяч человек. Для сравнения: аналогичный турнир по Лиге Легенд на пике выбил 100 миллионов.
Наконец, Overwatch очень сложно показывать. Игра сочетает в себе элементы командной FPS-игры вроде Counter Strike и MOBA-игр вроде Dota 2, с четким разделением героев на поддержку, защиту, атаку, с разными способностями и мощными ультимейтами. Привычной для игрока камерой от первого лица (так показывают CS) тут не обойтись: нужно время от времени переключаться на изометрический вид сверху, чтобы объяснить зрителю важность позиционного движения игроков. Но в Overwatch идет непрекращаемая перестрелка, так что времени на это фактически нет.
Экшн можно условно разделить на значимый (когда идет ключевое столкновение за ключевую точку, с полностью возродившимися героями у обеих команд и откатившимися ультимейтами) и незначимый (обмен выстрелами и дешевыми способностями). Но грань между этими двумя видами очень тонкая и требует от оператора глубокого понимания игры. Типичная трансляция Overwatch разрывается между видом от первого лица, поисками правильного угла для обзора ключевой драки и попытками объяснить что тут вообще происходит за десять относительно спокойных секунд.
Blizzard планирует решить эту проблему огромным количеством персонала и специально разработанным AI для обзора матчей. И это тоже очень характерно. Лига с титаническими амбициями как OWL смотрелась бы логичнее в устоявшихся дисциплинах вроде League of Legends и Dota 2, но там – свои издатели и свои порядки. Blizzard не только не дали времени сформироваться независимой сцене и казуальной аудитории: они решили сравнять первые постройки с землей и возвести на их месте Вавилонскую Башню. OWL появилась раньше спроса и призвана породить его своим имперским размахом.