Киберспортивный журналист
Блог
Трибуна

Почему «Ведьмак 3» не RPG?

От редакции. Вы находитесь в блоге «Киберспортивный журналист», автор которого подробно рассказывает как про киберспорт, так и одиночные игры. Подписывайтесь на его блог, чтобы не пропустить новые тексты! А свои заметки он публикует в телеграм-канале.

* * *

У меня дергается глаз каждый раз, когда «Ведьмак 3: Дикая Охота» называют RPG. Описание игры в Steam начинается с фразы «это сюжетная ролевая игра с открытым миром», да и в большей части отзывов прессы на Metacritic мелькает «open-world RPG». Это выдающийся проект, один из лучших в минувшем десятилетии. Но назвать его RPG у меня не поворачивается язык из-за одного ключевого аспекта. Давайте разбираться! 

Для начала нам нужно определиться с терминологией. Что вообще такое RPG? Ответ прост — Role-Playing Game или «ролевая игра». В интерактивные развлечения этот жанр пришел из традиционных настольных игр, вроде культовой Dungeons and Dragons. Как нетрудно догадаться из названия, главная особенность этих проектов — отыгрыш роли. Ролевые игры стали популярны как раз благодаря тому, что участники многочасовых партий могли сбежать от реальности и перевоплотиться в эльфа-аристократа, барда-алкоголика или туповатого огра.

Некоторые из читателей поспешат сделать вывод: «Ну все понятно, ему не дали самому создать персонажа, потому он не считает проект RPG». Нет, под отыгрышем роли я понимаю целый перечень систем, которые в «Ведьмаке 3» либо отсутствуют, либо встроены в зачаточном состоянии. Настройка внешности — лишь один из элементов. Так до чего же я докопался?

Секретная история в «Ведьмак 3»: семья волколаков на овечьей ферме

Отсутствие четкой системы характеристик

Многие геймеры устали от постоянного распределения очков между ловкостью, силой, интеллектом и так далее. Но подобная система — неотъемлемая часть ролевой игры. И нужна она именно для того, чтобы вы могли создать и развить такого персонажа, которого сами хотите: безмозглого воина, который не может связать двух слов, или мага, не умеющего держать меч с правильной стороны. Очки навыка дают вам бОльшую свободу выбора, чем кажется на первый взгляд.

Да, в «Ведьмаке» надо делать акцент на знаки, зелья или классический бой, но для RPG это слишком низкая вариативность. Система слишком проста и заточена по сути только на один стиль с небольшими отклонениями. В игре нет проверок навыков в классическом виде, а потому урезан и отыгрыш. Вы не сможете отыгрывать персонажа, который будет уничтожать толпы противников, использую исключительно магию. Не сможете постоянно прятаться в тени и атаковать исподтишка. Не сможете и уговорить оппонента отказаться от силового столкновения. Чаще всего.

Низкая вариативность в диалогах

Такого вы точно не ожидали, но я считаю, что в третьем «Ведьмаке» крайне низкая вариативность в диалогах. Да, я в курсе, что при прокаченном «Аксии» открываются дополнительные варианты ответа. Кое-где.

В хороших ролевых играх большую часть диалогов можно обернуть в свою пользу, если у вас хватает соответствующих очков. Причем, «разговорчивость» персонажа регулируется не одним навыком, а, как минимум, «запугиванием» и «убеждением». В некоторых проектах, вроде недавней The Outer Worlds, можно заговорить зубы даже финальному противнику.

Большую часть диалогов в «Ведьмаке» мы просто следуем сюжету, при желании отвлекаясь на сторонние пояснения. Иногда нам разрешают выбрать один из двух вариантов, которые решат исход квеста. Это похвальная вариативность, но недостаточная для ролевой игры.

Уникальное оружие «Ведьмак 3»: лопата, кочерга и реликты

Мир плохо реагирует на действия героя

В «Ведьмаке» напрочь отсутствует какая-либо система репутации, за исключением сюжетных и квестовых моментов. Да, ваши действия и решения повлияют на отношение к вам некоторых персонажей. Но это все!

Нельзя устроить геноцид стражников в духе The Elder Scrolls, а потом скрываться от награды за свою голову по всему Велену. Бронники не перестанут с вами общаться, если вы откажетесь выполнять их поручения. Вы сможете войти в любой дом и магазин в своей непрезентабельной одежде. Торговцы не станут повышать цены из-за вашей дурной репутации. Понимаете, к чему я веду? Мир в «Ведьмаке 3» статичен за пределами квестов. Это детально проработанная, но все же декорация, а не полноценный функционирующий организм, реагирующий на ваши действия.

Вы — Геральт из Ривии. И никак иначе

Из-за всех вышеперечисленных пунктов вы не можете быть никем, кроме Геральта из Ривии. Геральты двух совершенно разных игроков будут отличаться лишь принятыми решениями, но не своими характерами. Да, вы можете быть алчным мудаком, который трясет деньги из бедных крестьян или отвечать на все реплики с нескрываемым сарказмом. Но это лишь нюансы, в своей основе вы все равно остаетесь тем охотником на чудовищ. Для RPG это недопустимо.

Я люблю «Ведьмак 3: Дикая Охота». Меня поражает глубокая проработка мира, сочная боевая система, небанальные сайд-квесты и великолепный сюжет. Но все же это не RPG, а Action-RPG, причем именно со словом «Action» в самом начале. Ваши личные умения (я не только про реакцию, но и про смекалку) в этом проекте важнее, чем умения персонажа. Большинство сражений нельзя избежать, да и в рамках сражений большую часть времени нам придется орудовать исключительно каноничными мечами.

Еще раз: все это не делает игру хуже. Наверняка, если бы авторы «Ведьмака» сделали больший упор в RPG-составляющую, то могли бы пострадать история, атмосфера и погружение в игровой процесс. Просто я хочу, чтобы мы наконец перестали считать «Ведьмак 3: Дикая Охота» ролевой игрой.

Малозаметные детали о вампирах в «Ведьмак 3», которые вы могли пропустить

Три редких диалога в «Ведьмак 3». Их можно услышать только в определенных ситуациях

53 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Скорее соглашусь, но все же 1) пройти игру чисто на магии можно 2) Для меня разница в отыгрыше между нейтральным и активным ведьмаком настолько огромна, что я даже на втором-третьем прохождении не мог себя заставить действовать по-другому (например, в ситуации с Дийкстрой, Роше и Радовидом) просто ради того, чтобы отыграть историю по-другому
+3
-1
+2
Ответ Sherly
Я ждал этот вопрос, именно поэтому написал первый абзац) "Описание игры в Steam начинается с фразы «это сюжетная ролевая игра с открытым миром»..."
Ну а в чем проблема? action/RPG это поджанр ролевых игр, считай ролевая игра с некоторыми оговорками
+3
-1
+2
С одной стороны справедливо, но люди уже отменили ниже, что жанр может быть обширных и это скорее общее направление.
Не согласен про квесты, особенно мейн или большие доп квесты позволяют выбирать разные варианты и выбор напрямую на сюжет влияет. Просто это сделано не так шаблонно, не всегда понятно к чему приведет тот или иной вопросответ.

Автор либо мало играл в ведьмака и прошел его 1 раз, мб не утруждал себя пробовать билды или просто это не было интересно, что вполне возможно. Игру вполне реально пройти от мага или зельевика используя только эти ветки.

Про статичность да, но в тоже время при зачистке териорий от разбойниковмобов видно всегда кат сцена с возвращением людей, простенько но такие моменты присуствуют в игре. Хотя еслиб это было более разноообразно былоб только лучше.

Про репутацию мб и справедливо, но можно списать на лор и конекст событий в игре происходящих (война и тд).
+3
-1
+2
Как красиво здесь описаны все плюсы Ведьмака)))) Видимо, я крайне не любитель обычных RPG. 1) Что касается характеристик – я всегда во всех играх дерусь с ближнем бою, использую чуток магии – как раз именно то, что есть в Ведьмаке. Единственное – я из лука люблю по стрелять, в Ведьмаке этого нет (и быть не может, главный герой Ведьмак, а не скоятаэль). В остальном мне вся продвинутая магия и другие приколы нафиг не сдались. Я и Скайрим прошел так же как и Ведьмака по сути. 2) Низкая вариативность здесь есть да, но она компенсируется офигительностью, проработанностью и уникальностью сами квестов. В том же Скайриме квесты зачастую дико одинаковые и тупые, не знаю как в других РПГ, но сделать и огромное количество вариантов на каждый квест и при этом проработать всех его персонажей и так подходить к деталям как в ведьмаке, это крайне огромный труд, который вряд ли возможен. 3) Про плохую реакцию мира, здесь и плюс и минус, в том же Скайриме мне эта репутация скорее мешала и надоедала. Ну и связано это скорее со следующим пунктом, поскольку мы играем не за абы кого, а за ведьмака Геральта – сюжетно он не может бегать по городу и убивать там стражу или мирных жителей, это не вписывается в повествование. 4) Вы – Геральт из Ливии. Да, и это пожалуй не то что плюс, а огромное плюсище. Да, в обычных РПГ вы сами создаёте себе персонажа, даёте имя, расу и т.д., но самое главное – вместе с этим вы становить НИКЕМ. Все персонажи буду общаться с вами как с болванкой, а если герой ещё при этом и молчит как истукан (как в Скайриме), то это становится в десятки раз унылее и тупее, чем в игре Ведьмак, где Геральт охренительно круто комментирует всё происходящее в игре, имеет конкретные отношения и между ним и другими персонажами действительно чувствуется химия, это не просто квестодатели или боты, которым ты помог или чем-то насолил – чувствуется душа. Играя же в тот же Скайрим, ты понимаешь, что ты играешь не за созданного тобой персонажа, а за болванку, которую все кличут Довакином и вместо твоего персонажа можно представить и жирную огриху и карлика-аргонианиа, и лысого норда – да кого хочешь, ты по сути кто угодно и одновременно с этим ты никто. А Геральт из Ливии – это крутейший персонаж, со своим прошлым, со своими способностями, силами, слабостями, друзьями и врагами. Ты ощущаешь, что ты не болванка, а что-то настоящее для этого мира. P.S. Да, судя по всем этим критериям, Ведьмак – это не полноценная РПГ, но всё же РПГ, хоть и отчасти, такие основы РПГ. Но, даже учитывая, что Ведьмак взял крайне мало от этого жанра – для меня это именно плюс, Ведьмак взял самое крутое и убрал самое плохое (для меня) и для меня это лучшая РПГ. Да, я наверное странный человек, те же шутеры от первого лица терпеть не могу, а шутеры от третьего люблю, Бордерлендс только с конфигами установил, чтобы вид от третьего лица стоял) Видимо не люблю я ни классические РПГ, ни классические шутеры. P.S.S. Ну и это, если уже к этимологии слова РПГ обратиться, как в начале статьи, то отыгрыш кого-то в оффлайн играх – это полная бредятна как по мне, но вот отыгрыш в какой-нибудь ГТА РП (я играл на серверах Вайс Сити РП, поскольку люблю именно Вайс Сити) – вот это настоящий Рол Плэй Гейминг, вот это я понимаю следование роли и отыгрыш, а та фигня, что есть в том же Скайриме – это не рол плей, это ребячество. И как по мне лучше уж играть либо в вариант как в Ведьмаке – РПГ со своей историей, со своим главным героем, либо в настоящий Role Play онлайн с живыми людьми отыгрывать (РП сервер по тому же Скайрим запустился помню).
судя по твоему тексту ты в рпг вообще нихрена не понимаешь, но зачем то лезешь со своим ценным мнением
+1
0
+1
Так вот почему ты у меня про ведьмака на главной спрашивал!))
Есть такое. Вообще мы в рамках подкаста (сегодня выйдет) пытались выяснить жанровую принадлежность "Одиссеи" и зашел разговор про "Ведьмака". Потом я вспомнил свой старый ролик, где уже говорил, что это не лучшая RPG и понеслось...
+1
0
+1
учитывая, насколько унылые для меня тру-рпг (привет новый балдурсгейт и мои жалкие попытки в настольный д&д), то замечательно! меня устраивает экшн-рпг, спасибо, что теперь я знаю как называется то что я люблю
+2
-1
+1
А разве кто-то говорил что это чистокровная рпг? Везде ж написано action/RPG. Но игра всё равно ближе к рпг, награду на game awards ей дали именно в этой категории
+1
0
+1
Ответ cyberlu
А разве кто-то говорил что это чистокровная рпг? Везде ж написано action/RPG. Но игра всё равно ближе к рпг, награду на game awards ей дали именно в этой категории
Я ждал этот вопрос, именно поэтому написал первый абзац)

"Описание игры в Steam начинается с фразы «это сюжетная ролевая игра с открытым миром»..."
+1
0
+1
Ответ cyberlu
Ну а в чем проблема? action/RPG это поджанр ролевых игр, считай ролевая игра с некоторыми оговорками
Шутеры от 1-го и 3-го лица тоже формально оба "Шутеры", но разница большая. Примерно так и тут разница все же есть и значительная. В чем — подробно объяснил в материале, не вижу смысла повторяться)
+1
0
+1
Ответ Sherly
Шутеры от 1-го и 3-го лица тоже формально оба "Шутеры", но разница большая. Примерно так и тут разница все же есть и значительная. В чем — подробно объяснил в материале, не вижу смысла повторяться)
да, но они все равно "Шутеры". т.е. это понятие которое объединяет.
так и с ведьмаком. это не чистое рпг ,
это как ты сам и написал экшн рпг. которое и включено в общее понятие рпг
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий