«Больше рад, что попал на финал «Континентальной лиги» по LoL, а не на Олимпиаду в Рио»
Пловец Никита Коновалов рассказал Cyber.Sports.ru о своем отношении к киберспорту, как стримы помогают ему между тренировками и выступлениями, а также за чем необходимо следить обычным игрокам, чтобы сохранить здоровье.
Когда я рос, мне было тяжело заслужить право иметь компьютер. Мне его купили только в 10 классе, довольно поздно. Родители все время отнекивались: «Ты будешь играть, не будешь учиться». В итоге я прогуливал школу и играл в компьютерных клубах. Тоже не выход. И когда родители приобрели компьютер — я играл. Со стороны родителей, естественно, было недовольство, они хотели, чтобы я ходил и учился.
Когда я бросил игры и увлекся плаванием, тогда родители тоже на это среагировали так: «Ты сейчас тоже можешь ничего не добиться, только время зря потеряешь. Зачем тебе это? Лучше выучись и иди работай тренером. Будешь зарабатывать деньги». Но, когда пошли результаты, родители начали верить, что успех придет.
Мой брат (у нас большая разница в возрасте – 12 лет) поначалу не проявлял интереса к играм. Когда мы еще вместе жили, он мог минут 10 посмотреть и все — ему становилось неинтересно. Вначале родители были довольны: «Хоть младший не будет играть». Однако он очень далек от спорта, он не играет в футбол. В то же время ему надо себя где-то проявлять и выплескивать эмоции. И только компьютерные игры могут это позволить.
Если ребенок не может выплеснуть свою энергию, это плохо для него. Он растет психологически неправильно, из таких детей потом психи вырастают, замкнутые в себе. А в игре, даже если он не общается в живую, то он взаимодействует с людьми на просторах интернета, где игроки показывают друг другу свою силу.
В общем, брат начал постепенно играть. Мама стала по-другому относиться к его увлечению, наоборот говорит младшему: «Давай-давай, играй, старайся». У него есть талант, но он частенько, когда играет в CS:GO и Dota 2, «сливает катки». Говорит: «Мне скучно, я не хочу тащить, какого черта я все время на первом месте. Команда не хочет играть, а я что должен за них играть?» Я ему говорю: «Смотри, если сейчас будешь сливать, я у тебя аккаунт вообще заберу. Если не будешь нормально относиться к этому». Его увлечение компьютерными играми поощряют: он учится нормально. Средняя оценка у него 4,5 (то есть и четверок, и пятерок хватает).
Компьютерные игры учат мыслить нестандартно. Знаете, как у обычных людей: метро-работа, работа-метро, и больше они ничего в жизни и не видят. А дети, когда они играют, они развивают другое мышление, и в некоторых профессиях, таких как архитектура, оно позволяет создавать шедевры.
Когда я рос, такого понятия как стриминг не было. Родителей удивляет: «Как это ты там сидишь, играешь, и тебе платят?» Некоторые стримеры, которых я лично знаю, больше меня зарабатывают, учитывая, что мне приходится каждый день пахать на тренировках и выигрывать чемпионаты. При этом средняя зарплата у меня меньше, чем у среднего стримера. Мне не то что бы обидно... Я стараюсь развить спорт, чтобы люди понимали, что это тоже красиво. Плавать надо уметь.
Впрочем, я интересуюсь и играми, и стримами. Дело в том, что во время соревнований, мне нечего делать между утренней и вечерней программой. У меня перерыв 5–6 часов. Так что нужно себя чем-то занять, отвлечь мысли от соревнований. Я сижу и смотрю стримы. Вот, например, есть стример Miker (Михаил Мирчук). Вот его приятно слушать, у него и голос такой спокойный, его слушаешь и волну ловишь.
Демон в воде. Кто наградит чемпионов киберспортивного турнира
В основном мои любимые стримеры — Miker, Abver (Алексей Друнин), из украинских это Sonik (Илья Малыш), веселый парень, транслирует WarCraft 3. В плане CS, мне нравится ceh9 (Арсений Триноженко) из Natus Vincere. Учитывая его достижения, у него нет понтов, человек близок к народу.
Я за спортом особо не слежу, больше за киберспортом. Для меня уже привычно такие соревнования смотреть. Тот же самый The International. Это все интересно, красиво. А если брать, например, плавание — у нас за 5 лет может пройти всего два чемпионата мира с красивыми постановками. Когда в Манчестере проводили чемпионат мира, там на стадионе сделали чашу сборную. Когда пловцы выходили на бортик перед стартом, подсвечивался только бассейн. Все остальное наоборот заглушалось и чернота была. Тогда я поразился насколько это все красиво: черные трибуны, видно только бассейн, а когда спортсмен приплывал, только над победителем горел свет.
И вот я смотрел, думал, насколько красиво, надо заняться плаванием, отобраться на чемпионат. Но когда приехал на соревнования, там все не так оказалось, как я думал. Я приехал в Рим в 2009 году, мой первый чемпионат мира, я там взял серебро, вроде успех. Но я удивился — открытый бассейн, +40 жара, болеть ни за кого не хочется.
В профессиональном спорте идет такая политика: если ты болеешь за другую страну, за другой флаг — ты предатель. В киберспорте такого нет, ты просто болеешь за любимую команду. В команде могут быть ребята из разных стран. Приятно, что убираются политические рамки, намного интереснее смотреть. Поэтому хоть я и плаваю, мне хотелось бы, чтобы в плавании и других видах спорта было такое шоу. Даже сейчас вот Олимпиада идет — я иногда смотрю —, и она тоже не так уж красиво проходит. Наши ребята выходили — их даже освистывали.
Я даже больше рад, что попал сюда [на финал «Континентальной лиги» по игре League of Legends], на эти соревнования, чем на Олимпиаду в Рио, потому что я знаю — там делать нечего.
В киберспорте, если какая-то команда начинает тащить, болельщики топят просто за сам экшен. Если сравнивать с плаванием, там трибуны будут болеть только за Фелпса. Если выиграет кто-то другой — скажут, что просто случайность. И не будут так хлопать. Вот на Олимпиаде было также. Сингапурец выиграл у Фелпса. Хлопали не потому, что тот был быстрее, а потому что было три вторых места. Первый случай в плавании, когда три человека стоят на одном пьедестале, на серебряном.
Я смотрел другие дистанции — казах выиграл одну золотую медаль, первая медаль у Казахстана в плавании вообще. Всем безразлично. Мне это не нравится в плавании. Хочется, чтобы люди без задней мысли радовались за других.
Никита Коновалов с командой Vega Squadron по League of Legends.
По-моему, большинство спортсменов играют в компьютерные игры. Я вот сейчас в школе «Волга» плаваю — у нас все играют: одна половина — в Доту, другая — в «контру». В итоге человек 15–16 наберется. В Dota 2 ребята по 500–600 часов наиграли, в CS:GO есть и по 1000. Я вот 200 часов поиграл, взял на спор «биг стар» (рейтинг чуть выше среднего в CS:GO). Меня ребята пытались задеть: «Ты последние семь лет играешь только в приставки», «ты уже мышкой не умеешь управлять». Ну, вот на спор я сказал: «Давай я за три недели твой ранг перебью». Спор я выиграл, и брату подарил аккаунт. А брат у меня тоже на уровне «беркутов» играет, немного до «глобала» (один из самых высоких рангов) не хватает.
Я в пример привожу себя. Я играл какое-то время, показал, что можно до дойти до определенного уровня. Ну и если стать задротом, то можно оказаться и на мировом уровне. Но я пошел заниматься плаванием.
Я считаю, что если ты даже играешь — надо либо учиться, либо заниматься в зале (не всегда же будешь играть). Тренировки в тренажерке нужны, чтобы ты в 35 лет не вылез из-за компьютера с весом в 150 кг. Это основная проблема. Ребята толстеют за компьютером, потом с этим бороться очень сложно. Я сам люблю набирать вес и экспериментировать. Это как стимул. Я каждый год набираю минимум 10 кг. Я уже многое узнал о диетах, знаю, как составить питание. Моя супруга фитнес-инструктор, тоже помогает в этом.
Насколько важно поддерживать форму? Физическая форма конечно не настолько нужна для компьютерных игр, но запускать себя тоже не вариант. Сколько примеров было, что ребята погибают за компьютером, особенно в Азии. В общем я за то, чтобы ходить в зал.
«Когда на машине подъезжал, увидел вывеску «Лиги Легенд» на всю арену и чуть не врезался»
Фото: из личного архива Никиты Коновалова.