Daily Oracle
Блог

Как работает аналитик в Доте? Поговорили со Sword Art: он работал в NAVI, Virtus.pro и Just Error

Роман Галеев три часа слушал умного дотера. 

Что нам известно об аналитиках в Доте? Да ничего. Чтобы исправить это недоразумение, я поговорил с Виталием «Sword Art» Петкиным. Виталий уже четыре с лишним года работает в топовых СНГ-командах, и за это время у него накопилось столько информации, что нам пришлось разбить разговор на две отдельных статьи. Вторая часть будет посвящена командам, в которых успел поработать Виталий, а в первой вы узнаете о принципах работы аналитика:

– Почему в СНГ так мало аналитиков?

– Сколько зарабатывают аналитики?

– Зачем командам по Доте нужны программисты?

– Почему Fng – крутейший капитан?

– Почему Виталий отговаривает всех от прихода в про-Доту?

– Сколько калькуляторов в голове у Рамзеса?

– Из-за каких багов в Dota Plus Айсберг материт Valve?

– Расскажи, где ты работал аналитиком.

– Как все начиналось: после пятого или четвертого TI у китайцев начали появляться тренеры, и было видно, что у них появилось преимущество. На тот момент было непонятно: то ли это будет полутренер, то ли полуигрок на замене. У нас одним из первых появился Булк в VP, и в тот момент я заканчивал университет и играл на полупрофессиональном уровне. Нужны были деньги: родители садились на уши, а адекватной поддержки тир-3 сцены не было и нет по сей день. В этот период пришла идея – можно попробовать себя в роли тренера. 

Первая команда моя – Вега. Я написал Кондакову [CEO Vega Squadron – Sports.ru], предложил себя. Им было интересно попробовать, у них был хороший состав с Соннейко, Магом и Годом. Больше всего мы там общались с Андреем Магом, он был самый отзывчивый. Слабо помню тот период, но в Веге были так себе результаты, и состав быстро распался.

Затем меня позвали в Spirit. Мне очень хотелось поработать с Артемом Fng, и там был состав с Бивером, Фобосом, Годом и Иллиданом. Классный состав! Сначала я сидел как статсмен, потом меня перевели на слот тренера. Артем – очень крутой человек и капитан. Учитывая мой опыт (я поработал со многими людьми), я бы его даже на первое место поставил. Он дал мне большой буст по знаниям. Вот какие у нас есть хорошие капитаны? Соло, Соннейко, Фнг. Я играл со всеми, но с Соннейко немного, правда, чтобы сравнивать.

В Virtus.pro я попал уже на закате золотого состава. Работал во время TI9 и Эпицентра. В тот момент у них больше Рамзик коллил и координировал. Соло был на втором плане, и вот эти его навыки лидерства я не в полную меру смог увидеть. На фоне всего этого лично мне Артем больше понравился. Жаль, что в СНГ так и не нашлось для него крутого состава, и он вынужден в Европе играть. 

– Получается, ФНГ – именно лидер?

– Ты знаешь, Артем сам никогда не говорит о том, что он – лидер, но лидерские качества у него присутствуют, пускай он это порой и отрицает. Когда ты работаешь в коллективе с ним, чувствуется, что все ждут его мнения. Когда какие-то конфликтные ситуации, он сам пойдет и пообщается с кем-то. Он дает направления в игре, что делаем, что тренируем. Темыч – крутой.

– Как тебя позвали в VP?

– Был период, когда Spirit тестили много людей на тренерский слот – и Жотма, и Гоблака, и Арсзика. Гоблак и Жотм нам не подходили: кто-то хотел больше покомментировать, кто-то считал, что здесь работать слишком долго и неперспективно с этими ребятами. Они хотели иметь слишком сильный вес. 

Арсзик приходил, чтобы рассказывать парням, в каком направлении двигаться, но здесь уже был Артемыч, второго такого человека не нужно было. С Арсзиком был круто работать, но он сам не захотел в такой ситуации находиться, он хотел быть передовым лидером. 

Потом его в VP позвали, и он запомнил меня по этому короткому отрезку времени – решил позвать в VP. Два месяца тестового периода и три месяца официально в Virtus.pro я провел. После TI9 Virtus.pro распадаются, и Mag решил позвать меня в NAVI, где я проработал около года, пока не распался состав с Пашей и Кристаллайзом. 

– Сейчас ты где-то работаешь?

– Работаю с несколькими коллективами, но я решил в первую очередь заняться здоровьем. Даже когда не играешь плотно по 15-20 игр, все равно спина страдает. Я в какой-то период переставал играть, потому что начались серьезные проблемы с рукой. 

– Ты – аналитик. Что входит в твои обязанности?

– Расскажу, как в принципе обстоят дела. У тир-1-2 команд есть тренерский штаб из одного и более человека. Тренеры бывают разные:

• Статсмены-аналитики.

• Спортивные тренеры, которые вообще не играли в Доту. Их пытаются внедрить, потому что у них есть опыт в большом спорте.

• Тренер-мотиватор. Взять к примеру старые составы ВП или Нави, ребята попросили помочь им Артстайла и Хвоста – вот такие ребята, которые на тот момент многого добились. Они могут по-своему замотивировать, дать правильный настрой коллективу. Посадишь Хвоста или Артстайла, к которым у игроков есть уважение, их мнение будет ценнее, чем какого-то психолога, совершенно им незнакомого

Я больше аналитик-статсмен. Я предоставляю статистику командам, знаю, как это сделать в максимально сжатом виде, знаю, на что ребята обращают внимание и что именно им нужно. Со своей позиции показываю: «Так, ребят, вот по этим персонажам можно сделать то и то», предлагаю варианты раздрафта. Я больше общаюсь с капитаном, смотрю очень много реплеев.

Ситуации бывают разные. Я иногда смотрю на ланах, замечаю, что дают статсмены других команд. Дают какую-то книгу, там страниц 20-25! «Вот, ребята, держите! У вас там драфт на 5-10 минут, читайте». Это просто информация об одной команде на один матч! А ты вот представляешь этих людей, которые сидят за компами и играют? Ну это же просто лентяюги! Я сам понимаю, сам играл. Люди ни хрена из этого не будут рассматривать. Ты должен прийти и рассказать все за 2-3 минуты, максимум пять, потому что им все это слушать неинтересно. Им хочется зайти и взять своих сильных персонажей, и просто развалить там челов, все. 

В основном игроки как делают: у них уклон на свою игру. «Если я вот здесь не затащу, мы не выиграем». Каждый игрок вносит 20% импакта, и игрок стремится сделать все, чтобы достичь этих 20%. Статистика требует подготовки, и чтобы не было скучно, чтобы люди не смотрели все это по полдня, существуют такие люди, как я. Вместо того, чтобы сидеть в реплеях и на Дотабафе, игрок может сыграть три паблика и улучшить свою игру. 

Все люди – заложники своих привычек. Когда ты просматриваешь их последние игры, твоя задача – найти закономерности. Их искать не то, что легко: нужен опыт, нужно смотреть очень много реплеев и понимать, на какие моменты нужно обращать внимания. Их дофига. 

– Сколько времени у тебя занимает подготовка к одному сопернику?

– Чтобы данные по статистике, допустим, сделать, уходит от часа до двух. Причем это уже с учетом того, что я делаю очень быстро сейчас: раньше уходило 3-4 часа. Но есть еще нефиксированное время, когда ты смотришь реплеи. Это, скажем так, сбор дополнительных данных. Период просмотра реплеев бесконечен – хоть весь день смотри. Главное, чтобы с этого были прок и польза.

– Когда ты смотришь реплеи, ты смотришь на команду в целом или работаешь по какому-то конкретному игроку?

– Одно из второго выходит. Я смотрю, как играет команда в целом, и там уже наблюдаешь: «Ага, в этой команде игра идет на этого персонажа, он выигрывает им игру». И тут уже нужно понять: как так происходит, что вот этот человек побеждает? Что они для этого делают? 

– Какими сервисами и сайтами ты пользуешься, когда собираешь статистику?

– Если какой-то человек это прочитает и захочет чем-то подобным заняться, я советую не начинать с чего-то сложного: Дотабафф, Стратз чекать и все. Уже с этого выводить что-то. Там в основном информация идет с официальных матчей. Вообще, статистика перед матчем должна содержать не только информацию с официалок, но и из пабликов. 

Есть еще много платных ресурсов. Есть в Европе несколько платных сайтов: они предоставляют достаточно интересную информацию, но скажем так: деньги, которые они просят, и то, что ты получаешь, оно немного несовместимо, скажем так. Я сравнивал, думал, пользоваться ими или нет – решил, что оно того не стоит, хотя вещи иногда очень прикольные. Допустим, в Дотабаффе нет такой темы, а там можно отследить закономерность при постановке вардов за несколько реплеев. Или вот еще: тепловые карты игрока не на одной карте, а на нескольких. На ДБ нужно вручную все это отслеживать. 

Другой пример: все профессиональные игроки скрывают свои профили, любой нормальный игрок должен так делать. На многих платных сайтах, а сейчас еще и бесплатных, есть информация о смурфах и героях, на которых он играл. 

Думаю, не секрет, что профессиональные команды или отдельные статсмены пользуются софтом, который они под себя делают. Так ты экономишь много времени.

В этом плане для про-игроков все просто разжевано. Бери, смотри, читай, не ленись, и у тебя все как на ладони!

– Ты рассказал про софт для команд. Ты работал с таким?

– И работал в командах, и у самого есть похожий. 

– Можешь немного приоткрыть информацию о том, что может быть в таком софте?

– Только в общих чертах, сам понимаешь. Например, софт для упорядочивания праков.

Допустим, есть еще аналоги DotaProTracker. Кстати, у меня недавно разрыв мозга произошел. Впервые за 4 года я увидел, чтобы игрок сыграл 80 игр за месяц на одном герое. Обычно люди в среднем играют по 15-25 игр на одном герое, и это топовый герой будет. Если прям кого-то хотят наиграть, могут 40 матчей сыграть, и это будет очень много. А тут Milan на Миранке сыграл 80 матчей и 60 на Виспе! Такая статистика очень полезна. Забанил двоих, пошел против системы: банить не метовых героев, а этих двух, и у человека может брейн-лаг произойти.  

– Кто из игроков любит копаться в статистике?

– Из игроков Fng и Фобос много просматривали статистику. Очень умные парни в этом плане – когда мы работали в Спиритах, они дали мне нереальный буст. Поклон и честь им. В VP, допустим, Рамзес и Соло любили смотреть, Заяц и Ильяс в NAVI могли посмотреть. 

Андрей Mag только когда пересел на слот тренера осознал, как может быть полезна статистика. Он сидел со мной и просматривал это все – я показывал на практике, как это может пригодиться. Когда люди начинают этим пользоваться, то осознают, насколько это круто. 

– Ты говорил, что даешь информацию за 3-4 минуты. Что в них входит кроме драфтов и вардов?

– Не всегда это 3-4 минуты – многое хочется на реплеях показать. Допустим, как в NAVI было: мы собирались за час до игр. И я мог целый час рассказывать информацию, показывать моменты на реплеях. Это зависит сугубо от лени и ребят. Тут тоже нужно понимать: если ты будешь сидеть с ребятами слишком долго, их поплавит так, что они не захотят потом официалку играть. Полчаса, час – максимум. 

Был период, когда я Рамзесу расписывал какие-то вещи. Мы созванивались за полчаса до старта, я ему быстро накидывал все. Рамзес – очень умный парень, ему разжевывать ничего не нужно. Ты ему быстро рассказываешь, а у него мозг как десять калькуляторов – быстро все воспринимает, он быстро все прокручивает у себя в голове.  Рамзес – он не такой, как в паблике. Он не молодой ЧСВ-шный дурачок, он умеет переключаться между пабликом и командой. Роман всегда прислушивался к подобным вещам, он уважает чужое мнение. 

– Почему в CS:GO даже у команд второй сотни HLTV есть собственные аналитики, а у нас в СНГ на слуху только ты и Distilled?

– Честно, я не знаю. Видимо, мы до этого еще не дошли. Не все команды готовы к себе брать и тренера, и аналитика. Тут имеет вес медийность еще: тебе выгодно сказать, что у тебя на тренере условно Арсзик или Маг. А на аналитике люди нигде не светятся, в кадре показываются только на буткемпах. Снимать с ними какое-то интервью? Наверно, команде не выгодно. 

– Правильно понимаю, что у нас в СНГ мало аналитиков?

– Среди топов у всех есть, но все зависит от команды. Допустим, нынешние VP вообще не хотят себе ни тренера, ни аналитика – им оно не нужно. Иногда это даже лишнее бывает. Обычно берут людей в штаб, когда команде нужна помощь – с драфтами или с психологией. Вот как VP себе брали Артстайла: парни себе его взяли чисто для морали, чтобы он рассказал им какие-то внутренние фишки на турнирах. Как себя вести, как подготовиться к турниру и так далее. 

А в новых Virtus.pro такие ребята собрались, что по морали у них просадки нет – все они друзья между собой. По факту каждый может открыть Дотабафф и посмотреть информацию, в этом ничего сложного нет, сложность только в лени. 

К тому же, если у тебя много рейтинга, выгоднее идти в тренеры или игроки. Работа аналитиков – не для каждого, вот почему нас так мало: людей, которые не просто дают циферки, но и разбираются в них. А если мы заговорим о тир 2-3 сцене, то там слишком часто меняются ростеры. По факту, в таких коллективах в 2-3 раза больше работы для аналитика, а кто будет платить и как работать в таких условиях – непонятно. 

– Сколько ты зарабатывал в разных командах?

– Наверно, это не очень красиво говорить.

– Больше тысячи долларов на пике?

– Больше. Всегда все зависит от команды. Есть много людей, желающих попасть в эту нишу, но у них нет компетитив-опыта или у них слабый рейтинг. Конечно, сначала ты должен попасть в тир-3-4 коллектив, чтобы с чего-то начать. Хорошо будет, если такой коллектив будет платить тебе 300-400 долларов. Дальше уже зависит от твоей пользы и уровня команды. 

– Мы говорили о том, что для аналитика нужно понимание Доты и определенный рейтинг. Где эта нижняя планка: Титан, топ-1000?

– Чем больше, тем лучше, это понятно. Опять же, дело не только в нем: есть ли у человека опыт соревновательной игры? Это может быть человек из топ-2000, топ-1000, тир-4 или тир-3 стак – это минимум. 

– Сколько у тебя рейтинга?

– Когда начинал, на пике было топ-200, сейчас чуть-чуть съехал, но до сих пор играю со всеми про-игроками. Смотри, статистикой может заниматься абсолютно любой человек, а вот аналитик должен разбирать эти цифры. Взять те же реплеи, для их разбора должен быть опыт в компетитив: должен играть скримы, участвовать в минимальных турнирах. Без этого ты не можешь понять, на что нужно обращать внимание. Я сам только через пару лет понял, насколько сыро у меня в голове было раньше. Опять же, огромный буст от Фнг и Фобоса помог, они перестроили мое мышление. 

Стать плотным аналитиком или даже тренером без опыта практически нереально. Представь: ты, допустим, 5-6к работяга. Приходишь в коллектив, для примера, Alliance. Написал Гуниной: «Я такой-то, возьмите меня пожалуйста». Начинаешь работать с Темычем, с Никобэби, с другими ребятами, и должен что-то рассказывать им. Допустим, тебя даже взяли. Чему ты сможешь их научить?

– Только статистику какую-то дать им могу?

– Окей, ты приходишь, делаешь статистику. Рассказываешь: «Так, ребят, у Yellow Submarine за месяц 15 игр на Марсе». Супер. Что эта информация дает? Почему тот же Фнг не может зайти на Дотабафф и проверить это за 10 секунд? Ты должен рассказать:

• Почему играют с ним?

• С какими героями комбинируют?

• Что они делают с ним?

• Как они побеждают?

• Где его слабые стороны?

• Какие у них привычки?

И так далее. Даже если ты по пунктам себе составишь, на что обращать внимание, но если ты сам не играешь, у тебя вряд ли получится. У меня есть совет для таких людей: концентрироваться на том, в чем ты силен. Кто-то выступает как психолог, например. Он прошел какие-то курсы, может, образование есть специальное. Тут наверстать можно, и тебе тогда не нужно разбираться в игре. Или ты, допустим, хороший программист. Ты приходишь и говоришь: «Окей, у тир-1 команд есть вот такой прикольный софт. Я к вам пришел, и я могу сделать такой же софт, но мне нужна помощь капитана». Вот тут можно повзаимодействовать с человеком, и, возможно, что-то получится.  

Кроме того, твои мнения должны иметь вес. Если ты что-то говоришь, а это игнорируется – какой от тебя толк? Вспомните состав NAVI с Лилом: с интервью разных было понятно, что люди садятся, аналитик рассказывает какие-то моменты, цифры, а Лил встает и уходит. Ну вот неинтересно ему! Он посидел одно собрание, второе, ну и неинтересно ему! Он пойдет на Рубене зашпилит две лишние игры в паблике, раскликается, и все у него нормально будет. Его можно понять, это не намек на чсв Ильи. Нужно, чтобы твое мнение имело вес. Приходит условный Хвост или Артстайл в команду: они что, будут статистику собирать? Нет, они скажут банальные вещи, основанные на прошлом опыте, но они будут иметь вес, потому что они знают, как это все работает.

– Скоро выйдет новый патч. Как ты будешь изучать его?

– Когда выходит глобальный патч, изменений очень много. Люди читают патч, идут в паблике пробуют что-то. В принципе, я занимаюсь тем же, ничего особого. Единственное, что – я тщательнее смотрю за мелкими изменениями. Например, незначительные изменения ландшафта – на что они влияют? Перенесли аванпост на два метра – почему? Потом уже подключаешь к этому изменения героев и так далее. 

Когда в первый раз читаешь патч, очень трудно выделить, что будет в мете. Выделяют откровенных имб только, которых через 2-3 дня нерфят. 

Полностью патч прочитывается минимум за три месяца, а иногда доходит и до полугода. Сейчас, например, патч керри. Раньше, допустим, патч Чена и Энчи был когда-то, патч быстрого пуша. В NAVI мы пережили два глобальных патча и, как мне кажется, круто поработали в тот период. После патча с нейтральными предметами мы заиграли очень круто. Заяц и на Даззле вытворял кучу всего, и на Найксе-четверке, и Мэджикал на СФ и TA. Мы первыми прочухали тему, что СФ может очень быстро лес фармить, потому что появились шмотки на реген маны. 

– Чего ты ожидаешь от нового патча?

– Меня всегда удивляло, почему Valve не делают элементарных вещей. Они очень долго фиксят банальные штуки, а некоторые не фиксят вообще. Эти вещи не какие-то заоблачные, типа критических багов, когда некоторые герои могут нажать BKB после сна Наги в Аганимной ульте Дизраптора, а некоторые не могут. 

Я не понимаю, в чем проблема пофиксить варды из Diretide. Ставишь Sentry, и у тебя синее поле вокруг него. Ты можешь наспамить сентрей в одну точку, и там люая дичь будет. В паблике можно накупить сентрей, и у врага просто минус глаза. Я играть не могу!

Второй пример – Dota Plus. Ладно, там сеты «крутые» и обновляются раз в год… Платная штука, между прочим! Но мало кто знает даже из про-игроков об этом, хотя они пользуются этим. Dota Plus показывает тайминги отводов и стаков. А кто-то знает, что они вообще не соответствуют действительности?

Я с этими стаками как аналитик сидел хрен знает сколько. Даже про-игроки запрашивают аналитику по ним. Так вот, в Dota Plus совершенно ложная информация указана. То есть, они за деньги вводят игроков в заблуждение. Зачем вот это делать? Неужели это нельзя пофиксить? Я недавно захожу на стрим Айсберга, а он пытается по этим таймингам отвести. У него не получается, и он давай материть Valve...

Он не один пользуется этими таймингами из про-игроков. Саппорты-то понимают, как работают стаки, т.к. часто занимаются этим, но кор-игроки не так активно в теме, и тут ошибок больше у людей. Это тоже какой-то бред.

Еще момент. Я не понимаю, почему тренеры не могут собраться и пофорсить некоторые вещи, которые им нужны. Почему в лобби нет функции драфта на тренерском слоте? Этой проблеме хрен знает сколько, и никто не просит Valve об этом. У нас в NAVI было так, что Магу постоянно нужно было кого-то доставать из игроков. 

И это далеко не все. Когда ты сидишь в лобби на тренерском слоте, у тебя в списке игр не будет лобби прака – оно появится только у игроков. У тебя нет списка, нужно после игры в самом конце нажать кнопку «продолжить», чтобы вывелась финальная таблица. С этой таблицы нужно взять ID, скачать реплей и занести себе ее куда-то в блокнот. Неужели так сложно добавить эту функцию? Тренеры давно присутствуют в игре, но для них ничего не сделано в самом клиенте. 

Почему-то в игре есть недомод для добивания крипов, но нет мода, чтобы игрок и тренер могли зайти в два клика и подрафтить друг против друга: поставить паузу, изменить выбор героя и так далее. Казалось бы, элементарные вещи.

За адекватный матчмейкинг даже больно говорить, столько уже лет просят принять меры: ввести адекватную систему репортов, ограничения в разбросе рейтинга или адекватный поиск по ролям. 

– Допустим, после интервью человек с достаточным опытом и рейтингом захочет стать аналитиком. С чего начать?

– Меня часто это спрашивают в личке. У нас когда-то с Каффом – менеджером NAVI – был интересный разговор. Написал Идану фанат, сказал, что ему нравится, как Мэджикал играет, и написал, что тоже хочет играть на про-уровне. Я говорю ему: «Скажи, чтобы даже не начинал! Пускай выкинет эту игру в окно!»

Все, кто у меня это спрашивает, получают ответ: «Не нужно вам это». Игорь Caff меня спрашивает: «А почему ты так говоришь? Бывает же так, что ты приободришь человека, а твое мнение может быть важнее мнения родителей. Если ты его подбодришь, то в будущем у него может получиться». 

Почему я так говорю, что лучше не пытаться? Потому что Дота уже работает 15-20 лет. Когда ты приходишь на такую работу, важно понимать, как все было изначально. Если ты не видел, как на протяжении многих патчей все это работало, можно очень легко не въехать в тему. 

Если сопоставить процент людей, которые пробились на про-сцену с теми, кто пытался, то получим печальное значение. Шанс, что все получится, супермал. Обычно для того, чтобы получилось, нужно жертвовать. Можешь пожертвовать школой, универом, лучшими годами жизни, личной жизнью. И вдруг у тебя не получится, а ты так рискнул? У тебя всегда должен быть путь отступления. 

Например, я знаю, что многие организации подписывают на минимальные контракты игроков с высоким рейтингом. Если к нему присмотрится организация покрупнее, то должна будет заплатить выкуп за него. И тогда ты, игрок с высоким рейтингом, можешь немного подзаработать на этом. А если ты за 5-6 лет ничего не добился и болтаешься на 4-5 тысячах…

А как быть тем, кто хочет играть на саппортах? Это же вообще ужас! На саппортах вы рейтинг не поднимете, если у вас нет плотного опыта. На саппортах практически нереально рейтинг поднимать. Только от 7-8 тысяч ты можешь кое-как на саппортах поднимать. На низких рейтингах ты его не поднимешь. Иногда бывают патчи, где некоторые саппорты слишком имбовые – Оракл был таким, Рики, Виверна, тогда есть еще какой-то шанс. 

Но, допустим, поднимешь ты этот рейт. Дальше нужно играть в компетитив. С паблика можно взять керри, саппорта взять из паблика очень тяжело – он должен думать мозгами. 

В моем понимании, если человек задает тебе такой вопрос, то у него уже ничего не получится. Я считаю, если у человека есть цель, то он идет и играет паблик. Он тренируется с командой, смотрит реплеи, а не задает эти дурацкие вопросы игрокам и тренерам. 

Но есть важный момент: никогда не бойтесь сами писать организациям или игрокам и предлагать себя. Если ты знаешь, что ты умеешь, или хочешь попробовать, всегда можно и нужно писать и предлагать себя. Как я пробился? Я сам написал Кондакову. Или Драмеру? Кому-то из них в Веге. 

Или возьмем NAVI – как мы искали игроков? Во-первых, это таблица лидеров. Во-вторых, просматриваем варианты, которые уже были до этого. В-третьих, игроки сами советуют: кто-то с кем-то в паблике попался, кому-то из команды сами игроки пишут. Есть тестовый период, 10 дней: два дня на кандидата. Не нужно стесняться игроку написать в личку. Ты 10 раз ошибешься, но на одиннадцатый повезет. 

Я советовал рисковать, но риск должен быть оправдан. Ты можешь рискнуть так, что будешь потом всю жизнь в Макдональдсе работать. Это неплохая профессия, безусловно, но не то, к чему человек стремился. 

Ребят, не начинайте, правда.

– Окей, давай перейдем к командам, в которых ты работал. В Virtus.pro перед TI9 одновременно работали Arszeeq и Boolk, и уже тогда были вопросы: «Как они не мешали друг другу?». Теперь выясняется, что там еще и ты был! Как вы делили обязанности?

– Ой, ##### [черт]…

Продолжение следует. 

Новый патч 7.28 в Dota 2 вышел! Mistwoods – Туманная Роща!

🐉 Team Spirit возвращается в Dota 2! Отсматривали более 80 игроков, скаутингом занимался Korb3n

14 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
куда скидывать деньги на продолжение?
+14
0
+14
Этот человек - герой! В соло прошёл через горнило топика Нави на ПД
+14
0
+14
Годната подъехала
+1
0
+1
Крутое вью, жду продолжения.
+1
0
+1
Ещё раз убедился, что дота достаточно сложная игра во многих аспектах..
+1
0
+1
Ответ ii31
Я конечно извиняюсь, но, если это половина интервью, то можно было выкладывать и целиком.
Я честно испугался, что объем текста отпугнет читателя, и что не все осилят его
+1
0
+1
Я честно испугался, что объем текста отпугнет читателя, и что не все осилят его
Да, ставя себя на место редактора, наверное надо и интересы зумеров учесть, которым длинное полотно не зайдет, да и две части больше активности дадут наверное, чем одна большая.

Я просто скорее написал, потому что думал, что там будет прям много-много, а тут вроде не мало, но и не чтобы прям что-то сверх рамок большое.
+1
0
+1
Врываюсь в комментарии со своими (никому не нужными) наблюдениями и комментариями по некоторым вопросам, исходя из своего опыта.

* Многие команды не хотят нанимать отдельных статсменов-аналитиков. Из того, что я знаю, в СНГ многие коллективы свешивают задачи аналитика/тренера/статсмена на менеджера, либо тренера. Подобное ещё часто бывает в Южной Америке.

* Многие коллективы не особо "заморачиваются" на свой софт. Если есть деньги - обращаются за готовым софтом, если нет - многие просто по старинке собирают всё руками и пишут в виде таблички в экселе.

* Привычки умирают тяжело, это верно подмечено. А ещё привычки тяжело породить. Так, например, часто сложно заставить игроков обращать внимание на данные, либо, например, сохранять реплеи тренировочных игр для детального анализа.

* Многим игрокам лень смотреть в данные. Но по моему опыту больше всего времени статистике уделяют игроки на саппортах (по крайней мере в моём случае очень часто они днями и часами изучали данные, которые я предоставлял по вардам, смокам и приоритету обжективов)

* Каждый из пунктов выше сам по себе работает как причина, по которой организации (по крайней мере у нас) не очень охотно "разоряются" на аналитиков. В других регионах более охотно и нанимают, и платят, но не очень готовы работать с людьми из других регионов. Ну и помимо прочего у нас немного вальяжное отношение в командах зачастую: у меня был случай, когда за полгода работы с коллективом я ни разу не видел игроков в глаза, а тренер постоянно сливался со встреч, а то и вовсе прямо отказывался пользоваться данными.

* По поводу того, что может быть в таком софте - детальная информация о приоритету по фарму, по ключевым направлениям передвижения по карте, тепловые карты, варды, смоки (и конкретные временные промежутки, в том числе день/ночь), детальная информация по драфтам героев и позициям, а также по очерёдности драфта для игроков (чьего героя на какой стадии чаще берут), предпочтения по первому/второму пику, по стороне, успешность, драфты против команды и успешность героев против команды, много чего ещё. Обычно, впрочем, всю эту подробную информацию никто смотреть в реальности не будет. Самое главное - краткая сводка, которая будет содержать всю самую важную информацию. Такую сводку можно делать самому (но тогда она будет предвзята), а можно использовать хитрую математику (тогда предвзятость не имеет значения, ни со стороны аналитика, ни со стороны игроков - числа-то не обманешь). Часто за счёт этого можно за несколько секунд дать детальную сводку по оппоненту, предоставляя всё самое необходимое. А что с этими данными дальше делать - уже вопрос за игроками и тренером.

* Собственно скилл и опыт игры важны, но их можно компенсировать хорошим пониманием методов работы с данными и математикой. Если хочется этим заниматься - не стоит зацикливаться на своём рейтинге, если умеешь всё остальное или очень хочешь научиться. Со временем, если будет получаться работать с данными, и понимание игры следом подтянется - научишься "читать" игру лучше, глядя на числа, это поможет и с рейтингом. Другой момент, что, да, придётся чем-то жертвовать, и порой очень долго и мучительно доказывать своё "право на жизнь".
+1
0
+1
Слишком годное интервью
0
0
0
Я конечно извиняюсь, но, если это половина интервью, то можно было выкладывать и целиком.
0
0
0
Спорт нужен каждому человеку!
0
0
0
Ответ ii31
Да, ставя себя на место редактора, наверное надо и интересы зумеров учесть, которым длинное полотно не зайдет, да и две части больше активности дадут наверное, чем одна большая. Я просто скорее написал, потому что думал, что там будет прям много-много, а тут вроде не мало, но и не чтобы прям что-то сверх рамок большое.
Вот именно - сейчас не сверх рамок, а во второй части столько же текста - и это уже правда большой объем
0
0
0
Ответ Leamare
Врываюсь в комментарии со своими (никому не нужными) наблюдениями и комментариями по некоторым вопросам, исходя из своего опыта. * Многие команды не хотят нанимать отдельных статсменов-аналитиков. Из того, что я знаю, в СНГ многие коллективы свешивают задачи аналитика/тренера/статсмена на менеджера, либо тренера. Подобное ещё часто бывает в Южной Америке. * Многие коллективы не особо "заморачиваются" на свой софт. Если есть деньги - обращаются за готовым софтом, если нет - многие просто по старинке собирают всё руками и пишут в виде таблички в экселе. * Привычки умирают тяжело, это верно подмечено. А ещё привычки тяжело породить. Так, например, часто сложно заставить игроков обращать внимание на данные, либо, например, сохранять реплеи тренировочных игр для детального анализа. * Многим игрокам лень смотреть в данные. Но по моему опыту больше всего времени статистике уделяют игроки на саппортах (по крайней мере в моём случае очень часто они днями и часами изучали данные, которые я предоставлял по вардам, смокам и приоритету обжективов) * Каждый из пунктов выше сам по себе работает как причина, по которой организации (по крайней мере у нас) не очень охотно "разоряются" на аналитиков. В других регионах более охотно и нанимают, и платят, но не очень готовы работать с людьми из других регионов. Ну и помимо прочего у нас немного вальяжное отношение в командах зачастую: у меня был случай, когда за полгода работы с коллективом я ни разу не видел игроков в глаза, а тренер постоянно сливался со встреч, а то и вовсе прямо отказывался пользоваться данными. * По поводу того, что может быть в таком софте - детальная информация о приоритету по фарму, по ключевым направлениям передвижения по карте, тепловые карты, варды, смоки (и конкретные временные промежутки, в том числе день/ночь), детальная информация по драфтам героев и позициям, а также по очерёдности драфта для игроков (чьего героя на какой стадии чаще берут), предпочтения по первому/второму пику, по стороне, успешность, драфты против команды и успешность героев против команды, много чего ещё. Обычно, впрочем, всю эту подробную информацию никто смотреть в реальности не будет. Самое главное - краткая сводка, которая будет содержать всю самую важную информацию. Такую сводку можно делать самому (но тогда она будет предвзята), а можно использовать хитрую математику (тогда предвзятость не имеет значения, ни со стороны аналитика, ни со стороны игроков - числа-то не обманешь). Часто за счёт этого можно за несколько секунд дать детальную сводку по оппоненту, предоставляя всё самое необходимое. А что с этими данными дальше делать - уже вопрос за игроками и тренером. * Собственно скилл и опыт игры важны, но их можно компенсировать хорошим пониманием методов работы с данными и математикой. Если хочется этим заниматься - не стоит зацикливаться на своём рейтинге, если умеешь всё остальное или очень хочешь научиться. Со временем, если будет получаться работать с данными, и понимание игры следом подтянется - научишься "читать" игру лучше, глядя на числа, это поможет и с рейтингом. Другой момент, что, да, придётся чем-то жертвовать, и порой очень долго и мучительно доказывать своё "право на жизнь".
Ну и ещё, а то не влезло в прошлый коммент:

* По этим же причинам часто статсмен часто плавно перетекает в разработчика: хороший софт и правильная подача данных могут сказать больше, чем отдельный человек в штате. Есть, например, SAP, которые достаточно часто мелькают в профессиональной доте, заняли эту нишу: они просто заменяют такого человека в штате, предоставляя данные партнёрам.

* ...и такие статсмены-аналитики актуальны не только для команд, но и для аналитиков в студии. Опять же, у нас это не особо распространено, но в англоязычной студии есть и отдельные люди, специализирующиеся на подаче подобной информации, и есть люди, которые активно сотрудничают с "внештатными" статсменами. На некоторых ивентах работают и партнёры вроде SAP, предоставляя подобные сводки ведущим-аналитикам перед игровым днём.
0
0
0
Ответ Leamare
Ну и ещё, а то не влезло в прошлый коммент: * По этим же причинам часто статсмен часто плавно перетекает в разработчика: хороший софт и правильная подача данных могут сказать больше, чем отдельный человек в штате. Есть, например, SAP, которые достаточно часто мелькают в профессиональной доте, заняли эту нишу: они просто заменяют такого человека в штате, предоставляя данные партнёрам. * ...и такие статсмены-аналитики актуальны не только для команд, но и для аналитиков в студии. Опять же, у нас это не особо распространено, но в англоязычной студии есть и отдельные люди, специализирующиеся на подаче подобной информации, и есть люди, которые активно сотрудничают с "внештатными" статсменами. На некоторых ивентах работают и партнёры вроде SAP, предоставляя подобные сводки ведущим-аналитикам перед игровым днём.
Можно ещё добавить, что если ты научился правильно обрабатывать статистику и работать с данными, но в СНГ коллективы тебя не берут, всегда можно будет найти работу в другой области, хорошие аналитики ценятся во многих компаниях.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий