11 мин.

Xbox 360 – 20 лет! Ностальгируем по лучшей консольной эпохе

Истории про 2005-й, который нам никто не вернет.

2 декабря исполнилось ровно 20 лет с момента выхода Xbox 360 на европейском рынке. Консоль седьмого поколения от Microsoft появилась на год раньше PlayStation 3 и стала прорывом в гейминге. Xbox Live, Kinect, эксклюзивы вроде Gears of War – за время поддержки приставка внесла значимый вклад в развитие индустрии и навсегда осталась в памяти сообщества. 

С момента запуска продажи в 84 миллионов единиц остаются недостижимой планкой для Microsoft, которая за эти годы во многом растеряли не только благосклонность игроков, но и представления о том, какой должна быть Xbox.

По случаю юбилея, вспоминаем ушедшую эпоху великого Xbox 360 в 7 историях.

📌 Побыть переводчиком в Лондоне, поймать ребенка и освоить программирование: чему нас научили игры

Всеволод Токарев, бывший комьюнити-менеджер Кибера

Хbox 360 была моей первой и на долгое время последней приставкой. Помню, как сначала очень долго пытался уговорить родителей подарить мне ее на какой-нибудь праздник, а потом радовался, когда в один из вечером папа повез меня в магазин за заветной коробкой. И вместе с ней зачем-то купил Kinect, которым, кажется, никто так и не воспользовался. 

Следующие месяцы я запоем резал полчища Саранчи в GoW, пытался понять Halo, заучивал комбинации за Скорпиона в Mortal Kombat, отращивал рога в Fable, и, конечно, прошел GTA V. А потом мне вдруг надоело. В итоге коробка пылилась около года или даже больше. Включал я ее только тогда, когда летом выбирался на дачу, чтобы скрасить скучные вечера в глуши. 

И так все и продолжалось, пока неожиданно Xbox не стал своеобразной инвестицией – в 10-м классе я продал консоль в кальянную, которую открыл мой знакомый. В итоге получил не только деньги, но солидную скидку и респект от таких же постоянников-школьников, каким был тогда я.

Александр Пушков, автор разделов Игры и Кино

Xbox 360 связан с периодом тектонических перемен – я закончил универ, переехал в Питер, разуверился в собственной исключительности и начал новые отношения.

Собственно, именно леди и организовала появление в моей жизни первой консоли после Sega Mega Drive. По всем законам подобных текстов дальше я должен рассказать, что теперь она не девушка, а мать моих детей, а та самая «коробка» – символ нашего союза, заключенного на небесах, или, как мы их еще называем, Xbox Cloud Gaming.

Но шестеренки судьбы повернули в совершенно другую сторону: с дамой мы довольно быстро расстались, а вот союз с Xbox 360 продержался гораздо дольше. В каком-то смысле мы все еще вместе – лучшая консоль в истории Microsoft постепенно покрывается пылью в одном из дальних ящиков. Правда, достаю я ее исключительно, когда кто-то из друзей хочет пройти Gears of War, Halo или «Ведьмака 2» на оригинальном железе.

Именно второй Witcher для меня с отрывом – лучшая игра консоли, точно так же как и лучшее, что выходило из кранчащих офисов CD Projekt RED. Ценители наверняка вспомнят этот потрясающий диалог из игры:

– Чего вот этакий ведьмак жрет?

– Грибы...

– Картоплю!

– Почему картоплю?

– Он же человек! Кровь у него идет? Идет. Потом он обливается? Значит, и картоплю жрет.

Евгений Марин, тимлид раздела Железо

Мировой запуск Xbox 360 в 2005 году я наблюдал со стороны (тогда читал и смотрел репортажи из «Игромании»). Это был настоящий некстген: мощная и стильная приставка (до сих пор считаю дизайн оригинальной Xbox 360 лучшим в том поколении), которая совершила резкий скачок в качестве картинки. 

Тот прекрасный момент, когда казалось, будто ты уже привык, что консольные игры – графически что-то на уровне GTA San Andreas, а тут тебе показывают Gears of War, от которой пачка отваливается. Даже ПК-версии Half-Life 2 и The Chronicles of Riddick на ее фоне казались несколько устаревшими.

Однако мы жили небогато, так что я даже не заикался родителям, что хочу консоль. Да и суперповода еще не дождался. Он появился совсем скоро: на выставке Е3 2006. Тогда глава игрового подразделения Microsoft Питер Мур задернул рукав, а на ней – «татуировка» Grand Theft Auto 4. В тот момент я и сказал себе «продано!».

📌 E3 окончательно закрыли! Вспоминаем самые впечатляющие анонсы

С 2007 года я неиронично откладывал деньги со школьных завтраков, чтобы купить консоль с выходом игры. Однако к релизу GTA 4, в апреле 2008-го, я все-таки не уложился в дедлайн. Но уже в июне, на свой день рождения, я оплатил Xbox 360 в «Эльдорадо». Это была самая простая модель из «прошек» с жестким диском на 20 ГБ. 

Денег было и без того впритык, а ведь надо еще GTA 4 купить! Ее я, кстати, нашел в захолустном магазине у метро «Выхино», ради которого пришлось объездить пол-Москвы. В итоге я отправился на каникулы в Либерти Сити, где торчал все свободное время.

В целом моя игровая история с Xbox 360 была не особо богатой (все же я больше «пекарь»). Тем не менее интересные консольные эксклюзивы после покупки не проходили мимо меня. Как, например, сиквелы Gears of War, Resident Evil 5/6, Mass Effect или Red Dead Redemption. И это была моя первая актуальная консоль, которую я купил на собственные деньги и которая подарила мне множество часов увлекательных приключений. 

Тот Xbox 360 я до сих пор бережно храню. И хотя я его больше никогда не включу, свое место на полке и в памяти он заслужил.

Валентин Лозовский, продюсер Mash на спорте

Я играю на Xbox с 2011 года. В детстве мне очень нравилось WWE, а на ПК хорошей игры по этой вселенной не было. Поэтому родители мне и подарили приставку. Я сразу же прошил ее на LT 3:0 и погрузился в мир видеоигр от Xbox. 

Несмотря на любовь к рестлингу, моей любимой серией игр стал Gears of War – я прошел 3 части на Xbox 360 и купил консоль нового поколения ради продолжения великой саги.

Сейчас, когда смотрю в прошлое, понимаю: Xbox 360 – это про счастье и детство.

Кристина Савинская, дизайнер Спортс″

The Saboteur на Xbox 360 покорил меня сразу. Он стал моей личной, утонченной и мрачной версией GTA, только не про бессмысленный хаос, а про стиль, драму и гениальную идею с оккупированным черно-белым Парижем. 

Сначала мир игры кажется серым, без красок, очень давящим. А потом ты подрываешь склады, освобождаешь кварталы – и вот цвет возвращается, и Париж оживает на глазах. Это было невероятно заряжающее, почти тактильное ощущение свободы, которое я больше ни в одной игре не испытывала.

The Saboteur был той самой «неидеальной», но невероятно душевной и смелой игрой. Она запоминалась мне не графикой, а характером, какой-то лихой смесью отчаяния и триумфа. Поэтому для меня он и остался особенным – как личный портал в то время, когда игры могли быть просто дерзкими и очень честными.

Никита Турченко, автор разделов Игры и Кино

Где-то в 2011-м я, будучи малолетним, стоял в очереди «М.Видео». Я был везучим: выторговал у матери Xbox 360. И мне купили консоль с набором дисков – Forza Motorsport 4, Portal 2 и заключительная часть Modern Warfare.

Среди одноклассников я был единственным, кто грезил о Xbox, а не PlayStation, потому что стал жертвой маркетинга Call of Duty

После долгих часов в мультиплеере MW3 я однажды обнаружил себя на русскоязычной Вики по франшизе. Что-то щелкнуло, когда я не нашел нужной статьи про карту в сетевом режиме – и тогда, зарегистрировавшись, начал сам складывать буквы на фандоме. После Black Ops II я стал одним из ведущим администраторов проекта с сотней-другой тысяч символов за плечами, создал Вики по Alan Wake, немного писал про Mass Effect и Battlefield. Возможно, именно благодаря Xbox 360 во мне открылась эта тяга – с ней я проношусь до сих пор в разных жанрах и формах. 

Во времена этой консоли мне впервые разбили нос, а позже я продал ее парню, который к тому моменту был уже не столько обидчиком, сколько корешом. 

Добавив с заработанных, я успел до массового поднятия цен забрать из того же «М.Видео» PlayStation 4. Так я отрекся от «биллибойства» на годы вперед. Но Xbox 360 и сохраненный от него аккаунт с ачивками из неизвестного Bodycount, 100% пройденность GTA V и ночи напролет в Call of Duty остаются приятнейшним ностальгическим артефактом и слепком уютной эпохи.

📌 Call of Duty: Black Ops 7 – монстр Франкенштейна. Здесь шизо-хоррор про ПТСР и миссии из «Варзоны»

Георгий Ядвидчук, выпускающий редактор

Я всю жизнь был и остаюсь «пекарем». Но не потому, что мне претит сама идея консолей (к ним-то я как раз отношусь с уважением), а потому что мне непонятно, куда столько платформ – я все равно ни во что не успеваю играть.

Но тогда, 20 лет назад, был период, когда я искренне размышлял между Playstation 3 или Xbox 360. Дилемма появилась на ровном месте. Я только-только вышел на работу в Gmbox (как потом оказалось, в «богоизбранную команду», как ее тогда называли) и впервые в жизни учился писать новости. В то же время мои коллеги постоянно спорили о том, кто лучше. Как панки и металлисты, как скейтеры и беймиксеры, как болельщики Спартака и Зенита. 

Каждая конференция, каждая новая игра, каждое программное выступление превращалось в поле боя, где обязательно нужно было зафиксировать победу. Я тогда за всем наблюдал со стороны и получал удовольствие, хотя в корне никогда не понимал, к чему эти сражения. Тогда в моем окружении у людей были обе консоли. И в основном они просто играли и получали удовольствие от процесса. 

У «бокса» была своя магия, у «соньки» – другие особенности. Их противостояние выглядело как приятное украшение в общем празднике простых геймеров, которые еще не задумывались про чемоданы, не погружались с батискафом в технические дебри, не считали чужие деньги и не размахивали финансовыми отчетами. И даже если кто-то ссорился, то тут же шел мириться и выпивать. У каждого был ламповый стример, печатный журнал или очередной выпуск подкаста «Адовая кухня». Гейминг, может, и не был массовым, но он точно казался уютным.

И этого бы не было, если б не Xbox 360 с вечным противостоянием с PlayStation 3.

* * *

Делитесь и вы своей ностальгией в комментариях.