Ремейки – лекарство для российского геймдева. Где наши новые «Космические рейнджеры»?
Что реально нужно игрокам.
Уже больше двух лет отечественный геймдев живет в условиях санкций, госфинансирования и вынужденной ориентации на суверенный рынок. За это время сделано немало, но есть одна перспективная область, которую наши разработчики почему-то игнорируют. А ведь она способна значительно улучшить имидж индустрии и вернуть к ней доверие обычных геймеров.
Рецепт прост – ремейки, ремастеры, спин-оффы и продолжения культовых отечественных игр.
🎮 На Кибере – месяц российских игр! Голосуйте за лучшие проекты на Кибер Фесте
Кому нужны эти ваши ремейки?
Ремейки «Вангеров» и «Периметра», продолжение «Космических рейнджеров» или карточный спин-офф «Аллодов» привлекут огромное внимание геймеров, потому что на рынке есть запрос на возвращение культовых игр 90-х и нулевых.
В них продолжают играть, создавать моды, обсуждать, выпускать ролики, у некоторых живые фанатские сообщества в соцсетях. По результатам опроса Кибера, 56% читателей хотели бы поиграть в ремейки ру-игр.
В 2024 году выпустили сразу два проекта по «Корсарам»: Caribbean Legend (ремастер «Корсары: Каждому свое») и переосмысление серии Corsairs Legacy. Анонсирован релиз многострадальных «Приключений капитана Блада». На фоне моды на ностальгию в Steam появилась даже легендарная «Месть боксера».
Ремейки идеально вписываются в главные нарративы индустрии: от ностальгии до продвижения всего отечественного.
Ремейки вернут доверие к отечественной индустрии
Помимо системных проблем, нехватки кадров и ресурсов, у российского геймдева есть сложности в коммуникации с аудиторией.
Во-первых, новым отечественным проектам часто не хватает уникальности и идентичности. Геймеры не понимают, зачем за ними следить и в итоге покупать.
Один из примеров – «Спарта 2035» от Lipsar Studio. Проект с геймплеем, вдохновленным классическими X-COM, в сеттинге Jagged Alliance. Вот и спорят игроки и журналисты, на какую из культовых игр похоже творение студии, вместо того, чтобы обсуждать саму игру.
1C выпустила в раннем доступе карточную «Сказки Старой Руси» в уникальном и узнаваемом сеттинге художника Романа Папсуева. Однако в каждой первой рецензии звучат сравнения с Slay the Spire. Для кого же эта игра? Для фанатов Папсуева? Для тех, кто мечтает о славянском Slay the Spire?
📌 Вышел рогалик с былинными красавицами против Водяного и Лешего. Музыка и визуал – восторг!
«Смута» вплоть до релиза не могла определиться: Ghost of Tsushima а-ля рус или нет?
Культовые отечественные игры прошлого – это уже самостоятельные бренды, у них есть часто небольшое, но преданное фанатское сообщество.
Во-вторых, геймеры не доверяют отечественным студиям. Во многом потому, что индустрия ничего не делает специально для них. Создание игрового движка, развитие суверенных цифровых магазинов или поддержка независимых разработчиков – это инвестиции в будущее, которые не очень заметны обычным геймерам.
С ремейками культовых отечественных игр все будет иначе. Это четкое послание аудитории: делаем игры специально для вас, для тех, кто в детстве часами плавал по Карибскому морю, возил грузы в Алмазный или освобождал галактику от доминаторов.
Представьте, насколько бы улучшилось отношение к VK только от одной новости, что в VK Play эксклюзивно выйдут ремейки «Демиургов» или «Космических рейнджеров».
Да только анонс заставил бы тысячи реальных геймеров зарегистрироваться в VK Play. Причем, в отличие от ситуации с эксклюзивностью Atomic Heart, это будут благодарные пользователи, которые хорошо понимали бы, что без участия VK этих проектов не случилось бы.
Институт развития интернета избавился от флера очередного «Фонда кино», если бы выделял деньги не на абстрактные патриотические проекты, а на такие же патриотические проекты, но возрождающие культовые серии. Почему бы после «Смуты» государству не профинансировать ремейк «Князь: Легенды Лесной страны»? Здесь тебе и патриотический славянский сеттинг, и потенциал создания русского ответа Diablo.
У Astrum Entertainment есть «Аллоды», а разве на фоне успеха Baldur’s Gate III не нужна своя изометрическая RPG по культовой серии? Напомню, что у нашего региона третье место по количеству купленных копий в Steam).
Легко не будет, но ремейки – простор для экспериментов и неожиданных решений
Помимо того, что нужно выпустить хорошие игры и не раздавать невыполнимых обещаний, разработчикам и издателям придется столкнуться с кучей проблем.
На часть проектов будет очень сложно получить права.
Среди легенд отечественного геймдева достаточно специфических проектов, которые сложно переделать под современные стандарты. К примеру, «Космические рейнджеры» одновременно слишком хорошо и плохо состарились. Я не представляю, каким должен быть их ремейк, чтобы сохранить ядро геймплея и угодить новой аудитории.
Ожидать миллионных продаж тоже не стоит. Даже у таких хитовых проектов, как «Корсары» и «Дальнобойщики 2», не так много активных фанатов.
Однако основная цель создания ремейков – не заработать, а выстроить правильные отношения с аудиторией. Показать ей, что отечественная индустрия создает проекты специально для наших геймеров, а не геймеры должны любить игры потому, что они наши.
К тому же никто не мешает в продвижении таких проектов экспериментировать и реализовать самые смелые идеи. К примеру, пригласить на озвучку «Вангеров» Гарика Харламова – он активный геймер и практически официальное лицо VK.
Есть еще один интересный путь – не ограничиваться одними ремейками, а заняться исправлением ошибок прошлого. В истории российской игровой индустрии было несколько оглушительных провалов, о которых помнят даже спустя десятилетия. Это своеобразные родовые травмы отечественного геймдева: у нас было не так много по-настоящему дорогих и амбициозных проектов, поэтому каждая неудача все еще негативно сказывается на отношении к индустрии.
Так может быть, пришло время реабилитироваться? К примеру, наконец выпустить «Всеслава Чародей» – RPG-мечту, которая так и не была закончена. Современные бюджеты и технологии позволяют реализовать все обещания, данные еще в конце прошлого тысячелетия. Еще один вьетнамский флешбэк – Lada Racing Club. Пусть ее ремейк бесплатно получат все, кто купил оригинальную игру.
* * *
Ремейки – не универсальное лекарство, но если крупные отечественные компании займутся их созданием, это будет хорошим шагом навстречу простым геймерам. Аудитория увидит, что за лозунгами скрывается реальное желание создать сильную и независимую российскую индустрию.
И я не говорю, что проще сделать, я говорю, что проще в плане маркетинга и продвижения.
Плюс по мне это важная история для выстраивания идентичности нашей игровой индустрии.
По поводу Корсаров это лишь пример что запрос есть, а не указание как нужно делать.
Во-вторых, идея "давайте попробуем перепродать людям ремейк того, что они в детстве любили", конечно, работает в какой-то степени, может и вполне существенной, но с каждой такой попыткой становится все более очевидно циничной и все менее привлекательной. А еще и вполне вероятно, что вместо хорошего ремейка выйдет испанский стыд, про который, кроме того, что "его не любят только боты, и вообще это для индустрии глобально хорошее событие" и сказать нечего. И условный магазин игр начнут любить не больше, а меньше.
Пока нет какой-то индустрии определенного уровня, где постоянно делают качественные и массово интересные вещи, можно, конечно, давить из камня воду, и продавать бумерам ремейки Космических рейнджеров, но это будет работать случайно, а системно все равно будете иметь дискуссии "что-то вот народ вк не любят, а если туда еще кроме космических рейнджеров добавить "аллоды: печать тайны" и "подземелья кремля", может получим лишних пару тысяч продаж"
Ледженд средне, Легаси от чубов откровенно плохо. Сделать топ-ремейк немногим проще чем новую игру. На западе специальные опытные студии пилят ремейки для топовых издателей.
Но разочаровался...
Я ничего большого и заметного отечественного в период начало - середина нулевых вспомнить не могу.
1. Отношение к чему-либо не константа. Во всяком случаи у большинства. Если студия делает игры, которые мне нужны и интересны, а издатель и государство их финансирует-то логично, что я к ним буду лучше относится. Переезд на рутуб не релевантный пример, потому что эти шоу, итак, были на других площадках. А вот если бы рутуб "возродил" не знаю ОСП-студию (это естественно не реально), то отношение к нему возможно изменилось бы. Естественно качество проекта это априорное условие, я его поэтому даже упоминать не стал.
2. У меня к ремейкам отношение как к одной из главных проблем современной индустрии.
Но мы говорим конкретно об отечественной индустрии, которая мучительно пытается обрести свою идентичность и ремейки это способ сплотить как разработчиков, так и геймеров.
3. Мне кажется, что ремейки нужны, в том числе чтобы индустрия как раз добралась до "определенного уровня". Как минимум потому что это будет пример, когда лидеры рынка создают игры нацеленные на собственную аудиторию, пытаются с ней работать. Меня очень расстраивает, когда разработчики «Смуты» говорят, что мы сделали хорошую игру, потому что она наша и патриотическая, потому что это конечно круто, но качество игры этим не оценивается.
Конечно, вполне может возникнуть ситуация, когда будут говорить, что мы сделали хороший ремейк «Космических рейнджеров» потому что он патриотический. Но мы живем в условиях которых живем) Если индустрия хочет наладить отношения с аудиторией то ремейки отличный способ
Насчет остального, разговор должен идти вообще не про игры, а про экономику, и была такая известная цитата про "вы пытаетесь получить молоко без коровы", только со времени ее произесения уже не то что коровы, а даже кормовой травы не стало, а молоко все пытаются из камней выжать.