Деньги или бунт. Скандал вокруг Riot Games и владельцев киберспортивных команд
Георгий Ядвидчук — о конфликте сторон, который тянется с 2013 года.
В последнее время создателей MOBA-игры, League of Legends, постоянно критикуют. Сначала за «идиотскую систему подбора матчей», потом за то, что они душат киберспорт и не дают ему развиваться, а заканчивают все несвоевременным выпуском патчей, которые меняют правила игры за считанные дни до турнира. Мы разобрались в конфликте между Riot Games и владельцами киберспортивных команд в американском регионе.
Построение новой философии
Принято считать, что вся эта шумиха в интернете началась с интервью главы TSM Энди Дина. На самом деле корень проблемы лежит в прошлом. 7 февраля 2013 года Riot Games запустили две лиги: европейскую и американскую LCS. Компания решила прекратить дарить доходы сторонним организациям, которые не только получали прибыль за проведение соревнований, но и периодически кидали на деньги команды.
Чтобы покончить с беспределом и установить порядок, Riot собрали все лучшие составы из двух регионов, пообещали фиксированные выплаты игрокам (или стипендии, как их еще называют) и некий процент от продаж иконок с логотипом команд во внутриигровом магазине. LCS создавали как регулярную лигу, матчи которой были расписаны на недели вперед. В качестве ведущих — лучшие представители сообщества, высококачественный продакшн, студия — в общем, новый подход и философия в киберспорте, которая до сих пор противопоставляется демократии Valve, которая очень лояльно относится ко многим вещам и может игнорировать их годами.
Правда, в случае с Riot вышло так, что компания порой тоже пропускала критику мимо себя. Сейчас за общим шумом сложно заметить, но сообщество регулярно ругает компанию за отсутствие любительских турниров и прочих активностей, в которых можно было бы показать себя. Интерес есть, желание тоже — поддержки никакой. А главное другим организаторам соревнований, которые и поднимали популярность League of Legends, запрещено проводить свои чемпионаты вне зависимости от того, на кого они рассчитаны. Турниры могут организовывать только Riot (или компаниям, с которыми они работают) и ESL, и то им разрешается это делать в период, когда у команд из LCS образовалось окно в графике выступлений. Самим же составам из LCS или Challenger Series (второму дивизиону LoL) также запрещено играть где-то, кроме соревнований, которые поддерживают деньгами сами Riot. Круг замкнулся.
Несмотря на все это в первое время LCS воспринимался как прорыв в киберспорте. Пока где-то продолжали критиковать очередной Gaming Paradise, Riot спокойно наблюдали за всем со стороны. За последующие три года открылись собственные крупные лиги в СНГ, Турции, Бразилии, Китае, Корее и множестве других стран. И поначалу от такого хода были только одни плюсы. По крайней мере, никто не жаловался.
Challenger Series
Лига второго эшелона, в которую может пробиться абсолютно каждая команда, лишь бы у нее был высокий командный рейтинг в LoL. Главное отличие низшего дивизиона от высшего: организации никак не могут заработать. Отсутствие спонсоров и денежной поддержки со стороны Riot в совокупности со слабой привлекательностью превратили Challenger Series в яму, из которой очень сложно выбраться. Команды, которые в нее падали, могли запросто потерять все то, что у них было в LCS. Со временем стало просто невозможно поддерживать уровень зарплат игроков даже в Challenger Series. Организации начали идти в all in. Если у тебя не получалось пробиться со спонсорами или деньгами от венчурных фондов в LCS, на следующий сезон ты, скорее всего, лишался всего.
LCS как франшиза на первый взгляд казалась невероятно привлекательной. Но только лишь поначалу. Спонсоров начали заинтересовывать другие дисциплины типа Dota 2 или CS:GO, в которых намного больше возможностей и практически отсутствуют ограничения. А главное: есть где развернуться.
Изменения правил игры перед чемпионатом мира 2015
В западном сообществе патч 5.16 называют The Juggernaut Patch в связи с автоматическим баном сразу трех героев: Gangplank, Darius и Mordekaiser из-за их невероятной силы. Обновление с изменением баланса выкатили незадолго до старта чемпионата мира 2015.
В тот момент команды готовились к турниру совершенно по другому патчу, так что пришлось адаптироваться на ходу. Именно поэтому все участники турнира были сильно ограничены. Если кто-то не запрещал брать на стадии драфта кого-то из троицы, то в 90% случаев проигрывал. Что во время турнира, что после него, все сообщество критиковало разработчиков за опрометчивый шаг. Вся подготовка улетела в трубу.
Riot Games пообещали никогда больше не выпускать патчи так поздно, а делать это заранее, чтобы у команд хватило времени их изучить.
Никогда такого не было — и вот опять!
Точно такая же ситуация произошла в конце июля 2016 года во время плей-офф в региональных чемпионатах. Riot Games без особых на то причин отказалась от стратегии смены линий (swap lanes). В баланс были внесены правки, которые просто убили то, что практиковали в течение года все команды. Более того, именно под эту стратегию составы и подбирали себе игроков. Как и раньше, пришлось срочно переучиваться.
League of Legends по сравнению с Dota 2 и так ограничена в тактическом многообразии, а здесь провернули ход, который и вовсе откинул всех на пару лет назад.
Удар по игрокам
Вторая проблема вытекает из предыдущей. Энди Дин резко высказывался в интервью theScore eSports и критиковал Riot не только за то, что они снова выпустили патч в неподходящее время, но и за негативный эффект, который тот оказывает на игроков. Впереди плей-офф и, возможно, твое будущее решат всего 3 карты в четвертьфинале. В случае поражения в команде могут решить, что тебя пора заменить. Дальше начинаются поиски нового состава, а там уже куда кривая заведет.
По мнению Дина, карьера игрока сейчас стала намного короче, чем раньше. Дело не только в регулярном давлении, но и в 10-ти часовых тренировках. Один такой серьезный и в то же время опрометчивый патч может перечеркнуть все старания за год. А если ты выступаешь в LCS, то в случае завершения карьеры непонятно, что делать. То ли податься в тренеры, то ли быть стримером, то ли вести свой YouTube-канал или что-то еще. Из-за плотности графика игрокам сложно развиваться в разных направлениях. Часто киберспортсмены жертвуют теми же стримами ради подготовки к очередному матчу, а значит и доходами.
Ограниченность возможностей для заработка
Третья претензия тоже комплексная. Она касается доходов и возможностей зарабатывать, участвуя в лиге LCS. Энди Дин, совладелец Renegades Кристофер «MonteCristo» Майклз и киберспортивный отдел компании HTC озвучили несколько важных моментов.
Проблема с заработком встала невероятно остро после того, как на американский рынок пришли венчурные капиталисты. В результате зарплаты игроков и общие затраты на команду, обслуживающий персонал (речь не только о тренерах, но и сотрудниках медиа) выросли в несколько раз. Как отбивать эти деньги при условии, что Riot Games не меняли размер финансовой поддержки в течение последних лет, а их глобальный годовой доход составил 1,6 млрд долларов?
Киберспорт стал визитной карточкой компании, но вот само отношение к соревнованиям глобально не менялось. По словам того же Энди Дина, другие организации, у которых есть составы по LoL, на продаже стикеров в CS:GO за один год заработали больше, чем за три года пребывания в LCS (это с учетом денег от Riot, сумма которых не менялась с 2013 года, и процента от покупок иконок команд во внутриигровом магазине).
Майкл Мур, один из совладельцев команды Phoenix1 по LoL, в подкасте Shotcallers озвучил сумму, которая потеряла организация в летнем сезоне лиги LCS.
«Основываясь на нашем бюджете и учитывая, как далеко все зашло, мы прогнозировали потерю в 500 тыс. долларов за один сезон», — отметил Мур. По его данным, все команды-новички, которые пришли в LCS с деньгами от венчурных фондов, тратят в год минимум 400 тыс долларов. Даже победа в сезоне гарантирует получение только 50 тыс долларов без вычета налогов. Еще 250 тыс долларов гарантируют стипендии от Riot. Однако топовые составы тратят около 1 млн долларов в год.
При этом в эфире запрещается рекламировать напитки, кепки, наушники, мышки и многое другое. Так что если у тебя периферия от SteelSeries, то продвигать их товар ты сможешь только во время стримов, но никак не на трансляции LCS. Если команда победила в чемпионате мира и разработчики выпустили новые образы с их логотипами для героев, то организация не получает никаких отчислений с их продаж. Впрочем, даже вне лиги могут возникнуть проблемы.
При попытке продвижения VR-устройства HTC Vive глава киберспортивного отдела Riot Уоллен «Magus» Розелл обвинил HTC в намеренной рекламе игры Raw Data, что запрещено правилами LCS. Он также потребовал удалить видео и угрожал оштрафовать команду TSM. При этом в самой компании не считают, что они совершили противозаконный поступок. Сами разработчики не потратили и цента на видео с игроками TSM.
«Видео TSM Plays Raw Data — один из трех запланированных роликов для демонстрации HTC Vive своим фанатам, — сообщается на странице HTC eSports в Facebook. — В TSM сами выбрали Raw Data после изучения списка игр для Vive. Они посчитали игру наиболее подходящей для поклонников».
В HTC внимательно изучили правила лиги LCS и не нашли там никаких ограничений. Более того, компания не собиралась нарушать регламент или искать в нем лазейки. Отсутствие четких формулировок и позиции Riot в отношении рекламы и продвижения товаров «завело в тупик».
«Уменьшение возможностей для рекламы в League of Legends, вытекающие из ограничений команд и игроков, ограничения на ветке форума Reddit, посвященной LoL, и отсутствие маркетинговых возможностей на соревнованиях приводят к тому, что становится трудно оправдывать наши инвестиции в эту среду», — отмечается в обращении.
С G2A в свое время тоже произошла странная ситуация. Riot Games запретила киберспортивным организациям получать деньги от G2A.
Такое решение приняли после того, как на сайте торговой площадки начали рекламироваться запрещенные услуги различных компаний в League of Legends. В список входили продажа аккаунтов и их прокачка за деньги в рейтинговой системе. Согласно пользовательскому соглашению, игроков, которые попадутся на этом, заблокируют.
По словам сотрудника Riot Games Джея «Riot Sargonas» Экерта (J. Eckert), компания пыталась договориться с G2A в течение длительного времени. Несмотря на это стороны не смогли найти решение проблемы. Он также подчеркнул, что Riot крайне не хотелось оказывать давление на киберспортивные организации. В заключении Экерт добавил, что компания держит команды в курсе событий во избежание нестандартных ситуаций.
Однако на чьей стороне правда выяснить так и не удалось.
Единственные, кто способны изменить ситуацию, — сами сотрудники Riot Games, а не владельцы команд. Тот же Дин не видит смысла в будущем вкладывать больше денег, чем он тратит на состав по LoL сейчас, поскольку он прекрасно понимает, что он никак их не отобьет. И это при том, что его команда одна из лучших в регионе, а его игроки получают очень высокую зарплату. Однако суммы он не раскрывал.
Майкл Мур подтвердил, что для команд LCS, которые болтаются в середине или в самом низу таблицы, очень сложно найти спонсоров. Все упирается в риски и возможность попасть в Challenger Series, которая возникает дважды за год. И Мур, и Дин уверены в том, что падение в низший дивизион приводит к нестабильности всей сцены LCS.
Правда, владельцы команд зациклены исключительно на высшем дивизионе и в своих обращениях никак не упоминали возможности для развития Challenger Series.
Недоплачивают и комментаторам
В видеоблоге совладелец Renegades Кристофер «MonteCristo» Майклз затронул другую важную проблему: зарплата комментаторов, ведущих и аналитиков, которые работают на турнирах от Riot Games.
По словам Майклза, компания серьезно недоплачивает сотрудникам. Их зарплаты на 40–70% ниже среднего показателя на рынке.
«Комментаторы в Dota 2 зарабатывают за три недели работы на The International 6, сколько в LoL за полгода», — подчеркнул совладелец Renegades.
Он также отметил, что его основной доход составляют не деньги за комментирование матчей, а участие в сторонних проектах и за активность на YouTube и Twitch.
Кроме того, Riot Games запрещают своим сотрудникам получать деньги со стороны. Так, например, на мероприятиях серии Intel Extreme Masters они работают совершенно бесплатно, когда их коллеги из CS:GO — за зарплату. К тому же им не разрешается рекламировать товары на Twitch.tv, получать «донаты», предлагать подписку на канал за деньги, а также продвигать свой бренд на YouTube и создавать собственный контент без одобрения Riot.
Никто из сотрудников компании до сих пор никак не отреагировал слова Майклза. Сам же комментатор убежден, что его коллеги не могут ничего рассказывать из-за заключенного контракта с Riot и политики конфиденциальности.
Реакция Riot Games
Брендон Бэк и Марк Меррилл.
Если первый ответ сооснователя Riot Games вызвал еще более ожесточенную реакцию, то второй восприняли спокойнее. Марк Меррилл несколько раз в своем послании извинялся за эмоциональный ответ и то, как он вклинился в дискуссию.
«Мой изначальный ответ [Энди Дину] выглядел как прямая атака, я знаю, что это задело Энди, и за это я приношу свои извинения. Мое сообщение было не лучшим способом принять участие в столь сложной теме», — выразил сожаления Меррилл.
Он также согласился с большинством претензий, которые публично высказывал глава TSM.
В своем обращении Марк пообещал увеличить процентную долю от продаж внутриигровых иконок в магазине, добавить новые предметы, относящиеся к составам, начать продавать джерси команд в американской студии, а еще предоставить место организациям в онлайн-магазине Riot. В будущем Riot обещают сделать шаги, которые затронут спонсорство лиги, франчайзинг, медиаправа и многое другое, что имеет отношение к League of Legends и созданию устойчивой экосистемы внутри нее.
Меррилл еще раз заверил сообщество и игроков, что в будущем подобные патчи, как июльский, затрагивающий смены линий, будут выходить еще раньше.
Что теперь?
Энди Дина удовлетворил ответ сооснователя Riot Games. Вместе с другими владельцами организаций, участвующих в NA LCS, он направил письмо с более детальными предложениями по исправлению ситуации.
«Мы решим эти проблемы вместе», — закончил свое сообщение Дин.
Riot Games публично пока никак не отреагировали на письмо. Однако история еще не завершена.
Фото: Riot Games.
Компромисный вариант может сработать, это примерно то что E-league сделали. Типо и лига, но команды туда ненадолго по очереди приезжают.
Существует такой прекрасный регион как LPL, где ты можешь увидеть какой тебе угодно экшен и пики, но в отличие от вайлкарта, там просто нет такого количества механических ошибок и мусорных ротаций даже у печальных команд уровня Saint Gaming.
Ну и байт на сравнение неплохой btw.
Что тебе интересно смотреть - качественную игру с 15-20 килами или зрелищную с 70 и постоянным экшеном? Как зритель (нужно подчеркнуть) я голосую за 2. От аккуратных каток я слишком сильно устал. К сожалению в плане зрелищности ЛОЛ проигрывает Доте. И вот вчерашняя игра мне показала, что в лольце есть есть место не только холодному расчету, но и куражу. Пусть и самые слабые команды играли - но они показали именно ту игру, за которую я и стал гамать в лол.