Предзаказы — зло. Разработчики слишком часто не оправдывают ожидания
От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберспортивный журналист», автор которого подробно рассказывает как про киберспорт, так и одиночные игры. Подписывайтесь на его блог, чтобы не пропустить новые тексты! А свои заметки он публикует в телеграм-канале.
* * *
Я ненавижу предзаказы. Слишком часто я верил обещаниям разработчиков и обжигался после этого. У меня, как и у многих из вас, нет денег на покупку игр за их полную стоимость, потому предзаказы я делаю в исключительных случаях. Но порой даже проверенные авторы могут подвести. В этом материале я поделюсь своим ужасным опытом нескольких предзаказов, после которых «что-то пошло не так». Надеюсь, вы не повторите моих ошибок!
В марте 2015 года в Steam открылся предзаказ на Batman: Arkham Knight. Последняя часть трилогии от Rocksteady Studios обещала нам эпичное завершение истории о темном рыцаре. Проект стоил 1049 рублей, а на момент старта предзаказов его можно было урвать даже за 944.
Как я уже сказал, Arkham Knight — третья игра в серии. Rocksteady собаку съели на подобных проектах, в них точно можно быть уверенным. Так думали сотни тысяч геймеров, включая меня, потому предзаказ выглядел вполне логичной и надежной инвестицией. К тому же я обожаю Бэтмена, а Arkham City — одна из моих любимых игр всех времен. Что могло пойти не так?
ПК-версия Batman: Arkham Knight была абсолютно неиграбельной: баги, падение частоты кадров до пяти FPS, глитчи и постоянные вылеты за текстуры. На консолях такой вакханалии не наблюдалось. Проблемы ПК-версии были настолько критичными, что впервые в истории игровой индустрии проект сняли с продажи в Steam. А что я?
На самом деле, в моей версии Arkham Knight критичных багов не было. За несколько часов игры я столкнулся лишь с визуальными проблемами и просадками FPS. Тем не менее, я решил не мучиться, подождать патчей и зарекся больше не предзаказывать игры. Как вы понимаете, это обещание я не сдержал.
5 худших соревновательных игр 2020 года
В конце марта 2017 года EA анонсировали сиквел Star Wars: Battlefront, а в апреле нам показали сочный трейлер проекта. Я обожаю оригинальные игры серии Battlefront, но первую часть перезапуска пропустил из-за отсутствия сюжетной кампании. Впрочем, у нее были неплохие отзывы, все же это шутер от авторов Battlefield.
Сиквел обещал рассказать нам увлекательную историю офицера элитного подразделения штурмовиков, которая переходит в сопротивление после падения империи. Ну и в мультиплеере все должно было стать разнообразнее, шире и увлекательнее. Да еще и без DLC и сезонных абонементов! Я очень люблю «Звездные Войны» и отдал 1999 рублей не думая. Как оказалось, очень зря…
В момент релиза я почти месяц был вдалеке от ПК, потому о происходящем с игрой мог узнавать только из новостей. Разработчики ввели в мультиплеер Star Wars: Battlefront II абсурдную систему лутбоков. Выпадавшие предметы давали геймплейные преимущества, а, чтобы получить их без доната, нужно было провести в игре сотни часов. EA попытались оправдаться на reddit, но их ответ стал самым заминусованным постом в истории портала.
Когда я добрался до Battlefront II? систему лутбоксов успели немного пофиксить. Но меня постигло другое разочарование — сюжетная кампания. Она была скучной, вторичной и сделанной исключительно для галочки. Некоторые фанфики по мотивам «Звездных Войн» читать интереснее. В очередной раз я для себя решил — если и предзаказывать, то только проекты от стопроцентно надежных разработчиков. Оказалось, что и они могут подвести!
В 2018 году на выставке Blizzcon была анонсирована WarCraft III: Reforged. Казалось бы, Blizzard — студия, известная отличным качеством своих проектов. Нам показали обновленный вступительный ролик и красочные катсцены на движке, которые продемонстрировали улучшенную картинку. В середине двухтысячных я, как и многие, с удовольствием прошел оригинальную игру. К тому же, очень хотелось плотно засесть в мультиплеер WarCraft III, потому в конце 2018 года оформил предзаказ за 1299.
А затем Blizzard пропали почти на год. Новости о переиздании появлялись очень редко и, чаще всего, они были неутешительными. В конце 2019 года релиз проекта перенесли на 2020. WarCraft III: Reforged вышла 28 января этого года.
Думаю, что не стоит в очередной раз тыкать палкой в переиздание третьего «Варкрафта». Вы наверняка в курсе проблем этого проекта, главная из которых — удаление оригинальной версии игры. Я прошел сюжетную кампанию Reforged, встретившись с огромным количеством багов лицом к лицу. Скажем так, проект был играбельным, но удовольствия я от него не получил.
Стоит ли играть в Black Mesa в 2020 году?!
А вот мультиплеер был просто ужасным. Я помню времена, когда для создания лобби приходилось пользоваться «Гареной» и танцевать с бубном. Лицензионная версия была приобретена как раз для того, чтобы играть с оппонентом по сети просто и понятно. Но на старте матчмейкинг WarCraft III: Reforged работал просто отвратительно. Поиск мог идти десятки минут, иногда кнопки старта партии не работали, игроков кикало почти из каждой сессии. Я оставил попытки нормально сыграть в мультиплеер и удалил Reforged. Знаю, что сейчас многие проблемы пофиксили, но возвращаться в переиздание нет никакого желания.
Казалось бы, я окончательно разочаровался в предзаказах. Ничто уже не заставит меня купить игру до релиза. Или нет?
«Ведьмак 3» — одна из моих самых любимых игр. Конечно же, я не мог пропустить следующий проект от CD Projekt Red. А так как в последние пару лет 90% игр я прохожу только на PS4… В общем, вы уже поняли, что я оформил предзаказ за 3999 рублей.
Сначала меня застал врасплох перенос после того как Cyberpunk 2077 ушла «на золото». Я брал отпуск на конец ноября в надежде, что к игре выйдет пара патчей и можно будет спокойной катать, не опасаясь багов. Как вы понимаете, план пошел по одному месту, и я запустил «Киберпанк» 11 декабря.
Опять же, не буду утомлять вас перечислением проблем проекта. Отмечу, что я собрал полный набор багов и технических косяков. Cyberpunk 2077 работает на грани играбельности. Вы можете долго ругать устаревшее железо, но почему-то на нем же десятки проектов подобного масштаба и уровня графики идут без особых сложностей. Вся рота идет не в ногу, один поручик шагает в ногу… Но ладно.
Я не буду оформлять рефанд. Cyberpunk 2077 обязательно пофиксят патчами, а от истории и геймплея я получаю удовольствие даже в текущем очень сыром состоянии. Тем не менее, история с этой игрой в очередной раз показала, что предзаказы — игрушка дьявола. Впрочем, скоро выйдет ремейк Prince of Persia…
Для полноты картины нужно отметить, что был в моей игровой практике и удачный опыт предзаказов. Я приобрел Mafia: Definitive Edition для PS4 и на релизе в ней наблюдались лишь мелкие косметические проблемы. «Ведьмак 3» также был куплен мной за много месяцев до релиза, правда добрался до него я уже после выхода всех DLC. Потому не могу ничего сказать о версии первого дня.
Бывали и обратные ситуации. Fallout 76 и Anthem я купил уже после релиза в надежде на патчи. Мне хотелось узнать — заслуженно ли хейтят эти игры. Да, заслуженно. Не представляю, какие эмоции испытали геймеры, оформившие предзаказ. Но это уже другая история.
Весь мой опыт говорит о том, что в нынешних реалиях игровой индустрии нет смысла не просто делать предзаказы, а играть на релизе в принципе. Я понимаю, что всем хочется быть причастным к масштабным проектам с первого дня, листать мемы и понимать их, не бояться спойлеров… Но, как показывает практика, лучше подождать пару месяцев и получить игру без багов, с дополнительным контентом и, чаще всего, по скидке.
Впрочем, решать вам. Если вы не ограничены финансами и готовы поработать бета-тестером за свои же деньги — вполне можете оформлять предзаказы. Просто всем нам пора перестать удивляться, что даже самые «надежные» разработчики могут подвести и выдать продукт ужасного качества.
P.S. Если серьезно, в этом году самый показательный пример - это ремейк XIII. Говорят, там полный ужас с оптимизацией. Отзывы в Steam обвалили до красных значений.