Игра в классики
Блог

12 российских игр, которые финансирует государство. Как они выглядят и кто разработчики?

«Смута», квест про контрразведчика и симулятор судебного процесса.

Российское государство все активнее участвует в жизни игровой отрасли. Среди властных инициатив: налоговые льготы для студий, создание отечественного игрового движка и разработка отдельной целевой программы поддержки индустрии. 

Но это все в будущем, сейчас основное направление поддержки – финансирование разработки игр. Выделяет субсидии государственное НКО Институт развития интернета (ИРИ). По словам его гендиректора Алексея Гореславского, ИРИ только в 2022 году планировал потратить более миллиарда рублей на создание видеоигр. 

Мы собрали информацию обо всех известных проектах, получивших господдержку, чтобы выяснить – каким играм и от каких разработчиков отдает предпочтение государство.

Важно: в официальной отчетности Института развития интернета чаще всего есть информация только о названии видеоигры, получившей субсидии. Остальные данные (от суммы инвестиций до студии разработчика) взяты из открытых источников: интервью, соцсетей, цифровых магазинов и так далее.

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

Смута

 

Жанр: экшен-RPG

Разработчик: «Сайберия Нова»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: более 500 млн рублей

Дата выхода: 2024 год

Начнем с самой известной игры с государственным финансированием. Разработчики из «Сайберия Нова» обещают, что «Смута» будет современным экшеном от третьего лица в открытом мире с квестами, RPG-элементами, несколькими сюжетными линиями и исторически достоверным окружением. В общем, все, к чему мы так привыкли, только без вышек и с сильным русским духом – руководитель студии Алексей Копцев описывает игру как «Ghost of Tsushima а-ля рус».

Анонс вызвал скепсис в игровом сообществе. Но сейчас проект «Сайберия Нова» выглядит эталонной игрой, получившей госфинансирование: у «Смуты» есть отдельный сайт, а глава Алексей Копцев дал программное интервью «Навигатору игрового мира». В мае 2023 года вовсе слили пре-альфа-версии игры с картой, геймплеем и огромными восклицательными знаками над квестовыми персонажами. 

Геймплей «Смуты» слили в сеть. Подозревают самих разработчиков

Вроде все хорошо, но к разработчикам и ИРИ все равно полно вопросов.

Во-первых, почему на проект «Сайберия Нова» выделили такие значительные госинвестиции? У студии нет самостоятельного опыта создания крупных видеоигр. До «Смуты» она, согласно официальному сайту, специализировалась на «производстве сложных прототипов на Unity и Unreal» и графическом аутсорсе для международных компаний вроде Wargaming Inc. Да, для среднебюджетной игры 500 млн рублей немного (Atomic Heart, по оценкам экспертов, стоила 1,5-2 млрд рублей), но это все равно огромные деньги для финансирования искусства в России. На «Вызов», «Викинга» или «Чебурашку» «Фонд Кино» выделял всего по 400 млн рублей. 

Во-вторых, а кто разрабатывает «Смуту»? Заходим на сайт «Сайберия Нова» – кстати, вот так он выглядит:

 

Одна строчка в графе «о команде» – около 30 сотрудников, «в том числе несколько ветеранов игровой индустрии». Логично предположить, что одним из критериев получения госфинансирования должен быть опыт и квалификация команды разработчиков. Но что это за команда? Непонятно.

В-третьих, почему «Сайберия Нова» так долго молчала? Соцсети компании – мертвые, последний пост в VK от июля 2022 года. Полноценных трейлеров нет, рекламы нет, взаимодействия со СМИ, кроме единственного интервью, нет. Впечатление, что «Сайберия Нова» стремится не привлечь к проекту внимание потенциальных покупателей, а просто доказать, что он существует. Но если игру никто не купит, то это будет неважно.

Впрочем, скоро все может измениться. 30 мая 2023-го «Сайберия Нова» запустила официальную группу «Смуты» в VK, заявив: «Время тишины закончилось. Теперь новости будут публиковаться регулярно и с хорошей периодичностью». И пока она держит слово.

Какие игры доступны в России, несмотря на санкции? Составили список

Русская Контрразведка – Начало

 

Жанр: квест

Разработчик: ООО «Технологии Репликации»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2022 год

А хотите прямо сейчас поиграть в игру, разработанную на бюджетные деньги? Скачивайте для iOS или Android «Русская Контрразведка – Начало». Это 2D-квест, визуально похожий на Valiant Hearts, длительностью 40 минут (судя по полному прохождению на YouTube). Игра рассказывает о становлении отечественной контрразведки. В описании раскрывается предыстория: «вся служба контрразведки в те времена состояла из восьми человек» (видимо, отсюда такая продолжительность). А еще отмечается исключительная гуманность геймплея: «продвигаться по уровням игрок будет, не убивая врагов, а решая головоломки, ускользая от опасностей и спасая жизни другим людям». 

Компания «Технологии Репликации» до этого игр не разрабатывала, зато выпустила несколько программных продуктов, в том числе для Центризбиркома и партии «Единая Россия». 

Впрочем, отсутствие опыта в геймдеве не помешало ИРИ в 2021 году выделить «Технологиям Репликации» деньги на разработку игры в рамках конкурса по созданию контента для молодежи. 

Тема нелегких будней первых отечественных контрразведчиков – важная и патриотическая, но пока не очень понятно, как квест используют в деле воспитания молодежи.

Хорошие русские в играх тоже бывают. Вот 7 примеров

«БУКИ» и «Вера и Фома: пойдем играть!»

Жанры: коллекционная мобильная головоломка и карточная игра

Разработчик: АНО «ГРАММА»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: неизвестно

Разработчики описывают «БУКИ» как «коллекционную мобильную игру про текстовую алхимию, сбор слов на книжных обложках и ловлю призраков в заброшенных библиотеках». Фактически игра совмещает Scrabble с механиками «три в ряд» и коллекционированием. 

Про «Вера и Фома: пойдем играть!» известно гораздо меньше – это историческая карточная игра, которую создают совместно с православной радиостанцией «Вера». 

Разработчики из АНО «Грамма» до этого играми не занимались, а среди их проектов: «Блог Александра Невского» в соцсетях, аудиоспектакли и изучение истории в сторис. Но не спешите делать выводы, АНО «Грамма» в этом списке – эталонный разработчик:

  • У «БУКИ» есть сайт с детальной информацией о всех этапах разработки. Он визуально приятный, удобный и понятный. 
  • В команде АНО «Грамма» числятся не абстрактные, а настоящие ветераны индустрии. Например, Олег Доброштан, работающий в издательстве 101XP, или Владимир Ковтун, бывший геймдизайнер «Танков Онлайн». 
  • У проектов понятная общественная значимость. «Буки» ориентирована на изучение русского языка, а «Вера и Фома: пойдем играть!» на изучение истории.

Спарта 

Геймплей игры Epic Army Clash от Lipsar Studio

Жанр: тактическая пошаговая игра

Разработчик: Lipsar Studio

Другие выпущенные видеоигры: более 50 мобильных и браузерных игр

Государственные инвестиции: 90 млн рублей

Дата выхода: неизвестно

«Спарта» – пошаговая тактика, посвященная подвигам отечественной ЧВК в Африке. Разработчики называют ее «пошаговой тактической рпг, как XCOM: Enemy Unknown или Jagged Alliance 2». В интервью представитель Института развития интернета отметил, что «Спарта» соответствует «текущим реалиям» и заявил: «Это игра о храбрых парнях из России, которые борются со злом, в данном случае в африканской стране». 

До получения поддержки от ИРИ Lipsar Studio разрабатывала «лучшие гиперказуальные игры и уникальные проекты в AR/VR, Data Science областях». В AppStore у нее опубликовано 55 мобильных игр, в «Яндекс Играх» – 5 браузерных. 

Конечно, можно пошутить, что название Lipsar Studio – анаграмма слова «Распил», но это самая опытная студия, получившая государственное финансирование. Впрочем, большой активности разработчик все равно не проявляет: на их группу VK подписано 15 аккаунтов, телеграм-канал создан 19 октября 2022 года (после получения госфинансирования), и в нем всего один пост.

All rise! Всем встать!

Жанр: симулятор судебного процесса 

Разработчик: Некоммерческая организация «Фонд военно-исторического кино»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: неизвестно

В открытых источниках об игре «All rise! Всем встать!» можно найти всего два факта:

  1. ИРИ выделил деньги на ее разработку в 2022 году в рамках конкурса по созданию «Национального контента».
  2. Разработчикам отказал в финансировании Президентский фонд культурных инициатив. 

Благодаря заявке на сайте Фонда президентских инициатив мы можем узнать хоть какую-то информацию о проекте. 

«All rise! Всем встать!» задуман как симулятор судебного процесса и расскажет о Нюрнбергском трибунале над нацистскими преступниками. Игра даст «уникальный шанс донести большой объем информации без потери концентрации зрителя-участника». Еще в заявке сказано, что жанр судебного симулятора популярен «среди подростков и взрослых, мужчин и женщин». 

Думаю, не нужно упоминать, что «Фонд военно-исторического кино» до этого никогда не занимался видеоиграми, а после получения госфинансирования в официальной группе «Вконтакте» и на сайте не появилось никакой информации об «All rise! Всем встать!».

Магия знаний: история России

 

Жанр: квест

Разработчики: Минпросвещения России, VK и российское общество «Знание»

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: декабрь 2022 года

Согласно сайту проекта, «Магия знаний» – историко-культурная игровая образовательная платформа для младших школьников. По сути, это просто браузерный point-and-click квест, нацеленный на изучение истории России. Минпросвещения России советует использовать игру во время уроков истории и внеклассных занятий. 

Нам не удалось познакомиться с игрой поближе. Проблема возникла на этапе регистрации, хотя на сайте игры написано: «Если педагог передал вам код класса, введите его при регистрации. Если у вас нет кода класса, оставьте поле пустым». 

Под постами в официальной группе VK в среднем не больше 10 лайков – видимо, особой популярностью «Магия знаний» у школьников не пользуется. 

