Заметки Погорского
Блог

Обзор Final Fantasy VII Remake. Гениальный обман японцев

Совсем не та игра, которую все ждали.

Спустя 23 года после релиза Final Fantasy VII случилось невозможное: Square Enix наконец выпустила полномасштабный ремейк своей важнейшей игры – шутка ли, в один год с не менее невероятным релизом новой Half-Life. Впрочем, как и Alyx, Final Fantasy VII Remake оказалась не совсем тем, что от нее ждали: вместо той самой «финалки» на современном движке получилась, по сути, новая игра. С ней можно и нужно знакомиться новичкам, но по-настоящему она зацепит именно фанатов.

Оригинальная Final Fantasy VII 1997 года – не просто хитовая игра, а настоящий мировой культ. Наемник с темным прошлым Клауд борется с могущественной корпорацией Шинра и пытается спасти планету от Сефирота – сюжет, который стал частью геймерской мифологии. Настолько, что Мидгар у игроков ассоциируется в первую очередь не с Мидгардом из скандинавской мифологии, а с киберпанковым мегаполисом из игры. Ну а имя Айрис вы обязательно слышали хотя бы вне контекста.

Недавно я прошел оригинальную Final Fantasy VII – как оказалось, не зря

Square Enix стоило выпустить «просто ремейк» VII еще во времена PS2, максимум – на PS3, когда из «хотелки» он превратился в «то, что все ждут, но не надеятся увидеть». Примерно после 20 лет ожидания делать игру, идеальную версию которой все уже давно прошли в своей голове, было бы самоубийством. Поэтому авторы свернули в сторону экспериментов и переосмыслений.

Remake играется как тактический слэшер

Вместо пошаговости и статичности в Remake выкрученный на сотку экшен. Новая боевая система имеет «классический» пошаговый режим, но заточена под сражения в реальном времени. Под полным контролем игрока всегда находится один из трех участников группы. Простая атака осуществляется спамом «квадрата», спецприем активируется «треугольником» – раньше они были командами в меню. Кроме того, по полю боя теперь приходится бегать, догоняя врагов, убегая от опасных атак и (в редких случаях) прячась за укрытиями. Позиционирование в оригинале было ограничено расстановкой героев по двум линиям.

Вернулась знакомая система ATB: нанося урон обычными атаками (или долго выжидая), герои накапливают очки действий. Они тратятся на команды в тактическом меню, включающем умения, заклинания, предметы, призывы и лимиты (ультимейты героев). Система похожа на оригинальную, но в меню время не останавливается, а замедляется. К тому же умениями и магией можно промазать – не из-за какого-то шанса, а из-за неудачного позиционирования.

С динамичной боевой системой Square Enix экспериментирует не первый год: она была в Final Fantasy XV, а задолго до этого появилась и в серии Kingdom Hearts. При этом VII Remake делает нечто свое: здесь нет безумных телепортаций по меткам и всего того сумасшествия, которое вытворяет Сора в своих играх. Клауд сотоварищи управляются очень приземленно, прыгать герои не умеют, зато бодро перекатываются и ставят блок. Между бойцами можно переключаться на ходу либо отдавать команды через тактическое меню – в остальном ИИ будет спамить автоатакой по случайным целям и в целом вести себя не слишком эффективно.

Бои с рядовыми врагами протекают быстро даже без вмешательства в действия напарников, а вот на многочисленных боссфайтах боевая система работает на износ. У боссов (как и отдельных крупных врагов) помимо основной цели бывают всевозможные хвосты и колеса – их нужно фокусить в первую очередь. Кроме того, обычной атакой таких здоровяков убивать слишком долго, нужно использовать магию подходящей стихии и умения – да так, чтобы попасть в нужную точку в нужный момент и при этом не попасть под раздачу, которая собьет каст. На механическом Страже-скорпионе в первой миссии вы управляете только Барретом и Клаудом, а не тремя героям – это единственный шанс привыкнуть к реактивным боям и информационному перегрузу.

Главное – фокусироваться на важном и не пытаться думать так, как если бы игра была пошаговой. Например, пока Баррет кастует свой «треугольник», лучше переключиться на Клауда и сделать что-нибудь полезное с накопленными ATB. Когда один из героев принимает удар, его лучше полечить (заклинанием или зельем) кем-то издалека. Еще стоит учитывать, что враги в первую очередь атакуют героя под управлением игрока – можно абьюзить эту механику в своих целях. К слову, для использования умений, заклинаний и предметов необязательно лезть в меню – можно настроить до четырех удобных шорткатов для каждого персонажа.

Я ожидал, что сражения в реальном времени будут подбешивать, но быстро привык к ним и начал получать кайф – возможно, сказался опыт в той же Kingdom Hearts. Круче всего, что каждая стычка с врагами теперь не сопровождается переходным экраном энкаунтера и переносом на отдельную арену, как это было в классических jRPG и оригинальной FF VII. Вместо этого несешься по уровню, без каких-либо переходов рубишь напавших врагов мощной комбой умений и бежишь себе дальше – такой беспрерывный флоу дает почувствовать себя крутым чуваком и, на самом деле, неслабо усиливает эффект погружения. Поклонники пошаговых боев возразят, что так игра превращается из стратегии в слэшер, но и в оригинальной FF VII стратегическое мышление особенно не требовалось.

При этом в Remake боевому стилю персонажей придали уникальности. Клауд рубит всех мечом и может переключаться между двумя стойками, Тифа спамит ударами кулаков и в качестве «треугольника» делает мощный апперкот, Баррет либо стреляет нажатием «квадрата», либо чарджит мощный залп «треугольника». Айрис тоже стала более убедительным бойцом: вместо того чтобы дубасить всех посохом она атакует магическими залпами издалека, а при долгом нажатии треугольника запускает мощную магическую бомбу замедленного действия. Лимиты героев тоже совершенно разные, но так было и в оригинале.

В продолжение Final Fantasy VII Remake мы наверняка будем играть на PlayStation 5. У нее очень мемный геймпад

Square Enix позаботились о нескольких важных «улучшениях жизни» – небольших изменениях механик, благодаря которым играть комфортнее. В оригинале для восполнения HP и MP всей группы требовалось ставить палатку – в Remake Клауд просто на секунду садится на часто встречающиеся скамейки. Рядом с ними обычно расположены торговые автоматы, в которых можно купить все необходимые расходники и даже базовые материи (заклинания).

При выполнении сайдквестов игроку предлагают переместиться к нужному NPC, а не бежать по пустой локации обратно – для jRPG такая забота о времени игрока удивительна. На фоне этого странно, что в Remake пропала возможность быстренько подлечить всех зельями и заклинаниями из меню – теперь это можно сделать только через меню команд, выжидая все анимации.

Это одна из самых дорогих игр поколения

Главное впечатление от Final Fantasy VII Remake после первых часов и до самых титров – она выглядит на миллион гил (местная валюта). Каждая сюжетная катсцена срежиссирована лучше, чем любой эпизод полнометражных CGI-фильмов по франшизе, которые показывали в кинотеатрах. Камера постоянно ищет динамичные ракурсы, любой экшен выглядит словно финальная битва в каком-нибудь сенен-аниме. Даже многим сражения с рядовыми врагами предшествует уникальная катсцена с какой-никакой сюжетной завязкой – такое маниакальное желание «сделать круто» просто ошеломляет.

Из каждого босса в Remake сделали настоящее событие. В оригинале они отличались только задником и анимацией особых атак, а здесь каждое сражение обыграно как финальный босс-файт. Какие-то боссы заставляют прятаться за укрытиями вроде колонн, которые они разрушают, другие в разных фазах меняют не только свое поведение, но и декорации. Несколько боссов полностью перестраивают окружение и заставляют играть по разным правилам. В сюжетном сражении на одном турнире ведущие даже корректно комментировали конкретно мои действия и использованные скиллы – опять-таки, какое-то запредельное внимание к мелочам.

Боссов, кстати, стало в несколько раз больше. Несмотря на то, что многие из новичков – по сути выкрученные на максимум рядовые враги из оригинала, — мое почтение.

Лучше всего запредельный бюджет Remake иллюстрирует вот эта чуть-чуть спойлерная (не для тех, кто проходил FF VII) прекрасная сцена из Honeybee Inn. Никто бы и слова не сказал, если бы Square Enix не прыгнули тут выше головы, но им, кажется, было по фану:

Окончательно завоевывает сердечко то, что вставленные в слоты оружия материи отображаются на самих персонажах. Эта же деталь лишний раз обращает внимание на то, что 99% роликов здесь – не пререндеры, а катсцены на движке. Которые, за исключением пары особо сложных и дорогих эффектов постобработки, ничем не уступают фирменным CGI-роликам из любых других «финалок».

При взгляде на крупные планы героев забываешь о 6-летнем возрасте PS4:

Тем обиднее, что где-то с третьей главы в глаза начинают бросаться проблемы с подгрузкой текстур: отдельные предметы окружения выглядят на уровне платформы средней паршивости мультиплатформы PS3. На фоне впечатляющих моделей героев получается жуткий контраст, особенно когда текстуры шалят даже в катсценах. Причем тут явно дело в частом для игр на Unreal Engine 4 баге, который японцы, вероятно, не успели нормально исправить в условиях работы при самоизоляции.

Такая же проблема была в других релизах на UE4, Days Gone и Star Wars Jedi: Fallen Order. После серии патчей игры стали выглядеть в разы лучше – очевидно, что сейчас с Unreal Engine 4 хорошо справляются только его создатели из Epic Games (Fortnite) и The Coalition (Gears 5).

Обсуждаем главные проблемы текущих консолей – можно пожаловаться и на мыльные текстуры

Внимание на фон

Некоторые углы, правда, здесь срезали осознанно. В этом поколении разработчики научились маскировать загрузочные экраны чуть более изящно, чем раньше: поездки на лифтах сменились узкими проходами, сквозь которые герои медленно пробираются приставным шагом, пока подгружается локация впереди.

В умеренных количествах такой прием не вызывает подозрений и часто уместен в контексте происходящего (например, если персонаж исследует какие-нибудь руины или пещеры), но в Final Fantasy VII Remake он встречается постоянно. Кажется, за время прохождения эту анимацию я видел раз 50, а еще Клауд регулярно ходил по узким мостикам и аккуратно залезал в разные дыры – та же история. Вся надежда на то, что следующая часть «ремейка» выйдет уже только на PS5 и там железо позволит авторам не лезть на стену, пряча загрузочные экраны очевидными способами.

Маленькой придирки заслуживает камера. В большинстве случаев она успешно удерживает в камере героя и врагов, но во время сражений вблизи стен (особенно с летающими целями) немного сходит с ума.

Полностью линейное приключение

В эпоху засилья игр с открытыми мирами Remake выглядит дико – ее карта состоит из связанных между собой кишок с двумя относительно открытыми хабами-городами. То есть вместо довольно открытого мира Final Fantasy XV здесь такие же тесные локации, как в Final Fantasy VII. Только действие Remake ограничено первым городом, Мидгаром, а потому игра кажется еще более линейной.

Сюжет делится на пару десятков глав, в некоторых из них помимо выполнения основного сценария можно отвлечься на побочные квесты – их всего по несколько штук за раз. В них игроку нужно пойти кого-нибудь убить или что-то собрать, ничего сверх нормы для жанра увидеть не получится. Зато эти задания связаны в небольшие сюжетные линии – ничего не значащие для глобального сюжета, но местами забавные. При этом в игре регулярно встречаются сюжетные точки невозврата, когда вас напрямую спрашивают о готовности продвинуться дальше по истории. Так что да, Remake – максимально линейная игра.

К счастью, после завершения кампании можно подчистить любые упущенные задания, испытания и заработать недостающие трофеи. Игрок может выбрать любую главу и перепройти ее уже прокачанными героями. В частности, можно поставить рекорды с нескольких мини-играх и пройти все сражения в боевом симлуяторе – заниматься этим на удивление весело.

Для самых хардкорщиков предусмотрена повышенная сложность, которую нельзя выбрать при первом прохождении. В ней нельзя пользоваться предметами, а скамейки восстанавливают только HP – действительно, играть с такими ограничениями очень тяжело.

Самая полная, режиссерская версия оригинальной истории

В оригинале события в Мидгаре были примерно 10-часовой завязкой истории, а 40-часовая кампания «ремейка» вообще не выходит за границы города. Увеличение хронометража получилось неоднозначным: возможно, стоило ограничить Remake примерно 20 часами.

В первую очередь Square Enix сильно расширила все эпизоды, которые были в оригинале. Там, где герои за несколько экранов добирались к мако-реактору, Remake показывает целую главу с десятком диалогов между героями. Последствия взрыва в оригинале упоминались мельком – здесь же им посвящен целый драматичный эпизод. Боев в целом стало больше, а между оригинальными боссами появилось по несколько промежуточных. Еще здесь гораздо больше мини-игр: потянуть нужные рычаги, переправить Айрис на механической клешне гигантского крана и так далее.

Разумеется, гораздо больше внимания уделили персонажам. Троица оперативников «Аваланче» – Биггс, Уэдж и Джесси – из статистов с парой поверхностных реплик превратились в полноценных героев с очень стереотипными, но все-таки характерами. Сопартийцы тоже стали человечнее: приставучая Айрис уже не так раздражает и больше походит на нахальную (точнее sassy) кокетку, реплики вспыльчивого экстремиста Баррета получились более связными. Даже сам Клауд, в оригинале просто ведущий себя как последний нехороший человек по отношению к своим товарищам тут больше похож на парня, которому сложно перед кем-то раскрываться. Как, собственно, и задумывалось изначально, просто раньше герой вел себя как робот.

Появились и новые персонажи, но они пока болтаются в сюжете как плохо закрученные болты и не представляют особой ценности для истории. Большинство из них – откровенно комедийные сайдкики, без которых игра бы ничего не потеряла.

Проблема в том, что во многих местах Remake не рассказывает то, на что в оригинале не хватило времени, а искусственно пытается растянуть хронометраж. Например, когда на пути Клауда появляется метровая пропасть, вас могут заставить пойти в обход по целой дополнительной локации, хотя герой спокойно мог просто перепрыгнуть на другую сторону. Несколько раз персонажи куда-то падают, оказываются в надуманных ловушках, либо гонятся за кем-то час, прорываясь через сражения и даже промежуточных боссов – тоже ради растягивания прохождения. Такое в jRPG встречается часто, но конкретно Final Fantasy VII держала темп повествования куда лучше. Зачем его так сильно порубили – вопрос хороший.

Не ремейк, а переосмысление

Самая спорная часть Final Fantasy VII Remake – сюжет. В целом новая игра повторяет практически весь сценарий оригинала, но уже с первых часов фанаты заметят определенные странности. И речь даже не о том, что на главный твист оригинала здесь намекают гораздо раньше и сильнее, чтобы убедить новых игроков ждать продолжение.

Я не буду вдаваться в подробности, потому что здесь действительно есть спойлеры, которые не имеют ничего общего с игрой 23-летней давности. Скажу лишь, что Remake все-таки нельзя назвать полной заменой обычной Final Fantasy VII, а для полного понимания происходящего в новой игре вам все-таки придется так или иначе ознакомиться с событиями классики.

Таким образом Square Enix сделала «ремейк» одинаково интересными как для тех, кто давно прошел Final Fantasy VII, так и для новой аудитории, но при этом оскорбиться решениями сценаристов могут и те, и те. Мне же просто интересно, насколько следующая игра сойдет со старых рельс, а еще только, сколько лет пройдет до выхода полного сборника Remake.

* * *

Final Fantasy VII Remake – совершенно не то, чего ждали те, кто воспринял слово «ремейк» буквально. Эта игра отражает то, каким большим феноменом стала «семерка» за десятилетия с релиза: со спин-оффами, фильмами и, по сути, расширенной вселенной. Remake не заменяет оригинал – не уверен, что в нее можно играть вместо него, хотя и как самостоятельное произведение игра в целом работает. Я же восхищен смелостью Square Enix – настолько, что продолжение Remake мне хочется увидеть больше, чем Final Fantasy XVI.

Я запустил личный челлендж с прохождением 52 игр за год – вы сможете отслеживать мой прогресс, читать мнения о пройденных играх и, желательно, присоединяться к инициативе сами. Вместе мы разгребем свои бэклоги игр! Тем более крупных релизов в этом году осталось не так много. Подробности о правилах и сути челленджа здесь.

У Ubisoft есть игра важнее Assassin’s Creed. Студию вытащил 2D-платформер

Warcraft 2 (два) незаслуженно забыли. Он изобрел все то, за что мы полюбили триквел

14 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Офигеть графоуни!
+1
0
+1
Получается, самая красивая игра года?
0
0
0
Кодзима не работал над проектом, как можно называть его гениальным?
0
0
0
Получается, самая красивая игра года?
Если TLOU2 уедет совсем далеко – возможно
0
0
0
Кодзима не работал над проектом, как можно называть его гениальным?
По праву страны происхождения
0
0
0
Я только на псп происходил предысторию к 7й части. Очень понравилась своей длиной и красивой картинкой. 2гб игра весила, а проходил её часов 11
0
0
0
муть с сюжетом впечатление портит сильно?
0
0
0
Ответ Kobe81pts
муть с сюжетом впечатление портит сильно?
Для тех, кто считает оригинал неприкосновенными святыми мощами – да, однозначно. Ну а для игроков с более открытым разумом может зайти (как мне)
0
0
0
Ответ заблокированному пользователю
Я только на псп происходил предысторию к 7й части. Очень понравилась своей длиной и красивой картинкой. 2гб игра весила, а проходил её часов 11
Знание Crisis Core тут немного пригодятся :)
0
0
0
Знание Crisis Core тут немного пригодятся :)
вот надеялся, что вместе с ней выпустят игру :с
0
0
0
Боёвка не зашла, совсем
0
0
0
Боёвка не зашла, совсем
Оба варианта?
0
0
0
Ответ Kobe81pts
муть с сюжетом впечатление портит сильно?
Пока не портит, даже довольно круто сделано. Вот глянь ролик: https://www.youtube.com/watch?v=XMwo89VcK0E
Но если разрабы начнут ОЖИВЛЯТЬ персонажей, нужно будет переписывать весь ЛОР семёрки. Или проще переименовать игру типа: "Приключения наёмника, по мотивам FF7"
0
0
0
Пока не портит, даже довольно круто сделано. Вот глянь ролик: https://www.youtube.com/watch?v=XMwo89VcK0E Но если разрабы начнут ОЖИВЛЯТЬ персонажей, нужно будет переписывать весь ЛОР семёрки. Или проще переименовать игру типа: "Приключения наёмника, по мотивам FF7"
да я уже поиграл) скажем так: Хорошо, что больше не изменили, а ведь хотели
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий