6 мин.

Что стало с «убийцами Call of Duty»? Недавно закрылся еще один

Не все приблизились к популярности CoD.

Серию игр Call of Duty обожает самая широкая геймерская аудитория. Для кого-то покупка новой игры раз в год – такая же традиция, как купить FC (экс-FIFA), Madden или другой свежий спортсим. Конечно, деньги франшиза приносит соответствующие, поэтому многие давно пытаются создать «убийцу» Call of Duty и переманить фанбазу. Но что потом происходит с этими «убийцами»? Давайте разбираться.

Важно: игр из серий Halo и Battlefield в списке нет, иначе подборка состояла бы из них больше чем наполовину.

XDefiant

Шутер от Ubisoft удачно релизнулся летом 2024-го, пока игроки ждали новую часть CoD в октябре и хотели попробовать что-то новое. XDefiant предложила им героев с различными способностями и оружие из предыдущих игр Ubisoft – и собрала больше миллиона игроков на пике и около 10 млн игроков в первые две недели. При этом игру считали слегка сыроватой: куча багов при выстрелах, некоторые способности были бесполезными, да и в целом баланс хромал.

Но чуда не произошло: в октябре вышла Black Ops 6, и игроки вернулись в привычную среду обитания. Продюсер Марк Рубин объявил, что в XDefiant закроют регистрацию в декабре, а в июне 2025 года отключат сервера. В Ubisoft никому не было дела до игры – все были заняты судами и разборками внутри компании. Поэтому, даже если XDefiant «убила Call of Duty» на пару месяцев, все равно никто не собирался закреплять успех и развиваться дальше.

Ghost Recon: Future Soldier

На релизе в 2012 году Future Soldier продвигали как тактический экшен с более глубокими механиками, чем у конкурента. Все элементы были похожи: милитари-сеттинг, кооператив, мультиплеер, но все «более реалистично, чем в CoD», как говорили в Ubisoft. 

«Если ваша команда из четырех человек способна положить 40 врагов, просто бегая и стреляя, это нереалистично, – говорил креативный директор Жан-Марк Жефрой. – Если вы хотите преуспеть в Future Soldier, вам нужно хорошо координироваться с другими членами команды и иметь лучшее снаряжение. Мы не хотим, чтобы один человек бегал и всех убивал, выпендриваясь перед тиммейтами».

В геймплейном плане создатели оказались правы: игрокам понравилось искать укрытия, продумывать тактики, улучшать оружие и подбирать разные роли в команде. К недостаткам отнесли только сюжет и ИИ-врагов. Точные цифры не раскрывали, но продажи «превышали ожидания» Ubisoft: издание GameRant предполагает, что продали 8-10 млн копий. Так что убить Call of Duty не получилось, но игра вышла достойной.

Medal of Honor (2010) и Warfighter

Первая Call of Duty была создана как «убийца Medal of Honor» на поле игр с сеттингом Второй мировой войны. В команду разработки CoD даже перешли люди, работавшие над Allied Assault. Ближе к концу нулевых EA снова захотелось соревноваться с Call of Duty, особенно на фоне продаж Modern Warfare и Black Ops. Тогда внутри EA не знали, в какую из серий вкладываться – в Battlefield или в Medal of Honor, и обе боролись за внимание. А поскольку у Battlefield в итоге все сложилось отлично, мы расскажем о проигравшем.

Medal of Honor получилась неплохой, но обычной игрой: оценки 7-8 по десятибалльной шкале и сдержанная похвала от критиков и геймеров. У Medal of Honor: Warfighter вышло похуже – в IGN тогда написали, что это «первая игра, в которой движок Frostbite отказывается функционировать даже на базовом уровне». Президент лейбла EA Фрэнк Гибо заявил, что продажи Warfighter «не оправдали ожиданий», и в итоге EA взялась активнее продвигать Battlefield. А про серию Medal of Honor забыли на восемь лет, пока не вышла Above and Beyond для VR-шлемов. Но, согласитесь, это сложно назвать полноценным «возвращением», учитывая узкий рынок.

Spec Ops: The Line

Разработчики Spec Ops: The Line не собирались никого «убивать» в плане геймплея и мультиплеера, как в остальных играх списка, но медиа рекламировали ее через сюжетную часть. Игру противопоставляли не только Call of Duty, но и всем остальным шутерам про войну – как альтернативу с более серьезным взрослым сюжетом.

Spec Ops действительно выделялась на фоне аркадных и тактических шутеров историей с морально непростыми выборами. Ее до сих пор разбирают в виде эссе на ютубе! Да, метрика спорная, но покажите мне людей, которые через десять лет будут выпускать часовые ролики про XDefiant. А вот Spec Ops помнят до сих пор – настолько она зацепила игроков.

Сюжетная часть Spec Ops: The Line была на высочайшем уровне, но мультиплеер добавили для галочки. В нем не было ни намека на мрачность из основной кампании, это просто соревнование за одну из группировок. Поэтому его назвали «низкокачественным клоном Call of Duty» и забыли о его существовании. Зато игра стала культовой – хоть и не приблизилась к CoD по продажам, но сюжетно превосходит не только ее, но и многие другие игры той эпохи.

The Finals

Чуть больше года назад все новостные ленты и ютуб заполнили очередные заголовки про «убийцу Call of Duty». Слегка подозрительно, что в заголовках не было названия самой игры: обычно так маскируют низкобюджетные игры от маленьких студий, чтобы хоть как-то их прорекламировать. Так и оказалось – это была The Finals от студии Embark Studios и корейского издателя Nexon. Это тоже многопользовательский шутер, но с упором на веселье, разрушаемость предметов и скорость матчей.

Что в бете, что на релизе игру преследовали две основные проблемы: баланс и техническая часть. Несмотря на это, отзывы критиков и игроков были отличными – The Finals хвалили за темп игры, возможность создать на карте хаос и за разнообразие режимов. На релизе в нее играли 242 тысячи игроков, но популярность постепенно спала: обычно в день заходят сыграть максимум 16 тысяч человек.

* * *

Что за движение Stop Killing Games? В ЕС и Британии могут принять новый закон благодаря инициативе блогера

Когда не надо думать: во что превратилась франшиза DOOM

Microsoft уволит 9000 сотрудников. Говорят, Спенсер уйдет, а игры уже отменяют