Актеры озвучки игр бастовали почти год. Теперь ИИ не сможет говорить за них
Контракт с игровыми студиями подписан.
Почти год актеры озвучки видеоигр не выходили на съемки и отказывались дарить свой голос героям. Все из-за спора со студиями-разработки – те все активнее пытались заменить живых людей нейросетями. Теперь забастовка официально завершена: профсоюз SAG-AFTRA проголосовал за новое соглашение. Более 95% участников одобрили договор – это самая массовая поддержка контракта за всю историю взаимодействия актеров с игровыми студиями.

Что случилось?
Забастовка началась 26 июля 2024 года. В ней участвовали актеры озвучки и перформанса, которые работали с Disney, EA, Epic Games, Insomniac, Take Two, Warner Bros. и другими крупными студиями.
Главной причиной стал ИИ: компании могли взять голос актера, создать его цифровую копию и не платить за новую работу. Актеры потребовали гарантий, что такое использование будет происходить только с их согласия и за отдельный гонорар.
Почему забастовка длилась так долго?
Предыдущий контракт между профсоюзом SAG-AFTRA и игровыми студиями закончился еще в 2022 году. Переговоры о новом соглашении велись с октября 2022-го. Они заняли почти три года и вылились в 11-месячную забастовку.
SAG-AFTRA требовал от компаний:
● отдельное письменное согласие на каждое использование ИИ-копии;
● запрет на использование таких копий во время забастовки;
● контроль над тем, как и где используется копия, и возможность отказаться от этого;
● справедливую оплату за цифровую работу;
● повышение ставок и социальных взносов;
● право работать по профсоюзным условиям на инди и студенческих играх;
● признание актеров захвата движения полноценными исполнителями.
«Мы не пойдем на соглашение, которое позволяет компаниям злоупотреблять ИИ в ущерб нашим людям. Хватит. Когда эти корпорации предложат условия, по которым члены [профсоюза] смогут жить и работать, мы будем готовы к переговорам», – заявляла президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер.
В какой-то момент профсоюзу почти удалось договориться с игровыми компаниями: оставалось согласовать всего один пункт – как защищать актеров от ИИ, который может работать вместо них во время забастовок. Не просто озвучивать реплики, а имитировать голос и стиль. Тут процесс и застопорился.
Профсоюз настаивал, что актер должен иметь право приостановить свое согласие на использование цифровой копии. Без этого забастовка теряла бы смысл: человек отказывался от работы, а его копия продолжала бы записываться.
Компании же хотели оставить себе больше свободы: например, «безлимитный выкуп» цифровой копии актера за одну плату и возможность создавать дубли на основе старых записей, используя их без новых контрактов. Профсоюз отказался: если можно заменить актера его симуляцией без спроса, то зачем актеры вообще? Особенно остро вопрос стоял для тех, кто работает не на главных ролях – уязвимых и малооплачиваемых артистов, которых проще заменить нейросетью.

По совокупности всех этих факторов процесс согласования затянулся. За время забастовки некоторые проекты отложили запись английской озвучки или временно заменили актеров другими голосами. Часть студий полностью заморозила производство реплик до окончания конфликта. Например:
● OD и Physint от Хидэо Кодзимы – приостановлены кастинг и сканирование актеров;
● League of Legends и Wild Rift – новые скины остались без озвучки и использовали старые реплики;
● Destiny 2 – часть голосов NPC пропала, некоторые сцены остались без озвучки вовсе;
● Call of Duty: Black Ops 6 (режим Zombies) – актеров заменили, качество голосов вызвало у фанатов сомнения (в том числе подозрения в использовании ИИ);
● Genshin Impact, Honkai: Star Rail, Zenless Zone Zero – из-за проблем у студии озвучки Formosa Interactive компания HoYoverse была вынуждена сменить подрядчика, часть озвучки задержалась, некоторые голоса сменились;
● Epic Seven, Cookie Run Kingdom и другие гача-игры – английская озвучка выходила с задержкой или вовсе откладывалась.
📌 Актеры озвучки «Геншина» поругались из-за переозвучки персонажа. Теперь травят нового коллегу
Чем все закончилось?
9 июля 2025 забастовка официально завершилась. Теперь у актеров есть защита.
Во время забастовки актер может приостановить свое согласие на использование цифровой копии – студии не имеют права выпускать новый контент с «двойником», пока актер не вернется к работе. Также студии обязаны получать отдельное письменное разрешение на каждое использование ИИ-копии и заранее уведомлять актера. За работу цифровых клонов предусмотрена дополнительная оплата.
Кроме того, в контракте прописаны меры по охране труда. Сейчас студии обязаны:
● предоставлять обязательные голосовые перерывы на длительных сессиях;
● оформлять страховку от профессиональных заболеваний;
● оказывать психологическую поддержку при работе с тяжелым или эмоциональным контентом.
Актерам повысили ставки: зарплаты увеличились сразу на 15% и будут расти на 3% каждый год до 2027-го. В то же время минимальные гонорары выросли на 24% – это рекордное повышение для индустрии.
Это уже вторая крупная забастовка SAG-AFTRA против видеоигровых компаний. Первая случилась в 2016-2017 годах и тоже длилась 11 месяцев. Тогда требования были похожими: актеры хотели знать, кого и как они будут озвучивать, добивались безопасных условий на площадке и просили доплаты за успешные игры, как в кино и на телевидении.
В итоге компании отказались платить проценты от продаж, но профсоюз выбил бонусы за количество сессий и обязательство заранее предупреждать, если в проекте есть мат, насилие, каскадерская работа или эмоционально тяжелые сцены.
Многие остались недовольны – договор показался слишком мягким. Но с него начались изменения, которые через несколько лет привели к новой крупной забастовке. И на этот раз актерам удалось добиться большего.
Что это значит для индустрии?
Раньше игровые студии вели переговоры отдельно от киноиндустрии и не подпадали под ее стандарты. Но после этой забастовки подобные отговорки больше не помогут.
Разработчики теперь обязаны учитывать интересы актеров видеоигр – они закрепились в одном ряду с фильмами и сериалами, в том числе по правилам работы с профессионалами.
Директор SAG-AFTRA Дункан Крэбтри-Айрленд назвал соглашение «важным шагом» и заявил, что теперь актеры и студии договорились о том, как использовать ИИ безопасно и честно. Актриса и глава переговорного комитета Сара Элмали добавила, что главное – защитить актеров от ситуации, когда их труд подменяют ИИ-копией, особенно во время забастовки.
«Этот контракт – не просто победа, это новый фундамент для отношений между творцами и технологическими компаниями», – отметила Фрэн Дрешер.
Контракт уже вступил в силу. Актеры возвращаются к работе. Разработчики обещают продолжить сотрудничество с профсоюзом и создавать оригинальные проекты для миллиардов игроков по всему миру. Сама же забастовка войдет в историю как одна из самых долгих и значимых в борьбе против неконтролируемого ИИ.
* * *
У «Смуты» будет спин-офф. Как так вышло, если все ругали игру?
8 самых необычных валют в играх: крышки, души и канадские доллары


































