Фил больше не дерет: как Microsoft хоронит Xbox
Компания без стратегии.
Очередные массовые увольнения в Microsoft вновь заставили всех обсуждать настоящее и будущее корпорации. Правильно ли поступило руководство? Уйдет ли Фил Спенсер? Почему компания, год за годом показывающая рекордные прибыли, сокращает сотрудников?
С разных сторон слышны оправдания: да, разработчиков жалко. Да, фраза Фила Спенсера – «Xbox крепок как никогда» – в письме для сотрудников с обоснованием увольнений звучит как издевательство. Но «это капитализм, детка»: выживают сильнейшие, эффективный бизнес требует сложных решений и бла-бла-бла.

Вот только дело не в самих увольнениях, отменах и закрытиях. Они лишь маркер того, что Microsoft – фантастически неэффективная компания, которая не умеет разрабатывать, продавать и продвигать игры, управлять студиями и уже убила свою вторую по счету игровую консоль. И никакого парадокса с рекордными финансовыми показателями тут нет, потому что Microsoft Gaming – это мартышка с практически бесконечным мешком денег. В этом тексте я разберу:
почему все успехи игрового подразделения Microsoft – результат безудержных трат;
как Microsoft убила Xbox Series X/S, превратив ее в ужасную консоль как для потребителей, так и для разработчиков;
почему хаос и непоследовательность – основа игрового бизнеса Microsoft;
и как GTA 6 доказывает, что у Microsoft нет никакой долгосрочной стратегии.
Что случилось?
В июле 2025 года, в период массовых увольнений в Microsoft, игровое подразделение корпорации:
лишилось около двух тысяч человек из более чем десяти студий, в том числе Rare, Blizzard, Raven Software, ZeniMax Online Studios и других;
издательство закрыло студию The Initiative, созданную семь лет назад, которая, так и не выпустила ни одного проекта;
были отменены игры Perfect Dark, Everwild и MMO от создателей The Elder Scrolls Online.
До этого:
в январе 2024 года Microsoft сократила 1900 сотрудников Activision Blizzard и отменен Project Odyssey, «выживач» от Blizzard;
в мае того же года были закрыты студии Tango Gameworks, Arkane Austin, Alpha Dog Games и Roundhouse;
Фанаты The Evil Within и Prey в ярости. Microsoft закрыла сразу четыре игровых студии
в сентябре 2024-го дополнительное сокращение 650 человек, в основном в мобильной King.
Может показаться, что речь идет о компании в глубочайшем кризисе. А между тем в 2023 году Microsoft купила Activision Blizzard за рекордные $68,7 млрд, а в 2024 финансовом году выручка игрового подразделения составила $21,5 млрд – третье место среди всех компаний после Sony и Tencent.

Microsoft – компания с практически неограниченными ресурсами
Любой разговор об эффективности крутится вокруг возможностей и денег. В прошедшем сезоне РПЛ «Зенит» стал вице-чемпионом, а «Динамо» Махачкала с трудом спаслась от вылета. Однако если взглянуть на бюджеты команд лиги, то неудовлетворительным окажется результат именно питерской команды. Microsoft на игровом рынке – это мадридский «Реал», который способен на все.
Большинство даже не осознает, насколько это огромная корпорация. Игровое направление с Филом Спенсером, Xbox, 35 млн подписчиков Game Pass и прочим – лишь одно (и далеко не самое крупное) подразделение большого Microsoft с его Windows, облачными сервисами и отчаянными попытками угнаться за лидерами сферы ИИ. Годовая выручка гигантской корпорации превышает оборот всей игровой индустрии – $254 млрд против $180 млрд. Да, одна компания зарабатывает больше, чем вместе взятые Valve, Sony, Nintendo, Tencent и ваш сосед, сделавший за пару ночей игру в RPG Maker.
Microsoft – это более 220 тысяч сотрудников, офисы в 190 странах, десятки дочерних компаний и подразделений (Azure, Windows, Office, Xbox, LinkedIn и др.) и рыночная капитализация, превышающая $3 триллиона.
Microsoft хочет купить Valve. А насколько это возможно?

И эта махина использует свои ресурсы на игровом рынке по максимуму. $68,7 млрд за Activision Blizzard – не просто крупнейшая сделка в игровой индустрии (до этого рекорд – покупка Take-Two мобильной Zynga за $12,7 млрд). За эти деньги можно было разработать как минимум 30 игр уровня GTA 6 или более 6 000 лет содержать студию Tango Gameworks. Не стоит забывать, что за два года до сделки с Activision Blizzard компания купила ZeniMax Media «всего» за $7,5 млрд.
Помимо колоссальных финансовых ресурсов, у Microsoft есть развитая инфраструктура, доступ к крупнейшим IP и студиям, платформы с миллионами пользователей, прямая интеграция с Windows и облачными сервисами. В общем, все для того, чтобы доминировать в игровом секторе. Но вместо этого…
Microsoft купил Activision Blizzard! Рассказываем историю сделки в гифках с котиками
Microsoft убила Xbox Series X/S
Хватит делать вид, что ничего не произошло – пора признать поражение Microsoft в очередной консольной войне, которая и без того выдохлась к сегодняшнему дню и ощущается как атавизм. К марту 2025 года Sony продала 78 млн PlayStation 5. Последние данные о продажах Xbox Series X/S датируются июнем 2024 года – 28 млн штук. Впрочем, отставание в 2,5 раза не самое страшное: по оценкам аналитиков, темпы продаж Series на 19 % ниже, чем у признанной всеми провальной Xbox One.

Причем «убийство» произошло на фоне худшего консольного поколения в истории PlayStation: слабые эксклюзивы, скандалы, отмены игр и «хиты» вроде Concord. Главный конкурент сделал все для успеха Xbox Series, но Microsoft не дала своей консоли ни единого шанса:
Ни на старте, ни спустя годы на платформе так и не появилась игра, которую можно было бы назвать полноценным системселлером. Все из-за хаоса в управлении студиями, отмен проектов, отсутствия внятной производственной стратегии, частой смены приоритетов, плохой коммуникации между командами и неэффективного распределения ресурсов (подробнее все это разберем в следующей главе).
Выпуск Xbox-эксклюзивов сначала на ПК, а затем и на PlayStation 5 сделал покупку консоли бессмысленной для значительной части потребителей. Зачем тратить деньги на Xbox, если все ключевые игры доступны на других платформах?
Серьезным просчетом в итоге стал выпуск Xbox Series S. Она не только «съедает» продажи старшей Series X (от 55 % до 75 % продаж), тем самым снижая потенциальную прибыль Microsoft, но и создает технические ограничения для разработчиков. Именно из-за необходимости адаптировать игры под младшую модель владельцы Xbox не получили на старте Baldur’s Gate 3 и Black Myth: Wukong, два важнейших мультиплатформенных хита последних лет.
Бренд Xbox лишился своей идентичности. Если раньше платформа ассоциировалась с шутерами, гонками и мультиплеерными сервисами, то сегодня все эти ниши заняты конкурентами: Call of Duty и Forza доступны везде, а в кооперативе доминируют мультиплатформенные проекты и Nintendo Switch с ее семейными хитами.
Без консолей Xbox индустрию ждет застой. Фил, ничего не трогай!
Microsoft Gaming не умеет разрабатывать, рекламировать и издавать игры

Зайду с козырей – выпустила ли Microsoft с 2014 года, когда Фил Спенсер возглавил игровое подразделение, хоть один игровой блокбастер уровня Marvel’s Spider‑Man, Ведьмака 3 или The Legend of Zelda: Breath of the Wild?
Нет. Безусловно, если долго вглядываться в бездну линейку игр от внутренних студий компании, можно найти достаточно успешные проекты: Forza Horizon 4 и 5, Halo: The Master Chief Collection, Gears of War 4, Gears 5. Но все это игры, не добравшиеся до статуса важнейших релизов десятилетия.
Ладно, с культурным влиянием не получилось, может, с продажами все хорошо? Если судить по информации из открытых источников, за последние 10 лет всего одна игра Microsoft, в названии которой нет словосочетания Call of Duty, преодолела гроссмейстерский рубеж в 10 млн копий – Forza Horizon 4.
Microsoft превратилась в шапито. Но фокус с исчезновением студий – чудовищный
Есть и другая любопытная закономерность: после перехода студий под крыло компании их игры часто начинают демонстрировать заметно более слабые результаты. Возьмем Starfield, казалось бы, солидный старт: более 300 тысяч игроков в пике в Steam. Но это все равно меньше, чем у Fallout 4 (пик – 472 тысячи человек), которая вышла в 2015 году. Текущая активность геймеров в Starfield в пять раз ниже, чем у Skyrim: Special Edition (25 тысяч против 5 тысяч). Неудивительно, что, согласно сообщениям инсайдеров, Bethesda больше не планирует выпускать крупных DLC для игры. Получается, у Microsoft не получилось превратить в однозначный успех даже новую RPG от Bethesda – «Скайрим в космосе», проект, который позиционировался как главная RPG десятилетия. И это далеко не единичный случай. У DOOM Eternal пиковый онлайн в Steam 100 тысяч игроков. DOOM: The Dark Ages, уже под контролем Xbox, стартовал лишь с 31 тысячи.

Казалось бы, парадокс: у Microsoft есть популярные франшизы с миллионами фанатов, десятки студий, технологии, Game Pass, собственная консоль и почти безграничные финансовые ресурсы. Но стоит взглянуть на то, как компания управляет своим игровым бизнесом, и все сразу становится ясно. В аттракцион невиданной щедрости управленческого хаоса входит:
Закрытие перспективных и признанных студий, например Tango Gameworks и Arkane Austin.
Массовые увольнения в командах, разрабатывающих успешные с финансовой точки зрения игры. Последние сокращения затронули, к примеру, Raven Software (разработчики Call of Duty) и Turn 10, создателей Forza Motorsport.
Проблемы с контролем качества. Сырые игры с огромным количеством багов выходят как от внутренних студий (Redfall, Starfield), так и от партнеров – S.T.A.L.K.E.R. 2.
Непоследовательность в принятии решений. Руководство Microsoft публично называло Hi-Fi Rush «огромным успехом» и заявляло о планах увеличить количество сотрудников Tango Gameworks до 180 человек, а уже через два месяца студию закрыли. Команда, которая разрабатывала MMO Everwild, получила исключительно положительную обратную связь от боссов Xbox. По словам инсайдеров, у Фила Спенсера пришлось «отбирать геймпад», настолько ему понравилась игра. Через три месяца проект отменили.
Вы зря радуетесь поглощению Activision. Microsoft убивает собственные серии

Отсутствие внятной маркетинговой стратегии. Многие игры выходят без полноценной рекламной кампании. О Hi-Fi Rush большинство узнало уже после релиза. Первый Hellblade, при куда меньшем бюджете, стал заметным событием. Вторую часть будто забыли прорекламировать. Разработчиков Avowed буквально оставили в одиночестве на растерзание игрокам и журналистам, активно критиковавшим игру задолго до ее релиза.
Microsoft буквально забывает о некоторых студиях и проектах на годы. Многие оправдывают закрытие The Initiative тем, что студия за семь лет так и не выпустила ни одной игры. Но Фил Спенсер ее не случайно в зимней куртке нашел. Microsoft с пафосом открыла студию в 2018 году, одобрила план разработки и бюджет Perfect Dark. Поэтому если спустя годы студия не показала результата, это не только провал команды, но и управленческий провал самой Microsoft.
Говорят, что эксклюзивы Microsoft выйдут на PlayStation и Nintendo. Xbox – все?
С Game Pass все тоже неоднозначно

Game Pass – «священная корова» и ключевой элемент стратегии Microsoft на рынке. Именно ради роста аудитории подписочного сервиса компания добавляет туда игры в день релиза, отказалась от эксклюзивов и приобрела Activision Blizzard. И на первый взгляд стратегия работает: в 2022 году у Game Pass было около 25 млн подписчиков, а по последним оценкам порядка 35 млн. Конечно, до 100 млн к 2030 году (именно такие планы у Microsoft, согласно внутренним документам) еще далеко, но рост все равно впечатляет.
Однако в реальности количество подписчиков игровых сервисов Microsoft, скорее всего, уменьшилось. ЧТО??? ДА!!! Математика такая: до 2023 года у компании было две подписки – Game Pass (25 млн пользователей) и Xbox Live Gold (11–13 млн), более дешевая подписка, которая давала доступ к онлайн-функциям. В 2023 году Microsoft включила Gold в Game Pass в виде отдельной подписки Game Pass Core, и фактически просто «добавила» старых подписчиков в общую статистику. Получается, что Microsoft не столько нарастила аудиторию, сколько пересчитала уже существующих пользователей.
Поэтому за этим красивым числом в 35 млн может скрываться снижение интереса к Game Pas. Многие аналитики отмечают, что прирост новых пользователей замедлился особенно на фоне повышения цен, дефицита эксклюзивов и слабого позиционирования Xbox. А значит, стратегия «все игры в подписке», хоть и эффектная в краткосрочной перспективе, может негативно повлиять на устойчивость всей игровой экосистемы компании.

Microsoft Gaming – неэффективный бизнес
За последние годы выручка игрового подразделения компании выросла в два раза. Кажется, вот он – успех. Однако достигнуты эти показатели были исключительно благодаря тем самым рекордным покупкам. Третье место среди всех игровых гигантов мира по выручке – $21,5 млрд в 2024 году, обеспечило приобретение Activision Blizzard. Без нее выручка игрового подразделения, наоборот, сократилась бы на 4% по сравнению с 2023 годом.
Более того, предыдущий раз Microsoft демонстрировала заметный рост в 2021 году – плюс $3,8 млрд. И снова причина не в эффективности стратегии, а в приобретении ZeniMax Media (включая Bethesda) за $7,5 млрд, чья годовая выручка до сделки составляла как раз около $3 млрд.
На первый взгляд, логика кажется понятной: больше вкладываешь – больше зарабатываешь. Но все упирается в масштаб трат. Microsoft потратила почти $70 млрд на одну только Activision Blizzard, а по самым оптимистичным оценкам, чистая прибыль ее игрового подразделения не превышает $3 млрд в год. Иными словами, чтобы окупить сделку, понадобится 25–30 лет. Такую бизнес-модель сложно назвать эффективной, особенно в условиях стагнации консольных продаж и отсутствия хитов от внутренних студий. Это огромный срок, всей индустрии видеоигр в нынешнем виде чуть больше 40 лет. Делать такие вложения – все равно что взять в ипотеку квартиру на Луне.
При этом уже сейчас покупка негативно сказывается на игровой экосистеме Microsoft.
42 способа, как Microsoft потратить 60 млрд долларов. И не покупать Activision Blizzard

Microsoft закрывает студии, чтобы отбить инвестиции — и это тоже ужасное управленческое решение
Волна массовых увольнений в игровом подразделении компаний началась именно после сделки с Activision Blizzard. Безусловно, действия корпорации вписываются в общий тренд на повсеместное снижение затрат в IT-отрасли после пандемии. Но вряд ли реструктуризация была бы настолько значительной без необходимости покрыть издержки от крупнейшей сделки в индустрии.
Игровое подразделение Microsoft вынуждено закрывать студии и увольнять сотрудников, которых без покупки Activision Blizzard удалось бы сохранить. Потому что оно должно показать инвесторам, что делает все возможное для возврата рекордных инвестиций. Фактически компания оказалась в положении студента, который после покупки айфона вынужден экономить на завтраках.
Вместо долгосрочного развития игровой экосистемы и вложений в перспективные проекты Microsoft делает ставку на сокращение расходов и краткосрочные метрики. В итоге меньше студий, меньше игр, меньше контента. А значит, меньше подписчиков и, в конечном счете, меньше денег.
Эти решения бьют не только по будущему игрового подразделения, но и по его репутации. Это подрывает доверие как у игроков, так и у разработчиков. Зачем вкладывать все усилия в разработку игры, если ее в любой момент могут отменить? Если даже положительные отзывы и престижные награды не гарантируют студии выживания?

Microsoft постоянно меняет стратегию
За последние годы компания уже несколько раз радикально меняла стратегию игрового направления. Каждый раз такой разворот сопровождался финансовыми потерями и репутационными издержками.
В начале 2010-х компания делала ставку на мультимедийную платформу. Xbox One позиционировали как центр развлечений, а не игровую консоль. В результате провальные продажи и поражение в консольной гонке с PlayStation 4.
Затем Microsoft сделала поворот в сторону создания игровой экосистемы вокруг Xbox и Game Pass как «Netflix от мира видеоигр». Корпорация начала активно скупать средние и небольшие студии (Ninja Theory, Playground Games, Double Fine Productions), обещая им творческую свободу, а игрокам огромное разнообразие контента. Подписка стала основным способом потребления, а лозунг «все наши игры – в первый день в Game Pass» превратился в ключевое маркетинговое оружие.
4 эксклюзива Xbox выйдут на PlayStation 5 и Switch. Microsoft действительно меняет свою стратегию
А потом случилась сделка с Activision Blizzard, и стратегия меняется вновь в сторону монетизации наиболее прибыльных и массовых франшиз – Call of Duty, Diablo, Overwatch, World of Warcraft и другие сервисные проекты. Все остальное попало под нож оптимизаций и сокращений. Даже перспективы Grand Theft Auto VI на Xbox Series.
Причем здесь GTA VI?

Согласно прогнозам, игра от Rockstar станет самым прибыльным медиа-продуктом в истории. Некоторые аналитики утверждают, что только за первые два месяца она принесет более $7 млрд выручки.
GTA VI выйдет эксклюзивно на PlayStation 5 и Xbox Series X/S, а это значит, что платформодержатели получат 30% с каждой проданной копии, с каждого рубля потраченного в GTA Online. Речь идет о миллиардах долларов, которые будут перераспределяться в зависимости от доли рынка каждой из консолей.
Теперь понимаете, почему Microsoft так важно было не проиграть в этой гонке? Почему отказ от временной эксклюзивности, выпуск своих игр на PlayStation, закрытие студий и отмена проектов все, что влияет на продажи Xbox, приведет к миллиардным потерям для Microsoft.
Пока Microsoft занималась оптимизацией и увольнениями, Sony сработала на опережение: все трейлеры GTA VI записаны на PlayStation 5, выпустила Pro-версию своей консоли, ориентированную в первую очередь на ту самую аудиторию, которая будет массово покупать консоли ближе к релизу новой игры Rockstar. Ну а что сделала Microsoft? Кажется, еще сильнее загнала себя в угол.
***
«Если стараться, на Ютубе можно зарабатывать по $10 000 в месяц». Интервью с DeadP47
Нововведения FC 26: полная переработка всех функций и удары низом
«Death Stranding 2 разорвет тебя». Поговорили с Гаврилиным – голосом Хиггса и Локи


































