Бич киберспорта. Почему сказка может рухнуть
Вообще, хотел этот текст написать после The International, но, как оказалось, даже сильные мира сего не застрахованы от главного бича киберспорта, который может на корню выкосить все попытки компаний и геймеров занять свою нишу под солнцем индустрии развлечений.
Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, проходит беспрецедентная атака на сервера игры Dota2. Что вообще такое DDos атака? Представьте, что вам стучат в дверь. Пару постукиваний – ничего страшного. Когда вам стучат в дверь ногой – это уже неприятно. Когда вам в дверь начинают стучать одновременно сто человек, плохая дверь может уже и рухнуть.
Так вот у Valve не просто «дверь» – у них бронированные стальные ворота в метр толщиной, перед которыми ров с крокодилами, а до него – минное поле. Тем не менее армия гоблинов и орков всё равно притащила тараны, оседлала олифантов и врата Минас Тирита пали.
В современном мире одним из главных ресурсов стала информация, и борьба за контроль этого ресурса ведётся нешуточная. Разумеется, кибератаки, с помощью которых можно «положить» конкурирующий сайт, или страничку видного политического деятеля, стали очень популярны, и отнюдь не так уж и дороги. Та, что идёт сейчас на сервера Dota2 определенно дорогая, там кроме орков и гоблинов, нужно как минимум полк ниндзя было пригласить. Но как оказалось, кому-то нужно и такое.
Кстати, для справки, прямо сейчас именно ваш компьютер может принимать участие в распределенной dos-атаке. Подавляющее количество атакующих компьютеров просто в своё время словили какой-нибудь вирус (один из тысяч), который месте со всеми разрушительными действиями присоединяет компьютер к «ботнету». И по указке кукловода в нужный момент начинает стучать в определенные двери.
На протяжении сезона, с проблемой ддоса сталкивались многие турниры и, наверное, абсолютно все команды. Атаки чаще всего велись на конкретных игроков. Стоит кому-то из них «спалить» Skype, как по нему моментально вычислялся IP и началась атака. Канал обычного интернет-провайдера – это, считай, фанерная заглушка, а не дверь. На многих турнирах, в частности, Skype был запрещен как средство общение между тиммэйтами. Но вычислить IP можно разными способами, так что не в скайпе дело.
Разные компании, проводившие турниры, справлялись с ситуацией по разному. Сначала ждали по два-три часа, пока атака закончится, кто-то назначал переигровки (благо дота позволяет начать с нужного момента), потом всё чаще и чаще доводилось видеть ситуацию при которой ждали не более 15-20 минут, а затем доигрывали 5 на 4, а то и 5 на 3. Согласитесь, к нормальной игре такое уже имеет очень мало отношения. Valve не проявляло ровным счётом никакого интереса к таким ситуациям и это сильно огорчало. Возможно, теперь они проявят больше внимания к проблемам защиты от DDoS.
Так зачем и кому это нужно?
Во-первых, спортивный интерес. Если мы говорим онебольших турнирах, нельзя исключать вариант, при котором хакер Вася решил просто похвастаться перед хакером Петей, что «задудосит» Дендимона. Армия «гоблинов» не любит простаивать, поэтому чисто для практики с удовольствием атакует небольшие каналы, отчитываясь о победах. Стоимость таких атак не очень большая, а иногда и вовсе бесплатная, если знать кого и где попросить.
Но, конечно, когда в Доту пришли деньги, пришли и те, кто захотел ими завладеть, не гнушаясь грязных методов. Никто никого не ловил за руку (и это невозможно – атакуют же те компьютеры, которые заражены, а не заказчик), но ситуация при которой конкурирующие турниры могут «заказать» друг друга представляется очень легко.
С развитием букмекерства, всё чаще объектом ддоса стали фавориты игр – если из игры выбить главного керри команды-фаворита, ставочка с коэфициентом 5 на андердога имеет гораздо больше шансов на проход.
Но если мы говорим о DDOS всей Dota2 во время The International, тут уже ни о каком хакере Васи речи быть не может. Здесь действует команда профессионалов, услуги которой стоят недешево. The International всё больше прорывается в повседневную жизнь и вместе с кучей поклонников Dota2 заимела и весьма влиятельных врагов.
Вот, например, The International 2015 будет показывать ряд эфирных телеканалов Америки, Китая и Европы, и наверняка заплатили за это немалые деньги. Такие перебои с трансляциями и ходом игр вряд ли добавляют телеканалам желание переплачивать за непонятно что. И в следующий раз они сто раз подумают прежде чем включать турнир по Dota2 в сетку вещания.
Кому это выгодно? От выбора глаза разбегаются. Это выгодно традиционному спорту, в котором обеспечить защиту помогут два автобуса ОМОНа. Киберспорт уже представляет угрозу, переманивая спонсоров и телевизионное время, а это означает серьезное проседание по деньгам. Это выгодно «заклятым друзьям» Valve – Blizzard, Riot и другим. Ведь если Dota2 не может обеспечить свою безопасность, всегда можно обратиться League of Legends или Heroes of Storm. Да в конце концов – это выгодно самим телеканалом, чтобы немножко осадить зарвавшихся Valve, если те многовато запросили за телевизионные права.
Естественно, всё это идёт против имиджа киберспорта и Dota2 в частности. Новички, которые наслушавшись отзывов сядут посмотреть финал TI вряд ли будут полчаса смотреть на паузу, и вряд ли вернутся к просмотру других турниров.
Сейчас киберспорт переживает своё становление. Он может как стать очень серьезной силой в битве за внимание и деньги аудитории, а может так и остаться местечковым развлечением для десятка миллионов человек. Если прямо сейчас не заняться обустройством защиты от DDoS, причем на государственным уровнем – а у Valve, как мы знаем по истории с визами, есть выходы на сенаторов и прочий руководящий состав США, то можно потерять тот самый момент, когда можно резко рвануть вверх и стать действительно «спортом», а не местячковым соревнованием, который под пивко может остановить хакер Вася.
А что делать Valve? Раз они о проблеме знают и ничего не делают - значит....им всё равно?