13 мин.

Что такое JRPG? Суть и история жанра

Повышаем игровую грамотность.

Одним из главных событий 2025 года в игровой индустрии стал выход Clair Obscur: Expedition 33, дебютной работы французской студии Sandfall Interactive. Да еще в жанре JRPG. Жанре настолько необычном, местами непонятном и где-то даже консервативном для стороннего наблюдателя. Жанре, о котором в последнее время говорят меньше, чем раньше, и в котором сейчас ярче всего представлены игры компании Atlus. Возможно, многие впервые узнают о нем благодаря шумихе вокруг «Экспедиции 33»! А значит, есть повод вспомнить, как зародился жанр японских ролевых игр, как добился популярности, какие у него ключевые особенности и самые яркие представители.

Впечатления от Clair Obscur: Expedition 33. Игра, которая вас очарует

Истоки: от Dungeons & Dragons до Final Fantasy

В середине 1970-х Dungeons & Dragons заложила каноны настольных ролевых игр: превратила в числа такие понятия, как здоровье и опыт, и установила правила пошаговых сражений для героев и монстров. Этим вдохновились создатели компьютерных игр, которые только-только зарождались в ту эпоху. Простые формулы вычисления урона и роста характеристик персонажей идеально переносились в цифровой вид. Так в начале 1980-х появились первые компьютерные RPG, которые заслужили широкое признание и популярность.

Пожалуй, главными из них были Ultima и Wizardry, которые вышли в 1981-м на компьютере Apple II. Ultima запомнилась обширным миром: она предлагала исследовать большую карту, из которой герой попадал в города и подземелья. Wizardry же проходила в одном городе и масштабном подземелье под ним, зато играбельных персонажей было сразу шестеро. В путешествиях по локациям команда попадала в рандомные бои: действие переносилось на отдельный экран, где ждали монстры. Игрок отдавал команды своим персонажам, и те их выполняли поочередно с врагами.

Apple-II-style screen showing Wizardry combat.
Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord для Apple II

Ultima и Wizardry получили большое признание в Японии – именно ими вдохновлялись создатели легендарных Dragon Quest и Final Fantasy. Автор Dragon Quest Юдзи Хории ценил бои из Wizardry и мир и сюжет из Ultima. Он решил объединить особенности любимых игр. А поскольку разработка велась не для компьютера, а для домашней приставки Famicom (в России известной в первую очередь благодаря клонам под названием «Денди»), Хории решил по максимуму упростить интерфейс, оформив его в виде меню с небольшим количеством команд.

В Dragon Quest игроки брали на себя роль рыцаря, спасающего принцессу. Рыцарь путешествовал по красочной карте мира, заходил в города и подземелья – они все отображались в одной перспективе с видом сверху. Рандомные встречи с врагами открывали экран боя с видом от первого лица. В первой части серии был всего один герой и один противник, которые ходили по очереди. Атака, предметы, заклинания, побег – вот весь список команд, доступных в бою. Победа приносит деньги и опыт, что означает более сильную экипировку и высокие характеристики. Десяток часов прокачки, и рыцарь одолевает злого повелителя дракона и спасает принцессу. Конец.

Dragon Quest для Famicom/NES

Юдзи Хории сделал формулу RPG максимально простой и доступной каждому, но секретным ингредиентом, который поспособствовал популярности Dragon Quest, стали иллюстрации художника Акиры Ториямы (он тогда рисовал мангу Dragon Ball). Созданные Ториямой монстры были очень броскими и харизматичными даже на маленьком экране. Dragon Quest завоевала в Японии огромную популярность и проложила дорогу многим подражателям, главным из которых стала серия Final Fantasy от компании Square.

Особенностью первой Final Fantasy стал иной взгляд на бои – сбоку. Под контролем игрока была четверка героев, противостояли ей до девяти монстров, и всех было видно на экране сразу. Это отчасти предопределило стремление серии к зрелищности. Второй важной чертой Final Fantasy стала ее экспериментальность: вторая часть предлагала новую систему прокачки, а ее история раскрывалась в совершенно другом мире. Именно в Final Fantasy II появился насыщенный сюжет, полный неожиданных поворотов, предательств, самопожертвований, поражений и побед, а также прописанные персонажи со своими арками развития.

Пожалуй, подобный упор на повествование (линейное, но максимально яркое) стал главной характеристикой японских ролевых игр. В отличие от западных RPG, японские редко притворялись, что дают игроку простор для отыгрыша роли. Поэтому со временем молчаливый герой, призванный быть аватаром игрока, все чаще уступал место четко прописанному протагонисту со своим характером, мотивацией и поступками. Учитывая, что в Японии была очень хорошо развита индустрия развлечений, нацеленных на подростков, нарративные клише манги и аниме успешно перекочевали в приставочные ролевые игры.

Final Fantasy VI в переиздании для современных платформ

На родине жанр получил большое распространение, хотя все его представители уступали Dragon Quest, выход каждой новой части которой был общенациональным событием. На Famicom (NES/«Денди») и Super Famicom выпускались десятки разных RPG – и почти никакие не покидали пределов Японии. А те, что появлялись на Западе, получали прискорбно слабые английские локализации – и продажи в десяток раз ниже, чем «дома». В числе таких игр были, например, Final Fantasy VI, Chrono Trigger, созданная разработчиками из Square в сотрудничестве с Юдзи Хории и Акирой Ториямой, а также постмодернистская Earthbound. Эти три игры из середины 1990-х – пожалуй, самые выдающиеся классические JRPG старой двумерной эпохи.

Тогда же под закат эпохи SNES жанр все чаще пробовал вырваться из рамок пошаговости. Экшен-RPG с одиночным героем существовали давно, но активное участие команды из нескольких персонажей в сражениях в реальном времени успешно продемонстрировали вышедшие в 1996-м Tales of Phantasia и Star Ocean – первые части соответствующих серий.

Их ровесница Super Mario RPG, разработанная Square по заказу Nintendo, попыталась совместить привычный для «Марио» экшен-геймплей с прыжками и пошаговыми боями. Так, если игрок вовремя жал кнопку во время анимации атаки героя, он усиливал наносимый урон, а если во время нападения врага, то снижал получаемый размер повреждений или вовсе избегал его. Эта особенность стала типичной для последующих RPG про Марио, а впоследствии ее использовали игры по мотивам South Park и та самая Expedition 33.

Super Mario RPG Review – Review – Nintendo World Report
Super Mario RPG в переиздании для Switch

Золотой век

Мировую популярность и признание жанр JRPG получил с выходом Final Fantasy VII. Для этого сошлись все звезды. 

Square закупила профессиональных рабочих станций на 20 млн долларов, чтобы создать красивейшие декорации и 45 минут видеороликов. Чтобы уместить все это, потребовалось 3 компакт-диска – огромное количество по тем временам. Чтобы выпустить игру мечты на дисках, Square разругалась с Nintendo и ушла к Sony на ее перспективную консоль PlayStation.

Sony же, понимая, что Final Fantasy VII – главный эксклюзив платформы, сама издала игру на Западе, вложив в маркетинг баснословную сумму денег – до 100 млн долларов. О том что фантастически красивая игра с крутейшим сюжетом выходит на PlayStation, в 1997 году узнали все геймеры и не только. Бум аниме в Америке середины 90-х только сыграл игре на руку.

Final Fantasy VII для PS1

К счастью, сама Final Fantasy VII соответствовала возложенным на нее ожиданиям. Ее сложность была гораздо ниже, чем у почти всех JRPG с NES и SNES, а это значило, что пройти ее мог каждый. Сюжет был увлекательным, повествование – насыщенным, а персонажи – настолько яркими и харизматичными, что миллионы игроков их помнят и любят до сих пор.

Благодаря такому громкому запуску на мировой рынок Final Fantasy VII утроила продажи своей предшественницы, сделала Square одним из ведущих разработчиков эпохи PlayStation и PlayStation 2, а жанр JRPG – одним из наиболее востребованных. В 1998 году Square выпустила Xenogears, которая до сих пор остается одной из наиболее впечатляющих сюжетных игр. В 2001-м – Final Fantasy X, которая отличалась полной трехмерностью и наличием озвучки. Она, пожалуй, остается золотым стандартом пошаговых JRPG, и Expedition 33 многое заимствует у ее сюжета. В 2006-м Final Fantasy XII отказалась от рандомных боев и объединила сражения и исследование мира воедино, а заодно позволила игроку автоматизировать поведение персонажей в бою вместо того, чтобы отдавать команды вручную.

Final Fantasy XII в переиздании для современных платформ

Потеряв Square, Nintendo смогла заявить о себе в жанре JRPG игрой вовсе не кинематографичной и даже не сюжетной, но оттого не менее успешной – Pokemon. Серия, посвященная ловле и прокачке разнообразных созданий, стала мировым феноменом и абсолютным рекордсменом по продажам с почти что 500 млн копий (Final Fantasy едва перешагнула за 200 млн). Однако «Покемоны» всегда оставались уделом портативных консолей и не конкурировали за место на больших телевизорах.

Угасание и возрождение

«Золотой век» JRPG завершился вместе с гегемонией японских разработчиков – на переходе к HD-консолям. Создавать игры для PS3 и Xbox 360 для многих локальных студий оказалось слишком сложно. На Западе же разработчики сумели овладеть новыми технологиями, да и HD-телевизоры стали куда более распространенными. Поэтому жанры, которые ранее не могли раскрыть себя из-за технических ограничений, расправили плечи. 

Игроки более не хотели выбирать в меню действия, они стремились к чему-то более непосредственному. А зрелищность, которой ранее подкупали JRPG, стала доступна буквально везде. На PS3 и Xbox 360 вышел ряд японских ролевок, которые не были особо успешны, поэтому под конец этого поколения консолей жанр завял. Остались лишь редкие живые серии, причем в основном не пошаговые: Tales of, Star Ocean, Xenoblade от Nintendo и Final Fantasy, которая отказалась от привычной боевой системы.

На этом фоне себя проявила компания Atlus. Она переизобрела серию Persona, добавив в JRPG о современной Японии возможность выстраивать отношения с одноклассниками и другими людьми. Persona 3 и 4 появились на PlayStation 2 в конце 2000-х, когда все остальные устремились на HD-платформы и прогорели там. А Persona 5, которая вышла в конце 2010-х, и вовсе ощущалась как дождь после засухи – пошаговая JRPG с очень яркой и броской стилистикой, с «симулятором свиданий» в современном Токио. Игра покорила многих и до сих пор пользуется большим спросом. 

Persona 5 Royal

После Persona 5 Atlus выпустила Metaphor Re:Fantasio, аналогичную по геймплею игру, действие которой разворачивается в фэнтезийном мире. Обе они получили награду «Лучшая RPG» на The Game Awards.

Японские игры снова великие, и я этому безумно рад!

Также в последние десять лет пустующую нишу активно пытаются занять инди-разработчики. В 2015 году шуму наделала Undertale – юморная пошаговая RPG, которая предлагает игроку уклоняться от вражеских атак в мини-играх в духе bullet hell. В 2022-м вышла выдающаяся Chained Echoes, которая нашла хорошие решения для всех давних проблем жанра. В 2023-м популярность снискала Sea of Stars с красивым пиксель-артом и усилением атаки/защиты путем своевременного нажатия кнопок в бою. Наконец, в мобильном сегменте успехом пользуется Honkai Star Rail.

Chained Echoes

Иными словами, к выходу Expedition 33 жанр пошаговых JRPG подошел не в лучшем виде, но и не мертвым совсем. Хотя многие его столпы или сгинули, или перешли в сторону экшена, как Final Fantasy, есть примеры и обратного: так, с седьмой части серия Yakuza не только сменила название на Like a Dragon, но и формат – с мордобоя на пошаговую ролевку. Не сомневайтесь, этому жанру еще есть что показать!

Кому понравится JRPG и с чего начать знакомство

Жанр JRPG с самого начала привлекал тех, кому интересны сюжетные игры и яркие герои. Долгое время «аниме в формате игры» было можно найти в первую очередь тут. Запутанные истории на десятки часов – это про JRPG. Правда, лучшие представители жанра не были официально переведены на русский, так что знание английского языка в них обязательно.

Классические пошаговые JRPG также располагают к неторопливому геймплею, где над каждым ходом можно поразмыслить. Бои в них больше про тактику и менеджмент ресурсов: поддерживать здоровье на уровне, следить за маной, использовать баффы/дебаффы, применять наиболее эффективные против конкретного противника приемы – примерно таким тут нужно заниматься.

Лучшая игра для знакомства с пошаговыми JRPG – пожалуй, Final Fantasy X. Если понравится, можно продолжить двенадцатой частью и седьмой с ее современными ремейками. Если вас не смущает простенькая графика, то лучшая современная пошаговая JRPG из инди-сегмента – Chained Echoes. А в плане сюжета до сих пор непревзойденной остается Xenogears с первой PlayStation (геймплей в ней, увы, придется терпеть).

Xenogears для PS1

Многие классические JRPG в последнее время получают переиздания или ремейки. Так, в этом году вышло переиздание Suikoden 2 – масштабной фэнтезийной ролевки с закрученным сюжетом, где можно завербовать более сотни соратников и отстроить свой замок. А еще увидел свет Trails in the Sky 1st Chapter – полноценный красивый ремейк первой части серии Trails, в которой проработка NPC находится на поразительном уровне.

Если же просто выбор команд в бою вам кажется недостаточно увлекательным, то, возможно, для вас подойдут игры в духе Clair Obscur: Expedition 33, в которых каждый ход нужно еще и выполнять QTE. Это в первую очередь Yakuza: Like a Dragon, но также и South Park: The Stick of Truth и The Fractured but Whole.

The World Ends with You: Final Remix – Nintendo Switch | Nintendo | GameStop
The World Ends with You в переиздании для Switch

Ну а если вам интересны очень необычные бои в реальном времени и удивительная синергия всех игровых аспектов (а еще у вас есть Switch), то обратите внимание на The World Ends with You и Xenoblade Chronicles: Definitive Edition.

Жанр JRPG настолько многообразен, что в нем наверняка найдется что-то для самого широкого спектра игроков. Попробуйте и вы!

***

Clair Obscur: Expedition 33 не достойна звания «Игра года», хоть я ее и люблю

Xbox 360 – 20 лет! Ностальгируем по лучшей консольной эпохе