Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Киберспорт в твоем смартфоне
Спецпроект

Мобильные MOBA-игры пока не взлетают. В чем дело?

Мы уже писали о небывалом успехе мобильного киберспорта, но вот жанр MOBA остается крайне непопулярным за пределами Китая. 

Вот разница по запросам Vainglory (второй флагман-MOBA на мобильных устройствах), Arena of Valor и других топовых мобильных игр в Google:

 

Еще заметнее пропасть между мобильным и компьютерным киберспортом. Призовой турнир чемпионата мира по Vainglory – 140 000$, в то время как у не самой популярной мобы Smite – 1 000 000$. А количество зрителей главного турнира года по Arena of Valor не идет ни в какое сравнение с ЧМ по Лиге Легенд:

Данные – Esports Charts.

Рассмотрим три главные мобильные MOBA-игры.

Vainglory

Эту игру создавали бывшие разработчики Blizzard, Rockstar и Riot, и, конечно, такой продукт не мог остаться незамеченным. Особенно радовало, что Vainglory сразу метила в киберспорт.

Нам предложили прекрасную графику и самостоятельно разработанный геймплей, не слизанный с Доты или Лиги Легенд. Но и минусов хватало, самый главный из них – игра была ориентирована на планшеты, что сразу отсекло огромное количество потенциальных игроков. 

Кнопки управления снизу мало подходят для комфортной игры на мобильниках. Более того, обладатели Android смогли запустить Vainglory лишь через год после релиза. За это время китайцы успели выпустить с десяток однотипных MOBA, которые за счет денег владельцев (King of Glory, например, принадлежит Tencent, среди дочерних компаний которой – Riot Games, Supercell и Epic Games) быстро набрали куда большую популярность. Да, их графика была не столь качественной, а геймплей одной такой игры ничуть не отличался от другой, зато требования к железу позволяли играть на телефонах с четырехзначным ценником.

Что уж говорить о конкуренции с гигантами мобильного гейминга. Сравним число отзывов в Google Play:

  • Vainglory – 760 000
  • Garena Free Fire – 10 402 000
  • PUBG Mobile – 7 200 000
  • FIFA Online – 4 340 000

Vainglory – действительно качественный и уникальный продукт, но, как и в других MOBA, гейм-дизайнеры не смогли адаптировать жанр под мобильники так, чтобы он не выглядел кастрированным.

Mobile Legends: Bang Bang

Игра с огромной аудиторией (100+ млн скачиваний в Google Play), но не меньшими недостатками. Первое, чем запомнилась Moonton как разработчик – проигранным иском от той самой Tencent, которая небезосновательно обвинила компанию в плагиате.

По решению суда Moonton выплатила Tencent почти два миллиона долларов.

На этом фейлы не закончились. Корявый перевод на русский, периодические лаги, агрессивная реклама в клиенте игры – это лишь малый их список. Что касается киберспорта, то Moonton развивает азиатский киберспортивный рынок, проводит регулярные турниры на Филиппинах, но в Европе, особенно в России, направление почти не развито.

Заметьте, ни слова о геймплее. Потому что он совершенно не отличается от King of Glory и подобных ей игр. Попробуем разобраться на примере Arena of Valor (европейский вариант King of Glory), почему MOBA-игры уступают королевским битвам и ККИ.

Arena of Valor

Если в Китае игра прочно вошла в топ, то европейскому клону еще далеко до этой приставки. Чтобы вы понимали разницу в количестве игроков и активных зрителей турниров – пик просмотров стрима по AoV – 306 000 зрителей, а чемпионат мира по King of Glory смотрело 14 миллионов человек одновременно. Геймплей практически полностью скопирован у Лиги Легенд, что вполне логично, учитывая принадлежность к одному холдингу Tencent. Карта, механики, таланты, руны – схожего действительно много, но все же это не LoL.

Бренд

Самые популярные представители мобильных королевских битв – PUBG Mobile и Fortnite Mobile, которые взлетели из-за своих декстопных версий. ККИ #1 в App Store и Google Play прямо сейчас – Hearthstone. Противостояние футбольных симуляторов FIFA и PES вышло на мобильный рынок.

Пробовали играть в FIFA и PES на телефоне? Сейчас это не больно

Понимаете, к чему я клоню? Многие мобильные игры популярны лишь благодаря своим старшим братьям из мира ПК.

Если мы посмотрим на рынок мобильных MOBA-игр, то не увидим ни одной трендовой MOBA для ПК в списке. Как я уже писал парой абзацев выше, AoV есть клон Лиги Легенд, но прямых отсылок к этому нет. Зато Tencent купила права у DC – теперь любой желающий может поиграть за Бэтмена, Чудо-Женщину и даже Супермена. Неплохой шаг для привлечения аудитории, но недостаточный.

 

Интерфейс

Tencent Games позаботилась о тех, кто никогда не играл в подобные игры на ПК, и ввела подробное пошаговое обучение. Выглядит лучше, чем в некоторых декстопных MOBA:

Если цель игры и ее суть становятся понятны, то вот с описанием способностей героев проблемы. Оно банально не помещается в отведенное разработчиками окно!

Так что происходит с вражеской целью, если я использую «Удар в спину»? Иероглифы куда лучше подходят для того, чтобы уместить такой объем информации на маленьком экране.

 

(Разработчики Vainglory, к примеру, пытались исправить ситуацию прокруткой, но даже такой метод очень неудобен в ситуациях, когда нужно сориентироваться за пару секунд).

С предметами дела обстоят не лучше. Мало того, что эффекты предметов также не прописываются полностью, так еще и сами надписи пропадают через несколько секунд. Как тут понять, что я вообще покупаю?

Игрок, впервые зашедший в Доту или Лигу, также столкнется с огромным количеством непонятных ему предметов. Есть одно важное «но»: в играх на ПК есть гораздо больше времени для их изучения. Мобильные MOBA-игры куда более динамичны, игрокам не до чтения: они просто покупают те артефакты, которые им предлагает игра. Сравните с любой MOBA-игрой для ПК, где игроку предлагается на выбор 12-15 рекомендованных предметов, из которых нужно самостоятельно выбрать шесть. В Arena of Valor кажется, что все уже выбрали за тебя. Главное меню игры, в котором можно найти много полезного, очень захламлено. Вот как оно выглядит на моем экране смартфона:

Из этого вытекает следующая проблема жанра.

Порог вхождения

Наряду с теми, кто пришел в мобильный гейминг из-за увлечения играми компьютерными, стоит учитывать и тех, кто совсем не использует компьютер для игр. Для таких игроков чрезвычайно важно количество часов, необходимое для хорошего понимания игры. В этом плане королевские битвы идеальны, геймплей понятен любому: собирай оружие, убегай в «зону», убивай других. Hearthstone – игра в стиле «Easy to learn, hard to master». В ней нельзя за месяц получить высший ранг «Легенда», но научиться управлять стартовой колодой на своем 50-м ранге, где против игрока будут такие же новички, можно буквально за пару часов.

Blizzard взорвала мобильный рынок Хартстоуном. Он до сих пор топ

Теперь посмотрим, что нужно для понимания MOBA-игры:

  • Идеальное знание карты, лесных монстров;
  • Знание всех героев, их способностей;
  • Умение выбирать скиллбилд и айтембилд, исходя из ситуации;
  • Навык составлять страницы рун;
  • Желание играть в команде.

Последний критерий крайне важен. Декстопные MOBA хороши тем, что играть в компании друзей в них гораздо интереснее. Провернуть такое с мобильными играми сложнее – как минимум из-за трудностей с голосовой связью. Как максимум – это просто бессмысленно, ведь сеанс игры за компьютером может достигать нескольких часов. Как правило, игрок примерно представляет, какое время суток он проведет перед монитором, а значит, может заранее позвать друзей. С мобильными играми все по-другому. Внезапная очередь к врачу? Есть время для игр на смартфоне. Школьная/студенческая перемена, нечем заняться? Почему бы не поиграть! Плавно мы перешли к внеигровым проблемам.

Значение игрового сеанса

Часто игроку в мобильные игры приходится экстренно откладывать игру – женщина, стоящая перед вами в очереди к врачу, зашла лишь за справкой, и вот вам уже срочно нужно выключать телефон; входящий звонок по срочному вопросу означает конец игры. Если вы играли в PUBG – вы ничего не потеряете. Если вы тащили за паладина на мурлоках – будет обидно за потерянный ранг, не более. Но если вы играли в MOBA, то нажатием кнопки «Выход» испортите матч сразу девятерым игрокам. Да, матч в Arena of Valor – не тоже самое, что и матч в Лиге Легенд, но как только вы нажали кнопку «Принять матч», вы связываете себя с девайсом на 15-20 минут.

Системные требования

Мобильные MOBA-игры требовательны к железу смартфона, особенно – к его батарее. Одна партия в Arena of Valor может снять до 600 миллиампер за сеанс – проверено лично, так что выбирайте телефон с мощным аккумулятором. Что касается Vainglory, то за красивую графику приходится платить качественным железом – обычной сенсорной звонилки будет недостаточно. При этом компьютерные MOBA-игры не требуют от компьютера такого мощного железа, как игры других жанров, вышедшие в том же году.

Доступ к игре

Выбор Tencent стран для выпуска западной версии King of Glory очень удивляет. В списке нет Великобритании и России, но есть Беларусь и Украина. Для того, чтобы поиграть в одну из самых популярных мобильных MOBA-игр в мире, всем жителям России придется скачивать игру из сторонних источников. Действительно странное решение от разработчика.

Итог

Разработчикам мобильных MOBA-игр еще предстоит решить многие проблемы, связанные с адаптацией жанра под мобильные устройства. Если вы хотите прямо сейчас насладиться командной игрой на мобильных устройствах, то Honor 8X с безрамочным экраном в 6,5 дюйма позволит разглядеть мельчайшие детали игры, без которых в MOBA не обойтись. С 4 ГБ оперативной памяти вы сможете играть в Arena of Valor на высоких настройках, общаясь по Дискорду с тиммейтами, а с зарядное устройство в 3750 мАч стабильно обеспечит вам до пяти партий в течение дня.

Змейка, Принц Персии, Angry Birds, PUBG Mobile. Мобильные игры прошли огромный путь

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья