Just like old times
Блог

Новый «Сталкер» провалится. Мы не знаем, чего хотим, но заранее знаем проблемы

Радоваться пока нечему.

После выхода «Сталкера» резко вырос – особенно в странах СНГ – интерес к Чернобылю. Зону отчуждения романтизировали, да и слово «Сталкер», существовавшее задолго до выхода игры, стало часто употребляться в массовой культуре именно после релиза шутера. Родился настоящий культурный феномен.

«Сталкер 2», если кто не помнит, анонсировали аж в 2010 году, и только теперь появилась хоть какая-то уверенность в его релизе. Прямо сейчас мы наблюдаем воскрешение одного из утерянных проектов. Тем не менее оправдает ли он огромные ожидания фанбазы?

У первого «Сталкера» были три непохожих части. И у каждой – свои фанаты

Оригинальный «Сталкер» сопровождали громкие обещания и большие амбиции, по-настоящему МАСШТАБНАЯ рекламная кампания. Разработчики трубили о бесшовности мира, проработанных и открытых для исследования жилых помещениях, умном ИИ, инновационной иллюзии жизни, естественности природных барьеров (никаких кишкоподобных локаций), сложности выживания без аптечек-волшебных-палочек и о правдоподобном транспорте с ручной коробкой передач.

По итогу вышла проблемная в техническом плане игра со странной стрельбой и множеством однотипных квестов в стиле «подай-принеси». Транспорт оказался декоративным, а аптечек – аж три вида. Плюс бинты. И все же это была холодная, мрачная, атмосферная игра с неплохой историей. Она задумывалась так, чтобы основой геймплея была сюжетная цель, чтобы врагов было не больше, чем того требует история, чтобы весь геймплей не превращался в сплошное месилово. Это был «Морровинд» с пушкой (читай – «Фоллаут») в родных декорациях. Игру полюбили.

Через год после релиза «Тени Чернобыля» вышло «Чистое небо». И оно аудитории зашло похуже, потому что игра стала смахивать на насыщенный линейный боевик и потеряла гнетущую атмосферу постапокалипсиса. Раньше появление любого человека на горизонте создавало напряжение, а здесь же можно в принципе забыть, что Зона была безлюдной. Врагов много, игрок в постоянном экшене, почти без передышки – иронично, но в ЧН вышло именно так, как не хотели делать в ТЧ. Плюс избитый сюжет с войной группировок, и ох уж этот стационарный пулемет на кордоне, где ты штурмуешь блокпост под градом пуль, будто в аттракционе про Вторую мировую.

Похоже, разработчики толком и не поняли, чем аудитории приглянулась основная игра серии. При всем этом «Чистое небо» хвалили за визуальную составляющую и аудиодизайн, но катастрофические проблемы с оптимизацией на релизе так сильно мозолили глаза, что среднестатистический игрок вспомнит из «Чистого неба» только боль внезапных крашей.

«Зов Припяти» стал страшнее, на что намекает очевидная аллюзия на «Зов Ктулху» в названии. Как раз с «Зовом Припяти» у меня связаны болезненные воспоминания о гнетущей тишине и обитающих в ней скримерных псах. У этой части похуже сюжет, чем в ТЧ, но RPG-составляющая перестала быть ненужным отростком, как в первых двух играх. Здесь уже завезли что-то похожее на полноценный отыгрыш роли, как минимум потому, что каждый квест – отдельная насыщенная и интересная история, даже с кат-сценами. Здесь и более совершенный ИИ – NPC ведут себя естественнее, мутанты действуют более разумно, – и новые игровые механики, и значительное влияние действий игрока на концовку. «Зов Припяти» зашел игрокам побольше «Чистого неба», а во многом и побольше «Тени Чернобыля».

5 модов «Сталкер: Зов Припяти», которые обожают игроки

Прикол в том, что обычно поклонники одной игровой вселенной более-менее сходятся во мнениях касаемо лучшей и худшей части серии. У «Сталкера» же с этим сложно, и контрасты восприятия удивляют. Фанаты не могут определиться, какая игра лучше: что цепляет, а что отталкивает. 

Итог таков, что разработчики выкатили три непохожие игры чуть ли не разных жанров, которые сложно сравнивать. Идеальной для всех так и не случилось.

Мы любим «Сталкера» из-за ностальгии. А это обманчивая штука

Культ вокруг «Сталкера» удивляет, ведь – давайте будем честны – игра не отличается необычным геймплеем или суперинтересной историей. Или хотя бы историей оригинальной, ведь у разработчиков было много источников вдохновения на грани проблем с авторскими правами. Тут и «Пикник на обочине» Стругацких, и «Сталкер» Тарковского, и «Третья планета» Рогожкина… А вы думаете, почему Stalker стал S.T.A.L.K.E.R.? А вот уже и другое слово, а вот уже и не притянете за копирайт!

Что там было еще? Обещанный полноценный открытый мир не случился. Тогда для перехода с асфальта на возвышенность приходилось немножко постоять в ожидании подгрузки, условная открытость была грубо скреплена толстыми швами. Да и эти кусочки мира, в целом, не очень проработанные. В том же «Зове Припяти» все жилые здания в самой Припяти недоступны для исследования, двери заколочены и окна забиты. Пропадает желание в принципе проявлять себя как исследователя таинственной и потенциально наполненной загадками территории. В других играх серии большая часть квартир закрыта (а те, что открыты – пусты и однообразны) – несмотря на обещания разработчиков, опять-таки. А ведь многое внутри этих жилых зданий могло мощно повлиять на атмосферу отзвуками некогда живших здесь семей. Далее обещали нелинейность прохождения – сделали разве что вариативности концовок. Здесь нет и особо запоминающихся персонажей (Сидорович не считается)! О геймплейных нюансах мы уже говорили. Так в чем соль?

Видимо, в атмосфере. На атмосферу играет сеттинг, который явно поспособствовал народной любви в странах СНГ. Потому что тот же «Фоллаут» или «Метро» хоть и обладают схожей тематикой постапокалипсиса, но родным-то веет именно от «Сталкера». Эстетика пятиэтажек, так сказать, и всего постсоветского. Также «Сталкер» небрежно заигрывает со страхом. Сталкеры – опасны. Мутанты – еще опаснее. Аномалии – смертельно опасны. Отсюда вытекает и общее ощущение от игры: тревожная, мрачная, тягучая атмосфера хоррора. Мистика, окутывающая Зону, и ее тишина пугают даже больше, чем все мутанты вместе взятые. Ах да, еще перестрелки в закрытых пространствах, вот это настоящий страх. Даже п-а-н-и-к-а. Доставляет дискомфорт и гнетущий саунд (кстати, советовала бы послушать в отрыве от игры – все равно до мурашек).

Так что же есть у «Сталкера», кроме уникальной атмосферы и долгого ожидания следующей части? Только мемы и моды, нескончаемый поток мемов и модов. CHEEKI BREEKI, вы же понимаете.

Культ ожидания «Сталкера 2» сродни ожиданию третьей «Халфы». Кажется, игроки сами не до конца понимают, чего ждут, но ждут. Можно сказать, что ждут они с выхода «Тени Чернобыля», потому что полноценного продолжения по факту не было, только DLC. Это почти 15 лет, выходит? И чем увенчается это ожидание?

Даже в трейлере полно багов. Еще ни один «Сталкер» не выходил чистым

Шесть лет игра считалась полностью отмененной. И у фанатов максимально завышенные ожидания. Может, если разработчики уж вернулись к «Сталкеру», то сделают то, что обещалось с самого начала? Атмосферный, мрачный, нелинейный проект с настоящим открытым миром и действительно качественной иллюзией жизни?

Грустная тенденция: фанаты «Сталкера» ждали чего-то особенного каждый раз – и каждый раз разработчики тянули из игры в игру все те же проблемы и недоработки. Поэтому ситуация со «Сталкером 2» очень шаткая. 

 

Как минимум разработчики сыграют на ностальгии. Правда, и тут загвоздка: команду распустили и собрали заново, так что в GSC Game World от былых разработчиков толком никого не осталось. Вернули только ведущего программиста, ответственного за старые игры франшизы, буквально год назад. На этом все. А видели ли вы трейлер? Презентацию игры, которая по идее должна показывать игру с лучшей стороны? В нем одном багов уже слишком много: то оружие пропадает, то люди под текстуры проваливаются. Конечно, время на доработку еще есть – но, кажется, все это мы уже видели и проходили. И знаем, чем это заканчивается. Нет, CJ, я не смотрю на тебя. Еще и эта настройка зубов для «уникальной» улыбки каждого сталкера… Вы ведь помните кастомизацию гениталий в «Киберпанке»? Одно к одному.

Трейлер в принципе не порадовал: анимации кажутся неестественными, у некоторых персонажей очевидный рассинхрон губ и звука или просто странная мимика. Физика устаревшая, стрельба… не ощущается. Не чувствуется отдача оружия и попадание в противника. Хотелось бы сочный шутер, раз уж стреляем. Да и озвучка похожа на любительскую и вызывает легкий, как у нас в русских деревнях говорят, к р и н ж.

* * *

Был ли такой случай, чтобы никто не ворчал о более зеленой траве? «Матрица» вот провалилась. Как и новые «Охотники за привидениями». Ну и «Звездные войны» так не первый раз делают. А «Масс эффект» за пределами оригинальной трилогии вызывает только раздражение своими упоминаниями персонажей из прошлого. И сколько в третьей «Борде» будут упоминать Красавчика Джека – столько раз мы и будем с тоской вспоминать прошлые части. 

Ностальгии очень сложно угодить, в любом случае. А помимо нее – проблемы прошлых частей очевидны, от этого и проблемы новой части на поверхности. Был ли «Сталкер» всего лишь продуктом своего времени, которое уже ушло? Увидим в апреле 2022-го, если «Сталкер 2» релизнется в срок.

16 самых ожидаемых игр 2022 года

Новые подробности «Сталкера 2»: огромная Зона, нелинейность и пси-олени (но без кооператива)

Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition
32%
GTA The Trilogy: The Definitive Edition
Battlefield 2042
14%
Battlefield 2042
Call of Duty Vanguard
6%
Call of Duty Vanguard
Far Cry 6
8%
Far Cry 6
efootball PES 2022
30%
efootball PES 2022
Другая игра
10%
Balan Wonderworld

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные