Восьмая серия «Дома дракона». Это что, лучший эпизод сезона?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Handsome, wise and strong boys!
На очередных таймскипычах отлистываем шесть лет. Рейнира и Деймон всё это время провели вдали от Красного замка и успели заделать ещё двоих наследников (ох уж эта парочка Визерис-Эйгон, сколько им ещё предстоит). Другие же наследники — что Рейниры, что Алисенты — заметно подросли: Эйгон окончательно превращается в каноничного безвольного пьянчужку, а Эймонд… чёрт побери, чем тебя откармливали все эти годы? Разве что Веларионы (Стронги) всё такие же слегка забитые ботаны с Дрифтмарка — за их трансформацией в будущем будет интересно наблюдать. Красный замок за эти годы тоже изменился: Визерис окончательно слёг в постель и близок к финальной стадии мумификации, а власть практически полностью перешла к Алисенте и Отто. Ключевой точкой перемотки становится небольшой династический кризис у Веларионов: Корлис получил опасное для жизни ранение, а его наследником порывается стать родной брат Веймонд, в обход Люцериса, сына Рейниры и Лейнора Велариона. Для решения этого конфликта все герои прибывают в столицу.
И всё же, в, наверное, уже сотый раз: как же прекрасен «Дом дракона» в статике. Восьмой эпизод во многом состоит из череды диалогов, каждый из которых приковывает к себе похлеще, чем какое-нибудь батальное зрелище. Конечно, здесь уже не про раскрытие героев или хитросплетение интриг, а скорее про некую финальную ревизию персонажей перед стартом самого Танца драконов, гражданской войны. Алисента, что уже, казалось бы, срослась с властным образом (не случайно её платье на Малом совете так отдаёт вайбами Серсеи из последних сезонов «Игры»), готова вершить, да карать, но при этом и не утратила той своей глубины и искренности. Рейнира, что чувствует себя в родном замке неуютно и некомфортно, отмечая, как он изменился за эти годы. Рейнире роль лидера своей партии даётся куда сложнее (возможно, поэтому юридически «Чёрные» так до сих пор не «заявлены»). Красный замок изменился не только в глазах Рейниры — его трансформация отображает политические изменения, случившиеся за последнее десятилетие. Это видно и в убранстве замка, где цвета Таргариенов сменила семиконечная звезда, символ веры в Семерых — да, не так дерзко, как зелень и маяк Хайтауэров, но вполне с очевидным посылом (Старомест, родина Хайтауэров, ещё и столица веры, а само семейство Алисенты всегда считалось покровителями религиозной части континента). В Малом совете одни люди Алисенты, разве что старый лорд Лиман Бисбери что-то ворчит о расходах и сомнительности поднимаемого вопроса наследника дома Веларионов, но от него раздражённо отмахиваются. В боевой готовности и детишки королевы. Эйгон уже по всем параметрам соответствует типичному королю Вестероса: пьёт, спит со служанками против их воли, хамит всем подряд. Эймонд же готов убивать не только мечом, которым он обезоруживает уже самого Кристона Коля, но и какой-то абсолютно нечеловеческой харизмой. Плевать, что он выглядит скорее ровесником Деймона, чем младшим братом Эйгона — за такую фактурность простить можно всё.
Ах, да, а ещё ведь есть Визерис.
Чёрт возьми, что сотворил Пэдди Консидайн в этом эпизоде! Казалось, всё, роль Визериса на оставшиеся ему серии — тихо умирать в своей кровати. Как бы не так. Появление Визериса в золотой маске в тронном зале — разумеется, по всем канонам, в самый разгар выяснений, чьи права на Дрифтмарк легитимнее — это натуральный шедевр. Его медленный, физически дискомфортный (ты буквально сам ощущаешь, с какой тяжестью даётся Визерису каждый шаг) путь к Железному трону, Деймон, что подаёт свалившуюся корону своему брату, очередной аудиоэкстаз от Рамина Джавади — это всё отправляет сцену в золотую коллекцию, наряду с речью Тириона в суде или переговорами Ренли и Станниса. А потом Пэдди-Визерис выдаёт и ещё одну монументальную сцену: его речь во время семейного ужина — эмоциональная плётка. Главная боль Визериса не его разлагающееся тело, а раздор в доме Таргариенов. Боль, которая так слышна в каждом слове. Просто вынести и отдайте «Эмми» этому господину!
За всей этой эмоциональной мощью можно было бы скрыть и посредственный эпизод. Но восьмая серия хороша даже и без шедеврального Визериса. Сериал умудряется говорить об одном и том же — «Ты властная стерва!», «А у тебя дети бастарды!» — но так, что это выглядит интересно. К восьмому эпизоду конфликт окончательно трансформируется в некое очень грустное стечение обстоятельств, во что-то неизбежное, но не желаемое. Очередной реверанс сценаристам, которые не придумывают удобные «точки для входа в сюжет» после очередного таймскипа, а адаптируют и подстраивают канон. Так, Веймонд и правда пытался оспорить права на наследование Дрифтмарка, когда Корлис серьёзно приболел. Такого следования канону мы не видели, наверное, со второго сезона «Игры престолов».
А вообще, хочется похлопать всем создателям сериала, ведь их адская гонка с таймскипами, судя по всему, окончена (хотя, слишком уж юный возраст рейнировского Эйгона вызывает некие сомнения). Дальше сериал переходит к плавному и постепенному сторилайну. Переходит к началу Танца драконов.
Отсылка серии Которая, увы, не случилась в русском дубляже. Речь о тосте Эймонда. В оригинале Эймонд предлагает выпить за «Handsome, wise and strong boys». Да, СТРОНГ бойз. И, очевидно, Эймонд говорил не о физических достоинствах парней. Конечно, в русском языке эту игру слов никак не передать, поэтому решили вновь пройтись по цвету волос. Кстати, в книге этот тост (собственно, в английском его повторили дословно — в этом и есть отсылка, так как фраза стала культовой для фандома) смогли обыграть на русском: Эймонд выпивал за «Силачей-костоломов» — прозвище «Костолом» было у Харвина Стронга.
Бонус. В одной из сцен серии в кадре оказалось сразу четыре правителя Семи королевств. Оценка эпизода: 9.5/10