9 мин.

На Star Citizen потратили $780 млн, но за 12 лет игра так и не вышла. Что с ней сейчас?

Скандалы, расследования и увольнения.

Разработка Star Citizen длится уже 12 лет, но о релизе разработчики по-прежнему не заикаются. Бюджет, почти целиком состоящий из донатов, раздулся до немыслимых $780 млн. На этом фоне из студии все чаще слышны тревожные новости: то уйдет руководитель, то расскажут о тяжелых условиях труда, а потом и вовсе выяснится, что бездонный бюджет заканчивается. Попробуем разобраться, что сейчас творится со Star Citizen – самым амбициозным долгостроем индустрии.

Как ветеран игровой индустрии анонсировал игру мечты

Любое обсуждение Star Citizen начинается с Криса Робертса, крестного отца космических симуляторов. Его серия Wing Commander для 90-х была революционной. Это не просто отличная игра, а настоящая космоопера, достойная экранизации. Она у игр, кстати, была, и снял ее сам Робертс.

Фильм, правда, провалился, зато открыл Крису двери в Голливуд. В новом измерении он стал успешным кинопродюсером. «Счастливое число Слевина» и «Оружейный барон» – его рук дело.

Однако в начале 2010-х Крис вернулся, чтобы наконец осуществить мечту, преследовавшую его с 90-х: создать самый свободный, бескомпромиссный и масштабный космический симулятор. Он назвал его Star Citizen.

Игру анонсировали 10 октября 2012 года. Масштабный космосим с десятками звездных систем обещал широкие социальные возможности, настоящую рыночную экономику и абсолютную свободу. 

Одна беда: на такой крупный проект нужен и соответствующий бюджет. Помочь с ним могли игроки на Kickstarter. Робертс просил лишь $500 тыс. на прототип игры, который убедил бы инвесторов. Но к ним и обращаться даже не пришлось: спустя пару месяцев игра собрала более $10 млн, а через год сумма выросла до $34 млн. 

Первое время студия Криса Робертса исправно делилась процессом разработки и планами. Но чем дольше дело затягивалось, тем туманнее выглядело будущее игры. 

Чтобы выпускать игру по частям, Star Citizen разделили на модули. Однако очередь быстро нарушилась: авторы постоянно переносили модули, а вместо новых выходили обновления для старых. Так, например, мультиплеерный сессионный шутер («FPS-модуль») обещали выпустить к лету 2015 года. Но вот прошло уже 10 лет, а он так и не вышел.

Что с игрой сейчас? Выпустили вторую звездную систему и наконец-то наладили серверы

Вторую звездную систему ждали девять лет – с релиза Альфа-версии 2.0 в декабре 2015-го. Все эти годы игроки путешествовали по единственной системе – Stanton. Вторая называется Pyro: на 6 ее планетах и лунах царит беззаконие и анархия.

Разработчики выпустили обновление в неготовом виде. Команда призналась, что не успела довести до ума многие элементы из-за рождественских праздников, а потому на данный момент игра существует в двух версиях одновременно: тестовая Альфа 4.0.0 и устаревшая Альфа 3.24.3.

Да, Star Citizen до сих пор не перешла даже в стадию беты. Техническое состояние игры этому соответствует: она требовательна к железу, нестабильна и полна багов.

Справедливости ради, Cloud Imperium Games выпускают патчи каждый месяц с редкими перерывами. Обновления не только приносят стабильность, но и новый контент: добавляются миссии, увеличиваются геймплейные возможности и расширяется кастомизация. А еще появляются работающие кофеварки, новые виды причесок и гантели, дальность броска которых зависит от веса.

Излишняя симуляция или странные нововведения давно стали мемами в сообществе. То выяснится, что студия работает над достоверным потовыделением, то будет заявлена усиленная работа над реалистичной деформацией простыни при взаимодействии с персонажем. В игре есть даже трекинг лица игрока через веб-камеру.

Такой высокий уровень симуляции долгие годы был одной из главных проблем игры. Сервер сохранял в памяти расположение всех объектов в мире, даже оставленную в недрах космической станции баночку газировки. Свежее обновление привнесло технологию Server Meshing, разделяющую ответственность за разные элементы на разные серверы. Благодаря этому увеличился и лимит игроков в одном мире – с 50 до 500 пользователей. Фанаты ждали внедрения технологии годами.

Долгий процесс разработки их уже не пугает. Вторую звездную систему ждали девять лет, а разница между версиями 3.0 и 4.0 составила семь лет. За это время игра действительно увеличилась в масштабах и расширилась в возможностях, однако альфа-тестирование длиной в декаду – признак серьезных проблем с планированием и менеджментом в студии.

А что происходит в студии? Увольнения руководства и токсичная атмосфера

Том Хендерсон из Insider Gaming в октябре 2024-го выпустил большое расследование о Cloud Imperium Games. Если коротко: игра в производственном аду. 

Студия переживает неумолимую текучку кадров, из-за чего в ней сейчас много новичков и мало ветеранов. Обучать малоопытных специалистов работе с проприетарным движком попросту некому. Но даже если сотрудник и овладел технологиями, процесс все равно продвигается медленно: минутные решения принимаются днями, а фичи одобряются и отменяются каждый день.

Все происходящие разворачивается в роскошных стенах манчестерского офиса, который стилизован под космический корабль. Подобную избыточную роскошь многие сотрудники воспринимают как надвигающуюся катастрофу: деньги тратятся безрассудно. Даже бюджет в $780 млн подходит к концу. 

На этом фоне особенно остро воспринимаются сокращения в командах. В прошлом году студия попрощалась примерно с сотней сотрудников, а позже под нож попал и отдел тестировки. Первых попытались уволить без лишнего шума, для чего, по словам продюсера проекта Энни Буффар, замаскировали сокращения под экстренную релокацию. Тестировщиков и вовсе убрали сразу после недельных переработок перед CitizenCon.

Другой важный скандал, связанный с увольнениями, – история Пола Ахтиона, сотрудника с аутизмом. После окончания пандемии студия вернулась в офис, но Пол попросил оставить его на удаленке. Он выяснил, что дома лучше справляется с обязанностями старшего программиста.

В компании такой подход оценили не все. Сначала студия заставляла его выйти в офис, а после внезапно уволила. В суде Cloud Imperium Games доказывала, что Ахтион плохо работал из дома. Но суд постановил, что качественные показатели Пола даже не были утверждены руководством. Ахтион отсудил у студии 27,7 тыс. фунтов стерлингов (более 3,3 миллионов рублей) из-за несправедливого увольнения и дискриминации.

О дискриминации и токсичности в коллективе сообщалось и ранее. Та же Энни Буффар рассказывала, что руководство могло игнорировать ее месяцами, насмехалась над опасениями о сокращениях и мало интересовалась благополучием сотрудников.

В январе 2025-го стало известно об уходе Карла Джонса, исполнительного директора Cloud Imperium Games. Он проработал в компании более 10 лет и, судя по его заявлению, покинул студию по собственному желанию, оставшись с сотрудниками в хороших отношениях. 

И что дальше? Одиночный режим ближе к релизу, чем вся остальная игра

Именно Карл Джонс утверждал: сюжетная кампания Star Citizen под названием Squadron 42 выйдет в 2026 году (изначально планировали на 2020-й). Студия обещает 30-40-часовое космическое приключение с голливудскими звездами: Марком Хэмиллом, Генри Кавиллом, Джиллиан Андерсон, Гари Олдманом, Марком Стронгом и другими.

Релизное окно на 2026 год очерчивал и сам Крис Робертс на недавнем CitizenCon. И, исходя из расследования Тома Хендерсона, это обещание студия способна сдержать. Во-первых, основная работа над механиками и наполнением завершена. Во-вторых, студия нуждается в дополнительном финансировании, которое обеспечит успех Squadron 42.

Отчасти готовность проекта подтверждается исчерпывающими геймплейными демонстрациями. На прошедшей CitizenCon студия представила целый час игрового процесса. 

Любопытно, что еще несколько лет назад Карл Джонс рассчитывал, что уже к 2027 году студия будет заниматься не Squadron 42, а ее сиквелами. 

Вместо них, правда, если верить Тому Хендерсону, Cloud Imperium Games работает над игрой в фэнтезийном сеттинге. Она позволит студии разнообразить портфолио и привлечь дополнительные инвестиции.

Что касается создания самой Star Citizen, то 2025 год Крис провозгласил «годом удобства игрока». Авторы сосредоточатся на улучшении оптимизации игры. Раньше контент и патчи стабильно выходили одновременно, из-за чего игроки месяцами либо сидели без контента, либо с критическими багами.

О «коммерческом релизе» в 2025-м речи не идет. По словам Робертса, финал многолетней разработки уже «мерцает на горизонте». Но у студии еще много забот: довести до ума уже существующий контент, перенести опыт из синглплеера в мультиплеер и доделать обещанные функции.

Например, те самые звездные системы. Всего создатели обещали их 95. Причем не сгенерированными, а наполненными вручную. Фанаты рассчитывают получить на запуске не более 4-5. 

Солнечная система и Земля тоже в планах. Разработчики создают детализированную планету с четырьмя крупными городами: Нью-Йорком, Лондоном, Шанхаем и Москвой. Но на эту часть галактики фанаты пока и не рассчитывают. Спустя 12 лет разработки поклонники, кажется, ни на что не надеются. Просто мечтают.

***

Как «Цивилизация» захватила мир и изменила индустрию. Краткая история серии

Что происходит с BioWare? Туманное будущее Dragon Age и состояние новой Mass Effect

Какая ты страна в Civilization 7? Проверь в тесте!