Заметки Погорского
Блог

Вышла «Смута» – самая обсуждаемая российская игра года. Почему она так важна?

Отвечает Кибер.

4 апреля на ПК состоялся долгожданный релиз «Смуты» – большого экшена от третьего лица. Действие игры разворачивается на рубеже XVI и XVII веков, когда Россия переживала череду тяжелейших экономических и политических кризисов. Скорее всего, вы уже что-то слышали о ней, поскольку «Смуту» агрессивно продвигают в качестве флагманского проекта новой российской игровой индустрии.

Рассказываем, заслуживает ли игра такого внимания и в чем ее значимость.

«Смута» – именно российская игра без оговорок

С 2022 года российская игровая индустрия переживает масштабную трансформацию. Во-первых, местный рынок лишился официальных поставок большинства крупнейших игровых издателей и компаний, вплоть до ключевых вроде PlayStation и Xbox. Во-вторых, даже изначально российские студии, вроде Mundfish (создатели Atomic Heart), перенесли свои штабы в другие страны, чтобы сохранить привилегии международного бизнеса. В результате начались разговоры о необходимости «импортозамещения» зарубежных видеоигр – причем инициатива продвигалась (и продвигается до сих пор) даже на государственном уровне.

Обзор «Смуты». Настолько унылого геймплея вы еще не видели

Прошлогодний хит Atomic Heart, как и «Смута», тоже продвигался в партнерстве с VK Play и считался многими «российской игрой». Но «Смута» соответствует этому описанию полностью. Основанная в 2015-м новосибирская студия Cyberia Nova все еще базируется в России.

О чем вообще «Смута»?

Сами разработчики говорили, что сюжет игры основан на историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который высоко оценили современники автора: Пушкин, Вяземский и Белинский. В игре события книги получат продолжение и станут «более динамичными», но при этом сохранят историческую достоверность.

Показательно, что в промо-материалах, включая трейлеры, разработчики не продвигали конкретный сюжет или персонажей. Вместо этого игрокам показывали нарезки с воинами в нарядах Смутного времени, волков, медведей, сражения и старинные российские города. Словом, как бы странно ни звучало, «Смута» – игра не столько о чем-то конкретном, сколько о своего рода вайбе Смутного времени как исторического периода.

📌 «Мы входим в пятерку стран в мире по количеству играющих». Путин – о видеоиграх

Наиболее полное представление о событиях игры дает музыкальное видео с кадрами из игры. В «Смуте» геймерам предстоит освобождать Русь от иноземных захватчиков – аналогичный сюжет был, например, в игре Ghost of Tsushima, где самурай Дзин Сакай постепенно освобождает японский остров Цусима от монгольского войска.

Интересно, что даже в качестве демо-версии незадолго до релиза разработчики выпустили, по сути, интерактивную историческую экскурсию по локациям игры.

«Смута» получила гранты почти на полмиллиарда рублей – по меркам видеоигр это немного

Изначально игра привлекла внимание общественности задолго до релиза – новостями о том, что Cyberia Nova получила аж два крупных гранта от АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) на сумму 490 млн рублей. При этом «Смута» – первый самостоятельный проект для студии, ранее она занималась созданием игровых прототипов и аутсорсом для других компаний.

Конечно, почти полмиллиарда рублей – внушительная сумма. Но если конвертировать ее в доллары (меньше 5,5 млн) и сравнить с бюджетами современных игровых хитов, так уже не кажется. Например, прошлогодний экшен Spider-Man 2 обошелся Sony более чем в 300 млн долларов (это данные из утечки, неизвестно, какая часть денег ушла именно на разработку). А на разработку легендарного «Ведьмака 3» ушло больше 32 млн долларов – и это было почти 9 лет назад, когда игры в среднем требовали кратно меньших затрат. Другими словами, даже с учетом грантов и других возможных источников финансирования «Смуты», это в лучшем случае среднекалиберный проект, но никак не блокбастер мирового уровня. Что, впрочем, не плохо само по себе: в игровой индустрии успешными становятся даже инди-игры, разработанные одним человеком. Все очень относительно.

Что «Смута» даст российской игровой индустрии?

Даже если игра не окупится и не получит преимущественно положительные отзывы, «Смута» должна стать шагом в верном направлении для игровой индустрии. Во-первых, это второй большой эксклюзив для VK Play – игрового маркетплейса, который неизбежно будут все чаще продвигать в качестве «российской замены Steam», как минимум из-за отсутствия достойных конкурентов. Во-вторых, если Cyberia Nova продолжит разработку игр, то «Смута», безусловно, станет очень ценным опытом для команды, который, хочется верить, поможет правильнее выстраивать процессы создания следующего проекта. Ну и наконец, даже вне контекста самой студии, на российском кадровом рынке появится множество новых людей с реальным опытом работы над большими играми. Ведь им нужно откуда-то появляться.

* * *

«Смута», безотносительно качества финальной игры и мнения игроков о ней, уже стала важным событием для игровой индустрии. А еще это один из многочисленных шагов, которые предстоит пройти местным студиям, чтобы действительно начать делать масштабные видеоигры мирового уровня.

В России хотят выпустить свою игровую консоль. Что об этом думают разработчики

Как разработчики отметили 1 апреля. Пообещали «Киберпанк» на дискетах и симулятор свиданий по Palworld

Шедевр
9%
Ведьмак 3: Дикая Охота
Добротная
4%
Казаки II: Наполеоновские войны
Середнячок
14%
Greedfall
Легкое разочарование
15%
Fallout 76
Отвратительная
58%
Илья «Maddyson» Давыдов
11 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
1. Это шутка да? Анриал движок и почти все готовые асеты (это не плохой подход в индустрии, просто факт).

2. Даже лень тратить время рассисывать про бюдежты с примерами игр качественно сделаных во всех аспектах с даже меньшими бюджетами. Просто элементарная логика, делайте игры того жанра и масштаба на какой у вас есть средства.

3. Ничего она не даст кроме примера омерзатильного ПР отдела и кучи мемов.
Если бы игру перенесли на год и она вышла допипленой с исправлением проблем, которые просто в глаза сразу бросаются то можно было о чем-то говорить.
Например студия Owlcat с ее успешными проктами сделала для Ру геймдева в разы больше Cyberia Nova и ее Смуты, но из каждого утюга будут про смуту писать.
+10
0
+10
последний раз столько хайпа о российской игре я слышал, когда делали Lada Racing Club.
Получился шедевральный провал. Но в России прям куча шедевров настоящих выходило ранее. Так что делать здесь игры умеют, просто не всегда получается
+1
0
+1
Ответ s13nder
1. Это шутка да? Анриал движок и почти все готовые асеты (это не плохой подход в индустрии, просто факт). 2. Даже лень тратить время рассисывать про бюдежты с примерами игр качественно сделаных во всех аспектах с даже меньшими бюджетами. Просто элементарная логика, делайте игры того жанра и масштаба на какой у вас есть средства. 3. Ничего она не даст кроме примера омерзатильного ПР отдела и кучи мемов. Если бы игру перенесли на год и она вышла допипленой с исправлением проблем, которые просто в глаза сразу бросаются то можно было о чем-то говорить. Например студия Owlcat с ее успешными проктами сделала для Ру геймдева в разы больше Cyberia Nova и ее Смуты, но из каждого утюга будут про смуту писать.
Получается, что Институт развития интернета выделяет деньги на мемы. И что тут плохого?)
+1
0
+1
Любой "медиа" проект- только капитализм, никаких бюджетных вливаний( социализма), гос. поддержка только в налоговом плане! Ибо хорошое, качественное зрелище потребитель сам поддержит "длинным рублём". Кстати, первому "Ведьмаку" русские игроки серьёзно помогли стать финансово успешным( и я в том числе!). И на отличные игры времени нет, а сырые "смуты" просто не интересны.
+1
0
+1
Ну скажу так, из первого бросившегося в глаза - локации, как будто мертвые, плюс нет взаимодействия при ходьбе: ты просто упираешься в NPC (в нормальных играх анимации отталкивания и т.д.).
В диалогах минимум эмоций и почти 0 сведения картинки с голосом, тоже мешает погружению. И еще субтитры не совпадают до конца с тем, что говорят.

Но рублем поддержал Смуту, поддержу и другие проекты по возможности, если выйдет что более интересное. Пусть набивают шишки, но хоть выхлоп за это будут получать.
+1
0
+1
Ответ s13nder
1. Это шутка да? Анриал движок и почти все готовые асеты (это не плохой подход в индустрии, просто факт). 2. Даже лень тратить время рассисывать про бюдежты с примерами игр качественно сделаных во всех аспектах с даже меньшими бюджетами. Просто элементарная логика, делайте игры того жанра и масштаба на какой у вас есть средства. 3. Ничего она не даст кроме примера омерзатильного ПР отдела и кучи мемов. Если бы игру перенесли на год и она вышла допипленой с исправлением проблем, которые просто в глаза сразу бросаются то можно было о чем-то говорить. Например студия Owlcat с ее успешными проктами сделала для Ру геймдева в разы больше Cyberia Nova и ее Смуты, но из каждого утюга будут про смуту писать.
и что же овлкет сделала для ру геймдева?
0
0
0
Ответ peter_shor
последний раз столько хайпа о российской игре я слышал, когда делали Lada Racing Club. Получился шедевральный провал. Но в России прям куча шедевров настоящих выходило ранее. Так что делать здесь игры умеют, просто не всегда получается
graveyard keeper же
сейчас stoneshard
ps. я про хайп
+1
-1
0
киберпанк тоже вышел сырым на релизе, потом допилили. Возможно, со Смутой будет аналогично. Только кому она будет нужна уже к тому времени я хз.
0
0
0
Ответ peter_shor
последний раз столько хайпа о российской игре я слышал, когда делали Lada Racing Club. Получился шедевральный провал. Но в России прям куча шедевров настоящих выходило ранее. Так что делать здесь игры умеют, просто не всегда получается
Хаха. В то время столько хайпа в интернете невозможно было создать в принципе. Ваще об игре все скорее узнали постфактум.
0
0
0
"Почему она так важна," Абсолютно не важна, статью можно не открывать. Вопрос почему всех убеждают тратить свое время и деньги на откровенный шлак такими вопросами.
0
0
0
Ответ Uh Uhov
Хаха. В то время столько хайпа в интернете невозможно было создать в принципе. Ваще об игре все скорее узнали постфактум.
ну там очень много PR компаний было, во всех журналах, которых тогда очень много было
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий