Впервые в жизни сыграл в Доту. Там потно, непонятно и больно
От редакции: мы запускаем проект Tome of Noledge, где мы будем с нуля учить играть в Доту Стаса Погорского, редактора нашего игрового раздела. Стас прекрасно разбирается в истории игр и проходит по 50 тайтлов в год (включая консольные эксклюзивы). Человек, который видел в играх все – сможет ли он справиться с Дотой?
Много лет я гордился тем, что не пускал в свою жизнь Доту – хотя в школьные годы потратил тысячи часов на онлайн-игры и даже LoL, после чего с трудом завязал. Dota 2 появилась на моем аккаунте еще в июле 2012 года: я посмотрел тренировку, кажется, сыграл матч с одноклассниками против ботов и забросил. Поскольку тогда игра была не бесплатной, я иногда давал аккаунт друзьям, но сам туда не совался. И был счастлив.
Но вот спустя 8 лет коллеги предложили эксперимент – броситься в современную Доту без какой-либо подготовки и даже теоретических знаний игры. Я согласился и впервые за много-много лет загрузил клиент.
После чего успешно слил пять каток подряд.
Новичкам в Доте делать нечего
Сразу после запуска игры у меня возникло много вопросов. Например такой: что происходит в главном меню? Ответ: «Слишком много всего». Мне понадобилось несколько секунд, чтобы найти неприметную кнопку «Поиграть», зато при входе мне предложили купить какой-то костюмчик для персонажа за абсурдную сумму и сообщили о каких-то ивентах на дотерском языке. Моментальный информационный перегруз: зачем, к примеру, мне знать точное количество уникальных игроков за последний месяц? Чтобы гадать, почему при такой толпе игра ищется по несколько минут?
Четыре репорта: Undying через урон с руки на оффлейне. 9/10, всем советую
К слову, даже начать игру не так просто – сперва ведь нужно выбрать, во что именно я хочу поиграть. «Обычная игра» – но какая? Я выбрал All Pick, но не уверен, что это и есть классический, «правильный» режим. Ладно, кривое меню я переживу.
5 нелепых смертей на Инте. Ловец стрел, ганг на мувик и скрытный Iceiceice
В первой катке я вспомнил, что мне импонировала «горящая дама» – теперь я знаю, что ее зовут Lina – и взял ее. Выбрал мид, поскольку по логике LoL это явный мидер.
Да, лолерский опыт в Доте не то что не помогает, но и мешает. Хочется инстинктивно собирать герою-магу как можно больше предметов на интеллект, игнорируя остальные параметры, но, судя по чужим сборкам, это неправильно. Еще в «Лиге» я старался избегать предметов с активными способностями из-за нелюбви к лишним кнопкам. В Доте нажимать надо даже на сапоги – абсурд!
Уже в игре началось сильное отторжение. Добивать чужих крипов я привык (хотя автоатака той же Lina – какой-то ад), а вот следить за собственными миньонами раздражает. Мне хочется давить оппонента майндгеймами и зонить его своим крипом, а не проигрывать в утомительной мини-игре с кликами по крипам.
Дота перегружена непонятными второстепенными механиками: нейтральные предметы, руны, денаи, смена дня и ночи, иллюзии – уследить за всем невозможно, да и не хочется. В League of Legends даже новичок сможет более-менее разобраться за несколько матчей, после чего ему предстоит годами изучать тонкости, отрабатывать механику и учиться верно принимать решения. В Доте же постоянно чувствуешь, что фундаментально не понимаешь игру – будто впервые за пять курсов пришел на пару по матанализу. Даже с многолетним стажем в MOBA порог вхождения выглядит неадекватным – не представляю, что переживают на моем месте обычные геймеры.
С каким героем умеет играть только OG? Кто всегда выигрывает лейт? Тест Sports.ru по мете квал
Сложилось впечатление, что игра изо всех сил пытается казаться неприступной и невероятно заумной, будто это что-то крутое и почетное. На самом деле Дота так нарушает базовые правила геймдизайна – поэтому удивительно, что она вообще жива и имеет хоть какую-то популярность. Не удивлюсь, если дотеры не уходят только из-за того, что уже потратили слишком много времени на изучение (не)нужной теории и тем самым заслужили некую элитарность.
Конечно, это просто теория.
Дота несмотрибельна
Даже при желании (или условном редакционном задании, как у меня) к игре банально сложно подступиться. Я смотрю на экран и вижу какую-то серо-зеленую неинформативную кашу, хотя со зрением у меня все в порядке. Невыразительные модели героев привлекают меньше внимания, чем абсурдно детализированное окружение, ориентироваться на местности без миникарты у меня пока совершенно не получается.
Хуже всего слишком минималистичные и блеклые спецэффекты – я просто не считываю визуально происходящее в бою. За пять игр запомнились только кровавый кружок Бладсикера и нашествие чьих-то паучков. Остальные способности я (не) различаю только постфактум, по количеству полученного урона.
Три месяца назад Slardar был никому не нужен. Сейчас он рвет пабы
Визуальный стиль в целом – катастрофа. Пересматривая скриншоты, я вижу только зеленые и красные полоски жизни, плывущие по лесу. Герои (повторюсь, слишком невзрачные) при этом выглядят каждый раз по-разному из-за кастомных шмоток – это в десять раз хуже цельных скинов Лиги Легенд. Кто бежит ко мне навстречу? Пока не посмотрю имя героя, не пойму ни за что.
То же касается и визуальной мощи героев. Тут не получается подсознательно понять, насколько больно тебе сейчас прилетит. Анимации не отображают силу умения – я как-то полкарты бежал от каких-то устрашающих феечек, которые почти не нанесли урона, но через минуту практически взорвался от совершенно невыразительного скилла, выглядевшего так, будто на меня кто-то косо посмотрел. С авто-атаками та же история: бьете друг с друга с определенным уроном, пока оппонент не решит шарахнуть на пол HP визуально той же самой атакой, что и секунду назад. Умом понимаю, что он в этот момент активировал какую-то способность, предмет или прокнул чем-то – но ничего такого не вижу.
Боевая системы Доты глазами новичка – чисто мем «4:19 – 4:20» во всех возможных проявлениях. Если в футбольном матче можно чувствовать вовлеченность, зная только правило «люди в этой форме должны забить в ворота людям в другой форме», с Дотой это вообще не прокатывает.
* * *
Несмотря на бесконечные жалобы на все аспекты Доты, с ней я еще не закончил. К следующему разу я немного изучу азы механик – раз мои знания оказались неприменимы – и попробую прощупать, за что вы так любите эту игру. А пока можете давать советы в комментариях: сильные герои, удобные билды, лайфхаки и все что угодно.
Возможно, что-то из этого я даже пойму.
Я когда начинал играть в Доту, поставил ульт Омника на пробел чтобы по нему не промахнуться и к концу игры забывал доедать стартовые танго.
Ну и с косметикой тоже удивил - в Доте есть шмотки, сильно меняющие героя, но черт, новичку смореть на скины лоле сущий ад - вообще не понимаешь, who is who.
И насчет механик - в 95% игр, тем более на старте, тебе вообще не нужны тонкости типа "что мне со смены дня и ночи?", причем понимание этого приходит, если сыграть ровно одну игру на Найт Сталкере.
А если честно, чувак никогда не игравший в доту, но игравший в лол, будет менее объективен, сем человек, который никогда не играл в моба.
Проще говоря он привык к определенным механикам в одной игре, а когда увидел, что в другой они работают иначе, то конечно это просто ужас какой-то, как так?
Тогда как абсолютный новичек, либо станет учиться и постепенно понимать Доту, как это все делами мы с вами. Либо подумает, что это не для него, и тупо вырубит. Вот вся соль.
Либо стоит разделить текст на эти две части, либо избавиться от одной из них?
Совершенно согласен с тем, что существующие механики затрудняют вход в игру для новичков, они для олдов-то не всегда понятны. Тот же НС их открывал чуть не по программным кодам игры.
Но тут же говорите о том, что все невзрачное и блеклое, не то, что в лоле. Наверное, это вксовщина, к примеру, мне наоборот кажется, что мультяшная и излишне пестрая картинка в лоле утомляет.
просто интерес стилистики написания, без негатива
Ну а дальше несколько подмеченных мной моментов:
1) "Еще в «Лиге» я старался избегать предметов с активными способностями из-за нелюбви к лишним кнопкам. В Доте нажимать надо даже на сапоги – абсурд!"
Вообще это очень сильная вкусовщина, но если так сильно не нравится играть на подобных героях, то рекомендую обратить внимание на героев, специализирующихся на физическом типе урона (в основном, это керри). Маги, как бы говоря, не зря "кастерами" зовутся, ничего удивительного в необходимости нажимать много кнопок на подобных героях не вижу. У "Физовиков" тоже есть активные предметы (Black King Bar, Manta Style, например), но и много пассивных (к примеру Butterfly, Daedalus, Desolator).
От себя бы посоветовал, наверное, обратить внимание (как минимум попробовать) на Phantom Assassin, Sniper (но аккуратно, Снайпера очень легко убить, надо держать грамотно позицию). Героев можно перед матчем опробовать в их вкладке (там же можно взять и купить им все предметы и примерно понять как что работает). Используй руководства от других игроков. Их можно смотреть как до игры во вкладке героя, так и во время матча, внутри магазина. Проверь перед игрой где это именно, что потом не искать и не терять время. От себя бы посоветовал руководства от человека с никнеймом ImmortalFaith, легко ищется среди руководств на Английском языке (по языку можно фильтровать).
2) "Уже в игре началось сильное отторжение. Добивать чужих крипов я привык (хотя автоатака той же Lina – какой-то ад), а вот следить за собственными миньонами раздражает. Мне хочется давить оппонента майндгеймами и зонить его своим крипом, а не проигрывать в утомительной мини-игре с кликами по крипам."
Уже упомянули до меня, но это неверный вывод. В макро это даёт куда больший набор возможных действий для удержания линии в нужной тебе позиции. Например, можно заденаив своих крипов, вытянуть линию на себя, из-за чего вражеский мидер выйдет из под своей вышки и даст возможность саппорту зайти в спину и убить его. "Мини-игрой с кликами по крипам" вообще любой лайнинг в любой МОБА назвать можно, было бы лишь желание.
3) "В League of Legends даже новичок сможет более-менее разобраться за несколько матчей"
Из своего опыта - нет, вот вообще нет :D Думаю, это общая черта игр этого жанра. Как раз полгода назад пытался начать играть в Лол, и за игр 10-15 даже близко не пришло понимание того что происходит, очень часто ловил себя на мысли что я тупо не знаю что я сейчас должен делать. Причём это не оправдание Доты, это скорее к тому, что и Вальвам, и Риотам стоит сильно улучшить внутриигровое обучение.
4) "Дота несмотрибельна"
Все рассуждения под этим заголовком вызывают глубокое удивление, учитывая что до этого игра постоянно сравнивалась с Лигой. Претензия вроде бы по делу, но раз уж начали сравнивать с Лигой, то сравнивать до конца? Но даже если отбросить Лигу - с категоричным утверждением про "минималистичные" эффекты не могу согласиться. Автор, вот, играл за Лину, неужели её эффекты ему показались "минималистичными" и "не отражающими свою силу"?
5) "Если в футбольном матче можно чувствовать вовлеченность, зная только правило «люди в этой форме должны забить в ворота людям в другой форме», с Дотой это вообще не прокатывает."
А с какой МОБОЙ прокатывает? Я Лигу тоже с трудом понимал, в основном, когда смотрел за Аноксами на ЧМ, ориентировался на золото/снесённые вышки, и по этому пытался понять кто ведёт. Т.е. на то, что общее для обеих игр.
В футболе есть полевой игрок и вратарь. В плане спеллов всё, других "героев" нет. И то отличие только в том, что один не может играть руками, а другой может. Условно как если бы в Доте обе команды состояли из 5 Лин, у 1 из которых была бы ульта, а у других - нет.
В киберспорте из простых и понятных видов спорта в основном только шутеры, как пример - КС-ка или ПУБГ. Из не-шутеров в голову приходит только Рокет Лига. Да и то, "пограничные" с мобой виды шутеров (Овервотч, Радуга) уже сильно труднее для понимания.
быть может, стоит прикрутить к лолу хотябы несколько интересных механик, чтобы привлечь мое внимание. но, увы, игра не для тех, кто любит скилл и умеет что-то изучать в игре КРОМЕ собственного персонажа
Это старая проблема подобных игр, сложная игра - сложно научиться. Но ведь в этом и прелесть нашей жизни! Вы можете играть на треугольнике (музыкальный инструмент), а можете на скрипке. Можете каждый день есть пельмени, а можете готовить что-то сложное.
Чудесно, что у нас есть выбор. Грустно, что в последнее время все чаще компьютерные игры теряют идентичность (сводясь, к примеру, к захвату вышек).
P.S. Мне очень помогли просмотры записей про игр - посмотрите финалы интернешенлов, это интересно, даже без понимания механик)
Стоит адаптироваться именно под эту игру, а не упрекать ее в том, что она не такая в какую я играл до этого
На самом деле хочу найти героя, который очень тащит, если попадать скиллами.
Если абстрагироваться, это что-то из разряда: я мастер по шашкам, и развалю вас и в шахматах, бла бла бла. СТОП, как это есть кодификация каждого дебюта начиная от А00 до Е99, и то что количество возможных ходов с каждым последующим становится все больше и больше. И это я ещё не говорю про использование геометрии и математического расчёта при заготовке комбинации с жертвой, и анализом всевозможных ответов на это...
Короче статье минус, иди в свой лол, раз тебе лень почесать голову и подумать на три-четыре минуты наперёд.
Я бы предложил начать с саппорта - в начале все равно между ними разницы особо нет. Берете шадоу шамана, витч доктора, феечку, лича и идете с кором на линию. вот там да, вовремя прожать кнопки на линии чтобы спасти кора или убить противники - довольно очевидно.
А вот что делать по игре- ну через несколько месяцев будет понятно)