Игра в классики
Блог

Фильм «Анора» с русскими актерами победил в Каннах. Объясняем, почему это уникально

Марк Эйдельштейн теперь – «русский Шаламе».

«Анора» американского режиссера Шона Бэйкера с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном – триумфатор Канн. 

Это первая за 67 лет картина с отечественными актерами в главных ролях, удостоенная «Золотой пальмовой ветви». До этого, в далеком 1957 году, главный приз получил один из величайших фильмов советского кинематографа – «Летят журавли» Михаила Калатозова. 

Рассказываю все, что нужно знать об «Аноре», а также почему:

  • «Золотая пальмовая ветвь» – это круто;
  • Юра Борисов – великий;
  • и при чем здесь «Барби».

«Он часами сидел в трейлере и употреблял марихуану». Как Коппола снимал «Мегалополис» – и что получилось

О чем «Анора»?

«Анора» – это сатиричная и остросоциальная интерпретация сказки о Золушке. Юная жизнерадостная и наивная стриптизерша Анора (Майки Мэдисон) знакомится в нью-йоркском ночном клубе с сыном русского олигарха Иваном Захаровым (Марк Эйдельштейн). После приватного танца и недолгого знакомства молодые люди понимают, что созданы друг для друга, и женятся. Однако об этом узнают родители Ивана (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) и экстренно прилетают в Нью-Йорк, чтобы любыми способами избавить сына от позорного брака. Решить проблему должен молчаливый боец русской мафии Игорь (Юра Борисов), живущий с бабушкой. Постепенно он проникается симпатией к Аноре и в итоге начинает ее защищать. 

Снял «Анору» американский режиссер Шон Бэйкер, больше всего известный по «Проекту Флорида» – провокационной независимой комедии о бывшей стриптизерше, воспитывающей шестилетнюю дочь. Примечательно, что главную роль в той картине сыграла блогер и уроженка Литвы Брия Винайте, чьи фотографии Бэйкер увидел в Instagram (продукт Meta, запрещена в России как экстремистская).  

Обзор «Падения империи». Военный репортаж из ада, показанный через объектив фотоаппарата

Критики в один голос называют «Анору» одним из лучших фильмов года – яркой, жизнерадостной, чувственной, веселой и умной комедией с сильным социальным подтекстом, критикой неравенства и потрясающими актерскими работами. Больше всего хвалят исполнительницу главной роли американку Майки Мэдисон, до этого известную благодаря небольшой роли в «Однажды в… Голливуде». Однако дифирамбов удостоились и наши актеры: Марка Эйдельштейна называют «русским Тимоти Шаламе», у Серебрякова и Екамасовой небольшие, но запоминающиеся и колоритные роли. Про Борисова и вовсе пишут, что на его молчаливом и харизматичном персонаже держится вся вторая половина фильма.

Пресса сходится во мнении, что «Анора» понравится не только высоколобым интеллектуалам и ценителям фестивального кино, но и обычным зрителям. Этим картина Бэйкер похожа на другого триумфатора Канн «Паразитов» Пон Джун-хо, ставших не только фестивальным, но и зрительским хитом.

5 причин, почему «Оскар-2024» будет одним из лучших в истории

Фильмы с нашими актерами в главных ролях не побеждали в Каннах почти 70 лет 

«Летят журавли» – единственная отечественная картина с «Золотой пальмовой ветвью». Однако не единственная, удостоенная главного приза кинофестиваля: до 1955 года и в промежутке между 1964 и 1974 годами высшая награда называлась «Гран-при». В 1946 году ее получили целых 11 картин, в том числе советский «Великий перелом». Фильм Фридриха Эрмлера, посвященный только что закончившейся Великой Отечественной войне, был вдохновлен обороной Сталинграда, но сейчас практически забыт.

«Летят журавли», напротив, – киноклассика, оказавшая огромное влияние на мировой кинематограф, в частности на французскую «Новую волну». В конце 1950-х картина Калатозова произвела настоящий фурор: только во Франции ее посмотрели более 5 млн человек. Исполнительницу главной роли Татьяну Самойлову сравнивали с Бриджит Бардо и говорили, что благодаря ей мир «увидел живых советских людей, а не маски».

«Зона интересов» – фильм об обыкновенных фашистах, пугающий своей умиротворенностью

Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого

Клод Лелуш, культовый французский режиссер 

Настоящим прорывом стала работа оператора Сергея Урусевского. Его чувственная и темпераментная манера съемки, использование ручной камеры для создания ощущения движения навсегда изменили кинематограф. Почти для каждой значимой сцены он создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием – съемка на круговых рельсах – был придуман именно Урусевским. 

После триумфа «Летят журавли» ни одна отечественная картина не удостаивалась «Золотой ветви». Хотя нельзя сказать, что советское/российское кино целенаправленно игнорировалось. В Каннах показывали практически всех мэтров от Тарковского и Германа-старшего до Сокурова и Михалкова. Помимо высокой конкуренции (а «Золотой пальмовой ветви» нет, к примеру, у Бергмана и Кубрика), отсутствие побед связано с негативным отношением советского киноначальства к западным фестивалям.

Роскомнадзор заблокировал BadComedian’а в паблике ВК – за вопрос о якутском фильме

Победе фильма Калатозова, например, была посвящена всего одна заметка в «Известиях», в которой не указывалось ни имени режиссера, ни автора сценария.

Другой пример: дирекция фестиваля несколько лет упрашивала руководство советского кино привезти в Канны «Андрея Рублева», в итоге удалось договориться лишь о показе вне конкурсной программы. 

Впрочем, без наград отечественные картины все равно не оставались. Гран-при (на тот момент вторую по значимости награду) выигрывали «Утомленные солнцем» и «Сибириада». В мемуарах режиссер «Сибириады» Андрей Кончаловский даже утверждал, что председатель жюри Франсуаза Саган настаивала на присуждении главной награды и «Апокалипсису сегодня», и его картине.

«Золотая пальмовая ветвь» – главная награда мирового кино 

Если «Оскар» в большей мере индустриальная и, до последних лет, исключительно голливудская премия, то когда мы говорим о кино как об искусстве, то главная международная награда – это «Золотая пальмовая ветвь». 

Так что «Анора» Бэйкера теперь в одном ряду с «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера, «Сладкой жизнью» Федерико Феллини, «Таксистом» Скорсезе, «Криминальным чтиво» Квентина Тарантино, «Тенью воина» Акиры Куросавы и «Апокалипсисом сегодня» Копполы. 

«Банально, дебилизм, редчайшее говнище». Угадай фильм по рецензиям Сарика Андреасяна

Каннский кинофестиваль не только чествует лучших, но и задает тренды. Велик шанс, что без признания на лазурном берегу не зажглась бы звезда Эмира Кустурицы, без Канн сложно представить успех независимого кино Румынии или Ирана. Свежий пример: победа «Титана» в 2021 году сняла последнюю стигму с хорроров и слэшеров.

Однако успех «Аноры» вряд ли вызовет моду на русское кино. Это полностью американская картина с олигархами и русской мафией – частыми героями западных фильмов. 

Впрочем, победа фильма с отечественными актерами в главных ролях еще раз поднимает вопрос о том, существует ли отмена русской культуры, как бы на это не намекали СМИ после истории с Милошем Биковича. 

Милош Бикович лишился роли в «Белом лотосе» из-за пророссийской позиции. Против него были интернет и МИД Украины

Юра Борисов и Марк Эйдельштейн по-прежнему живут в России и снимаются в фильмах, спонсируемых государственным «Фондом кино», однако это никак не повлияло на решение жюри Канн. 

Юра Борисов – главный российский актер прямо сейчас

Юра Борисов – настоящее величие. Актер успевает сниматься не только в каждом втором заметном российском фильме, но и за всего несколько лет добился международного признания, которого не было ни у Машкова, ни у Хабенского, ни у кого либо еще. 

Скорсезе лишь однажды получал «Оскар». Но эта церемония – доказательство величия режиссера

В 2021 году фильм «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена с Борисовым в главной роли выиграл Гран-при в Каннах, теперь победа с «Анорой». Это уникальный случай, среди современных актеров такое достижение есть только у немки Сандры Хюллер. 

После первых успехов Борисов не ушел в типажные роли в отечественных блокбастерах и продолжает много сниматься в независимом кино: только в 2023 году с ним вышли «Кентавр» и «Год рождения». В общем, сейчас фраза «Борисов – это новый Петров» вызывает лишь улыбку. 

Вклад Борисова в успех «Аноры» – не только его актерская игра: именно Борисов посоветовал Бэйкеру пригласить Марка Эйдельштейна.

А при чем здесь «Барби»? 

Несмотря на восторженные отзывы об «Аноре», победа фильма Бэйкера стала неожиданностью. Главным фаворитом конкурсной программы была иранская картина «Семя священного инжира». Особенно на фоне того, что режиссера фильма и живого классика Мохаммада Расулофа приговорили на родине к 8 годам тюрьмы и к «порке, штрафам и конфискации имущества».

Согласно решению суда, фильмы и высказывания Расулофа являются «примерами сговора с намерением совершить преступление против безопасности страны». До этого постановщик уже дважды оказывался в иранской тюрьме: в 2010 году за съемки без разрешения, а в 2022 году он получил год заключения за антиправительственную пропаганду. Правда, в этот раз Расулофа успел тайно покинуть страну и пока скрывается в Европе. Помимо художественных достоинств (а критики восхищаются «Семенем»), присуждение Расулофу «Золотой пальмовой ветви» было бы жестом поддержки кинематографиста. 

Однако считается, что решающий голос при выборе победителя Каннского кинофестиваля у председателя жюри. В 2024 году им стала режиссер «Барби» Грета Гервиг. Она, по-видимому, увидела в «Аноре» резонирующую с ее картинами историю и решила отдать «Золотую пальмовую ветвь» Бэйкеру, который, как и она, принадлежит к американскому независимому «санданскому» кино.

5 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Почему-то автор незаслуженно обошел стороной и не упомянул Константина Лавроненко. Он вообще-то единственный из российских актеров, кто получал персональную награду в Каннах как актер, а именно приз за лучшую мужскую роль в фильме "Изгнание" Андрея Звягинцева в 2007м году.
+2
0
+2
К вопросу об отмене нашей культуры - российские актеры на церемонии не присутствовали.
0
0
0
К вопросу об отмене нашей культуры - российские актеры на церемонии не присутствовали.
А книги Толстого и Достоевского сжигают? Или, может, никто русских композиторов не играет?
0
0
0
К вопросу об отмене нашей культуры - российские актеры на церемонии не присутствовали.
Не знаю как вы смотрели, и Марк Эйдельштейн был, и Юра Борисов, да даже упаси боже Даниил Бурковский из Даешь молодежи
0
0
0
Впрочем, победа фильма с отечественными актерами в главных ролях еще раз поднимает вопрос о том, существует ли отмена русской культуры, как бы на это не намекали СМИ после истории с Милошем Биковича.

какая-то тупая фраза
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий