Все о «Дюне: Пророчество»: от сюжета до самых глупых вопросов
Один из главных сериалов осени.
На стриминговом сервисе Max начался показ «Дюна: Пророчество», очередного дорогостоящего и статусного проекта по вселенной Фрэнка Герберта. Что нужно о нем знать, ответы на главные вопросы – в материале Кибера.
- Премьера: 17 ноября
- Жанр: фантастика
- Создатели: Элисон Шапкер («Видоизмененный углерод»), Анна Ферстер («Мир Дикого Запада»)
- Актеры: Эмили Уотсон («Чернобыль», «Рассекая волны»), Оливия Уильямс («Шестое чувство»), Трэвис Фиммел («Варкрафт», «Викинги»), Джоди Мэй («Ведьмак»), Марк Стронг («Однажды в Ирландии», «Рок-н-рольщик»), Сара-Софи Бусснина.
- Количество серий: 6
- Где смотреть: Max, HBO
О чем сериал и где Шаламе, Зендая и остальные?
«Дюна: Пророчество» – приквел, действие которого разворачивается за 10 000 лет до рождения Пола Атрейдеса. Поэтому никого из (пока) дилогии Дени Вильнева в сериале нет, хотя во вселенной Герберта можно продлить жизнь персонажей на тысячи лет.
По сюжету сестры Валя (Эмили Уотсон) и Тула (Оливия Уильямс) Харконнен создали могущественный женский орден Бене Гессерит, который последующие тысячелетия будет тайно управлять развитием человечества.
Главными антагонистами, скорее всего, выступит движение фанатиков, требующее запрета большинства технологий. Хронологически события происходят примерно через 80–100 лет после Батлерианского джихада, полномасштабной войны человечества с мыслящими машинами. Этим объясняется недоверие к технологиям и отказ от ИИ.
Большое внимание уделено интригам и борьбе за власть при дворе падишах-императора Джавикко Коррино (Марк Стронг), за что «Пророчество» уже негласно окрестили «космической «Игрой престолов». Не обойдут стороной вечное противостояние Атрейдесов и Харконненов, которое началось как раз во время Батлерианского джихада.
Ультимативный гайд по «Дюне». Кто такие Бене Гессерит, зачем нужна Специя?
Женщины тайно правят человечеством... Повестка теперь и в «Дюне»?
Нет, все по канону. Более того, на фоне другой классики научной фантастики 60–80-х годов цикл Герберта максимально профеминистский: женщины здесь играют не менее важную роль, чем мужчины (пусть и действуют преимущественно скрытно). Даже священная война против машин, поработивших человечество, названа в честь одного из лидеров восставших – верховной жрицы джихада Серены Батлер.
Бене Гессерит – ключевой участник всех событий книжной серии и, пожалуй, самая могущественная сила во вселенной «Дюны». Важным элементом идеологии ордена служит отказ от реальной власти в пользу высшей гуманистической цели – обеспечения процветания всего человечества. Правда, как это принято у Герберта, ради этого используются очень противоречивые методы.
У нас есть отдельный текст о Бене Гессерит, но, если кратко, орден политическими интригами манипуляциями массовым сознанием и распространением религиозных культов о спасителе косвенно управляет человечеством. Для этого членов Бене Гессерит обучают особым навыкам, таким как управление человеком с помощью голоса (за счет подбора правильного тембра), умение распознавать ложь, полный контроль над каждым мускулом своего тела.
Однако главная суперспособность – доступ к воспоминаниям всех прародительниц по женской линии (память мужчин недоступна). Такой способностью обладают только Преподобные матери – члены ордена, выжившие после особого «ведьмачьего» испытания ядами.
Кто такие Бене Гессерит и чего они добиваются в «Дюне»?
Сюжет «Дюна: Пророчество» как-то связан с фильмами?
Ответ кроется в названии сериала: пророчество – это рождение Пола Атрейдеса.
Высшая цель Бене Гессерит – рождение Квисатц Хадераха, мужчины, который будет обладать доступом к генетической памяти всех предков по мужской и женской линиям, даром предвидения и другими экстрасенсорными способностями. Согласно доктрине ордена, только он сможет обеспечить выживание и процветание человечества.
Для реализации плана Бене Гессерит организовали глобальную селекционную программу, на протяжении тысячелетий манипулируя человеческими отношениями и устраивая междинастические браки. Особое внимание уделялось двум наиболее перспективным ветвям – Атрейдесам и Харконненам.
«Пророчество» расскажет, как сестры Харконнен сформулировали высшую цель и разработали методы ее достижения, которые в итоге привели к рождению Пола Атрейдеса и событиям фильмов «Дюна». Сериал также должен раскрыть предысторию ключевых фракций и лорные моменты вселенной Герберта.
Получается Бене Гессерит вывели Пола Атрейдеса с помощью селекции, как комнатное растение?
Отчасти, хотя рождение Пола не входило в их планы. Квисатц Хадерахом должен был стать сын от союза Фейд-Рауты Харконнена и дочери герцога Лето Атрейдеса и леди Джессики, которая была членом Бене Гессерит. Однако леди Джессика из-за любви к Лето ослушалась приказа ордена и родила ему сына Пола.
Вали, Владимир, Петр. Харконнены что, русские?
Да, но с очень большой оговоркой. Как минимум у Харконненов есть русские корни, а вот фамилия финская.
В глоссарии к оригинальному роману серии указано, что Империя Коррино базируется на «англо-славянской» культуре со значительным влиянием арабо-персидской. Так что фактически все персонажи серии книг немного русские, немного арабы, немного персы и так далее.
В семье Харконненов часто встречаются славянские имена: помимо Вали и Владимира, были Петр, Павел, Ирина, Виктория и другие. Впрочем, как и персидские, арабские, европейские (Абулурд, Суадир, Ульф).
В официальной родословной Харконненов утверждается, что они потомки императорской семьи Романовых: «Харконнены якобы в родстве с Кириллом Романовым, кузеном Николая II, последнего царя России, а значит, наследники его опустевшего престола».
С другой стороны, в далеком будущем мира «Дюны» никаких чистых земных этносов и культур не осталось (за очень редким исключением). Харконнены, как и прочие представители Империи Коррино, – результат смешения культур и наций.
Поэтому правильнее сказать, что в романах небольшой акцент именно на русское происхождение Харконненов. Причина в том, что оригинальную «Дюну» Герберт писал в разгар холодной войны, поэтому, чтобы антагонист казался читателям более зловещим, ему предали «советского флера».
Парадокс, но отсюда же у Харконненов финская фамилия. Герберт наткнулся в телефонном справочнике на финскую фамилию Härkönen, и она ему показалась звучащей «очень по-советски».
Сериал тоже снял Дэни Вильнев?
Нет, хотя изначально планировалось. Вильнев должен был выступить режиссером пилотной серии и продюсером, а шоуранером назначили Джона Спейтса, сценариста полнометражной «Дюны». Однако еще на ранней стадии производства оба покинули проект, чтобы сосредоточиться на сиквеле фильма.
Затем творческая группа менялась несколько раз. Так, из-за разногласий ушел Йохан Ренк, режиссер «Чернобыля». За финальную версию отвечали шоураннер Элисон Шапкер (сценаристка «Остаться в живых», «Мир Дикого Запада») и режиссер Анна Ферстер.
Однако ориентиром для них был творческий стиль и видение Вильнева. По их задумке, зрители должны воспринимать «Пророчество» приквелом дилогии канадского режиссера.
Какие книги прочесть, чтобы быть в курсе событий сериала?
Предшествующим сериалу событиям посвящена трилогия «Легенды Дюны»: «Батлерианский джихад», «Крестовый поход машин», «Битва за Коррин». Романы, написанные сыном Герберта Брайаном в соавторстве с Кевином Андерсоном, раскрывают предпосылки Батлерианского джихада и ход войны с машинами.
Сюжет «Пророчества» опирается (но, по заявлениям создателей шоу, не является дословной экранизацией) на другую трилогию тех же авторов – «Великие Школы Дюны» («Орден сестер», «Ментаты Дюны», «Навигаторы Дюны»). Важными, но единственными героями книг выступают как раз сестры Валя и Тула Харконнен.
Другие статьи про «Дюну»
«Дюна 2» уничтожает кинематограф. Настолько грандиозно, что смотреть другие фильмы больше не хочется