Побыть переводчиком в Лондоне, поймать ребенка и освоить программирование: чему нас научили игры
Учит не только школа.
Школьники сегодня снова уселись за парты, работяги попрощались с летом и вернулись в офисы. Вот-вот они впитают новые знания, вырастут профессионально и станут лучше как люди. А в свободное время наверняка запустят любимые игры. Игры, которые бывают не просто развлечением. Зачастую они заменяют мудрого наставника и многому учат.
Мы собрали самых разных спикеров: блогеров, разработчиков и журналистов. Каждому из них игры преподали важный урок.
Даша Островская, блогер и игровой продюсер

Baldur’s Gate и другие ролевки научили смирению в жизни. Иногда совсем неважно, что ты скажешь. События пойдут своим чередом, все произойдет именно так, как и должно. Ты не центр вселенной, часто даже не главный герой, а просто участник некоторых событий. Потому пойми свою роль, прими ее и смирись. И помни, что иногда молчание – лучший ответ.
Все соулслайки учат принимать и ценить ошибки как важный опыт. Чтобы побить кого-то сильного, то есть справиться с тяжелой проблемой в жизни, надо ошибиться много раз. И после каждого провала не орать бурундуком на весь дом, не разбивать геймпад о стену, а вдохнуть, выдохнуть и проанализировать полученный опыт. Раскидать по полочкам в голове информацию, которая через одну-десяток-сотню итераций сделает тебя победителем.
Сейчас перепрохожу Kingdom Come: Deliverance. Зацепилась за момент, когда Индро приезжает в чужой замок, и ему позволяют поспать в сторожке, бросив напоследок: «И сапоги снять не забудь». Когда зашла в сторожку, прыгнула в инвентарь и сняла сапожищи. Не потому, что игра меня за это накажет. Просто важно соответствовать окружению и обстановке, в которой находишься. Еще важнее слышать и уважать людей, что обращены к тебе лицом и готовы помочь в трудную минуту. Правда, когда пани Стефания зашла ко мне ночью с задушевным разговором, первой мыслью было: «У моего Индро, наверное, ноги воняют, а тут леди!»
И еще один важный урок, вытекающий из предыдущего: игры учат адаптивности по жизни. Каждая игра показывает: чтобы получить удовольствие, ты должен принять набор правил и условностей. Сможешь быть гибким, способным быстро и эффективно приспособиться к изменяющимся условиям, закроешь глаза на ненужное, малозначимое – кайфанешь. То же самое и в жизни. Геймплей у всех один и тот же, набор механик тоже. Только одни кайфуют от прохождения, а другие потихоньку становятся NPC.
Винс Дези, автор серии Postal

Игры многому меня научили. Самое важное, что игры – особенно Postal – помогают людям эмоционально. Вот цитата одного нашего фаната:
«Дорогие разработчики из Running with Scissors. Я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы спасли мне жизнь. Я страдаю от депрессии и переживаю очень тяжелые времена. Во многом я воздержался от причинения себе вреда благодаря Postal 2. Еще сильнее мне помогает, когда я вижу ваши хорошие отношения с фанатами. Так и должно быть! Ребята, я буду ценить вас до конца своей жизни».
Евгений Марин, тимлид раздела «Железо» на Кибере

В 2005-м я мечтал об интернете только ради World of Warcraft. Как большому поклоннику франшизы, мне было дико интересно вкатиться в Азерот. Когда интернет наконец провели, я добрался до первых пираток WoW и выяснил: игра полностью на английском.
Остановило ли это? Ни разу. У меня уже были базовые школьные знания. Но именно WoW стал катализатором, который растопил интерес к изучению языка. У меня под рукой лежали словари разного калибра, я обращался к ним во время игры. Буквально за пару месяцев мой словарный запас сильно разросся, что приносило плоды: школьные сочинения на английском уже выходили за рамки «Как я провел выходные на даче». Я буквально расписывал похождения своего Night Elf Druid в жутком Duskwood! В общем, благодаря игре школьная программа для меня сильно упростилась, а уроки английского стали местом, где я с удовольствием щеголял знаниями.
Спустя год после первого запуска WoW отец повез меня в Лондон в качестве переводчика. Очень сомневаюсь, что оказался бы там без любви к Warcraft.
Даниил Косачев, разработчик «Русов против Ящеров»

Игры Paradox вроде Crusader Kings и Hearts of Iron реально помогают в изучении истории. В интерактивном формате вы не только изучаете географию той или иной эпохи или правителей, но и проникаетесь духом времени. Это еще сильнее подогревает интерес к истории.
А в Heroes of the Storm и других подобных играх есть бан за ругань и оскорбления. Это учит ответственности. Меня после после пары мьютов и банов за бездействие точно научило.
Александр Малин, разработчик «Лихо Одноглазое»

Я несколько раз ловил падающего ребенка и начал воспринимать такие ситуации не как проблему, а как окно возможностей – чтобы успеть среагировать и поймать. Можно сказать, что игры научили меня перекатам и быстрой реакции.
Важно действовать сразу, не зацикливаясь на проблеме, иначе не хватит сил или энергии. А если что-то не получилось, можно вернуться к условному «костру», переосмыслить и подготовиться лучше.
Еще интересно, что персонажи с ясной жесткой мотивацией чаще всего оказываются злодеями. Думаю, это о многом говорит.
Святослав Лецкий, автор раздела игр и кино

Уроки из игр запоминаются сильнее, чем уроки школьные, потому что сразу показывают цену ошибки.
В 2006-м я проходил легендарную Fahrenheit: она кого угодно делала киберспортсменом с выдающейся реакцией, но еще могла спасти жизнь. В завязке побитый герой просыпался в квартире и приводил себя в порядок: мылся, наматывал бинты на раны, наслаждался треками Theory of a Deadman. Заодно мог принять таблетку и чуть позже хлебнуть виски. В этом случае быстро умирал, ведь лекарство и спиртное – враги. Если когда-то видели бездыханное тело Лукаса, ни за что не повторите его ошибку.
Еще игры учат: нельзя спать, если рядом враги. Меня это выручило в лагере. Всех тогда измазали зубной пастой, а меня – нет. Благодарю за это The Elder Scrolls.
Артем Потехин, руководитель отдела внутренней разработки в Astrum Entertainment

Detroit: Become Human научила жить!
Проходя другие игры, всегда пытаешься быть отличником: собрать все карты для «Гвинта», никого не убить, не поднять тревогу, выбить максимум ачивок. Но на этой игре я зарекся перезагружаться и в итоге получил концовку, которую выбили 6 процентов игроков. Скинул грязную бомбу на город и принес победу андроидам.
Мораль: не нужно продлевать жизнь цветам, они цветут и умирают для того, чтобы напомнить о необходимости жить здесь и сейчас.
Дарья Корнеева, менеджер по локализации в Astrum Entertainment

Игры научили меня:
1. Первоклассной уборке. Тот, кто зачищает каждый миллиметр локации в поисках хорошо запрятанного лута, может найти и истребить пыль во всем доме.
2. Программированию от кликеров до читов. В эпоху браузерок я зависала в игре, в которой нужно было быстрее всех закликать кнопку. Я отключила подгрузку лишних элементов на странице, чтобы увеличить производительность. Но этого все еще было недостаточно, чтобы конкурировать с другими игроками: как я потом поняла, они тоже обладали своими секретами. Тогда я изучила азы PHP и написала прямой запрос к серверу из консоли, минуя браузерный интерфейс. В день, когда все сработало, я гордо написала соперникам в чат «Шах и мат» и захватила власть в данже!
Покидая проект, я оставила союзникам код и инструкцию, сама же пошла дальше изучать программирование. Недавно заходила посмотреть, как дела у игры. Десятилетие спустя она еще жива, но от каждого чиха вылезает капча. Я хотела быть легендой проекта, но в историю вошла как главный злодей, из-за которого все страдают до сих пор.
3. Тому, что все не зря. Я росла в обстановке «Бу-бу-бу, мы тебе пароль на компьютер поставим», «Бу-бу-бу, опять играешь, лучше бы (подставить любое занятие)». А теперь я работаю в индустрии игр. Надо ли говорить, какой разрыв шаблона случился на собеседовании, когда интервьюеры спрашивали, какие игры я проходила, и проверяли на знание игровых терминов и сленга. Взрослые люди без «Бу-бу-бу» в отношении игр – существуют! А сотни часов, проведенных в цифровых мирах, теперь приносят мне реальные деньги, вопреки прогнозам взрослых из детства.
Алексей Бережко, маркетинг-менеджер «Калибра»

«Калибр» учит уважать медика: без него победы как в виртуальном бою, так и в реальной жизни даются сложнее. Учит не бежать первым: в игре это смерть, а в жизни – риск насмешить окружающих. Учит быть командой – даже с теми людьми, которых вы недолюбливаете. Все ради общей цели.
Виктор Сечной, исторический консультант «Ил-2 Штурмовик»

«Ил-2» в интересной форме учит истории. Подробнее, чем вы проходили в школе, и нагляднее, чем в исторических книгах. Речь не только о самолетах и танках, а об исторических событиях в целом: в режиме карьеры летчика можно читать еженедельную газету и узнавать о реальных событиях в мире на тот момент. Даже погода соответствует исторической и помогает осознать, в каких тяжелых условиях шли битва за Сталинград или немецкое наступление в Арденнах.
Быть может, игры и вас научили многому? Тогда расскажите об уроках в комментариях!
* * *



































