Блог Гейминг — не приговор

Halo изменила шутеры навсегда. Ее анонсировал Стив Джобс для Мака, но Microsoft купила за 40 млн

Олег Камалов рассказывает о прародителе консольных шутеров.

3 декабря на PC вышла Halo: Reach – первая часть сборника Halo: The Master Chief Collection. Франшиза шутеров про Мастера Чифа еще с начала нулевых стала визитной карточкой Microsoft, а первая часть серии и вовсе изменила жанр шутеров до неузнаваемости – ее смелые идеи используются во всей игровой индустрии и по сей день.

Sports.ru рассказывает о Halo: Combat Evolved – первом революционере среди шутеров.

С чего все началось?

Серию Halo придумала студия Bungie – та самая, которая сейчас на слуху благодаря знаменитой Destiny. Bungie основали в 1991 году студенты Чикагского университета Алекс Серопян и Джейсон Джонс. Любопытно, что в основном они создавали свои игры для «Макинтоша» от Apple. Парни основали свою небольшую компанию и долгое время экспериментировали с жанрами, пытаясь придумать что-то новое.

Алекс Серопян

Например, в стратегии The Myst упор был сделан не на добычу ресурсов, без которого тогда жанр было сложно представить, а на командование небольшим отрядом против превосходящего числом противника. А игра Marathon стала первым шутером от первого лица, в котором игрок мог повернуть голову не только влево или вправо, но и вверх или вниз – для того времени это был настоящий прорыв.

The Myth

Еще одна культовая игра Bungie (вернее, ее подразделения) – Oni, экшен от третьего лица в аниме-стилистике в сеттинге киберпанка. История рассказывала про девушку-суперагента, пытающуюся спасти мир от техногенной катастрофы. Игровой процесс объединил в себе рукопашные бои с эффектными комбо и захватами, а также перестрелки с применением разнообразного оружия. Игра получила хорошие оценки от прессы и очень хорошие – от геймеров. Ну а теперь вернемся к Halo. 

Первую Halo представили миру в 1999 году на выставке Macworld. Игру анонсировал лично Стив Джобс, который назвал ее самым крутым проектом из всех, что он видел. Сейчас это может быть странно, но изначально Halo задумывалась не как шутер, а как стратегия. Однако со временем авторы отказались от идеи и вернулись к жанру, с которым у них получалось лучше всего.

Стив Джобс представляет Halo

Хотя изначально Стив Джобс заявлял, что игра станет эксклюзивом «Макинтоша», на Е3 2000 компания Microsoft приобрела студию Bungie за баснословные по тем временам деньги (порядка 40 миллионов долларов). Одним из ключевых условий контракта было выпустить Halo на консоль Xbox. Из-за этого сотрудники Bungie оказались в сложном положении – как адаптировать изначально компьютерный шутер на одну из первых в мире консолей, но при этом сделать его интересным и выгодно выделить на фоне конкурентов вроде Wolfenstein, Serious Sam и Ghost Recon? 

Bungie придумала так, что охренели все.

Halo: Combat Evolved изменила жанр благодаря новаторским идеям

Одна из ключевых – система здоровья. Главного героя окружал энергетический щит, который мог впитать определенное количество урона, а затем ломался и под нож уже шла шкала жизней. Чтобы восстановить защиту, нужно было на время спрятаться за укрытием или сменить позицию, а HP уже восстанавливались по классике – аптечками. 

Всего одна фишка кардинально изменила уже привычную формулу геймплея. Уже не нужно было думать, как бы дотянуть до следующего чекпоинта или ящика с лечилками. Вместо этого предлагалось планировать атаки и балансировать между вылазками и отсидками в укрытии. Конечно, ломиться напролом тоже было плохой идеей, так как на высоких уровнях сложности щит не выдерживал и нескольких секунд вражеского огня, но динамика даже самых обычных перестрелок выросла десятикратно. 

Другая интересная фишка Halo – ограничение слотов на оружие. Bungie первой поняла, что карманы главного героя не могут быть черной дырой, в которую можно поместить десять автоматов и три дробовика, а затем доставать в любую секунду. Поэтому персонаж мог нести только два вида оружия – одно он держал в руках, а второе закреплял за спиной. Если в одной из пушек кончались патроны, то ее приходилось выбрасывать (скрепя зубами) и подбирать другую.

И третье, чем запомнилась оригинальная Halo – очень умные противники. Супостаты не только стремились зайти за спину и закидывали гранатами укрытия, они еще и слаженно отступали и не подставлялись под огонь без надобности. 

Halo произвела революцию не только в отдельном жанре, но в в других отраслях индустрии. Именно после нее в играх на консолях популяризировалось несколько элементов управления, а именно прыжок на нижнюю кнопку геймпада – А на Xbox и Х на PlayStation, и стрельба на нажатие правого нижнего триггера. 

Последняя особенность геймплея оригинальной Halo – дизайн карт и техника. Поскольку изначально Bungie хотела сделать из игры стратегию, игровые карты были необычайно огромными – передвигаться на них ногами было бы уныло, поэтому авторы добавили в игру транспорт. Мастер Чиф мог покататься на джипе «Вепрь» (впоследствии он станет культовой машинкой, едва ли уступающей самому Чифу по популярности), танке, инопланетном байке и даже истребителе. Кроме того, напарники рядом с главным героем забирались на пассажирское сидение или становились за тяжелый пулемет, помогая ему в бою. 

Тот самый «Ореол» (Halo), на поверхности которого происходят события оригинала и которым называется франшиза

Для Halo придумали огромную вселенную, прописали сюжет и создали колоритного протагониста. Главным героем Halo был не какой-то безымянный боец, а Мастер Чиф – суперсолдат, спроектированный специально для войны с инопланетными захватчиками – Ковенантами. Персонаж запомнился не только фирменной зеленой броней, но и трудной судьбой. Он остался последним представителем спартанцев – искусственно выращенных воинов, которым с раннего детства провели серию тяжелых операций и обучили всем основам военных действий.

После внезапной атаки Ковенантов все спартанцы погибли, в живых остался только Чиф. Помимо колоритного главного героя, никогда не снимавшего свой шлем, в игре были кинематографические ролики и эпический размах действия – на кону стояла судьба всей галактики, и только последний спартанец мог остановить приближающуюся катастрофу. 

Все ролики Halo

Halo снискала огромный успех как среди журналистов, так и среди геймеров. Средняя оценка оригинальной игры составляет рекордные 97 баллов из 100, а общее число проданных копий составило 6,7 миллиона. 

В 2011 году студия 343 Industries, в руках которой сейчас находится серия, выпустила ремейк под названием Halo: Combat Evolved Anniversary, который доступен на Xbox 360, Xbox One и Windows. В юбилейном издании подтянули графику и улучшили музыку, а также добавили мультиплеер, достижения и даже поддержку Kinect – сенсорного контроллера, считывающего движения игрока в реальном времени. А специально для фанатов разработчики оставили возможность переключаться между оригинальной игрой и ремастером. 

* * *

Как и полагается, после оглушительного успеха Microsoft захотела превратить Halo в настоящую франшизу. На сегодняшний день серия насчитывает 14 игр, а 15-я – Halo Infinite – находится в разработке и войдет в стартовую линейку Project Scarlett – следующей итерации Xbox, которая выйдет в конце 2020 года. Кроме видеоигр, по серии вышла серия романов, комиксы, аниме и даже полнометражный фильм. Но об этом и обо всем другом мы расскажем в следующих материалах. 

В Steam появился фейковый Death Stranding – он называется Man Standing, а авторы якобы вдохновлялись Heavy Rain

В FIFA 20 провели очень странный матч – 11 Месси против 11 ван Дейков

Восемь мелочей в видеоиграх, за которые хочется сказать разработчикам спасибо

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья