Ультимативное руководство по Clair Obscur: Expedition 33. Все полезное – в одном посте
Погружаемся в билды, прокачку и боевую систему.
Clair Obscur: Expedition 33 – дебютный проект французской студии Sandfall Interactive. Игра сочетает пошаговые бои, ролевые элементы и экшен в реальном времени.
Кибер собрал все главные советы, которые сделают ваше прохождение комфортным: от выбора уровня сложности и грамотной прокачки персонажей до эффективного использования оружия и освоения боевой системы.
📌 Впечатления от Clair Obscur: Expedition 33. Игра, которая вас очарует
Содержание:

Начало игры
Начните со сложности «Экспедиция»
Выбор уровня сложности – первое важное решение, которое вы принимаете в Clair Obscur: Expedition 33. Всего в игре три уровня сложности:
● Сюжет – для тех, кто хочет сконцентрироваться на истории, не тратя время на исследование мира и сложные сражения. Урон от врагов снижен, а тайминги парирования и уклонения максимально упрощены.
● Экспедиция – оптимальный баланс между вызовом и комфортом. Требует освоения ключевых механик, знания таймингов парирования и уклонений. Но если вы активно исследуете мир и выполняете побочные задания, боссы основной сюжетной линии не доставят серьезных проблем.
● Вызов – для хардкорных игроков. Минимальные окна парирования и уклонения, повышенный урон от врагов. Придется либо досконально заучивать паттерны атак, либо много гриндить, очень много.
Мы рекомендуем начинать игру с «Экспедиции», чтобы прочувствовать сильные и слабые стороны ключевых геймплейных механик. А дальше ориентируйтесь на ощущения: если боевая система нравится, но хочется настоящего хардкорного испытания, переключитесь на «Вызов». Если же вы здесь ради истории, а пошаговые бои кажутся скучными и однообразными выбирайте «Сюжет».
📌 Русская озвучка в Clair Obscur: Expedition 33. Когда выйдет и как установить?

Основы боевой системы
Боевая система Clair Obscur: Expedition 33 – уникальный микс пошаговых боев с парированиями и уклонениями в реальном времени. Причем второе играет куда более важную роль. Как бы ни была идеальна ваша тактика, как бы ни были прокачены персонажи, чтобы проиграть сражение, достаточно регулярно пропускать удары от врагов.
Не пытайтесь парировать каждую атаку. На среднем уровне сложности игру можно пройти, пользуясь исключительно уклонениями.
На первый взгляд выбор очевиден: при уклонении персонажи просто избегают урона, тогда как парирование дает дополнительные бонусы – урон врагу и очко ОД (местный аналог маны).
Однако окно для парирования гораздо меньше, чем период неуязвимости при уклонении. Недостаточно просто хороших рефлексов, придется заучивать тайминги каждой атаки. Уже в первом акте это станет проблемой: противники активно используют фейковые движения и комбинируют удары с разными таймингами.
При этом на среднем уровне сложности Clair Obscur: Expedition 33 можно пройти, используя только уклонения. Это тоже потребует от вас внимания, реакции и знания поведения врагов, но сэкономит массу времени и нервов.
В центре экрана указано, какая атака врага будет следующей.

В Clair Obscur: Expedition 33 есть одна вещь, которая значительно облегчает запоминание паттернов поведения врагов – перед атакой ее название появляется в центре экрана! Иногда даже указывается, сколько раз ударит враг.
Доступные действия и ОД
Пошаговая боевая система Clair Obscur: Expedition 33 основана на выборе из нескольких доступных действий и системе ОД (очков действий – аналог маны). ОД накапливаются каждый ход и тратятся на применение навыков и стрельбу.

В свой ход персонажу доступны следующие действий:
● Атака – обычная атака оружием, не тратит ОД, завершает ход.
● Выстрел – каждый выстрел тратит 1 ОД, не завершает ход.
● Навыки – уникальные способности персонажа. Тратит количество ОД, указанное на карточке навыка, завершает ход.
● Предмет – применение одного из трех доступных расходников: тоник исцеления (восполняет здоровье), тоник энергии (дает ОД), тоник возрождения (воскрешает союзника). Не тратит ОД, завершает ход.
● Градиент-атака – особая атака, появляющаяся во втором акте. Вместо ОД тратит градиентные заряды, не завершает ход.
● Пропуск хода – не тратит ОД, завершает ход.
● Сбежать – покинуть битву.
Как накопить очки ОД

У каждого персонажа может быть максимум 9 очков действия. Они накапливаются следующим образом: 1 очко в начале каждого хода, 1 очко за каждую обычную атаку оружием и 1 очко за успешное парирование. Так же ОД дают некоторые навыки персонажей и люмины (о них мы расскажем позже).
Например, навык Моноко «Энергия горшье» награждает каждого союзника от 1 до 3 ОД.
Чем выше скорость персонажа, тем чаще он будет ходить
В пошаговых битвах герои и враги действуют поочередно. Последовательность ходов отображается в левой части экрана.

Чем выше показатель персонажа по сравнению с союзниками и противниками, тем раньше он получит возможность действовать. Если его скорость значительно превосходит параметр врага, он сможет сходить дважды (или даже больше).
Стреляйте во все, что визуально выделяется и летает
В игре реализовано прицеливание в реальном времени. Вы должны стрелять:
● по уязвимостям врагов – обычно это выделяющиеся на теле сгустки энергии;
● по летающим врагам – велика вероятность промахнуться по ним обычной атакой или навыком;
● по предметам или сгусткам энергии, которые вращаются вокруг врагов.
Например, в финальной битве первого акта с Лампмастером во второй фазе обязательно обратите внимание на последовательность, в которой зажигаются фонари: от этого зависит, в каком порядке по ним нужно стрелять.

Не тратьте все ОД на выстрелы
Выстрелы наносят небольшой урон, сохраните ОД для навыков. Исключение можно сделать, если:
у вас уже накоплен максимум (9 ОД);
экипированы особые люмины (например, усиливающие обычные атаки после выстрела);
вы хотите повысить ранг совершенства Версо.
Просчитывайте свои действия на несколько ходов вперед
Например, чтобы накопить ОД для более сильной атаки в следующем ходу, имеет смысл в текущем провести обычную атаку. Также можно попытаться парировать выпады врага. Да, риск получить урон выше, но это оправдано, если затем вам потребуется лечение или определенный навык на который нужны ОД.
Выключите надоевшее QTE
При применении каждого навыка игра требует выполнить QTE. Идеальное проведение (попадание в желтую зону шкалы) дает бонус, а провал снижает эффективность навыка. Например, уменьшает урон от атаки.
Если устали делать одно и те же сотни раз, включите автоматическое выполнение QTE. Для этого перейдите в Настройки и откройте раздел «Доступность».

Как лечиться в Clair Obscur: Expedition 33?
Особенно на ранних этапах игры восполнение здоровья может быть проблемой, потому что способов для лечения немного.
В бою:
● лечащие навыки персонажей (на начальном этапе за них отвечает Люнэ);
● использование тоника исцеления;
● уникальные Люмины (например, «Кража жизни» – обычная атака восполняет 15% здоровья).
● если персонаж погиб в бою, его удастся воскресить с помощью тоника возрождения.

Вне боя:
● отдых у Флагов экспедиции (местный аналог костров);
● использование Эликсира хрома.
Важно: эликсир хрома и другие расходуемые предметы восполнятся, если отдохнуть у Флага экспедиции.
Гибель всех персонажей – еще не конец
Выбранные в меню герои формируют «Отряд экспедиции». В него входят не более трех человек, однако можно взять меньше.

Если они погибнут, шанс победить сохранится – игра предложит призвать оставшихся в запасе. Бой продолжится с того же момента: у врага останется текущее количество здоровья и будут действовать активные эффекты. В случаи победы опыт получит запасной отряд, но активными останутся выбранные ранее герои.
Уязвимости: камень, ножницы и бумага
В основе боевой системы Clair Obscur: Expedition 33 классическая для JRPG система уязвимостей. Все оружие и навыки персонажей наносят определенный тип урона: физический, огненный, ледяной и т.д.
Враги к конкретному урону могут быть:
нейтральны – стандартный урон;
уязвимы – плюс 50% к повреждениям;
устойчивы – минус 50% урона;
невосприимчивы – повреждения не проходят;
поглощение – враг лечится от атаки.
Важно: все это относится только к противникам. У персонажей нет ни уязвимостей, ни стойкостей.
Важно: некоторые враги могут менять свои уязвимости прямо во время боя. Это всегда сопровождается трансформациями их внешнего вида. Например, если ледяной враг внезапно загорается – явный сигнал, что теперь он будет поглощать огненный урон.

К какому типу урона уязвим враг можно только запомнить
В отличие от большинства JRPG, в Expedition 33 нет отдельного «бестиария» или справки с описанием врагов. Игра никак не сообщает, уязвим ли противник к тому или иному виду урона. Вы можете полагаться только на собственную память или информацию из интернета.
Также имейте в виду: уязвимости и устойчивости врагов не всегда интуитивно понятны по внешнему виду или названию. Например, Морозный епископ, несмотря на название, обладает стойкостью к огню.
До конца второго акта вы не сможете нанести врагу больше 9999 урона за одну атаку
Перед началом третьего акта вы получите пиктос «Красочная мощь», чья пассивная способность (люмина) позволяет бить выше данного порога. Не забудьте активировать ее для всех персонажей.
Эффекты состояния
Как вы, так и враги, с помощью атак и навыков накладываете состояния – эффекты, которые действуют несколько ходов или до выполнения определенного условия.
Они могут быть довольно простыми. Например, ожог наносит огненный урон каждый ход (при этом количество наложенных эффектов суммируется, влияя на длительность и силу навыка).
С другой стороны, есть состояния, которые радикально меняют ход боя. Например, чары заставляют персонажа в свой ход атаковать союзника, а при искажении герой получает урон вместо лечения.

Наложенные состояния отображаются на портрете персонажа или под шкалой здоровья противника. Полный список эффектов вы найдете в меню: «Основы экспедиции» → «Эффекты состояний».
На поздних этапах игры в активном отряде обязательно должен быть хотя бы один герой с навыком, который снимает эффекты состояния.
Усиления и ослабления
В Clair Obscur: Expedition 33 по три типа баффов и дебаффов. Их эффекты можно увидеть на иллюстрации ниже.

В отряде должен быть хотя бы один баффер
Особенно это важно в затяжных боях с боссами. Благодаря бафам вы будете ходить чаще, получать меньше урона и бить сильнее. Идеальный кандидат – Сиэль с навыком «Щедрость».
Для дебаффов лучше всего подходят способности, которые, помимо нанесения урона, накладывают пассивные эффекты и ослабления. Например, навык Люнэ «Ледяное копье» замедляет врага.
Снимайте щиты навыками
Щит – особое усиление, которое позволяет врагу игнорировать любой вид урона. Один щит блокирует один источник урона, будь то атака, эффект ожога или навык. Механики некоторых врагов и боссов построены вокруг постоянного наложения щитов.
Чтобы эффективно с ними справляться, в отряде обязательно должен быть герой с соответствующим умением. Например, Маэль с помощью способности «Нарушение правил» разрушает все щиты цели и получает по 1 ОД за каждый уничтоженный барьер.

Слом
Под шкалой здоровья у врагов желтая полоса слома. Она заполняется от каждой атаки пропорционально нанесенным повреждениям. Также существуют отдельные навыки и люмины, которые увеличивают урон по этой шкале.
Когда полоса заполняется, необходимо использовать особый навык, в описании которого указано, что он осуществляет слом.

После этого враг переходит в состояние слома. В таком положении он получает больше повреждений и, как правило, пропускает следующий ход. Затем процесс начинается заново: вы снова накапливаете шкалу и используете соответствующее умение для повторного слома.
Прокачка, билды, оружие, навыки и пиктосы
Вначале мы расскажем об основных принципах прокачки и улучшения навыков, а затем объясним, как правильно комбинировавть способности и создавать собственные билды.
Прокачаться можно только у флага экспедиции
Опыт в Expedition 33 начисляется исключительно за убийство врагов. Однако само по себе повышение уровня ничего не дает. Вам нужно самому улучшить параметр и выбрать новые навыки героя. Вот только сделать это можно у флага экспедиции.

Какие параметры прокачивать
После повышения уровня персонажу выдаются 3 очка, с помощью которых удастся улучшить параметры. Они в свою очередь поднимают значения разных характеристик (обычно на около 10 единиц). Учтите, что между параметрами и характеристиками нет прямой зависимости. Например, прокачка Выносливости может в редких случаях добавить не только здоровья, но и немного силы. Тем не менее чаще всего зависимость следующая:
➤ Выносливость – увеличивает Здоровье.
➤ Сила – поднимает Силу атаки, т.е. увеличивает урон.
➤ Ловкость – улучшает Скорость (частоту ходов), а также часто повышает Силу атаки или Защиту.
➤ Защита – поднимает Защиту, т.е. снижает урон, получаемый от вражеских атак.
➤ Удача – повышает Шанс критического удара и часто усиливает другую характеристику.

Важно: если вы хотите поднять конкретную характеристику, вкладывайтесь в нее напрямую. Например, Ловкость может немного повысить Защиту, но гораздо эффективнее прокачать Защиту напрямую, так как показатель увеличится на большее значение.
Прокачка навыков
Каждое повышение уровня дает одно очко навыка, которое удастся потратить в меню прокачки. При этом нужно учитывать следующие особенности:
● Часто более поздние навыки – улучшенные версии более ранних и, соответственно, более дешевых.
● Связанные между собой способности в древе необходимо открывать последовательно. Накопить очки и сразу взять самое сильное умение в ветке не получится.

Сброс прокачки
Прокачку навыков и параметров можно обнулить благодаря специальному ресурсу – Ретуши.
Сброс параметров возможен только у флагов экспедиции. Однако злоупотреблять этой функцией не стоит: Ретушь – довольно редкий ресурс. Получить его можно несколькими способами: купить у торговцев, получить в награду за выполнение побочных заданий, заработать за победу над сильными врагами или боссами.
Оружие
Оружие в Clair Obscur: Expedition 33 – важная часть прокачки и формирования эффективных билдов. Вот основные принципы его работы:
➤ Оружие наносит урон во время обычных атак или навыков в описании, которых это указано.
➤ Каждое оружие связано с определенным типом урона (физический, огненный, ледяной и т.д.).
➤ Оружие можно прокачивать. Помимо увеличения силы, на 4-м, 10-м и 20-м уровнях открываются уникальные пассивные бонусы.
➤ Кроме силы, на урон оружия влияют его акценты – бонусы от других характеристик (например, к Ловкости или Удаче), от которых масштабируется урон.
📌 Оружие в Clair Obscur Expedition 33 и как его улучшать

Прокачка оружия
Усилить оружие можно только у Конструктора в лагере, либо около каждого Флага экспедиция, начиная с третьего акта. Чтобы получить доступ к улучшениям, сначала нужно найти и пригласить этого персонажа в \лагерь.
Для прокачки оружия требуются специальные расходные материалы – катализаторы Хрома, которые бывают нескольких видов:
★ Катализатор хромы – улучшает оружие до 3 уровня;
★ Блестящий катализатор хромы – улучшает оружие до 9 уровня;
★ Сверкающий катализатор хромы – улучшает оружие до 19 уровня;
★ Грандиозный катализатор хромы – улучшает оружие до 32 уровня;
★ Идеальный катализатор хромы – улучшает оружие до 33 уровня.
📌 Как получить все Хрома-катализаторы в Clair Obscur Expedition 33 и их виды

Рекомендации:
● Не пытайтесь прокачивать все оружие сразу. Сосредоточьтесь на одном, которое действительно нужно на текущем этапе прохождения.
● В процессе игры вы будете регулярно получать новое оружие. Самые мощные экземпляры с уникальными свойствами обычно даются после выполнения побочных заданий и победы над несюжетными боссами.

Пиктосы и люмина
Пиктосы – специальные предметы. Они дают бонусы персонажам, которые их используют. В верхней части Пиктоса указаны прибавки к характеристикам, а в нижней – пассивные и активные эффекты, называемые люминами.
Система работает следующим образом: после того как вы экипировали пиктос на персонажа, необходимо выиграть 4 боя, чтобы люмина активировалась.
Затем эффект этой люмины будет работать автоматически для персонажа, который носит пиктос. Остальные герои также могут активировать эффект, потратив нужное количество очков люмины в специальном меню.

Очки Люмины не расходуются навсегда. Это своего рода «энергетический лимит» – количество очков, которое определяет, какие люмины вы способны одновременно активировать. Активные пиктосы и люмины можно сменить в любой момент.
Советы:
➤ Помните, что после смены пиктоса его люмина перестает автоматически действовать на персонажа.
➤ Если люмина уже активирована, то при надевании пиктоса на другого персонажа побеждать в новых четырех боях не нужно.
➤ Не фокусируйтесь только на люминах. Бонусы к характеристикам, которые дают пиктосы, также крайне важны.
➤ Бонусы от пиктосов могут компенсировать нехватку здоровья, защиты или скорости.
➤ Люмины должны синергировать с вашим стилем игры и способностями персонажа. Примеры мы приведем далее.

📌 Гайд по люминам и пиктосам и в Clair Obscur Expedition 33
Прокачка очков Люмины
Одно очко Люмины вы получаете с каждым новым уровнем персонажа. Кроме того, очки можно увеличить, если находить их на локациях или получать за победу над врагами особые предметы – «Цвет Люмины». Чтобы с помощью него увеличить максимальное количество очков люмины у персонажа, обратитесь к Конструктору в лагере. Другой вариант – около каждого флага экспедиции, начиная с третьего акта.

Нет классов, но у каждого персонажа своя уникальная механика
В Clair Obscur: Expedition 33 нет четко заданных классов. Вы можете сделать любого героя универсальным бойцом или собрать билд, ориентированный на урон, поддержку, лечение союзников и прочие роли.
Важно: вы можете в любой момент изменить активные навыки, оружие и пиктосы персонажа. Таким образом, под каждый бой легко собрать отдельный билд, адаптированный под текущие задачи.
Тем не менее каждый герой обладает уникальной механикой, которая влияет на его роль в отряде, подход к прокачке и сборке билда.
📌 Все члены группы в Clair Obscur Expedition 33 и как их разблокировать
Разбор механик персонажей и рекомендации по прокачке параметров
Важно понимать: мы не утверждаем, что существует единственно правильное направление прокачки. Речь идет о предрасположенностях каждого персонажа – их индивидуальных особенностях, которые стоит учитывать при выборе параметров и умений.
Гюстав

Уникальная механика: основана на особой атаке «Разряд Гюстава». Каждое попадание по врагу, будь то обычная атака или навык, накапливает один Разряд. Максимум – 10 Разрядов. Чем больше накоплено Разрядов, тем сильнее будет финальный удар.
Рекомендуемые параметры: Ловкость, Удача.
Обоснование: основной акцент Гюстава – быстрый набор зарядов и нанесение сокрушительного урона. Ловкость позволяет ему ходить чаще, а Удача увеличивает шанс критических ударов при использовании навыков.
Люнэ

Уникальная механика: основана на усилении атак с помощью стихийных пигментов. Использование навыков, а также многие виды оружия, дают Люнэ заряды пигментов, которые тратятся на усиление или активацию дополнительного эффекта у следующего умения.
Пример: Люнэ атакует врагов способностью «Оползень» и получает 1 земляной и 1 универсальный пигмент (заменяет любой другой). Если в следующем ходу она применит «Теплообмен», то благодаря поглощению этих двух пигментов получит дополнительный ход.
Рекомендуемые параметры: Защита, Выносливость.
Обоснование: на ранних этапах Люнэ – основной хилер команды, поэтому ей необходима выживаемость.
Маэль

Уникальная механика: основана на боевых позициях:
Защитная – получает на 50% меньше урона, успешное парирование и уклонение восстанавливают ОД.
Атакующая – получает и наносит на 50% больше урона.
Виртуозная – наносит на 200% больше урона.
Маэль начинает бой в положении «без позиции». Каждый навык переводит ее в определенную позиция. Если вы используете ее как персонажа поддержки – ваша цель быстро перейти в защитную стойку. Если же Маэль выполняет роль дамагера – нужно стремиться к виртуозной.
Пример синергии оружия и навыков: оружие Брюлерум накладывает ожог при критическом попадании, а навык Маэль «Быстрый шаг» переводит ее виртуозную позицию если на цели атаки был ожог.
Рекомендуемые параметры: Ловкость, Сила
Обоснование: ловкость позволяет быстрее менять стойки, а сила увеличивает урон от атак.
Сиэль

Уникальная механика: первая особенность механики героя – предвестия. Некоторые навыки накладывают на врагов особые метки, а другие – поглощают их, усиливая урон или предоставляя дополнительные эффекты.
Также каждый навык Сиэль создает солнечный или лунный заряд. Если у нее есть оба типа заряда, активируется особое состояние – сумерки. Длится два хода и дает следующие бонусы:
увеличивается урон от навыков;
количество накладываемых предвестий удваивается;
на одного противника можно наложить до 20 предвестий.
Сиэль особенно эффективна против боссов. После нескольких ходов подготовки она способна нанести катастрофический урон.
Рекомендуемые параметры: Удача, Ловкость
Обоснование: ловкость позволяет быстрее входить в состояние Сумерек, а Удача увеличивает шанс критического урона и эффективность способностей, которые наносят урон за каждое предвестие.
Версо

Уникальная механика: совершенство (похожа на Гюстава). Нанося урон, уклоняясь и парируя, Версо повышает свой ранг совершенства от D до S. Однако при получении урона (раз в ход противника) он теряет один уровень. Чем выше ранг совершенства, тем больше урона от его атак.
Рекомендуемые параметры: Защита, Сила
Обоснование: чтобы Версо достиг ранга S и удерживал его, он должен выживать в бою, что требует высокого показателя Защиты. Сила напрямую усиливает его атаки.
📌 Гайд на Версо в Clair Obscur Expedition 33: билд и прокачка, оружие
Моноко

Уникальная механика: побеждая в составе отряда определенных невронов, он получает их навыки. Каждая способность привязана к определенной маске (всего их четыре). Когда «звериное колесо» в ход Моноко указывает на определенную маску, соответствующее умение получает усиление.
Рекомендуемые параметры: любые
Обоснование: Моноко – самый универсальный персонаж. Его можно прокачивать на любую роль в команде.
Основные принципы улучшения навыков, построения билдов и выбора активных Люмин
Прокачка в Clair Obscur: Expedition 33 требует сложных выборов: всего три персонажа в отряде, всего шесть активных умений, и из десятков люмин нужно выбрать лишь несколько.

Вы можете воспользоваться готовыми билдами из интернета. Но гораздо интереснее собрать собственный, эффективный и сбалансированный отряд. Вот несколько советов, которые помогут это сделать:
➤ Вы должны закрыть все ключевые потребности отряда: урон, лечение, слом, разнообразные типы стихийного урона и так далее. Сбалансированный отряд справится с любым сражением.

➤ Люмины, пиктосы и навыки не должны дублировать друг друга. Нет смысла экипировать навык, накладывающий ожог, если у персонажа уже есть оружие с таким же эффектом.
➤ Ключевой принцип построения любого билда – комбинирование навыков и люминов как между персонажами отряда, так и в продумывании прокачки каждого героя. Например: навык Люнэ «Лесной пожар» накладывает на цель ожог, что в свою очередь позволяет Маэль перейти в Виртуозную стойку благодаря способности «Быстрый шаг». А на следующем ходу Люнэ может ударить по цели с ожогом навыком «Теплообмен» и получить 4 ОД.
➤ Одна из самых распространенных ошибок новичков – взять много дорогих навыков стоимостью 8-9 ОД. Гораздо эффективнее собрать связку из нескольких взаимодополняющих навыков разной стоимости. Представьте, что вы собираете пазл: один сильный эффект – всего лишь часть картины. А правильно подобранная комбинация из 3–4 перков позволит открыть новые тактические возможности.
Не забывайте о гринде
В Clair Obscur: Expedition 33 довольно просто быстро повысит уровень персонажей. После отдыха у флага экспедиции все обычные враги возрождаются, а за победу над противниками вашего или чуть более высокого уровня дается большое количество опыта.
Если вы чувствуете, что уперлись в потолок и даже обычные враги становятся проблемой – найдите место на локации, где противники респавнятся недалеко от флага и отдайтесь гринду. Это займет совсем немного времени, но существенно упростит дальнейшее прохождение.

Прокачивайте всех персонажей в команде
Для этого постоянно меняйте состав активного «Отряда экспедиции». Сбалансированная прокачка нужна, потому что:
Некоторые бои требуют способности конкретных героев.
Запасной отряд – ваша страховка. Если все активные члены отряда погибнут, у вас останется шанс продолжить сражение резервными бойцами. Будет обидно, если вы не сможете нанести финальный удар по боссу из-за низкого уровня запасных персонажей.
Персонажи – сердце истории. Чем чаще они участвуют в битвах, тем сильнее будет ваша эмоциональная связь с ними.
Карта, навигация и сайдквесты
В Clair Obscur: Expedition 33 полуоткрытый мир, который состоит из глобальной карты в стиле классических JRPG (с видом сверху) и коридорных локаций в стиле серии Dark Souls.
Глобальная карта открывается постепенно
Сначала вам доступен лишь небольшой участок острова. По мере продвижения по сюжету Эскью будет приобретать новые способности. Благодаря им вы сможете попадать в ранее недоступные области.
Перемещайтесь верхом на Эскью
Эскью нужен не только для преодоления препятствий. Он быстрее героев, и это сэкономит вам массу времени.

Глобальная карта – не только путешествия между локациями
На глобальной карте можно встретить торговцев, сразиться с мини-боссами, отыскать потерянных жестралей и прочее.
Глобальная карта малоинформативная

Глобальная карта в Clair Obscur: Expedition 33 практически не дает полезной информации. На ней нельзя даже ставить метки. Единственное, что можно увидеть:
какая локация является следующей по сюжету;
были ли вы в этом месте ранее (в местах, где вы не были, не отображаются названия).
📌 Интерактивная карта Clair Obscur Expedition 33
Типы локаций
Все места в игре делятся на несколько видов:
● Сюжетные – обязательны для продвижения по основной линии;
● Дополнительные – необязательные, но в них скрыты сайдквесты, побочные боссы, лорные сцены и предыстории персонажей;
● Атмосферные – локации с красивыми задниками, где можно найти музыкальные пластинки;
● Локации с мини-играми.
Исследование – важная часть игры
Clair Obscur: Expedition 33 поощряет прохождение несюжетных локаций, ведь там скрыто множество ценного контента. Можно столкнуться с уникальными боссами, которых не встретить в основной истории, а также получить дополнительные сведения о мире и его персонажах. Вдобавок в необязательных областях можно найти новые виды оружия, редкие пиктосы и ресурсы для улучшения снаряжения.
Сложность локации видна по цвету воронки
Подойдя ко входу в локацию можно определить ее сложность по цвету воронки:
Синяя – легкая, враги гораздо слабее вашего отряда;
Белая – враги соответствуют уровню отряда;
Желтая – враги чуть сильнее;
Красная – противники значительно сильнее.
Все локации – запутанные коридоры
Локации в Clair Obscur: Expedition 33 построены по принципу нескольких коридоров. Как правило, один путь ведет к выходу или боссу. Обычно центральный путь хорошо выделяется, например бывает освящен фонарями. Остальные маршруты – побочные. Именно в них спрятаны секреты и квесты. Структурно локации напоминают упрощенные уровни из Dark Souls: извилистые, но не слишком запутанные.
Как быстро перемещяться в Clair Obscur: Expedition 33
Полноценного фаст-тревела в игре нет, но внутри одной локации можно мгновенно передвигаться между открытыми флагами экспедиции. Это удобно для возвращения к уже пройденным местам или началу области.
Начиная примерно с середины второго акта, появляется возможность перемещаться с флагов экспедиции на глобальную карту, что немного упрощает передвижение между основными регионами.
Сайдквесты в духе Souls-серии

Побочные задания Clair Obscur: Expedition 33 в стиле Souls-игр – без прямых указаний, с намеками и метафорами. Чаще всего квесты дают белые невроны, хотя иногда – и другие персонажи.
Задачи максимально абстрактны. Например, первый белый неврон по имени Жбан просит «помочь ему засиять». Что именно он имеет в виду – не объясняется, но нужный предмет обычно находится где-то поблизости. Осматривайте локацию внимательно и, скорее всего, вы найдете решение. Вернитесь к квестодателю и получите награду (как правило, очень ценную).
Не проходите мимо красочниц
Красочницы – запертые сундуки, похожие на клетки или спутанные корни, светящиеся изнутри. Чтобы их открыть, нужно найти и выстрелить в три скрытых замка, которые находятся где-то рядом. Часто замки спрятаны за ящиками или элементами окружения, которые можно разбить.
Награда за такую работу всегда оправдана: в красочницах можно найти редкие ресурсы или мощное оружие.
* * *
Все про Хидэо Кодзиму. Да, буквально ВСЕ
Вышла тактика, где смешали XCOM и Resident Evil. Обзор Chains of Freedom
⚡️ Вышел второй трейлер GTA 6. Все об игре: инсайды, новая дата выхода и детали сюжета