Для создания проекта потребовались совместные усилия министерства, крупной IT-корпорации и государственной НКО, да еще и дополнительное финансирование от Института развития интернета. Но кажется, в планах разработчиков создание полноценной франшизы. Уже выпущены: «Магия знаний: Изобретения», «Магия знаний: 12 апреля» и «Магия знаний: Масленица».

Фиксики: космическая история

Жанр: игра для детей

Разработчик: Devgame

Другие выпущенные видеоигры: множество развивающих игр для детей

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2023 год

«Фиксики» разрабатываются опытной студией Devgame, которая специализируется на детских играх. Проект образовательной и развивающей направленности, в нем, согласно ИРИ, будет «пять музеев о науке и космонавтике, в каждом – тематические мини-игры». Опытный разработчик, ясные перспективы проекта, видна социальная значимость – пример абсолютно понятного выбора игры для госфинансирования. Хотя верится, что проект с таким коммерческим потенциалом вполне может финансироваться и из внебюджетных средств. Кто не слышал про «Фиксиков»?

Играем и учимся с Бодо Бородо

Жанр: игра для детей

Разработчик: «1С-Паблишинг»

Другие выпущенные видеоигры: множество развивающих игр для детей

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2022 год

Ситуация, абсолютно идентичная «Фиксикам» – популярный детский бренд, опытный разработчик, образовательная и развивающая направленность. Игру про Бодо Бородо можно оценить на iOS или Android.

Объемная история

Жанр: VR-игра

Разработчик: VRT

Другие выпущенные видеоигры: множество VR-проектов

Государственные инвестиции: 20 млн рублей

Дата выхода: 2020 год

Согласно описанию в Steam, «Объемная история» – это бесплатный образовательный проект об эпохальных событиях и людях в истории России, выполненный в виде наборов увлекательных мини-игр и интерактивных видео в формате 360.

Фактически это интерактивный музей с мини-играми. Смущают здесь два момента:

  • Проект работает только со шлемами виртуальной реальности, которые из-за цены недоступны большей части населения России. 
  • Стоимость разработки. Согласно расследованию издания «Ведомости», сумма, выделенная на разработку «Объемной истории», в два раза больше, чем обычно тратится на такие проекты. 

Компания VRT специализируется на создании VR-проектов для музеев, конгрессных мероприятий и бизнеса. «Объемная история» пока единственная ее игра, размещенная в Steam. Но не последний проект, поддержанный Институтом развития интернета. 

Для ИРИ компания разработала: 

  • приложение «После выписки» для физической реабилитации и психологической поддержки людей, переболевших COVID-19; 
  • приложение для людей с диабетом «Диабет. Образ жизни»; 
  • и «Мета-Москва» – проект о достопримечательностях Москвы, реализованный с использованием технологии метавселенной.

Скандал с «Поездами»

В 2022 году ИРИ выделил 102 млн рублей на игру «ПОЕЗДА: Сквозь электрический шторм» российской компании Watt Studio. Проект отличался от других, получивших господдержку:
  • по тональности это была экшен-головоломка от третьего лица в альтернативной России начала 20 века; 
  • у него есть прототип и страница в Steam

Оказалось, что между разработчиками и ИРИ возникло недопонимание, и проект был заморожен. 

Представители Watt Studio утверждали, что организация нарушила первоначальную договоренность о том, что господдержка будет выделяться в конце каждого этапа: «В конце октября стало известно, что деньги по гранту от ИРИ мы получим только после того, как сделаем и выпустим игру. Да, 100 млн рублей нам заплатят когда-то потом». 

В официальном ответе ИРИ заявили, что Watt Studio просто не нашла дополнительные источники финансирования проекта: «Каждый финалист знает о том, что в проекте обязательно должны быть соинвесторы. Найти источники софинансирования – одно из ключевых условий поддержки и задача производителя».

Загадочная стратегия – «Денис Давыдов»

В 2022 году ИРИ выделил 50 млн рублей на стратегию в реальном времени «Денис Давыдов». К сожалению, никакой информации о проекте и разработчиках найти в открытых источниках не удалось.

***

Сейчас в деятельности ИРИ не хватает открытости. Согласитесь, у аудитории было бы гораздо меньше вопросов к госфинансированию игр, если бы были определены четкие критерии отбора проектов. Например, предоставлены требования к студиям, их опыту и команде. Доверие к работе Института развития интернета повысило бы и наличие хоть какой-то отчетности и общей информации по играм, получившим государственную поддержку. Ведь сейчас единственный источник – это таблица с перечислением игр победителей конкурса (скрольте до 10-й страницы). 

Тогда и негатива стало бы в разы меньше, и хороших игр больше. 

3 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Обалденный пост. Посмотрел на игры в подборке и слегка ужаснулся(
+2
0
+2
Обалденный пост. Посмотрел на игры в подборке и слегка ужаснулся(
Спасибо) Хм, меня не то что напугали сами игры, меня напугало, что эту всю информацию приходилось искать(
0
0
0
Почему у "All rise! Всем встать!" графика стащена из Phoenix Wright: Ace Attorney?)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий