Daily Oracle
Блог

Большое интервью с G. Из него вы узнаете о Брагине-тренере все

Записывал Роман Галеев.

Сергей «G» Брагин занял второе место на премии Кибер Best, опередив опытных конкурентов – Boolk, Nofear и Hally. Эксперты в один голос говорили, что он чуть ли не главный творец локального успеха Virtus.pro на The International 2023. Но какой Сергей Брагин тренер? Нужен ли ему аналитик в команду – и какой? Как бы он контрил Falcons? 

Перед стартом Elite League я созвонился с тренером Virtus.pro и целый час слушал честного и самокритичного человека, который хорошо знает свои сильные и слабые стороны. 

* * *

– Поздравляю с выходом на PGL Wallachia! Эту квалификацию пришлось играть по нижней сетке после поражения от YeS. Ты доволен текущей формой команды?

– Да нет, конечно. Очевидно, наша форма сейчас далека от формы тир-1 команд. Надеемся, что Elite League даст нам ценный опыт [Кибер: интервью было записано до вылета с турнира]. На квалификациях, очевидно, уровень игры другой, чем на турнирах, на которые мы отобрались.

– В последних квалах слоты от Восточной Европы забирают совершенно разные команды – 1win, NAVI, вы, 9Pandas, иногда даже Spirit не проходит. Это лидеры буксуют или регион такой сильный? 

– Я не думаю, что отборочные в СНГ можно назвать самыми сильными – в Европе сильнее. Но у нас гораздо больше равных команд. 9Pandas, если не ошибаюсь, прошли квалы, где почти всех пригласили напрямую – нас, Spirit и BetBoom Team (они вообще короли, все квалы скипают). 

Думаю, это не самый хороший знак для лучших команд региона, но однозначно хороший знак для тех, кто еще не влился в сезон. У них все шансы пройти квалы, пока тир-1 команды региона не вышли на пик формы.

Насчет Team Spirit. Им позволительно не выступать на максимум, если призовой фонд меньше 5 миллионов. При этом у них есть вот эта история – быть в шатком состоянии до конца сезона. В DPC они вон играли 2-1 со всеми, это их фишка.

– Сейчас действительно МНОГО турниров и квалификаций. Не боишься, что команда «перегорит» от такого графика? 

– Мне кажется, можно выгореть при любом графике, если не подходить с умом. Можно сгореть, играя много скримов. Много официальных игр – это здорово, если нагрузка в меру. У нас была возможность поучаствовать в Dota2 World Invitationals, но пришлось отказаться – был бы перегруженный график. На один день приходились бы два разных турнира, плюс нужны небольшие перерывы от официальных игр, чтобы заняться теорией, поиграть матчмейкинг и отдохнуть. Мы на буткемпе уже более двух недель, так что надо балансировать.

Я не думаю, что это плохо. Я помню сезоны с большим количеством турниров, и это была благодать, а не что-то плохое.

– За две недели VP сыграла 14 серий, три из которых – bo5. Реально ли в таких условиях готовиться к сопернику, или приходится играть исключительно от себя и своих заготовок?

– Время, однозначно, есть, просто… Будем честны. Коллективов, которые дают в Доте что-то уникальное, довольно мало. Есть общепринятые паттерны восприятия того, как определенные герои играют карту. Если мы возьмем наши команды с квал, у них есть привычки типа паттерна по вардам или идеи игры, но из матча в матч ситуация меняется и сложно прогнозировать, мол «Если у них такой набор героев, они будут делать определенные вещи». Нестабильные коллективы выдают нестабильный перфоманс. Поэтому я не считаю, что нужно сильно фокусироваться на игре соперника, лучше больше подумать, как мы хотим играть. 

Но в целом одна серия в день – это не сложно. Сложно, когда две серии и соперник во второй серии неизвестен.

– Ты как-то рассказывал, что получал советы на старте тренерской карьеры от Булка и Сайлента. Можешь вспомнить по одному от них, которые тебе пригодились? 

– Конкретно у Булка я ничего не спрашивал, но я знаком с ним большую часть карьеры. Мы постоянно на контакте, я более чем знаком с его деятельностью и с тем, как он смотрит на игру. Так или иначе, еще будучи игроком, я черпал у него что-то. А Айрат в свое время… Не то чтобы я просил поделиться советом, скорее я спрашивал так: «Что ты делаешь как тренер? Как бы ты описал свое участие в команде?» Айрат ответил мудро – старается участвовать во всем по чуть-чуть. Его основная мысль: иногда не хватает какого-то импульса, чтобы на него больше обратили внимание, и так далее.

Это не значит, что Айрат во всем разбирается по чуть-чуть. Он может в чем-то разбираться гораздо больше, чем какие-то игроки в частности. Я воспринял это так, что на позиции тренера ничего нельзя пускать на самотек. 

Fng в подкасте «Нашей игры» одной из причин твоего приглашения в VP назвал контроль и обучение Сквадикса. Как проявляется твоя роль учителя Ильи? 

– Я думаю, в этом интервью так в моменте было сформулировано. Не уверен, что это прямо входило в контракт (смеется), но, безусловно, речь об этом шла. «Есть парень играет на миде, но не особо общительный – было бы прикольно наладить с ним контакт». В прошлом году я старался уделять ему побольше времени: много общались о Доте, я старался объяснить окружающим то, что иногда не понимали его тиммейты. 

Он в целом двигается в верном направлении. Как у всех профессионалов, у него есть свои слабости, и я стараюсь помогать как ему, так и всем парням. Но в прошлом сезоне – да, я работал с ним больше, чем с остальными.

– Какие слабости Ильи ты имел в виду?

– Это могут быть не слабости, а особенности даже. Кому-то сложнее доносить свои мысли, кому-то сложнее интегрировать полученную информацию в свою игру, кому-то тяжело даются новые герои. 

Конкретно по Илюхе. Он не самый общительный парень, но активно работает над этим и провел… ну, не титаническую, но огромную работу. Он другой человек в сравнении с тем, каким я его узнал вначале.

– Матчапы на миде тренируешь с Ильей, играл 1х1 на Даче. Как много ты сам играешь в Доту сейчас?

– Тренировал матчапы – громко сказано… В Доту играю довольно мало. До Дачи не играл полгода вообще, перед Дачей – по 1-2 игры ночью, и сейчас на буткемпе также. Сажусь играть ночью, когда уже сделал все дела и не так эффективен. 

– Ты играешь, потому что в кайф или потому что надо как тренеру?

– Безусловно, это идет не через силу. Всегда интересно играть после долгого перерыва. Я это больше воспринимаю как способ саморазвития, пытаюсь найти новые ключи в своей деятельности.

– Согласен, что 1х1 из-за новых механик – Bracer, аур от башни и крипа-знаменосца – уже не тот? 

– А когда 1х1 был тот?

– Времена DAC, например?

– Который выиграл Paparazi или когда Mushi и Dendi в финале играли?

– С Paparazi.

– Там на SF вроде бы были игры. И там койлы были очень щадящие, они давали только урон, не было стаков. Все сводилось к твоим механическим навыкам ластхита. DAC с Mushi и Dendi мне запомнился как турнир, на котором люди на OD 40 минут друг друга прятали. Тогда не было правила «15 минут» и подсчета крипстатов.

1х1 всегда был странным форматом и никогда не был «тот». Лично мне всегда импонировали турниры на SF, но тоже есть нюансы. Это две разные игры, когда берутся койлы или души на первом уровне. 1х1 далеко от настоящей Доты, слишком много нюансов. На Даче покупали и разбивали Сентри, короче… Прикольно, что до этого додумались, но правила надо еще улучшать, чтобы не было спорных ситуаций, как у Boxi и Save. Надо такое решать, если мы действительно хотим видеть больше 1х1 турниров, которые будут восприниматься серьезнее, чем шоу-матчи. 

– У вас есть сейчас аналитик? И нужен ли он вообще?

– Сейчас нет, но нужен. Вопрос в том, что правильного человека сложно найти. Мне кажется, роли аналитика и тренера абсолютно разные. Аналитик – это не маленький тренер в моем представлении. Я не поработал с огромным количеством людей, но то, что делает sikle в Spirit, это уникально и достойно называться аналитиком. Ни один тренер не может прийти и сделать его работу. 

А брать человека, который будет выполнять ту же работу, что и ты… Нужно распределять обязанности. Тяжело найти человека, который будет делать другое.

– Что должен делать аналитик, чтобы ты сказал: «Да, такой человек нам нужен, давайте его возьмем»?

– Я не занимаюсь ПО, не копаюсь в цифрах и не умею строить формулы. Не вытаскиваю информацию из общедоступных баз и не веду баз закрытых. Я взаимодействую с реплеями. Мне не совсем нужен человек, который соберет информацию, где оппонент ставит варды, я и сам это вижу. Работа с матчмейкингом, например, новые билды или интересные наблюдения из пабликов – вот тут вторые руки всегда нужны. Если у нас есть пересечения, но он дает уникальную информацию, это тоже более чем интересно! Не приходят к нам люди с хорошим резюме или хорошими идеями, за которые можно было бы зацепиться. Иногда хочется увидеть что-то уникальное и сказать: «Вау, я это хочу, хочу работать с этим». 

– Сейчас все боятся Falcons. Если бы у тебя завтра был матч против них, как бы ты их обыгрывал? 

– Учитывая текущую игру, я думаю, они очень хорошо играют индивидуально, у них очень сильные герои, на которых они более чем эксперты. У них достойные исходы с линий: даже если не все идет по плану, всегда есть идея, как играть карту. Кажется, это не самое сильное, что я видел за последние годы, но, учитывая, как они хороши индивидуально, так или иначе их игры приводят к моментам, где они находят свое преимущество. Они чертовски хороши. 

Чтобы их завтра побеждать… Очень не хочется ответить «нужно очень хорошо сыграть», но, как бы это тупо ни звучало, нужно подготовиться по героям. Так как они диктуют мету, герои Falcons сейчас в каждом коллективе. Очевидно, с первым пиком ты заберешь какого-то их героя. У них хороший лайнинг, более чем достойный вижн. С точки зрения макро это неидеальная команда, но точно самая сильная на данный момент. Такого оффлейнера еще мир не видел.

– Все отмечают, что Falcons играют от небольшого числа флексовых сигнатурных героев. Ты не думал прийти к своей команде и сказать: «Давайте тоже найдем 2-3 героев и отточим их так, чтобы мы могли их брать в любой игре?»

– Я не думаю, что это прямо новая идея. Ценность флекса возросла в 2019 году, OG флексом MK и Эмбера выиграла TI. Повторюсь, герои Falcons уже в пуле у команд, но ты догоняющий. Ты не можешь догнать этих сумасшедших, которые сыграли 1000 игр на Разоре, у тебя нет столько времени. Ты будешь отставать, играя их героями. Возможно, есть более сильные герои в патче, но билды еще не придуманы.

Я не могу сказать, что Falcons ###### [жесть] как попали в мету и с новым патчем им будет гораздо сложнее, но однозначно будет легче остальным. Тимбер – герой первой стадии пиков уже как несколько месяцев, еще до Аммара и Малрина. Разор действительно эффективен в руках этих парней, такого у других команд нет. Аммар на Марсе невероятно хорош, а сам герой очень силен сейчас. Как-то так совпало, что они в отличной индивидуальной форме и у них хорошие метовые герои в пуле. 

Всем надо step up their game, чтобы ориентироваться в базовых вещах в мидгейме против них. В первую очередь всем нужно поработать над собой, чем думать, что делать с Falcons. Потому что с ними рано или поздно разберется Valve. Если нет, то Falcons и другими героями будут забирать турнир за турниром.

– В середине апреля нас ждет огромный патч. У тебя есть конкретные ожидания или хотелки от него?

– Геймплейно точно будут менять, это всегда интересно. Текущие объекты приелись, хочется чего-то нового. QoL [quality of life], которого я хочу, не будет: все же тренерский слот – это аномальный слот. Ожидаю возвращения ивентов – прикольных, которые оживят онлайн Доты. Таких, чтобы люди думали: «О, есть же Дота, там какой-то ивент, можно зайти». Ну и кто говорит, что это dead game? Что-то такое, во что захотелось бы с командой поиграть в свободное время. Может быть, PvE-контент для команд типа Годня! 

– Ты застал все виды меты в Доте. У тебя есть любимое время или патч в игре, когда ты думал: «В этот момент игра наиболее близка к балансу»?

– Не думаю, что когда-то был идеальный баланс. Всегда есть что-то, что бесило, всегда были какие-то жутко сильные герои. Дота в целом развивается в верном направлении. У нас меняется игра: были колодцы, были изменения вышек, глифы, леса… Многое добавляют, при этом некоторые вещи делают легче механически. Индикаторы станов, например, чтобы их можно было продлевать. Раньше ведь на глазок считал («Раз, два») и давал стан. 

– Мне сейчас кажется шоком, что, когда я начинал играть в Доту, не было отображения области кемпов. Пулы, отводы, блоки вардами – все это на глаз делали. 

– Я уже и не помню такого. Ну, проблемы плебеев меня не интересовали, я на миде играл. И когда крипов бил, меня вообще это не волновало – было пофиг!

По теме: были совсем неприятные патчи иногда. Вот когда ты мог 30 тысяч вести, убить героя, он убьет одного в ответ и купит артефакт. Камбэк-механика сломана была.

– «Хо-хо, ха-ха» патч.

– Ага, он. Неприятно было играть компететив, а в пабликах все равно. В пабликах важно было, чтобы Бара не много станил и чтобы Никс с прокаста не убивал – это два моих известных врага в Доте.

– У игроков есть очень простые и четкие критерии, по которым они могут определить собственный прогресс – от ранга в матчмейкинге до количества выигранных линий. Как определить тренеру, развивается ли он? 

– В первую очередь я задумаюсь об индивидуальном перформансе, о собственных знаниях. Насколько быстро я нахожу хорошие или плохие отрезки в играх? Как быстро и точно могу найти самый эффективный расклад в игре? Что нужно сделать, чтобы эта игра была проще? 

Оцениваю собственную выносливость. Сейчас я могу обрабатывать большее количество информации и не уставать. И социальная часть, где я оцениваю навыки коммуникации. Одно дело, что я что-то знаю и понимаю, а другое – интегрировать это в коллектив. Есть определенный кейс, ты на нем фокусируешься, вкладываешь время и теми или иными способами делаешь так, чтобы парни поняли это и приняли, попробовали в игре. Ты ощущаешь прогресс, если понимаешь, что это работает. 

В начале своего тренерского пути я понятия не имел, как оценить собственную работу. Было много не совсем осознанных вещей, по наитию. Думал так: «Вот я играл, каким бы я, как игрок, хотел видеть своего тренера?»

– Что бы хотел улучшить в себе как в тренере?

– Да все. У меня есть определенное видение идеального себя, до которого еще расти и расти. Не думаю, что я уперся в какой-то потолок в отдельном навыке, что я очень хорош в чем-то отдельном, будь то знания Доты, выносливость, ментальная составляющая, взаимодействие с тиммейтами.

– Отвечая на вопрос про плохую привычку, ты сказал: «Быть идеальным». Ты можешь назвать себя перфекционистом?

– Не думаю. Игроком я зацикливался на определенных вещах, но были и моменты, на которые мне было пофиг, честно говоря

– Ты бываешь по-настоящему зол на игроков после неудачной игры или неисполнения плана на игру? Можешь наорать на них?

– Да. Все зависит от места и времени. Если это тренировочный день и они заслужили – могу и наорать. Если это в рамках серии, то лишние эмоции не то, что нужно. Пять «хуман сапиенсов» только что карту, как обезьяны, проиграли, криком не поможешь. Могу поругаться, это правда. Я был импульсивен как игрок, и я остался таким как тренер. Но надо сказать, что со стороны это воспринимается попроще, нежели я бы в лобби видел ту фигню, что вижу со стороны. 

– Насколько для тебя важно то, что говорят о твоей команде в медиаполе? Что говорят аналитики в студии, что пишут в СМИ и так далее? 

– Я не думаю, что этого можно избежать. Я взаимодействую с медиа для своего кругозора. Игроком я осознал, что читать комментарии – слишком губительно. Одно дело, когда ты получаешь критику от коллеги на LAN-турнире. Другое – комментарий в интернете, когда ты не понимаешь, уделяет ли человек вообще время игре, компетентен ли он.

Еще во времена первой Доты я активно сидел на Продоте, но, когда начал играть, понял, что надо перестать. Сложно было сфокусироваться на текущем дне после комментариев. Сейчас отношусь больше с юмором. Иногда какие-то вещи могут задевать, но абсолютно нет желания тратить на это больше времени, чем есть. 

Читаю, чтобы понять, что к чему идет, может ли сломать игрока давление. Взять ту же историю с Сатаником. Важно сейчас осознавать: в моем понимании Yellow Submarine показали сильный прогресс за полгода. Алан пережил ту ситуацию на Streamers Battle, где было много критики, но он молодец. Чтобы понимать, что он преодолел эту историю, нужно читать и СМИ, и комментарии. У нас на буткемпе нет никакого блока на соцсети и медиа, мои игроки тоже читают, может быть, даже больше, чем нужно. 

Опросник Марселя Пруста*

*Измененный и дополненный реалиями Доты

– Любимый музыкальный исполнитель или группа? 

– Любимых прямо нет. Если ловлю вайб, то слушаю до дыр. Из последнего – Quok. На Даче был на концерте Доры, недельку ее послушал – мне ее творчество тоже безумно нравится. Много чего могу слушать, но прямо любимого-любимого нет. В мире столько прекрасной музыки, не хочется ограничивать себя, хочется музыкальной свободы!

– Дора интересно сочетается с одним из твоих последних твитов с клипом Славы КПСС и Замая «Ночная травма».

– Там же к делу все было! Я выложил трек, когда реально был в травмпункте со сломанным ребром!

– Черта характера, которую ты больше всего ненавидишь в других людях?

– Настолько людей не люблю, что даже не думаю, что именно в них ненавижу. Не задумывался! Но, возможно, благодаря этому вопросу я задумаюсь и позже сформулирую для себя! Хороший вопрос, кстати!

– В какой стране тебе хотелось бы жить?

– Меня в целом все устраивает. У меня есть квартира в России, я думаю, везде есть свои серьезные минусы и плюсы для жизни. В России очень хорошо развита сфера услуг, а для меня это важная часть жизни. Но если пофантазировать, что я не родился в России, то это была бы Япония. Мне понравилось там, в первую очередь из-за еды, но жить там – тоже есть нюансы. При всех возможных минусах и при хорошем достатке в России комфортно – я говорю о больших городах, конечно же. В Европе тяжеловато из-за сферы услуг. Ночной жизни во многих странах просто нет, все закрывается в 10 вечера.

Блин, я не знаю, смог бы я так долго прожить, но я бы попробовал аборигеном с голой жопой где-то на островах у океана побегать. Если выбирать одну страну, то, наверное, Япония.

– Как выглядит твой счастливый день?

– Проснулся, умылся, дал интервью, пошел на кв. Сегодняшний день будет счастливым, как и прошлый. Я каждый день буду думать, что он будет счастливым, это моя секта. Я думаю, что показатели счастья меняются изо дня в день. Иногда я могу ничего не делать и быть счастливым, а иногда это сводит с ума. 

Самый большой гайд на Оракла: 45 советов по игре

Большое интервью с CEO Paragon. О задержке на стримах, правах на турниры и ZOPA

Для тупых
21%
Александр «Nix» Левин
Для умных
28%
Ян «Frostnova» Непомнящий
Для всех
51%
Dota 2
3 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Тренер, поставивший игру VP kekw
0
0
0
Ответ tharsedX
Тренер, поставивший игру VP kekw
Там не вина Год’а, это точно)
0
0
0
какое классное интервью, респекты за каждый счастливый день!
+1
-1
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий