5 мин.

К будущей игре года вышло DLC! Но оно меня разочаровывает

Маловато королевство, разгуляться негде.

На днях вышло Mysteria Ecclesiae – последнее из анонсированных еще на релизе дополнений Kingdom Come Deliverance 2. В нем мы прощаемся с нашим любимым решателем чужих проблем. Инджрих достиг всех своих целей, прошел войну, приобрел любовь (если вы проходили квесты), восстановил кузницу отца и решил массу проблем вселенского масштаба. Дополнение вышло хорошим, но при этом есть некое разочарование. Но об этом ниже.

О чем дополнение Mysteria Ecclesiae?

Я считаю, что KCD 2 – будущая игра года. Именно поэтому мне так грустно писать этот текст, ведь дополнение не оправдало моих ожиданий. Mysteria Ecclesiae явно не тянет на одно из лучших дополнений в истории, как «Кровь и вино» в «Ведьмаке» или «Дрожащие острова» в Oblivion. Но в нем все еще отличная, пусть и короткая, история. В ней Индро не спасает страну от раскола, не убивает военачальников и даже (почти) не дерется – это больше детективная и запутанная загадка, проверка на наивность.

Сюжет начинается с того, что Индро встречает лекаря Альбикуса и провожает его в Седлецкий монастырь. Их встречают «радостной» новостью – уже трое людей скончались от чумы. Врач, разумеется, не верит, потому что если бы действительно началась чума, мы бы с аббатом уже не разговаривали. Но монастырь закрывают на карантин, и Альбикус просит Индро тайно расследовать происходящее.

Спустя несколько часов Индро уже завязан в более масштабной истории по поиску древней священной реликвии. Он узнает, что, мягко говоря, часть монахов в рай не попадет, потому что заповеди нарушаются чуть ли не ежедневно. И в такой обстановке нужно выяснить, грозит ли главному герою и его напарнику смерть от чумы – или от чего похуже.

Мне безумно нравится нелинейность в этой игре. После Baldur’s Gate 3 и Kingdom Come Deliverance 2 еще долго не будет игр, в которых так мастерски продуманы варианты прохождения. Здесь тебя не ведут за ручку – и при этом игрок может навертеть что угодно, но все равно прийти к результату. Правда, если навертеть неправильно, результат будет соответствующим. Но это тоже часть опыта, все как в жизни.

В дополнении нелинейность сохранили. К примеру, есть несколько способов решить проблему девушки, которая посидела на холодном и теперь страдает от воспаления. И если вы не качали ученость, чтобы сделать зелье, придется обыскивать каждый уголок монастыря и просить умных людей помочь. Ее можно и послать, сказав, мол, по тебе медведь из кустов плачет, у женщин все болезни только от одного появляются. И так каждый раз – если не хватает каких-то очков для проверки, всегда найдется несколько обходных путей. Не нужно тормозить историю и гриндить навык – и это большой плюс.

В основной игре было не так много сайд квестов, которые появлялись только во время выполнения определенного задания. Здесь же, наверное, все сайды такие – и их нужно делать в первую очередь. Иначе не откроются диалоги, не будет ключа, не узнаешь тайную дорогу и так далее. Сайды хорошие, но это чувство усталости, когда надо сперва выполнить весь доп. контент, преследует меня еще с последних Far Cry. Спасибо хоть, что это сюжетные квесты, связанные с основной историей, а не «найди три фотографии». И их история здорово и логично переплетена – только зная полную картину, можно догадаться, какая черепашка недоговаривает.

Одно огорчает – разработчики прикрыли возможности для прохождения своим билдом. К этому нужно быть готовым – если вы не качали стелс, будет тяжелее. И поскольку на входе в монастырь отбирают меч, приходится договариваться с людьми, которые мечтают набить нам морду. Лезть на вооруженных людей с кулаками глупо, особенно в такой реалистичной игре. Думаю, в сети рано или поздно появятся жалобы на это дополнение, потому что, ну, 5 часов из 7 ползать на корточках довольно утомительно.

Дополнение вышло хорошим. Но не грандиозным. И это расстраивает – не так должна завершаться Игра года

Я не ожидаю каких-то нереалистичных вещей от игр, тем более от не очень большой студии Warhorse. Но в их силах было устроить грандиозное прощание с историей Инджриха и Яна Птачека, чтобы слезы лились по щекам, а от шуток можно было скатиться на пол. 

В дополнении этого нет. Детективная история хороша, как и само погружение в монастырскую жизнь. Ни для кого не секрет, что в монастыри попадают не только истинно верующие люди, но и всякий сброд, который внезапно решил покаяться. Выяснять, кто из монахов раньше нарушал заповеди ежедневно (и продолжает нарушать в монастыре), было интересно.

Но прощание на высокой ноте? Точно нет. Не хватило размаха, не хватило мурашек по коже (как когда Богута, воевавший с турками, снова видит пушку), не хватило определенности с будущим Индро. В какой-то момент он говорит, что не будет рисковать, потому что ему на свадьбу Птачека ехать – и я надеюсь, что это намек на еще одно дополнение, которое и будет «прощальным». Сейчас DLC выглядит так, будто эти квесты не успели доделать на релизе основной игры или вырезали перед выходом специально, чтобы позже продать отдельно.

Я воспринимаю Mysteria Ecclesiae не как полноценное дополнение к KCD 2, а как исправление ошибок монастыря из первой части – там местами игра поддушивала. Оно все еще хорошее, сюжет интересный, детали проработаны, но заканчивать им игру было бы неправильно. Как и посвящать третью часть целиком свадьбе Яна Птачека, потому что как герой, Инджрих своих целей уже достиг. У Warhorse вновь проблемы с завершением истории, как и в первой части (хотя с финалом основной игры все получилось потрясающе). Надеюсь, эти недостатки не помешают игре завоевать главную награду The Game Awards.

* * *

Снимите фильм по Dispatch – мы подобрали актеров на все роли. Кто сыграет Блонди Блейзер, Невидиву и Мехамэна?

Симулятор бомжа будущего: впечатления от ARC Raiders

4 причины сыграть в «Спарту 2035» – нашу тактику для фанатов XCOM