android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Skilltopro

Here is poison in your eye. Почему все забыли про Вайпера

Когда мы снова увидим ядовитого дракона в финале?

TI7 порадовал любителей доты большим пулом героев. Всего 6 героев остались за бортом главного турнира года: Bane, Lion, Techies, Spectre, Tiny, Wraith King. Если брать в расчет и игры региональных квалификаций, то единственным обиженным остается Techies (UPD: оказывается, новый Techies еще не добавлен в CM, так что на сцене появились все возможные герои).

Команды показали, что практически для каждого героя можно найти систему, в которой он будет хорошо работать, и роль, которую он успешно сможет выполнять. Символично, что именно Miracle-, игрок команды Liquid, занявшей первое место, является лидером по числу различных героев, на которых он отыграл на протяжении турнира (21). Sccc, мидер команды Newbee, занявшей второе место на TI7, идет сразу вслед за Miracle- с результатом 20 различных героев.

Блог SkillToPro открывает цикл статей о героях, их месте на про-сцене, о том, как их используют топовые команды, и как их еще никто не догадался использовать.

Одним из героев, который привлек мое внимание на турнире, стал Viper. Далеко не самый популярный и не самый успешный персонаж – 7 пиков на мейн-ивенте (WR 42,86%), 25 вместе с матчами квалификации (WR 40%).

Но когда его все-таки кто-то брал, аналитики и комментаторы русскоязычной студии в один голос говорили, что Viper – персонаж недооцененный и не мешало бы задействовать его почаще. Так почему же этот герой уже долго время не пользуется популярностью на профессиональной сцене? 

Ни для кого не секрет, что в Dota 2 (да и в первой тоже) стадия лэйнинга оказывает огромное влияние на дальнейшую игру. И большинство команд сейчас стараются строить игру так, чтобы не проиграть линии, не отдать фрифарм керри противника и обеспечить максимально тепличные условия своим керри. Даже китайцы, которые когда-то славились как мастера пассивной доты, играли от обороны и выходили воевать, только когда получали большое преимущество, в последние годы по уровню агрессии на линиях ни в чем не уступают Западу. Потому что понимают: если не бьешь ты – побьют тебя. Особняком стоят OG – эти ребята любят и умеют играть вторым номером. Они отлично понимают и используют механику камбэка, введенную еще в 6.82. Впрочем, это уже совсем другая история.

Так вот, Viper. На линии это один из лучших героев. Нет, возможно, это лучший герой на линии! Приятная дальность атаки, неплохая анимация и достойный урон. А главное, все его умения как будто созданы для того, чтобы выигрывать мид.

Poison Attack идеально подходит для того, чтобы харрасить противника, ведь после первого удара срабатывает замедление, и Viper зачастую может отправить вдогонку еще один. А потом еще один, и еще, пока полностью не отзонит противника от крипов. И приятнее всего то, что Poison Attack не агрит крипов противника.

Nethertoxin отлично помогает добивать вражеских крипов на линии. Даже на первом уровне скилл дает 24 урона – этого более чем достаточно против большинства героев.

Если же оппонент не захочет терпеть унижение и пойдет харрасить Viper в ответ, то столкнется с такой неприятной штукой, как Corrosive Skin. Этот скилл замедляет как скорость передвижения, так и скорость атаки противника, и наносит весьма ощутимый урон, что напрочь отбивает охоту лезть в драку с зеленым змеем.

Ну и Viper Strike гармонично вписывается в картину. Viper получает 6-й уровень и теперь подходить к крипам становится еще опаснее.

Вы все еще не убеждены? Давайте посмотрим, что произойдет, если на 3 уровне вы решили разменяться с вайпером ударами. Помимо базового урона вам прилетит 20 магического урона в течение двух секунд от Poison Attack, еще 40 от Corrosive Skin в течение четырех секунд. Говорить, что Viper наносит +60 магического урона за удар некорректно, ведь если вы продолжаете драться, то яд стакаться не будет, а будет обновляться. Поэтому приблизительно возьмем скорость атаки 1 удар в секунду (что в начале игры очень близко к истине) и получим, что Viper имеет +20 магического урона за удар – по 10 с первого и третьего умений. Кажется, что это не так уж и много – многим героям есть, что на это ответить, но мы еще не все учли. Вспомним теперь про замедление скорости атаки на 20 единиц (по 10 с Poison Attack и Corrosive Skin), замедление скорости передвижения, которое мешает нормально стрейфиться, вспомним про Nethertoxin, который будет давать тем больше урона, чем дольше вы деретесь. А еще на Viper не будут агриться ваши крипы, так что он может выбрать такую позицию, какую только пожелает. И вот, когда Viper окончательно убедил вас в том, что размениваться ударами было не лучшей идеей, вы решили отойти, но на вас уже висит замедление от Poison Attack и Corrosive Skin, и в лучшем случае все закончится еще парой плевков в спину, в худшем – поездкой на фонтан.

Героев, способных хотя бы стоять на равных с Viper, можно пересчитать по пальцам одной руки пьяного фрезеровщика. И даже если на линию против Viper приходят помогать саппорты, они чаще всего не смогут его нормально отзонить. Лучший способ противостоять змейке – попытаться ее убить, что не всегда получается.

Перуанцы из Infamous очень любят Viper. Они активно использовали его в качестве главного оружия для получения преимущества на карте в региональной квалификации, из-за чего на основном ивенте TI7 им практически ни разу его не отдали.

Silencer и Viper – сигнатурные герои Infamous, не пользующиеся большой популярностью в мете, так что большинство команд предпочитали их просто банить. В двух играх перуанцы все же забрали змея. В первый раз это случилось в групповой стадии против Empire, ту игру они выиграли за 30 минут. Во второй раз Viper появился в плейо-фф против OG, и тут уже Infamous ждало столь же быстрое поражение. OG абсолютно не боялись отдать Viper противнику, поскольку прекрасно знают о его слабостях и их стиль игры помогает эти слабости использовать.

Да, все же не просто так Viper непопулярен в нынешней мете, у него есть по крайней мере два больших недостатка, которые отталкивают от него большинство команд:

1) Плохо фармит.

2) Быстро теряет полезность со временем.

Можно было бы приписать третьим пунктом ужасную скорость передвижения Viper, но я от этого воздержусь. Да, это неприятно, но это не главное.

Первый пункт многие назовут спорным. Ну как же, No[o]ne и MidOne, тащили на Viper, имея при этом топовый нетворс на карте. Но нужно понимать, что их преимущество по золоту формируется в первую очередь не за счет фарма, а за счет доминирования – это фраги, снесенные вышки, иногда еще замешан Hand of Midas (тогда можно смело брать -2000 к нетворсу).

Конкретно по скорости убийства крипов Viper проигрывает большинству кэрри, да что там, большинству героев Dota 2. Отсутствие AoE, небольшой DPS при автоатаке, ему просто нечем фармить. Если в игре наступает затишье, когда кэрри обеих команд методично фармят свой лес, изредка выходя на лайн забрать подошедшую пачку крипов, то это почти всегда не на руку змейке.

Введение в игру талантов ощутимо помогло Viper в этом аспекте.

Таланты на 10 и 15 уровнях на +15 к урону и +16 к ловкости не только делают героя еще более злым в драке, но и очень благотворно влияют на скорость фарма. Но даже этого не хватает, чтобы вывести фарм на уровень, достойный кэрри-героя. Ситуацию частично могут поправить Hand of Midas или Maelstrom (а иногда и то, и другое), но не всегда Viper может себе позволить собирать эти артефакты вместо боевых. Почему? Потому что пункт 2).

Довольно показательное сравнение. MidOne взял и Hand of Midas, и Maelstrom. Это значительно усилило его фарм, и он имел топовый нетворс на карте, но игра затянулась, и Empire смогли перевернуть ситуацию в свою пользу, что обернулось поражением для Team Secret. No[o]ne же собирается менее жадно, понимая, что время работает против него, а недостаток в получении опыта от фарма пытается закрыть большим количеством денаев (Timado из Infamous, кстати, также уделяет денаям много внимания). Это позволило ему уверенно привести команду к победе в двух играх из трех, при этом и в проигранной игре до победы было рукой подать.

Что я имею в виду, когда говорю, что герой быстро теряет полезность со временем? Как бы сказал Вася из паба, Viper – это не лейт. Большинство играющих в доту понимают это, но далеко не каждый способен ответить на вопрос, почему Viper становится слабее других керри, даже если собирает хорошие артефакты. Хорошая дальность атаки, добротный прирост статов, сильные таланты, в чем проблема?

А проблема в умениях героя, тех самых, которым я пел дифирамбы выше. Умения Viper очень сильно теряют свою актуальность со временем, они абсолютно не скалируются. Что это значит? Вот возьмем, например, пассивные криты, с ними все понятно. Чем дальше в лейт, тем больше урона у героя, тем больший бонус дают криты. Уворот также усиливается со временем – чем дальше, тем больнее бьют враги, тем большую полезность дает уворот при срабатывании, по факту поглощая больше урона. И во многом поэтому Phantom Assassin, которая обладает и тем, и другим умением, будет хороша в лейте.

Менее тривиальный пример – шипы Bristleback. Вроде бы у шипов фиксированный урон, этим они похожи на умения Viper, но тут есть нюанс. Чем дальше в лейт, тем больше урона спиной впитывает Bristleback, тем больше он выпускает шипов, тем быстрее увеличивается количество стаков этих шипов. По факту скилл усиливается вместе с увеличением EHP Bristleback.

Отлично скалируются все станы – чем сильнее застаненный противник, тем больше полезность стана. То же можно сказать и про другие дизейблы. Хороши умения, которые действуют в процентном соотношении и т.д, – думаю, мысль понятна.

Что же Viper? Урон, который наносят его умения, становится все менее ощутимым для противников. Он почти никак не меняется со временем (немного поднимается с увеличением количества интеллекта героя, но этим, право, можно пренебречь), а количество хп героев противника стремительно растет. Замедление скорости атаки не является процентным, и в лейте практически не ощущается вражескими кэрри. Что у нас остается? Замедление скорости бега. Да, замедление – это хорошо, но это не стан. Стан, очевидно, сильнее замедления, но тут дело еще и в том, что ценность замедления значительно снижается в массовых драках 5 на 5 по сравнению с драками с меньшим числом участников. А в лейте мы чаще всего видим именно тимфайты. Да, чуть не забыл, еще есть 25% сопротивления магии от Corrosive Skin. Это приятно, но не более.

Кстати, мысль про обесценивание замедления в тимфайтах совсем не очевидна, но чтобы ее раскрыть, придется написать отдельную статью, что я, возможно, когда-нибудь и сделаю.

В итоге получаем героя, которого в лейте практически не усиливают его умения. А герой без умений – это как бы и не герой вовсе, а так, сильный крип.

Означает ли это, что Viper безнадежен и не может выигрывать в Dota 2? Конечно, нет. Viper – специфический герой, у которого есть свое окно доминирования. В этом плане он напоминает Alchemist или Meepo.

Alchemist может иметь 6 слотов, когда вражеский кэрри имеет всего 3-4, и за счет этого побеждать. Но при равном закупе алхимик проиграет в драке большинству других кэрри, поэтому его окно доминирования – период, когда он уже затарен по полной, а противнику еще нужно фармить. В этот промежуток времени нужно реализовывать преимущество и побеждать.

Meepo достигает 25-го уровня, когда противники еще только в районе 15. Пять злых кобольдов бегают и убивают с прокаста половину героев, а тех, кто не умирает сразу, окучивают кирками. Период, когда Meepo сильно выигрывает по уровню у героев противника является его окном доминирования.

Что же Viper? Его окно доминирования открывается почти сразу, со стадии лайнинга, но и закрывается намного раньше, где-то в районе 25-й минуты. Нет, это не значит, что после 25-й минуты Viper перестает быть полезным, это значит, что до 25-й минуты он должен создать себе и своей команде преимущество в уровне и артефактах. После того, как закрывается его естественное окно доминирования, Viper должен побеждать уже за счет этого преимущества. Соответственно, и в союзниках у Viper должны быть герои, которые способны захватывать и реализовывать преимущество со старта. Кэрри в команде с мидовым Viper должен быть способен рано включиться в игру, брать какого-нибудь Antimage будет явно не лучшей идеей.

Помимо Infamous, больше одного раза Viper пикала только Virtus.pro. Этот герой идеально подходит под линейный, агрессивный стиль игры российского коллектива, они буквально созданы друг для друга. Три раза VP брала Viper на прошедшем TI. Первый раз это случилось на групповом этапе в игре против Digital Chaos, которую VP выиграла в одну калитку. Второй раз Viper появился уже в плей-офф, в игре против LGD.FY. VP обладала большим преимуществом, снесли одну линию, но не смогла додавить противника (все мы помним тот самый купол). В третий раз VP взяла Viper во второй игре против Liquid и одержала уверенную и единственную в этой серии победу.

Также вспоминается невероятно яркая игра гранд-финала VP vs Secret с The Summit 7 (это там, где VP устроили челледж разных героев). В этой игре No[o]ne полностью раскрыл все возможности Viper.

Прошедший TI был богат не только различными героями, но и различными стратегиями, новыми идеями. Но вот чего действительно было мало, так это фастпушей. Фастпуши стали намного менее привлекательными после изменений, связанных с ростом брони вышек по мере увеличения количества вражеских героев неподалеку.

Самой яркой игрой, в которой была реализована идея пуша, стала первая игра Liquid vs EG. У Liquid был набор из сильных пушащих героев – Broodmother, Lycantrope и Furion. Но их стратегию нельзя назвать классическим фастпушем, это был скорее агрессивный ранний сплитпуш, против которого EG нечем было защищаться. Пока EG сражались с четыремя героями Liquid сверху, снизу их строения методично сносила Broodmother. Таким образом Liquid обошла злополучный бонус к броне вышек.

Если вдруг классический фастпуш вернется в игру по какой-либо причине, будь то очередные изменения баланса, сдвиг меты или новые идеи, одним из первых героев, которых мы увидим в фастпуш-пиках, станет Viper. Viper всегда неплохо заходил в пуш, Nethertoxin работает на вышки, в конце концов. Да и оба таланта 20-го уровня идеально подходят для пуша.

Взгляните на историю последних изменений Viper:

Valve потихоньку апала Viper уже давно, наблюдая, когда же наконец профессионалы обратят на него свое внимание. И сейчас это время настало, Viper уже достаточно хорош, чтобы побеждать на про-сцене, но не все команды еще это поняли. Это герой, который способен доминировать с начала игры, герой, который способен ломать вышки, герой, который способен выигрывать карты. Главное – успеть сделать это, пока карета не превратилась в тыкву.

Жду ваших комментариев. Если вам понравилась эта статья, пишите, про каких еще героев вы хотели бы почитать.

Цифры, статистика, анализ, Dota2. Будем рады видеть вас на нашем канале в Telegram.

Автор
  • StekAttack

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.