13 мин.

Как ИИ меняет игровую индустрию

Конечно, держи 15 кейсов: суды, обвинения и отмены.

В 2025 году использование генеративного ИИ в видеоиграх вызвало беспрецедентную волну конфликтов – лишение Clair Obscur: Expedition 33 наград, юридические претензии актеров озвучания, череда увольнений в Microsoft и бесконечные треды в соцсетях.

Игровые студии спорят, где заканчивается инструмент поддержки и начинается замена человеческого труда, а игроки внимательно высматривают каждую текстуру, реплику и арт на предмет нейросетевой работы. Использование ИИ в разработке стало катализатором нового кризиса в игровой индустрии.

Мы собрали 15 показательных кейсов влияния ИИ на геймдев за 2025 год.

📌 Лучшие игры 2025 года по версии редакции Кибера

У Clair Obscur: Expedition 33 отобрали «Игру года»

Clair Obscur: Expedition 33 лишили наград от The Indie Game Awards 2025 спустя несколько дней после победы в номинациях «Игра года» и «Лучший дебют». Причиной стало использование генеративного ИИ – как минимум в текстурах плакатов и газет в игре.

Организаторы заняли жесткую позицию против нейросетевых инструментов и, обнаружив их применение, аннулировали решение. При этом разработчики ранее открыто признавались в использовании нейросетей и заменили ИИ-текстуры патчем после релиза. В итоге награды передали другим проектам: Blue Prince и Sorry Weʼre Closed.

📌 Clair Obscur: Expedition 33 – игра года. Все, что показали на The Game Awards 2025

Авторы Baldur’s Gate 3 признались в использовании ИИ

Larian Studios после интервью Свена Винке в Bloomberg оказалась под волной критики из-за допуска ИИ в работе студии. По словам главы, нейросети использовали лишь на ранних этапах – для идей, презентаций, заглушек и поиска референсов, без генерации финального контента. В новой Divinity, подчеркнул он, все создается людьми.

Несмотря на пояснения Винке и других руководителей, часть игроков и бывших сотрудников обвинили студию в неэтичности и навязывании технологии. Но в Larian настаивают: это лишь вспомогательный инструмент, а не замена креативной силы.

📌 Larian вернулись к Divinity: анонс новой игры от авторов Baldur’s Gate 3

Новую игру по франшизе Postal отменили через два дня после анонса

3 декабря издатель Running With Scissors анонсировал Postal: Bullet Paradise – кооперативный бумер-шутер во вселенной Postal от Goonswarm Games. Но уже через два дня проект закрыли из-за обвинений в использовании ИИ. Под подозрение попали логотип, ключевой арт и возможные игровые ассеты со спрайтами.

Представители Running With Scissors заявили, что проект нанес ущерб бренду и подорвал доверие к разработчикам из Goonswarm Games. Издатель извинился перед фанатами, а сами Goonswarm Games объявили уже 6 декабря о закрытии студии.

📌 «Я всегда восхищался, что в России есть люди, которым мы нравимся». Интервью с Винсом Дези, создателем Postal

The Alters раскритиковали за нейротекст

В The Alters от 11 bit studios нашли использование генеративного ИИ – в фоновом тексте c подсказками, на мониторах с локаций и субтитрах для ряда языков. Игроки обнаружили прямые следы промтов в ряде переводов («Конечно, вот переработанная версия на бразильский португальский…»), что вызвало негатив в сообществе и ударило по репутации игры, несмотря на положительные отзывы.

11 bit признала проблему: ИИ применялся ограниченно и, в основном, как временное решение, но часть контента по ошибке попала в релиз. Машинные переводы для текстур делались как заглушки из-за нехватки времени, а за локализации были ответственны подрядчики, но и их исправили с патчами. Студия извинилась и признала, что должна была заранее раскрыть присутствие ИИ маркировкой.

📌 The Alters – не игра, а искусство. Я не заслужил писать о ней обзор

Глава Epic Games против маркировки ИИ на площадках

Тим Суини в соцсетях призвал игровые площадки отказаться от тега «Сделано с помощью ИИ», считая такую маркировку бессмысленной на фоне повсеместного использования генеративных технологий. По его мнению, ИИ скоро станет вездесущим и стандартным инструментом в разработке всего цифрового контента, и предупреждать о нем нет смысла.

Часть индустрии с ним не согласна. Так художник Valve Айи Санчез лаконично ответил главе Epic Games: «Маркировку боятся только люди, которые знают, что их работа – халтура».

ARC Raiders открыто использует нейроозвучку персонажей

Студия Embark подтвердила применение ИИ для создания реплик у ряда персонажей в ARC Raiders. Разработчики уже пользовались технологией для озвучания The Finals и открыто заявляли: ИИ – важная часть политики компании. Но в случае новой игры ситуация вызвала споры, из-за нейроозвучки Eurogamer даже поставили проекту оценку в 2 балла на релизе. 

В других же областях игры, по словам гендиректора Embark,генеративный ИИ не использовался. При этом представитель компании Nexon, издавшей ARC Raiders, заявил, что технологию в том или ином виде использует уже каждая студия в геймдеве.

📌 Симулятор бомжа будущего: впечатления от ARC Raiders

Microsoft уволила 15 000 сотрудников

В 2025 году Microsoft провела одну из самых масштабных волн сокращений в своей истории, уволив около 15 000 сотрудников в несколько этапов. Под увольнения попали разные подразделения – от корпоративных команд до игрового направления Xbox.

Контекст этих сокращений оказался особенно чувствительным из-за активных инвестиций компании в искусственный интеллект. В индустрии и сообществе увольнения напрямую связали с автоматизацией процессов и ростом роли ИИ-инструментов – это же подтвердил генеральный директор компании Сатья Наделла, известный агитатор за искусственный интеллект. К тому же, продюсер Xbox посоветовал уволенным сотрудникам обратиться к нейросетям для помощи с поиском новой работы.

📌 Xbox 360 – 20 лет! Ностальгируем по лучшей консольной эпохе

Актеры озвучания вышли на 11-месячную забастовку

С июля 2024 по июнь 2025 года американская гильдия актеров SAG-AFTRA участвовала в масштабной забастовке против игровых издателей. Основным требованием были юридические гарантии от использования ИИ для клонирования голосов и внешности актеров без их ведома и оплаты. Актеры боялись, что студии смогут один раз записать их, а затем бесконечно использовать записанную базу для правок или новых полноценных реплик.

Забастовка напрямую затронула разработку AAA-игр: были заморожены озвучка, локализации и патчи. Для индустрии это стало первым крупным конфликтом, где ИИ признали угрозой трудовым правам. Предварительно, спустя год переговоров, гильдия актеров добилась повышения зарплат и мер защиты от ИИ.

📌 Актеры озвучки игр бастовали почти год. Теперь ИИ не сможет говорить за них

Трейлер дополнения ARK: Survival Evolved – Aquatica

Анонс юбилейного дополнения для многопользовательского ARK: Survival Evolved сопровождался трейлером, который игроки почти сразу распознали как всецело сгенерированный нейросетью. Видео получило резкую критику, массу дизлайков и негативные комментарии. Основные разработчики серии из Studio Wildcard открестились от проекта, а приглашенные для разработки DLC Snail Games заявили, что использовать ИИ было несогласованной идеей маркетингового отдела.

Сейчас у Aquatica крайне негативные отзывы в Steam, а сам трейлер был удален с официальных ресурсов.

Дубляж ремастера Tomb Raider IV–VI заменили на ИИ

Франсуаз Кадоль, французский голос Лары Крофт, после обращения внимания фанатов обвинила Aspyr в незаконном использовании ИИ для генерации ее голоса в ремастерах классических Tomb Raider. Студия без ведома Франсуаз синтезировала часть реплик героини. Кадоль потребовала убрать ИИ-голос и подала официальную юридическую жалобу. 

Тот же конфликт возник с актрисой бразильского и португальского дубляжа, Лени Бастос. Представители Aspyr извинились перед Кадоль и Бастос, сославшись при этом на правки «сторонних партнеров». 

Нейроарты Anno 117, Black Ops 7 и Battlefield 6

В 2025 году игроки неоднократно находили в маркетинговых материалах и внутриигровых ассетах изображения, подозрительно напоминающие генеративный ИИ. Особенно досталось Anno 117: Pax Romana и новым частям Call of Duty с Battlefield. При этом маркировка в Steam о наличии ИИ появилась у игр не сразу.

В стратегии от Ubisoft игроки разглядели в одном из загрузочных экранов нечеткие пропорции у посетителей римского дворца и характерные артефакты. Разработчики признали, что это изображение было временным ресурсом, который непреднамеренно проскользнул в релиз. У шутеров от Activision и EA же нашли во внутренней кастомизации сгенерированные арты – создатели не торопились признавать их нейросетевую природу, несмотря на явные странности в изображениях.

📌 Call of Duty: Black Ops 7 – монстр Франкенштейна. Здесь шизо-хоррор про ПТСР и миссии из «Варзоны»

Split Fiction и Dispatch нарративно критикуют ИИ

Сюжет кооперативного Split Fiction повествует о злодейской корпорации, которая симулирует миры творческих людей, чтобы в дальнейшем присвоить идеи и бесконечно генерировать на их основе новые вариации. Хоть ведущий геймдизайнер игры Юсеф Фарес отрицает метакомментарий на ИИ, многие игроки так не считают – параллель слишком очевидна, учитывая злободневность темы. 

Аналогично в Dispatch антагонистом выступает ученый, который кибернезировал мозг и молниеносно стал просчитывать каждое действие. Учитывая финальную реплику главного героя о важности ошибок и эмоций вместо стопроцентного расчета, аллегория на ИИ так же напрашивается сама по себе. Обе игры поднимают темы алгоритмического мышления и опасности мира, где решения принимают цифровые механизмы.

📌 Объясняем на пальцах феномен Dispatch

Артефакты апскейла в ремастерах Plants vs. Zombies и Deus Ex

В ремастерах и переизданиях последних лет (вроде Legacy of Kain Soul Reaver 1&2 Remastered) стабильно замечают характерные следы некачественного ИИ-апскейла: размытые шрифты, искаженные текстуры и прочие артефакты. За это в 2025 году негативная критика досталась Plants vs. Zombies и Deus Ex, качество которого вызвало сомнения у сообщества еще на моменте анонсирующего трейлера. По итогу его релиз перенесли из-за реакции игроков.

Игроки упрекали разработчиков и издателей, что ИИ используется вместо ручной и вкрадчивой работы, а ремастеры превращаются в технически небрежные продукты.

Из-за ИИ нет доверия к настоящим художникам

Распространение генеративного ИИ привело к парадоксальной ситуации: художников и графических специалистов все чаще подозревают в использовании нейросетей даже там, где работа выполнена вручную. Любые стилистические совпадения, ошибки перспективы или неаккуратные детали мгновенно вызывают обвинения в нейрослопе.

Так авторы вынуждены оправдываться – они публикуют процесс работы, исходники и таймлапсы, чтобы доказать живость работы. С такой токсичной средой уже столкнулись иллюстраторы как маленького платформера Little Droid, так и Crusader Kings III c Fortnite. Во всех случаях публика указывала на нейросетевой след и характерные артефакты в артах, но художники опровергли их обвинения и доказали обратное.

Студии продолжают наращивать внутренний ИИ

Несмотря на скандалы и критику, игровые компании продолжают активно развивать внутренние ИИ-инструменты. Речь идет не столько о публичных нейросетях, сколько о собственных моделях для прототипирования, тестирования, генерации заглушек, анализа поведения игроков и автоматизации рутинных задач. Для издателей это способ ускорить производство и сократить издержки в условиях растущих бюджетов и нестабильного рынка.

Ubisoft запатентовала нейросеть для написания диалогов NPC, Blizzard изучает создание музыки для игр с помощью ИИ, а художники Larian используют генеративный ИИ для визуализации идей – и это лишь малая часть. Многие разработчики, вроде Даниэля Вавры из Warhorse Studios и Патрика Седурлунда из Embark, высказывались о желании сократить время на создание контента и общую разработку видеоигр – и лишь нейросети, по их словам, способны в этом помочь.

* * *