Блог Заметки Погорского

Обзор Tell Me Why. Поиграть в нее стоит всем, и трансмужчина здесь ни при чем

Инклюзивная, но не нишевая история.

Первый из трех эпизодов Tell Me Why меня откровенно расстроил – я ждал от Dontnod Entertainment (авторы Life is Strange, Vampyr и не только) мощного сюжетного крючка, а получил неопределенную и медленную завязку. Продолжать играть мне не слишком хотелось, но я дал авторам еще один шанс – как оказалось, не зря. Tell Me Why целиком – не просто «повесточка с трансгендерным персонажем», как можно подумать по трейлерам. Ее история касается каждого, и нормальная ЛГБТ-репрезентация этому никак не противоречит.

Завязка такая: Тайлер, совершивший трансгендерный переход молодой парень, воссоединяется со своей сестрой Элисон спустя много лет. Они не виделись с момента, когда погибла их мать: Тайлер-подросток застал ее с заряженным дробовиком, до смерти испугался за свою жизнь – он сделал короткую стрижку вопреки запрету и показался ей в новом образе – и убил ее в состоянии аффекта.

Вскоре после этого близнецов разлучили: Тайлера отправили в исправительное учебное учреждение, а Элисон осталась жить в их родном городке под опекой друга семьи. Уже взрослые герои встретились, чтобы продать семейный дом и двигаться дальше. Только во время генеральной уборки выяснилось, что о своем прошлом они многого не знают.

У французской студии выработалась собственная форма, по которой придумана и Tell Me Why: снова действие разворачивается в американском захолустье, снова важную роль играют воспоминания героев. Хотя у близнецов Ронан есть сверхъестественная способность воспроизводить воспоминания наяву, контекст им предали жизненный: нельзя полностью верить тому, что, как ты думаешь, помнишь. В нескольких моментах нужно выбрать, в чью версию произошедшего поверить – кульминация этой механики стала сильнейшим моментом финала.

Единственное предупреждение, которое хочется дать перед прохождением, не о трансгендерных людях – если вы адекватный и свободно мыслящий человек, то эта тема здесь вас напрягать не должна. Важнее заранее знать, что Tell Me Why – это очень медленная игра, практически эквивалент разговорной фестивальной драмы. Динамики придает разве что регулярная смена перспективы между Тайлером и Элисон, но в остальном сюжет лишен экшена и разворачивается в считанных локациях, где мелькают одни и те же персонажи. Но если вы готовы терпеливо погружаться в повествование, то к финалу это окупится.

Главная тема мини-сериала – вовсе не «посмотрите на трансгендерного героя», а понятная мысль: с прошлым необходимо мириться. Конечно, можно просто уехать в другой город, отрезать себя от прежней жизни и притвориться, будто ее и не было, но какие-то триггеры все равно останутся, и каждый раз рана будет ныть все сильнее. Допустим, не у всех в жизни были настолько тяжелые события, как у героев игры, но правило применимо к каждому. Не зря психотерапевты в первую очередь подталкивают пациентов заглянуть в самих себя и нащупать больное место – это первый шаг реабилитации.

О необходимости обсуждать свои проблемы хоть с кем-то (а лучше – со специалистами) разработчики намекают неоднократно. Здесь есть персонаж, которого сгубила привычка заметать свои проблемы под ковер – мать героев. Примерно в той же ситуации оказывается не Тайлер, а его сестра – и в руках игрока подтолкнуть ее разобраться с переживаниями, а не затолкать их глубже и тем самым нанести себе непоправимый ущерб.

Это простая, но очень важная мораль, и куда полезнее прочувствовать ее хотя бы через персонажей, а не просто услышать где-то и отмахнуться. Авторы могли бы закончить игру куда драматичнее, вырезав эпилог, но он на месте: снижающий накал эмоций и воодушевляющий. Авторам было важнее донести мысль, чем оставить игрока в слезах – достойно уважения.

К слову, Dontnod удалось придать этой довольно простой истории уникального шарма. Речь даже не о значительно похорошевшей со времен Life is Strange графике, а о подаче отрывков прошлого через сказки. Прием не новый, но здесь он сюжетно оправдан. У вас практически с самого начала есть разгадки большинства тайн прошлого – они записаны в семейном сборнике героев сказок, – но понять их значение вы сможете только к финалу.

К тому же детские истории, скрывающие в себе порой страшные взрослые события – лишнее напоминание, что все нужно рассматривать с нескольких перспектив. Это второй, не менее важный посыл игры.

Новая презентация Cyberpunk 2077: показали город и банды, назвали системные требования

Какую некстген-консоль мне выбрать: PlayStation или Xbox? Гайд

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья