10 игр о космосе. Для тех, кто уже прошел Starfield
Игры, позволившие дотянуться до звезд.
Пока только искусство способно воплотить наши мечты о межзвездных полетах и космических приключениях. И в сентябре далекий космос стал чуть ближе: вышел Starfield – возможно, главный космический блокбастер десятилетия. В честь релиза RPG от Bethesda мы вспомнили самые важные игры о космосе. Так что пристегните ремни, проверьте готовность гипердрайва, включите Space Oddity и отправляйтесь в путешествие.
Жалуетесь на нехватку громких анонсов? Ну а я в ужасе от грядущей осени!
Space Invaders
Год выпуска: 1978
Геймдизайнер: Томохиро Нисикадо
За что любим: за первый шаг в космос
Space Invaders, строго говоря, игра не про космос, а про страх перед ним: игрок управляет наземной пушкой и отражает инопланетное вторжение. Но вклад геймдизайнера Томохиро Нисикадо невозможно переоценить. Он, словно Циолковский, открыл космос для видеоигр и показал, что здесь реализуются самые смелые мечты. Например, ты можешь сразиться с армией мерзких инопланетян, похожих на кальмаров. После выхода Space Invaders стало понятно, что удел видеоигры гораздо больше, чем просто повторять пинг-понг.
Space Invaders ввела и популяризировала многие классические механики: нескольких жизней, прогрессия сложности и даже музыку как полноценный элемент игры. Неудивительно, что на следующие два десятилетия тему космоса узурпировали shoot-em-up’ы, развивающие идеи творения Нисикадо.
10 самых прибыльных игр в истории
Wing Commander 1-4
Годы выпуска: 1990, 1991, 1994, 1996
Геймдизайнер: Крис Робертс
За что любим: первый настоящий космический блокбастер
В начале 1990-х космосимы были на вершине чартов продаж и технического прогресса, а «Командир крыла» была законодателем мод в жанре.
Школьником Крис Робертс создавал игры на домашнем ПК, в 18 лет переехал из Англии в США, в 20 устроился в Origin Systems (создатели культовой серии Ultima), а в 22 выпустил первый настоящий игровой блокбастер.
Wing Commander поражала неподготовленную аудиторию эпической музыкой, графикой и технологиями, кинематографической постановкой, а начиная с третьей части – голливудскими звездами в главных ролях: Малкольм Макдауэлл, Джон Рис-Дэвис и сам Люк Скайуокер – Марк Хэмилл.
Именно ради катсцен миллионы игроков вылетали из ангара, включали форсаж и уничтожали тысячи кораблей империи Килра.
Если «Звездные Войны», «Стартрек» и прочие показывали, каким должно быть эпическое космическое приключение, то Wing Commander впервые позволил стать его частью.
Дилогия Космические рейнджеры
Годы выпуска: 2002, 2004
Геймдизайнер: Дмитрий Гусаров
За что любим: за возможность дотянуться до звезд
Время неумолимо... Вот ты берешься за простую доставку на другой конец галактики, но опоздаешь на полдня из-за пиратов и незапланированной поломки. Прилетаешь в знакомую систему, а ее захватили доминаторы. Баллотируешься в президенты планеты, но твой гуманизм и ксенофилия не нравится малокам. Вдумчиво отстраиваешь базу, а потом с ужасом наблюдаешь, как вражеские роботы уничтожают ее за пару минут.
Время неумолимо... В следующем году «Космическим рейнджерам 2» исполнится 20 лет, и я не понимаю, почему проекта Elemental Games нет в списке главных игр поколения? Почему Джейсон Шрайер не готовит книгу «Как «Космические рейнджеры» изменили мир»? Почему ее начинают забывать?
Другой такой игры просто нет. «Космические рейнджеры» – песочница на уровне Mount & Blade с разнообразием механик и возможностей, как в The Legend of Zelda, и количеством контента, как в MMORPG.
Абсолютное величие.
Космические Рейнджеры – великая игра детства. Ее обновляют до сих пор!
Дилогия Star Wars: Knights of the Old Republic
Годы выпуска: 2003, 2004
Геймдизайнер: Джеймс Олин – первая часть, Крис Авеллон – сиквел
За что любим: за то, что это настоящие «Звездные войны»
И теперь ты ищешь джедаев. Они все мертвы, остался один – а один сломленный джедай не сможет остановить грядущую тьму.
Дарт Сион, Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords
«Звездные войны» – полигон для идей множества талантливых творцов, именно за это мы должны быть благодарны Джорджу Лукасу. KOTOR тут один из главных примеров, потому что дилогия игр чуть ли не лучшее, что было создано по вселенной. В ней есть все, за что мы полюбили далекую-далекую галактику: множество уникальных миров от жаркого Татуина до покрытого безбрежным океаном Манаана, шекспировская драма в антураже межзвездных полетов, персонажи, ради которых запускаешь игру, приключения и любимые детские радости: дуэли на световых мечах и магия Силы.
«Моя основная функция – прожигать дыры в мешках с мясом, которых вы желаете убрать из галактики... Хозяин. О, как же я ненавижу это слово».
Робот HK-47
При этом дилогия KOTOR – это очень разные игры. Первая – героическая космоопера с драмой античного масштаба. Сюжет второй гораздо более темный, личный и противоречивый. Ну, и как часто бывает у Obsidian Entertainment, с колоссальным количеством багов и вырезанного контента.
Мы получили два шедевра, которые будоражат воображение и дарят истинное удовольствие даже сейчас, через 20 лет после релиза.
4 любимых вау-момента в видеоиграх. Такие эмоции запоминаешь навсегда
EVE Online
Годы выпуска: 2003
Создатели: Хилмар Петурсон, Рейнир Хардарсон и Ивар Кристджансон
За что любим: за симуляцию космического будущего человечества
Если мы не уничтожим себя в бессмысленных войнах, справимся с глобальными проблемами и космическими угрозами, то человечество обязательно начнет освоение космоса. EVE Online – идеальный симулятор звездной колонизации.
В поле зрения обычных геймеров игра CCP Games попадает в качестве генератора поразительных историй – космические битвы, стоившие игрокам несколько десятков тысяч реальных долларов, или шпионские операции по развалу вражеского клана, длительностью в несколько лет.
Игрок в EVE Online украл 22 тысячи долларов из-под носа корпорации! Схема старая, но рабочая
Но уникальность EVE Online в другом: галактика здесь – экосистема, где все происходящее зависит от самих игроками. Люди живут в игре, создают империи и корпорации, объявляют войны, осваивают космические глубины, помогают новичкам или берут их в рабство. Даже решения по изменению баланса и игровых механик принимаются при непосредственном участии геймеров. Ежегодно CCP Games устраивает в столице Исландии саммит Совета игроков, в котором участвуют представители коммьюнити, выбранные на всеобщем голосовании.
Возможно, пока есть EVE Online, реальный далекий космос нам не очень нужен.
Трилогия Mass Effect
Годы выпуска: 2007, 2010, 2012
Создатели: Кейси Хадсоном, Дрю Карпишин и Престон Ватаманюко
За что любим: потому что это величайшая космоопера
Потренировавшись на джедаях, световых мечах и Силе, BioWare создали свою собственную космооперу с сексуальными инопланетянками, галактическим злом и ретрансляторами. Не нужно объяснять, насколько это важна и значима игра. Практически каждый способен написать собственную биографию Шепарда – «От первой азари до Тучанки». Выход ремастера трилогии, как и постоянные слухи об экранизации, доказывают, что это все еще главная космоопера современности.
В этом величие и проклятие «эффекта массы» – нам дали именно то, что мы хотели, но теперь непонятно, куда двигаться дальше. В последние 10 лет мы практически не видели космических блокбастеров. Не потому ли, что Mass Effect полностью исчерпал тему?
Трилогия Dead Space
Годы выпуска: 2008, 2011, 2013
Геймдизайнер: Глен Скофилд
За что любим: за космос, полный ужаса и удовольствия
«В космосе твой крик никто не услышит...»
слоган «Чужого» Ридли Скотта.
Космос всегда пугал человека. Не зря древние греки считали, что космос символизирует тьму и пустоту.
Глен Скофилд собрал своего франкенштейна из множества кусочков – атмосферу из «Чужого», обелиск из «Космической одиссеи 2001» и зомби из фильмов Джорджа Ромеро. В итоге 2008 год, возможно, побил рекорд по количеству криков, в которых был слышен ужас в перемежку с восторгом. Dead Space казалась игрой, которая создаст целый жанр и подарит бесчисленное количество продолжений, такой простой и идеальной казалась ее формула.
В итоге серия с трудом претерпела всего два сиквела и исчезла с радаров на долгие годы. Скофилд рассорился с Electronic Arts и создал собственную компанию. Но то, что мертво, умереть не может – за последний год мы получили целых два ремейка Dead Space: официальный от EA и игру от Глена Скофилда, которая обещала вернуть фанатам их крики из 2008 года. И кажется, это только начало.
Я устал от ремейков и ностальгии в играх. В их засилье виноваты мы все
No Man’s Sky
Годы выпуска: 2016
Геймдизайнер: Шон Мюррей
За что любим: за удивительное возрождение
Уже 50 лет человечество волнует вопрос, сформулированный физиком Энрико Ферми за завтраком: «Мы одни во вселенной? Почему космос, который должен быть населен разумной жизнью, встречает нас пугающим молчанием?»
Релиз No Man’s Sky обернулся провалом. Шон Мюррей обещал процедурно сгенерированную галактику, тысячи звезд и планет, каждая с уникальной флорой и фауной. На релизе геймерам досталась игра, в которой было нечего делать, где космос был синонимом пугающего одиночества. Единственное, что в No Man’s Sky было в избытке, это баги.
Запустивших игру на релизе волновали те же вопросы, что и участников той самой дискуссии в кафетерии Лос-Аламосской лаборатории: «Неужели я здесь один? И что мы тут тогда делаем?»
Но это был не конец истории. Шон Мюррей и команда Hello Games год за годом добавляли контент, исправляли ошибки и зарелизили обещанный многопользовательский режим. В конце концов, аудитория вернулась в игру, а в 2020 году No Man’s Sky выиграл The Game Awards в номинации «Лучшая поддержка игры».
Может быть, Шон Мюррей и не изменил индустрию, но как минимум доказал, что не нужно отказываться от мечты.
Stellaris
Год выпуска: 2016
Геймдизайнеры: Хенрик Фареус, Мартин Анвард, Даниэль Морегард, Юхан Андерссон
За что любим: за самую объемную космическую библиотеку
Для нормальных людей стратегии от Paradox Interactive – сомнительная замена Excel. Для разбирающихся – это не стратегии, а ролевые игры с абсолютной свободой действия (именно благодаря объемным таблицам Excel), где можно вывести род гениальных агностиков-каннибалов, вернуть величие Римской империи и сделать Свазиленд экономической столицей мира... или столкнуться с космической бесконечностью, бесчисленным количеством звезд, туманностей, черных дыр, аномалий и погибших цивилизаций.
Только Stellaris – это не попытка воссоздать реальный космос. У Paradox Interactive была другая задача – собрать в одном месте все, что когда-либо было снято, написано и придумано о космосе. Поэтому Stellaris – уникальная игра, где можно воплотить любой космический миф: построить сферу Дайсона, пережить машинную экстерминацию, возвысить ИИ, стать пожирающим роем. Твоя цивилизация даже способна выяснить, что она существует внутри компьютерной игры.
А вы говорите про какие-то таблицы?
Star Citizen
Годы выпуска: все еще на стадии бета-теста
Геймдизайнер: Крис Робертс
За что любим: за веру!
Как-то играя в настольные игры у товарища, я заметил, что у него помимо стандартной клавиатуры и мыши к компьютеру подключено огромное количество разнообразных коробок словно из кабины пилота самолета. Он указывал на каждое устройство и говорил: «Это 10 тысяч, это 15, и это мне сделали на заказ, а это…» Когда мы спросили, зачем ему все это, он с гордостью ответил: «Для Star Citizen!»
После Wing Commander Крис Робертс спродюсировал несколько фильмов и создал студию компьютерной графики, пока в 2012 году мода на краудфандинг не вернула его в игровую индустрию. Отец космосимов пообещал игру мечты, где можно будет не только летать на звездных истребителях, но и сражаться на поверхности планет, исследовать огромный космос, создавать кланы и альянсы, пройти полноценную сюжетную кампанию и даже встретить гигантских червей из вселенной «Дюны». Деньги текли рекой: два миллиона долларов в первый год и уже более 550 млн на данный момент. Star Citizen быстро стала самой дорогой игрой в истории.
Только вот Star Citizen не существует... Конечно, вы можете купить платную подписку, запустить игру, летать между планетами, сражаться, собирать ресурсы и даже с глазами полными слез смотреть трейлер сюжетной кампании игры – Squadron 42 с Марком Хэмиллом, Гэри Олдманом, Джиллиан Андерсон, Генри Кавиллом, Беном Мендельсоном и другими.
Но игра в такой глубокой бетте, что дата возможного релиза приближается к началу освоения Марса, а пока Крис Робертс очень просит не отменять подписку. Впрочем, вспоминая горящие глаза товарища, понимаешь, что в любом случае все было не зря.
Да и записать геймдизайнером первой KotOR одного Олина — слишком смело, там и Кейси Хадсон этим занимался, и другие.
Dead Space - тупой шутер с монстрами в космосе, вообще ни о чём (и никакие ремастеры не помогут, хоть даже VR).
Mass Effect - (а если конкретна Андромеда, с которой началось моё знакомство с серией) - более менее внятен, но тоже немного туповат. Самый неожиданный твист, это когда на первой покрытой песком планете, еду на внедорожнике и натыкаюсь на ОППОЗИЦИЮ. (Типа решили сами по себе жить). Мы (всё человечество) их привезли на эту планету, снабдили всем необходимым. А он такой говорит - мы - против. Мы сами по себе.