«Кровная Вражда» – шикарная игра по миру «Ведьмака»
В статье присутствуют небольшие спойлеры, но они не затрагивают ключевые моменты сюжета.
Прошли две недели с момента выхода «Кровной Вражды». Игровые критики традиционно выставили оценки если не к релизу, то в первые дни выхода игры. И они удивили! Признаться, даже будучи поклонником Гвинта, я не ожидал таких положительных рецензий. Рейтинг игры на Metacritic составил серьезные 85%, среди которых, например, присутствуют 94% от известного издания IGN.
Что ж, и этот обзор будет положительным. Надеюсь, еще и содержательным.
Трейлер «Кровной Вражды» кажется не до конца понятным, но лишь до того момента, как вы не приметесь за игру. Тут-то он и раскрывается, да еще как!
Сюжет и ЛОР
По первым новостям об игре было сложно представить, каким образом разработчики могут передать как хитросплетения сюжета в целом, так и раскрытие отдельных его героев.
Но с задачей они прекрасно справились: за исключением нескольких второстепенных пиратов со Скеллиге персонажей и клишированного, на мой взгляд, Ардаля аэп Даги, который не походит на аристократа с эльфскими корнями, все герои показаны не ради галочки и имеют за собой некую историю. В «Кровной Вражде» легко симпатизировать сразу нескольким персонажам, поскольку они действительно разные и не похожи на болванчиков.
Демавенд – Мэве: «Мэва! Уж кого-кого, но тебя я здесь увидеть не ожидал! Ты прибыла мне на подмогу?»
Более того, в Кровной Вражде, пожалуй, самые тяжелые выборы, если сравнивать ее с трилогией игр про ведьмака. Отыгрывая Геральта, вы могли делать что пожелаете, в конце концов, вы просто «богопротивный мутант», от которого жители Севера ничего не ждут. Играя за королеву Мэву, на ваше мнение (как коронованного лица) накладываются также интересы армии, территория, на которой происходит действо, а также сам выбор, зачастую имеющий довольно шаткое положение. Будете ли вы наказывать солдат за провинность на чужой земле? Простите ли предательство (которых в игре немало)? «Кровная Вражда» задает много вопросов и часто ставит Мэву в сложные ситуации. Вы не сможете пройти ее идеально, даже если будете выбирать наиболее гуманные варианты ответов. Нет, они, разумеется, предпочтительнее, но где-то вас обманут, где-то упадет боевой дух вашей армии, а где-то вы просто потеряете сотоварищей по отряду, имеющих иное мнение.
Мэва: «Эх... Знаешь, я тебе завидую. Для тебя в мире существует лишь черное и белое... Должно быть, так гораздо легче смотреть на вещи.»
Что касается старого лора, то любой фанат этой вселенной будет в восторге. Лирия, Аэдирн, Махакам, Ангрен и Ривия – вас познакомят с большими каноничными территориями Севера, каждая из которых имеет свой колорит и знаковые места. Если вы читали книги, то наверняка увидите достаточно отсылок, а также совершенно не удивитесь тому, что произойдет в Ангрене. Но интерес к истории Мэвы от этого вовсе не уменьшается: основа и известные по книгам и играм факты носят дозированный характер и не перебивают основного повествования. А оно очень содержательное и длинное. Игра действительно длится 30 часов (приближаясь к «Ведьмаку 2»), но даже если вы проигнорируете битвы или пойдете только по сюжетному пути – потратить менее 10 часов у вас вряд ли получится.
Отдельно хочется отметить, как в игре изменилось повествование применительно к Нильфгаарду и скоя’таэлям. Оно буквально вернулось к книжным канонам! Если во втором Ведьмаке, где особенно хорошо было раскрыто противостояние людей и скоя’таэлей, все подавалось достаточно мягко и Йорвет, борющийся за права эльфов, вызывал, пожалуй, даже больше симпатий (из-за наличия цели), нежели Вернон Роше, то в «Кровной Вражде» представители скоя’таэлей показаны в более неприглядном свете. Эльфы уже ни за что не борются, они уже проиграли и отчаянно мстят. В этом заключается горькая правда их противостояния с людьми Континента.
У краснолюдов же не все так плохо. По крайней мере, пока ими правит Брувер Гоог
Что касается Нильфгаарда, то и здесь «Кровная Вражда» показывает куда более жестокие методы, которыми руководствуются Черные, нежели это предусматривает игровая трилогия. Нильфгаард в «Кровная Вражде» – это не просто могучая армия и превосходная хитрая дипломатия. Нильфгаард – это выжженные земли, очистка территорий под заселение, чумные коровы для осады городов и шпионы, готовые умереть за императора. И только потом порядок и дисциплина. После «Кровной Вражды» в прохождении Дикой Охоты вы вцепитесь в Дийкстру обеими руками – настолько Нильфгаард будет вам неприятен. Как в книгах.
Игровой процесс
Чем игрок занимается во время игры в «Кровную Вражду»? Бегает по карте, имеющей главную дорогу и небольшие ответвления, таящие в себе интересные истории, собирает при этом припасы в виде дерева, набирает солдат в армию, пополняет казну золотом. Главный интерес представляют собой золотые сундуки – награды для сетевого Гвинта и бонус золотом. Иногда они спрятаны в качестве клада, а в некоторых местах непросто найти еще и дорогу к ним. Придется поискать!
Если вам не хочется тратить время на поиск ресурсов (не кладов), вам могут помочь разведчики, показывающие их на карте за скромное вознаграждение. Однако, скорее всего, интерес исследовать новые для себя локации все же перевесит.
В ходе своего похода Мэва побывает в самых разных местах
Во время путешествия королеву Мэву постоянно преследуют битвы. Они выполнены в виде карточных боев обновленного Гвинта: иногда коротких, состоящих из одного раунда, иногда обычных, где победу нужно получить в двух раундах из трех. Часто битвы имеют вид разнообразных головоломок (включающих заданную колоду), которые, в отличие от более простых видов боев, могут заставить вас потратить побольше времени.
Стоит отметить, что в игре есть сюжетный режим, позволяющий пропускать битвы. Он подойдет тем, кто не понимает Гвинт и желает сосредоточиться на сюжете. В ином случае стоит выбирать сложный режим, который таким в настоящий момент совсем не является (стандартный, соответственно, еще проще).
Графика и локализация
Изометрический вид, будем честны, пугает – в 2018 году нам хочется видеть красивую графику даже не в самых замороченных играх. Попытка сделать визуал простым осознана – «Кровная Вражда» все-таки является расширенной кампанией Гвинта, а сделать параллельно с Cyberpunk 2077 еще один AAA-проект было невозможно. Вместе с тем, упростив и стилизовав игру под нужный вид, CDPR совершенно не тронула сюжет – отсюда вытекает точно такое же полное погружение в мир Ведьмака, как это происходит в книгах и играх. Нужное додумывается, но многое показано и так. Элементы новеллы и комиксные вставки между главами достигают не меньший, чем поставленные ролики, эффект.
Канонический момент из книг, нашедший свою реализацию в игре
В игре присутствует качественная локализация на русский язык. Персонажи Кровной Вражды говорят подходящими им голосами, часто знакомыми по трилогии Ведьмака. Много новых актеров, которые исполняют свои роли в старом добром стиле. Мэве повезло с голосом, хотя несколько отдельных фраз, как можно заметить при прохождении, записаны с неверной интонацией. Это и не удивительно, в игре огромное количество текста! Исключительно хорошей мне показалась озвучка Колдуэлла, Гаскона и Барнабы Беккенбауэра, из наименее удачных – Черной Райлы. «Кровная Вражда» звучит стабильно хорошо в том числе и благодаря сильному рассказчику.
Саундтрек для «Кровной Вражды» написал Марцин Пшибылович, известный по своим работам в предыдущих играх компании CDPR. Музыка помогает создать атмосферу и вовлеченность в игровой процесс. Можно с уверенностью сказать, что проделана хорошая работа.
Баги и необычные вещи
В «Кровной Вражде» есть баги, но их мало. Среди встретившихся мне – темный экран вместо заставки при запуске игры, пропадание иконок меню, находящихся слева, и долгое обдумывание хода ИИ соперника, перераставшее в зависание партии. Багов, влияющих на геймплей, в игре нет. Вы отыщете все сундуки, пройдете по всех спрятанным тропам – локации не имеют ошибок. По непонятной причине на последней из них у Серого гонца отображаются 4 сундука, но на самом деле их нет (судя по полным наградам в Гвинте – и быть не может), поэтому переживать не стоит. Нужно иметь в виду, что в игре лишь одно сохранение, основанное на контрольных точках. Проблем с ним также не должно возникнуть.
Что касается некоторых странностей, то в основном они касаются характеристик карт и особенностей колодостроения. Будучи альтернативными Гвинту, они зачастую имеют гиперболизированные параметры. Например, все золотые карты слишком сильны, а некоторые побеждают фактически в одиночку. Забавно, но среди бронзовых карт неожиданно выделяются обычные косиньеры: с удачной карточкой лидера Мэвы они показывают себя лучше большинства настоящих солдат. Впрочем, в игре много сильных победных комбинаций, раскрывающих перед игроком простор для фантазии.
За раунд можно набрать даже тысячу очков
Подведем итог.
Плюсы:
– сильный сюжет, удивляющий своими поворотами;
– хорошо прописанные герои;
– большое количество интересных диалогов;
– очень сложные выборы;
– отличный саундтрек и удачно подходящий игре визуальный стиль;
– интересные головоломки;
– одно сохранение (игрок вынужден принять собственные выборы);
– можно увидеть краснолюдок.
Минусы:
– низкая сложность битв (ожидается исправление);
– небольшое количество багов;
– низкая (только сюжетная) реиграбельность;
– можно увидеть краснолюдок;
– выпороть можно не всех.
Как видно из этого списка, игровые критики высоко оценили «Кровную Вражду» неспроста. Игра обязательна для прохождения для всем любителям вселенной Ведьмака как минимум в сюжетном режиме (с возможностью пропуска боев). Сюжет и атмосфера того стоят! Вопросы на момент релиза возникают только по сложности коротких и обычных партий в Гвинт – они станут слишком просты, как только вы получите несколько сильных комбинаций в свое распоряжение. Разработчики обещают повысить сложность уже в декабре – возможно, речь идет про дату релиза «Кровной Вражды» на консолях. По всем остальным параметрам игра про королеву Лирии и Ривии уже сейчас готова удивить своих игроков.
Хочется верить, что это не последняя история из мира Ведьмака.
Рекрутов действительно перебор получился. Специально создавал все карты и остаток был заметный. Если говорить про сложный режим, то, возможно, стоило бы не ограничивать само создание карт, но сократить провизию в редакторе колоды.
Дерево фактически самый ценный ресурс, его можно обменивать через прокачиваемую факторию, но можно не сразу сообразить и совершить несколько неудачных обменов у торговцев, усугубив свою ситуацию. На мой взгляд, с золотом в конце (в Ривии) даже переборщили, тоже бы урезал (хотя бы на сложном уровне; на сюжетном игроки все-таки должны иметь возможность получить прокачку, пусть это и не лучший способ пройти игру).
Мог еще написать, что загадки в целом к концу упрощаются, но, стыдно признаться, сидел в Ривии на коровах чуть ли не полчаса (там если первый ход не угадываешь, то пиши пропало).