17 мин.

Впечатления от The Outer Worlds 2: смешная сатира на капитализм в космосе

Без левацкой повестки и вайбом Mass Effect 2. 

The Outer Worlds 2 – новая RPG от студии Obsidian Entertainment, авторов Star Wars: Knights of the Old Republic II, Neverwinter Nights 2, Fallout: New Vegas, Pillars of Eternity, Pentiment и Avowed (список регалий такой, что можно продолжать бесконечно).

Я провел в игре 10 часов, чтобы сделать первые (естественно, преждевременные) выводы о том, какой получилась игра и кому она может понравиться.

Главное о The Outer Worlds 2

  • Жанр: RPG

  • Разработчик: Obsidian Entertainment

  • Дата выхода: 29 октября

  • На что похоже: The Outer Worlds

  • Где играть: ПК, Xbox Series X|S, PlayStation 5.

О чем игра

Вы агент Правления Земли, которого отправили с секретной миссией в систему Аркадия. Единственное место во всей галактике, где производят двигатели для сверхсветовых полетов. Разумеется, все сразу идет наперекосяк: в регионе вспыхивает полномасштабная война, а над всем живым нависает угроза в виде межпространственной аномалии. Разобраться с происходящим предстоит главному герою, а уж как именно, решать вам.

Об отношении к The Outer Worlds 2, общей шумихи в интернете и поисках ответов на вопрос «кому нужна игра?»

Перед выходом The Outer Worlds 2 отношение большинства геймеров к игре балансировало между равнодушием и откровенными издевками. Проекту Obsidian Entertainment предрекали провал, его клеймили игрой, которая никому не интересна, и ругали за устаревшую графику, посредственный геймплей, «повесточный» сюжет и цену в 70 долларов. Мое любимое из интернета: «Кому вообще нужна игра про то, как лесбиянки борются с капитализмом?».

Пиковый онлайн в Steam на старте – всего чуть больше 13 тысяч игроков (а столько на момент написания этого текста играют, к примеру, в Russian Fishing 4) вроде бы подтвердил слова скептиков. Однако многие забывают, что у студии все еще хватает фанатов. Некоторых можно встретить в социальных сетях или на форуме Reddit. Но еще больше людей просто не встревают в перепалки и не обращает внимание на шум.

Себя к фанатам фанаты игр Obsidian я отнести не могу (за плечами около десяти часов в первые The Outer Worlds и Pillars of Eternity, ну и несколько десятков часов прослушанных и прочитанных эссе про величие New Vegas, Tyranny, KotOR 2 и других). Поэтому, когда я запускал The Outer Worlds 2, мне захотелось понять, а что поклонников привлекает в работах студии? Так что мои впечатления направлены в первую очередь на таких, как я – тех, кто что-то слышал, но никогда не пробовал. Именно для нас я постараюсь ответить на вопрос: кому нужна новая игра Obsidian? 

The Outer Worlds 2 – для тех, кто соскучился по настоящим космическим приключениям с интересными историями

И это ни в коем случае не преувеличение. Главный герой с разношерстной командой напарников исследует планеты, сражается с монстрами, участвует в космической войне – и это лишь то немногое, чем он занят. В наличие – угнетенные жители колоний, массовые репрессии, хищные лапы капитализма, таинственная аномалия, угрожающая уничтожить все живое, и целых три фракции с разной идеологией, каждая из которых претендует на роль главного злодея или возможного союзника. В списке тоталитарная диктатура Протектората, алчная мегакорпорация «Тетя Космос» и фанатичный Орден, религиозно поклоняющийся науке. 

Никогда не угадаете, на что все это похоже. На Mass Effect 2!!! Судите сами: главный герой – агент организации, которая наводит порядок в галактике. Во вступлении он «выбывает» почти на десять лет. Очнувшись, персонаж начинает собирать команду по отмене апокалипсиса и параллельно охотится за бывшим соратником, который обернулся предателем (тут, конечно, кроссовер с оригинальной Mass Effect), а на фоне злодейские заговоры плетет подпольная организация фанатиков, которая верит в какие-то мутные пророчества.

Добавьте к этому запредельный уровень самоиронии  и интересные взаимодействия в меню с мистером Лунатиком и получите очень необычную игру.

Если серьезно, сюжет The Outer Worlds 2, хоть и построен на знакомых жанровых тропах, но увлекательный и интригующий. Он одновременно работает и как метакомментарий о природе капитализма, диктатуры и свободы воли, и как масштабная шахматная партия, где протагонист – всего лишь одна из фигур, и как коллекция ярких, запоминающихся историй.

Даже второстепенные миссии и случайные NPC здесь не для галочки: побочные квесты помогают лучше понять фракции, их ценности и конфликт, а идеологии отражаются не только в диалогах, но и в архитектуре, поведении и реакции мира на игрока. Это придает истории цельности, даже если временами мир ощущается слишком гротескным.

Личные арки сопартийцев пока не поражают проработкой или неожиданными поворотами (как в Baldur’s Gate 3 или KOTOR), но в диалогах звучат живые интонации. Время от времени напарники комментируют происходящее, ссорятся между собой, и у каждого набор интересных личных квестов.

Вот, к примеру, моя фаворитка – Инес. Она выросла в нищете на корпоративной планете. И когда ее «освободила» «Тетя Космос», девушка записалась добровольцем в армию – фактически в роли пушечного мяса. В надежде на карьерный рост она согласилась на эксперимент по гибридизации, который прошел неудачно – рука-имплант гниет, и без лечения Инес обречена на смерть. При этом девушка ни о чем не жалеет напротив, благодарна «Тетушке» за предоставленный шанс, искренне верит в капитализм, радикальную свободу личности и жесткое правило: «Пока ты выгоден – ты жив». Жизнерадостная, веселая, крупная леди – почти Карлах, только с крабьей рукой и подпиской на стримы либертарианцев.

Впрочем, наткнуться на интересные истории можно и просто, гуляя по миру. Заходишь в дом рандомного члена Протектората, а он оказывается тайным фанатом «Тети Космос»: над кроватью висит ее портрет, а весь дом завален различными товарами. Или мой любимец – солдат Эриксон, скромняга, уже несколько дней истекает кровью в ожидании, когда его наконец примет врач, который все это время безуспешно пытается уговорить другую пациентку оплатить ампутацию ноги. А я мучаюсь от угрызений совести: не прокачал медицину, поэтому не могу помочь бедняге, но навещаю при каждом посещении города.

Конечно, до настоящей глубины и реалистичных характеров второстепенным персонажам в The Outer Worlds 2 далеко – переубедить упертого капиталиста в преимуществах коммунизма не получится. Их главная задача – иллюстрировать основные идеи, заложенные в игре, и создавать абсурдные комичные ситуации. Да и сам мир – вовсе не ролевая песочница, которая живет по своим законам. Он замер в ожидании действий игрока. Эриксон как сидел в приемной, истекая кровью, так и будет, пока не сработает нужный триггер одного из квестов.

The Outer Worlds 2 – для тех, кто любит сатиру, гротеск и готов самостоятельно делать выводы

Юмор – еще одна сильная сторона The Outer Worlds 2. Правда, тут все максимально субъективно: судя по комментариям и обзорам, многие испытывают испанский стыд от того, что глава местной межгалактической корпорации одевается как бабушка-одуванчик и носит титул «Тетушка». Лично я обожаю подобную сатиру на рекламные образы добрых старушек еще со времен «Футурамы».

Юмор The Outer Worlds 2 легкий, местами целенаправленно кринжовый, построенный на гротеске, гиперболе, абсурде, социальной сатире и периодическом сломе четвертой стены. Капиталисты обещают свободу алчности и аморальности, фашисты из Протектората – равенство и справедливость операций на мозге, члены Ордена молятся математическим формулам, а местный бармен называет себя «координатором опьянения». В общем, если должность управляющего одного из городов – «Министр маркетинга, герцог демографии, коммерческий кондотьер и президент рекламных листовок» – вызывает у вас хотя бы желание улыбнуться, то, скорее всего, юмор The Outer Worlds 2 вам подойдет.

Меня особенно радует, что Obsidian не боятся иронизировать над своими игроками. Купили The Outer Worlds 2 – игра напрямую назовет вас жертвой маркетинга и предложит выбрать изъян (это отдельная геймплейная механика, о которой позже) «Потребитель».

Любите спешить и прокликивать диалоги, не дослушав NPC? Игра спросит, может, у вас синдром «Foot-in-Mouth Syndrome» (по-русски «Синдром ноги во рту» – мне такой изъян в игре пока не попадался). Из-за этого прохождение The Outer Worlds 2 начинает напоминать веселый диалог между приятелями с шутками и взаимными подколами. Уверен, что разноцветные волосы и хипстерские бороды у многих персонажей – это троллинг геймеров, кричащих на каждом углу о повесточке.

С сатирой на капитализм все гораздо интереснее. Популярное мнение из интернета – нарратив The Outer Worlds 2 чуть больше, чем полностью состоит из левацкой критики капитализма. Выскажу непопулярное: игра на самом деле не придерживается никакой идеологии и не делит мир на черно-белое. Критикует ли The Outer Worlds 2 капитализм? Безусловно. Но при этом она показывает и его положительные стороны – вроде возможности роста и самореализации, меритократии как власти достойных, и так далее. Есть ли в игре сатира на тоталитарные режимы? Зайди практически в любой дом жителя Протектората – и найдешь записку, иллюстрирующую тезис: «Пока одни сидели, другие писали доносы, а третьи получали за это ордена». Вот только большинство встреченных мной в игре «протекторатистов» предстают хорошими, честными людьми – родину любят, массовые репрессии, пусть и завуалированно, но критикуют.

Так что все не так однозначно, как и в реальной жизни. Я, например, уверен, что Правление Земли, которые на старте позиционируется как хорошие парни, освобождающие жителей колоний от власти разнообразных угнетателей, в итоге предстанут эдакой пародией на США в роли планетарного полицейского – тех, кто на словах борется за все хорошее, а на деле преследует собственные интересы. В общем, как и в любой хорошей ролевой игре, вся обязанность делать выводы кто прав, кто виноват, чью сторону принять в The Outer Worlds 2 возложена на игрока.

The Outer Worlds 2 – для тех, кто ценит в RPG свободу, вариативность и ролевой отыгрыш

Если к сюжету или юмору The Outer Worlds 2 могут быть вопросы, то вот свобода выбора и вариативность прохождения квестов в игре эталонная. Приведу в пример один из сюжетных квестов. Мне необходимо оказаться на закрытой базе Протектората, но для этого сначала нужно пересечь мост, который разделяет две армии. Первые два варианта игра подкинула сразу: тот самый министр маркетинга попросил добыть ему информацию о технологии промывания мозгов, а военный лидер капиталистических сил предложил устроить диверсию на заводе, производящем дронов. 

Оба решения показались моему праведнику, который заботится о каждой больной белочке, неподходящими. Поэтому, мучимый моральной дилеммой, я отправился изучать окрестности и случайно наткнулся на полуразрушенный город Протектората. Его губернатор неожиданно предложил третий путь: он поможет попасть на базу, если я достану детали, необходимые для перепрошивки боевых дронов в мирные. Это поможет выжить жителям его поселения. Для задания, правда, нужно было проникнуть на тот же завод, но уже в благих целях.

Дальше выяснилось, что есть и другие способы. Например, можно сдать одного из сопартийцев офицеру Протектората или убедить солдат «Тетушки» броситься в атаку и самому под шумок прошмыгнуть через мост. Уверен, что этим список не ограничивается. Да, система квестов в The Outer Worlds 2 не всегда логична или последовательна – министр маркетинга все еще ждет моего ответа, а отказать я ему не могу, потому что единственный вариант отказа – согласиться устроить диверсию на заводе. А я ни того, ни другого делать не собираюсь. Но эта система работает. Решение, принятое в самом начале спасти или нет мелкого служащего в итоге влияет на то, как этот персонаж поведет себя (и появится ли вообще) в сюжетной миссии спустя десяток часов.

В The Outer Worlds 2 почти каждое задание можно пройти множеством способов, и большинство из них завязаны на прокачке и предыстории персонажа. Выбирая, кем был ваш герой – рейнджером-идеалистом, бывшим преступником или ученым, будьте готовы к тому, что его прошлое будет регулярно всплывать в диалогах, открывать уникальные реплики и даже новые варианты решения квестов.

Еще больше на ролевой отыгрыш влияет прокачка. В игре двенадцать навыков, отвечающих не только за боевые параметры или технические умения, но и открывающих уникальные реплики. Возможности кастомизации огромны: вы можете пройти игру не только как харизматичный лидер или туповатый качок, но и как безумный социопат, убивающий всех подряд, везучий идиот, или тщедушный гений, мнящий себя героем.

При этом прокачивая одни навыки и особенности, вы автоматически отсекаете десятки других путей прохождения. В диалогах часто появляются реплики, доступные только определенным билдам – вплоть до уникальных для героя с чертой «Глупый». Игра очень чутко реагирует на то, кем вы решили быть. Если, как я, не прокачали взлом – приготовьтесь пройти мимо десятков закрытых сейфов и дверей. Не выбрали предысторию ученого – упустите массу лорных деталей. Без прокачки красноречия многие задания попросту не получится решить мирным путем.

Отдельно стоит упомянуть систему Изъянов – добровольно принимаемые недостатки, которые дают минусы в одних аспектах и бонусы в других. Уже упомянутый «Потребитель» снижает цены у торговцев, но и за продажу своих вещей выручить много не получится. Изъяны появляются в зависимости от стиля игры. И многие из них влияют не только на цифры в характеристиках, а по-настоящему меняют игровой процесс: вынуждают выбирать случайные реплики в диалогах, неожиданно стрелять во время общения или воровать все подряд.

В итоге ролевая система The Outer Worlds 2 поощряет эксперименты, делает каждое прохождение уникальным и в разы повышает реиграбельность.

The Outer Worlds 2 – для тех, кто готов закрыть глаза на устаревшую графику и посредственный геймплей

Выглядит The Outer Worlds 2 откровенно плохо – бедная детализация, угловатые объекты, топорные анимации, однообразные ландшафты и убогие спецэффекты. Арт-дизайн тоже не выдающийся – стандартный ретрофутуризм, построенный на заигрываниях с эстетикой американских 50–60-х. Максимум, на что способна The Outer Worlds 2 – подарить пару запоминающихся скриншотов космических пейзажей, если снимать под правильным углом и не обращать внимания на размытые текстуры местной растительности. Неплохо выглядят разве что лица и мимика персонажей. В остальном – это действительно Fallout: New Vegas в космосе, который выглядит чуть лучше оригинала.

С геймплеем немного другая история – боевая система хоть и стала лучше по сравнению с оригиналом (а именно из-за боевки я бросил первую часть), вряд ли она способна подарить хоть какое-то удовольствие. Противники интеллектом не блещут и выступают скорее губками для урона: они вяло прячутся за укрытиями и никак не координируют свои действия. Благодаря инновационной стратегии «выглядывай из-за угла и стреляй» у меня получалось разобраться даже с боссами, которые сильно превосходят по уровню. Среди активных боевых способностей (а за них здесь отвечает система гаджетов) – такие «уникальные», как замедление времени и энергетический щит.

Помимо стрельбы, в The Outer Worlds 2 есть еще ближний бой и стелс. Первый – хаотичное закликивание врагов, что компенсируется возможностью нанести при правильной прокачке тонны урона. Стелс, напротив, выполнен вполне компетентно: есть специальные гаджеты на отвлечение врагов и способности, дарующие временную невидимость.

Наконец, стоит сказать пару слов об оружии. Его здесь действительно много, оно разнообразное и интересное. У каждой пушки есть свои особенности – от стихийных эффектов до уникальных модификаторов. Дальше, судя по обзорам коллег, появятся совсем безумные образцы – вроде меча, который повышает урон от ритм-игры.

The Outer Worlds 2 – для тех, кто готов страдать

Как шутила культовая (по моему объективному мнению) команда КВН «HD имени Гарика Оганисена»: «Энгельс – город в стиле диско, от слова дискомфорт». The Outer Worlds 2 – игра в стиле диско. Начать стоит с багов и проблем с производительностью. Мне на PlayStation 5 ничего критического не попадалось, но проигнорировать критику игроков на других платформах, особенно на ПК, просто нельзя. Геймеры и журналисты жалуются на регулярные вылеты, подвисания, сброс настроек графики, глюки с отображением моделей и баги в квестах. Все это дополняется кривой оптимизацией – просадки FPS случаются даже на мощных компьютерах, и это при такой-то графике.

Теперь о моих личных занозах. В игре, которая во многом строится вокруг диалогов, нет абсолютно никакой возможности посмотреть, о чем ты раньше говорил с персонажем, или уточнить детали задания. Помните пример с квестом про проникновению на базу Протектората? Вот ты набрал вариантов, поговорил с кучей NPC, а потом захотел освежить память. Возвращаешься к главе военных «Тетушки», а у тебя в диалоге остался один вариант: «Согласен на ваше предложение». Ни тебе «повторите условия», ни «напомните суть». Идешь в журнал – там одна унылая строчка: «Офицер по агрессивной внешней политике Каур просит вас выполнить ее поручение, и взамен она поможет попасть на станцию «Глас». А что за поручение? Какие будут последствия? Как его надо будет выполнять? Ну если не запомнил – сам виноват.

Еще одна причина моей тряски – множество мелких раздражающих недоработок. Например, при покупке новых пушек у торговцев, опция «сравнить» работает только для экипированного на данный момент оружия. Хочешь понять, лучше или хуже этот револьвер, чем тот, что лежит в инвентаре – запоминай и сравнивай. Так еще в инвентаре нет фильтра по типу оружия или эффектам. 

А как вам такое описание улучшения для пушки: «увеличивает скрытый урон атаки, но уменьшает базовый». А насколько? Я даже не прошу точных цифр, хотя у нас тут RPG, где из врагов при попадании вылетают числа. Ну напишите хотя бы в процентах разброс, ну хоть словами – «значительно», «немного».

Включил в меню персонажа радио, так оно будет играть всегда, даже во время диалогов, заглушая реплики NPC. 

***

The Outer Worlds 2 – игра противоречивая, местами кривоватая, упрямо старомодная, но самобытная и очаровательная. Она раздражает багами, фрустрирует интерфейсом и не пытается понравиться всем сразу. Но если вам близка идея настоящей ролевой игры не только с ветвистыми диалогами и прокачкой, но и с сатирой, свободой выбора и возможностью самому собирать собственное приключение из десятков кусочков у The Outer Worlds 2 есть все, чтобы зацепить  всерьез и надолго. Возможно, вы уже фанат игр от Obsidian, просто еще не знаете об этом. 

Что такое русский хоррор и в чем его уникальность? Отвечают наши разработчики, режиссеры и даже писатели

Королевская битва в Battlefield 6: багов море, слишком похожа на Warzone

Самые ожидаемые игры ноября 2025