«Он часами сидел в трейлере и употреблял марихуану». Как Коппола снимал «Мегалополис» – и что получилось
Мнение критиков о новом фильме.
В Каннах состоялась премьера «Мегалополиса» – фильма Фрэнсиса Форда Копполы, который он готовил более 30 лет. Одни критики называют картину шедевром, другие – «фаршем из диалогов и уродливых визуальных эффектов». В любом случае это культурный феномен, аналогов которому нет. Это полностью авторское кино и одновременно полноценный блокбастер с бюджетом в 120 млн долларов, звездным кастом, дорогими спецэффектами и циклопическими декорациями. Вот только когда фильм выйдет в кинотеатрах – все еще загадка.
Для Копполы «Мегалополис» – проект мечты, который он снял полностью за свой счет. Это кино не ради кассовых сборов или рецензий критиков. Это завершающий аккорд карьеры творца, навсегда изменившего кино.
Даже съемки «Мегалополиса» напоминали что-то среднее между античной трагедией и фарсом. По словам анонимных членов съемочной группы, там было все: от хаоса и массовых увольнений до любви 85-летнего режиссера к запрещенным веществам и домогательствам.
О чем «Мегалополис»
Научно-фантастическое будущее, архитектор Цезарь Каталина (Адам Драйвер) мечтает построить утопический город на руинах Нью-Йорка. Ему противостоит всемогущий мэр Фрэнклин Цицерон (Джанкарло Эспозито). Примирить обоих пытается прекрасная дочь мэра Джулия (Натали Эммануэль). Параллельно брат архитектора (Шайа Лабаф) плетет интриги, желая заполучить власть над городом. В фильме также снялись Дастин Хоффман, Джон Войт, Лоренс Фишберн и Обри Плаза в роли журналистки по имени Вау Платинум.
Коппола задумал «Мегалополис» как римский эпос, действие которого происходит в современной Америке. В основе сюжета заговор Катилины – восстание римских сенаторов в 63 году до н. э. для захвата власти и радикального переустройства Рима.
Если все это вам кажется слишком вычурным и претенциозным, не удивляйтесь: все критики сходятся во мнении, что сюжет в фильме – не главное.
«Мегалополис» – это прежде всего размышление Копполы о собственном творчестве и жизни, а также о судьбе Америки. Режиссер явно видит сходство между Римом и США. И делает неутешительный прогноз.
«Мы знаем, что случилось с Римом. Рим стал фашистской империей. Это то, кем мы собираемся стать?»
В схожей манере режиссер описывал практически любой свой фильм. Даже «Крестный отец» для Копполы – кино не о мафии, а «метафора капитализма», показывающая его самые страшные и отвратительные стороны.
Что пишут о фильме журналисты: «несмешной аналог «Комнаты» и «смотри, какой у меня стояк»
«Мегалополис» должен был выйти хотя бы ради реакции критиков и журналистов. В Каннах фильм встретили 7-минутными овациями, при этом значительная часть зала освистывала режиссера и кричала «Буууу!». Сейчас у картины 62 балла на Metacritic и 46% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. Но главное удовольствие – читать, за что хвалят и ругают фильм.
В негативных рецензиях критикуют все: от сюжета, который невозможно понять, и спецэффектов, на которые трудно смотреть, до актерской игры и хронометража.
«Это страстно сделанный проект, в котором не видишь самой страсти: раздутый, скучный и поразительно поверхностный фильм, полный школьных истин о будущем человечества. Он одновременно гиперактивный и безжизненный, перегруженный ужасной актерской игрой и неинтересными дешевыми визуальными эффектами».
Питер Брэдшоу, The Guardian
«Это 138 отупляющих минут из непродуманных сюжетов, незаконченных сцен, вызывающих стыд работ актеров, фарша из диалогов и уродливых визуальных эффектов».
Кевин Махер, The Times
«Это настолько глупо, что обречено на культовый статус».
Эстер Цукерман, The Daily Beast
«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы – это очень неуютный хаос в лучших традициях «Комнаты». Правда, в «Комнате» хотя бы смешно, а здесь ты просто не понимаешь, что происходит».
Кинокритик Тамара Ходова
«Это как если бы кто-то потратил 120 миллионов долларов, чтобы снять фильм по куриным каракулям в блокноте с наспех набранными актерами и яркими спецэффектами».
Ричард Лоусон, Vanity Fair
Хвалят фильм в основном за абстрактные вещи: необузданность гения, энергию, любовь к искусству. Но даже в положительных рецензиях признают, что «Мегалополис» не вписывается в привычное представление о хорошем кино.
«Это либо самый дорогой «экспериментальный» фильм из когда-либо снятых, либо безумно провальный. Я не уверен, к какой категории он относится».
Джордан Руими, World of Reel
«Коппола воплотил 85-летний опыт любви к искусству и романтические чувства в неуклюжий, броский и искренний манифест о роли художника на закате империи. Фильм не просто отражает философию Копполы, он воплощает ее в жизнь до мозга костей. Процитирую одну из самых ярких фраз: «Когда мы прыгаем в неизвестность, мы доказываем, что мы свободны».
Дэвид Эрлих, IndieWire
«Это настоящий современный шедевр, возмущающий откровенной дерзостью…
За 138 минут Коппола нарушает многие важнейшие правила кинематографа, но придерживается самого главного: его фильм ни на секунду не становится скучным, в будущем он вдохновит столько новых творцов, сколько разочарует обычных зрителей».
Дэймон Уайз, Deadline
«Мегаполис», возможно, самое безумное, что я когда-либо видел. И я бы солгал, если бы сказал, что не наслаждался каждой чертовой секундой этого фильма».
Бильге Эбири, Vulture
«Это именно тот фильм, который намеревался снять Коппола: бескомпромиссный, исключительно интеллектуальный, беззастенчиво романтичный, широко сатиричный и в то же время в высшей степени искренний».
Дэвид Фир, Rolling Stone
«Пусть многие идеи фильма раскрываются не так, как запланировано, именно такого высказывания на закате карьеры поклонники ждали от творца, который никогда не терял веры в кино».
Питер Дебрюж, Variety
«Фильм Копполы – психоделический 133-минутный клип, населенный танцующими нимфами, мучающимися от мигреней прокураторами, персонажами итальянской балаганной комедии, легионерами в доспехах, политиками со свастикой и гладиаторами в рестлерских плавках. И советским спутником с ядерными оружием, который нависает над планетой самым большим в истории кино чеховским ружьем».
Егор Москвитин «Правила Жизни»
«В конечном счете это пример не интеллектуальной (вопреки первому впечатлению), а физической, животной какой-то вирильности, которой трудно не восхититься. Как говорит в кадре Джон Войт, ровесник режиссера – смотри, какой у меня стояк».
Кинокритик Станислав Зельвенский
Как Коппола создавал «Мегалополис»: «Мы все знали, что участвуем в том, что может стать очень печальным завершением его карьеры»
Идея «Мегалополиса» пришла к Копполе во время съемок «Апокалипсиса сегодня». Тогда же режиссер произнес одну из своих самых известных фраз: «Мой главный кошмар – снять по-настоящему дерьмовый, неловкий, помпезный фильм на важную тему, и я это сейчас делаю».
Первая концепция новой картины поражала амбициями и размахом. По словам звукорежиссера и давнего друга постановщика Ричарда Беггса, планировалось, что «Мегалополис» по аналогии с циклом опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» будет состоять из четырех частей, которые выйдут одновременно.
«Фильм показывали бы в течение четырех вечеров… в гигантском специально построенном кинотеатре под открытым небом».
Впрочем, после череды коммерческих провалов Коппола еще должен был доказать голливудским студиям, что не разучился снимать успешные блокбастеры. Полноценную работу над картиной начали только через 10 лет. По слухам, художник-постановщик Дин Тавуларис и художник комиксов Джим Стеранко (который работал с Копполой над «Дракулой») создали декорации. Параллельно Коппола проводил чтения сценария со звездами, которых планировал пригласить в фильм: Пол Ньюман, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джеймс Каан, Эди Фалько и Ума Турман.
Наконец, в начале 2000-х все было готово, а на главные роли утвердили Де Ниро и племянника режиссера Николаса Кейджа. Но из-за теракта 11 сентября фильм о перестройке разрушенного Нью-Йорка логично отложили.
За следующие 20 лет Коппола снял всего три картины, которые не добились ни коммерческого, ни фестивального успеха. Стало понятно, что ни одна крупная студия не доверит ему большой бюджет. Но режиссер продолжал грезить о Римской империи и в итоге, продав часть успешного бизнеса по производству вина, самостоятельно покрыл весь бюджет картины.
Съемки стартовали только в 2022 году, и они были такими же безумными и хаотичными, как и получившийся в итоге фильм.
Не было ни графика, ни плана: часто актеры не понимали, над какой сценой будут работать на следующий день. Все зависело от настроения режиссера и идей, которые пришли ему в голову в данный момент. Коппола мог часами сидеть в трейлере и употреблять марихуану, пока остальные ждали его на съемочной площадке, пишет The Guardian.
Вот как описывали съемки члены команды:
«Шли часы, а мы ничего не снимали. Съемочная группа и актеры стояли вокруг и ждали. А потом он выходил и придумывал что‑то бессмысленное, что не соответствовало ни тому, о чем кто‑то говорил, ни тому, что было написано в сценарии, и мы все просто соглашались с этим».
«Я думаю, Коппола все еще живет в мире, где автор – единственный, кто знает, что происходит, а все остальные просто делают то, о чем он их просит».
С таким хаосом и пренебрежением к чужому мнению специалисты не сталкивались ни на одном голливудском проекте. Коппола делал производство картины невыносимым для всех: «Мы спрашивали друг друга: «Этот парень когда-нибудь раньше снимал кино?».
Больше всего проблем было из-за спецэффектов. Поначалу Коппола стремился минимизировать использование CGI, поэтому обращался к технологиям 30-летней давности, используя проекторы и зеркала. Такой подход не шел на пользу визуалу картины и часто был бессмысленной тратой времени.
Так, во время съемок сцены, в которой тело персонажа Драйвера сливается с каким-то футуристическим органическим материалом, актера привязали к креслу и шесть часов проецировали изображение на его голову с помощью проектора «за 100 долларов». Такого же эффекта можно было легко достичь с помощью компьютерной графики.
Все это режиссер делал, чтобы добиться ощущения естественности и «Мегалополис» не превратился в фильм Marvel, по его словам. Но в итоге «Мегалополис» сняли на фоне зеленого хромакея, поэтому многие спецэффекты в фильме кажутся настолько устаревшими. В конце концов, большинство художников по спецэффектам были уволены или ушли сами в декабре 2022 года.
Была и более деликатная проблема. По словам источников The Guardian, 85-летний Коппола неподобающе вел себя с женщинами. Якобы во время съемок сцены в ночном клубе, в которой участвовало много обнаженных и полураздетых статисток, режиссер тянул их к себе на колени и пытался поцеловать.
Впрочем, к материалу The Guardian нужно подходить с долей скепсиса. Например, актеры «Мегалополиса», напротив, защищают режиссера.
«Я бы защищала Фрэнсиса весь день, но моя защита ему не нужна. Когда ты участник процесса и знаешь, как было на самом деле, то это похоже на: «Пусть они придумывают свои истории и пусть они создают больше шума».
Обри Плаза в интервью Deadline
Исполнительный продюсер «Мегалополиса» Даррен Деметре опроверг обвинения в харассменте и предположил, что статья заказана киностудиями, которые считают, что успех высокобюджетной независимой картины угражает их бизнесу: «Это заговор с целью его [«Мегалополис»] уничтожить».
* * *
Дата релиза зависит от того, найдет ли Коппола прокатчика, премьеру на стримингах он не рассматривает – только кинотеатральный прокат. Сейчас на IMDb указано, что премьера ожидается в сентябре 2024 года, но дата может и измениться.
Именно этим он и занимался. А то, что фильм масштабный - это не проблема, а Авторская особенность Копполы - и известно это ещё со времён "Апокалипсиса сегодня" (один факт создания которого уже даёт право Фрэнсису снимать абсолютно всё, что угодно до самой смерти)
Просто сам фильм и его съемки уникальная история о которой и захотелось рассказать.
Сетей крупных больше, независимых так и вообще бесконечное количество.
Государственной цензуры в США (в отличие от СССР) нет.
«Звук свободы» безусловно огромный коммерческий успех, но он не самый кассовый даже среди независимых фильмов.
За финансы Копполы никто не переживает, я напротив только за ФФ радуюсь
Молодец, что сам за собственные деньги решил фильм снять, какими бы недостатками тот не обладал, а не клянчил у власти с бюджета. Не знаю, как в США обстоят дела с поиском средств на съёмки фильмов, в России часто просят бюджетные деньги налогоплательщиков, а по мне лучше бы на больницы эти деньги тратили, а не на фильмы, учитывая не совсем развитую медицину во многих провинциальных российских городах, а режиссёры пусть сами средства изыскивают.