Блог Geeks Empire
Трибуна

История и Assassin’s Creed: хашашины, тамплиеры и Ричард I

От редакции. Вы находитесь в блоге Geeks Empire, авторы которого регулярно рассказывают про новые игры, отыскивают интересные моменты в старых, а также пишут про кино и комиксы. Понравился материал? Оставляйте комментарии и не забывайте про лайки!

***

Муза может сподвигнуть их на создание самых разных миров, и зачастую этой музой становится история. Насколько сильно реальная жизнь прошлых лет будет вплетена в сюжет будущей игры, остается вопросом до самого ее выхода.

Когда речь заходит про исторические параллели в сфере игр, одной из первых приходит на ум серия Assassin’s Creed. Мы попытались разобраться, насколько же тесно она связана с прошлым. Начнем с первой части.

Ассасины и тамплиеры

История ордена хашашинов начинается примерно в XI веке. Тогда религиозный проповедник Хасан ибн Ас-Саббах, набрав сторонников и влияние в обществе, начал строить свое отдельное государство. Жесткая дисциплина и применение новейших технологий способствовали быстрому развитию. Со временем Ибн Ас-Саббах начал тренировать воинов для устранения неугодных. Если верить легенде, решение начать набор в ряды элитных убийц пришло не сразу.

Во многих концах страны действовали проповедники от лица Ибн Саббаха, они привлекали людей в новое государство. Деятельность эта была тайной и небезопасной. И в 1092 году в городе Сава инкогнито одного из таких агитаторов было раскрыто. Чтобы сохранить статус, пришлось пойти на убийство. После этого местный визирь Низама аль-Мулька приказал предать мучительной смерти сторонника Ибн Саббаха.

Казнь вызвала гнев членов ордена, и глава вынес визирю смертный приговор. На это задание вызвался один из его последователей — Бу Тахир Аррани. Собрав небольшой отряд, он тайно пробрался во дворец и спрятался в саду с ножом, смазанным ядом. Убийца никогда не видел визиря, но заметив на террасе богато одетого человека с охраной и рабами, решил, что это и есть его цель. Улучив момент, Бу Тахир Аррани подбежал к жертве и нанес три удара ножом. Подоспевшая охрана уже ничего не могла сделать — смерть визиря была неотвратима. И она же послужила сигналом для остальной группы поджечь дворец.

После этого Ибн Саббах задумался над подобным методом достижения различных целей. Так и началась история знаменитых наемных и тайных убийц. Их называли хашашины. Ассасинами их стали называть уже позже, с приходом европейцев.

Однако то, как они показаны в игре, не совсем соотносится с их историческим прототипом. Принимая людей на службу наемными убийцами, Ибн Саббах заставлял их проходить множество испытаний, по опасности и сложности которым не было аналогов. Вероятно, немногие справлялись, но тех, кого брали на службу, ждало еще больше тренировок.

До нас дошло не так много свидетельств как об испытаниях, так и о тренировках, но известно, что они учились годами, познавали самые разные виды боевых искусств, в совершенстве владели всеми известными на тот момент видами оружия и были мастерами тактики и стратегии ведения боя. На этом их арсенал не заканчивался. Они изучали науку, религию, знали множество языков и даже обучались актерскому мастерству. Все это было необходимо потому, что хашашины были не только убийцами-паркурщиками, как показано в игре: в своих заданиях они чаще всего использовали социальный стелс и порой готовились к ним годами. Кроме того, в игре не уделено внимание тому, что ассасины были ревностными последователями веры, готовыми принять смерть в бою в любой момент. В истории есть свидетельства того, как после успешного выполнения задания они зачастую не пытались покинуть место преступления и даже совершали суицид.

Главные антагонисты всей серии игр — орден тамплиеров, который появился в 1118 году. Основал его Гуго де Пейн, собрав восемь своих родственников-рыцарей и провозгласив целью объединения «защиту паломников на Святой Земле». Храмовники были очень бедны, но, после того как 29 марта 1139 года они были официально признаны Папой Иннокентием II, ситуация изменилась. К началу событий игры они стали представлять серьезную силу, а в 1191 году орден принял активное участие при осаде Акры.

По большому счету, тамплиеры не были непримиримыми соперниками с ассасинами. Интересы двух орденов не имели точек соприкосновения. И все же выбор разработчиков объясним: обе организации на протяжении своей истории были не раз покрыты завесой тайн и загадок.

События

И тем не менее, события повествуют нам об их противостоянии. Все происходит во время Третьего Крестового Похода в 1191 году. Место действия — территории трех крупных городов: Иерусалима, Акры и Дамаска. В игре также задействованы крепость Масьяф и местность близ города Арсуф. В данном случае никаких противоречий нет: Крестовый Поход на самом деле проходил с 1189 по 1192 гг. именно в этих местах.

В нем принимали участие знаменитый король Англии Ричард I Львиное Сердце, император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса и король Франции Филипп II Август. В игре показан только Ричард. Тут начинаются небольшие нестыковки. По поводу Фридриха вопросов быть не может — ему не повезло, он утонул где-то в Византии при переходе реки, так и не дойдя до Святой Земли. Что же до Филиппа II, то он играл очень важную роль в походе. Он высадился в Палестине самым первым. Все из-за крутого нрава Ричарда — по пути он решил завоевать Кипр и потому задержался на два месяца. После приезда короли объединили силы и осадой взяли Акру, хоть и переругались в процессе.

Тем не менее, все это остается за кадром, ведь, как уже было сказано, события игры начинаются в 1191 году. Именно тогда Саладин, султан Египта и Сирии, сдал город.

Фото: Крепость Масьяф, наши дни

В начале игры есть эпизод, где после неудачного покушения Робер де Сабле приводит в Масьяф тамплиеров и начинается резня. На самом деле этого, скорее всего, быть не могло. Примерно в это время де Сабле должен был быть занят двумя вещами, которые были гораздо важнее, чем карательные меры в отношении кучки фанатиков. Он либо принимал участие в осаде Акры, либо, как не последний человек в войске Ричарда, занимался возникшими организационными вопросами после сдачи города.

Далее в игре есть знаковый момент — приезд Ричарда в Акру. Если верить сохранившимся данным, все так и было. Ричард I, конечно же, бывал в городе. Учитывая воинственный и честолюбивый нрав короля Англии, его явление в захваченный, как он считал, именно его войском, город было закономерно.

Кроме этих событий игра почти не затрагивает глобальную историю Крестового Похода. Скорее только участников и локации. И тут начинается самое интересное.

Исторические личности

Показать исторический период без известных деятелей того времени почти невозможно. Не будет этого — и вера в происходящее в разы убавится. В Ubisoft это понимали и добавили в Assassin’s Creed достаточное количество персонажей, имевших прототипы.

Ими были как просто действующие лица игры, встречающиеся едва ли раз или два за всю игру, так и непосредственно жертвы Альтаира.

Одной из первых целей стал Гарнье де Наплуз. Это реально существовавший человек, Великий магистр Мальтийского ордена, также известного как орден госпитальеров. Он показан как безумный доктор, ставивший опыты над пациентами, хотя на самом деле это, конечно же, было не так. Это не единственная неточность: умер Гарнье на год позже событий Assassin’s Creed. Он также бок о бок с Ричардом сражался в битве при Арсуфе, которая показана в конце игры. Впрочем, есть источники, утверждающие, что Гарнье умер раньше 1191 года. Якобы, это могло произойти в 1187 году после захвата Саладином Иерусалима — события, послужившего предпосылкой для начала Третьего Крестового похода.

В середине игры мы пребываем в Акру с заданием. Нам предстоит убить наместника города Вильяма Монферрата. Прежде чем приступить к выполнению, мы смотрим кат-сцену с моментом приезда короля Англии, герцога Аквитании, герцога Нормандии, графа Анжуйского и Мэнского — Ричарда I, также известного как Ричард Львиное Сердце. Мы видим его довольно близко и можем разглядеть детали. Первое, что бросается в глаза — возраст. На момент событий игры Ричарду 34 года, но выглядит он гораздо старше. Конечно, он не отличался спокойным нравом, постоянно участвовал в военных походах и вообще не имел привычки вести размеренную жизнь, но даже с таким ритмом вряд ли он мог выглядеть в 34 на все 50. Помимо этого, сохранилось свидетельство современников о том, что Ричард был предрасположен к полноте, а некоторые откровенно называли его «тучным».

В этом же ролике нам показывают другую реальную историческую фигуру — Вильяма Монферрата. Он вступает в ссору с Ричардом из-за якобы казненных им трех тысячах сарацинов. Ричард попрекает своего вассала за этот поступок. В действительности же это событие выглядело иначе: сам Ричард, после взятия Акры, приказал убить две с половиной тысячи ее жителей. Кажется, разработчики игры хотели показать Львиное Сердце в более выгодном свете, приписав это ужасное злодеяние Монферрату. Кроме того, Вильям разговаривает с королем довольно дерзко. Учитывая, каким непростым характером обладал Ричард, подобное отношение могло закончиться весьма плачевно.

Вильгельм V Старый, он же Вильям Монферрат, действительно умер в 1191 году. Однако это произошло не в Акре, а в Тире. И, скорее, от старости и болезней, нежели от кинжала.

Вероятнее всего, этот персонаж стал собирательным образом самого Вильяма и его сына Конрада Монферратского. Неясно, почему разработчики не использовали в качестве героя именно Конрада, ведь эта история очень похожа на его реальную жизнь. В 1192 году Конрад даже был убит ассасинами.

Кроме того, визуально Вильям Монферрат показан молодым рыцарем, что не очень сходится с фактами — на момент событий игры ему было 76 лет. Если бы это был Конрад, то модель персонажа подошла бы больше. В 1191 году ему было 46 лет.

Далее повествование приводит нас к встрече с неким Магистром Сибрандом. Он является предполагаемым основателем Тевтонского ордена. В игре нам дают задание его убить, называя Великим Магистром. Тут нужно сказать пару слов о самом ордене. Изначально это был госпиталь в Акре, оказывавший помощь раненым германским воинам. Известно о нем стало только в 1192 году, несмотря на то, что основан он был двумя годами ранее, а произведен в духовно-рыцарский орден — в 1198 г. Сибранд попросту не мог быть Великим Магистром ведь никакого ордена на тот момент еще не было.

Ближе к финалу нам дают задание убить главу ордена Тамплиеров, самого Робера де Сабле. Само собой, нам это удается, хотя в жизни судьба настигла Робера лишь в 1193 году в Палестине. Кроме того, Робер был показан как хитрый, жестокий и неприятный во всех отношениях человек. Тем не менее, подтверждений этому нет. Зато современники свидетельствуют о том, что де Сабле был отличным полководцем, справедливым лидером и храбрым воином.

В Assassin’s Creed он выглядит довольно молодо, но на момент действий игры ему около 41 года.

И самый последний, кого необходимо убить и кто в действительности когда-то жил, это сам глава ордена ассасинов Рашид ад-Дин Синан. В игре его называют Аль-Муалим (с арабск. «учитель»). Информации о нем сохранилось немного, но на то он и лидер ассасинов. Известно лишь, что умер в 1193 году, в крепости Масьяф, что на два года позже описываемых событий. Сведений о причинах смерти до наших дней не сохранилось. Любители теорий заговоров могут пофантазировать.

Антураж

Ничто так не помогает создать атмосферу, как детали окружения. И потому проработке мира было уделено особое внимание. Увы, получилось далеко не все.

Для начала обратимся к карте местности. В игре, как и было сказано выше, мы можем передвигаться меж трех больших городов, которые существовали и существуют до сих пор. Это большие расстояния и расположение городов в пространстве должно соответствовать действительности. В игре так и есть. Карта хоть и условна, но все же указанные на ней направления верны.

Одной из самых объемных визуальных частей Assassin’s Creed является архитектура. И здесь тоже царит полный порядок. Города, само собой, не переданы с фотографической точностью, однако в них присутствуют все необходимые детали, помогающие определить эпоху. Многие элементы архитектуры, такие как башни и часовни, показанные в игре, сохранились до наших дней.

В Assassin’s Creed представлены и достаточно известные постройки. К примеру, мечеть Купол Скалы. Строительство этого сооружения завершилось в 691 году в Иерусалиме. Огромное здание с золотым куполом — его видно почти с любой точки священного города. Оно было и остается одним из самых массивных, красивых и значимых. Прототип мечети в игре воспроизведен с невероятной точностью.

Окружение главного героя также играет немаловажную роль. От того, насколько верно воспроизведен внешний облик простых людей на улицах, зависит не только степень достоверности, но и уровень погружения.

Местные жители выглядят весьма аутентично. Их одежда соответствует моде XII века. Тем не менее, в игре присутствуют еще и европейцы, во внешнем виде которых есть один недочет. Это можно заметить, например, в Акре. Так как описываемые события происходят уже после его взятия войсками крестоносцев, в городе присутствует много простых мужчин и женщин из Европы. Одеты они как и положено, однако в образе многих женщин упущена одна важная деталь гардероба: по христианским обычаям того времени замужним дамам нужно было обязательно покрывать голову. Вероятно, большинство барышень в игре незамужние.

И все же, чаще всего нам приходится иметь дело не с простыми прохожими, а с воинами. Главным атрибутом военного дела во все времена были доспехи.

Замечено, что во многих визуальных воспроизведениях исторических событий по какой-то причине часто именно доспехи не соответствуют эпохе. И если при создании фильма это еще можно оправдать низким бюджетом или отсутствием нужного реквизита, то в играх оправдания неточностям нет.

Первая часть Assassin’s Creed в этом не стала исключением. В игре многие тамплиеры и военачальники носят тип шлема, который называется топфхелм. На самом деле такой шлем появился только в середине XIII века. Во времена Третьего Крестового Похода носили другой тип — потхелм. Отличался он тем, что не полностью закрывал голову или имел забрало. Что странно, в игре присутствуют оба варианта.

Фото: Потхелм

Фото: Топфхелм

Кроме того, у многих солдат есть пластинчатая броня (латы). Этого тоже не могло быть — она появилась только в XV веке. Этот вид защиты, хоть и частично, но все же встречается почти у всех серьезных противников в игре и даже у короля Ричарда. И это несмотря на то, что до ее появления еще примерно 200 лет.

Во внешнем облике ассасинов тоже есть один значительный недочет. В игре они носят на голове некое подобие капюшона, скрывающего лицо. В действительности же неотъемлемой частью одеяния воинов-мусульман был повязанный на голову хлопковый или шерстяной платок — тюрбан или гутра.

Фото: Тюрбан

Фото: Гутра

Эта деталь одежды считалась признаком духовной зрелости мусульманина и отражала его социальный статус. Это же подтверждают и источники того времени. Например, гравюра XIV в., на которой изображен ассасин в момент совершения убийства.

Однако самый большой исторический просчет игры появляется ближе к концу. После того, как вы преуспеете в убийстве разного рода тамплиеров и их пособников, вам дадут задание убить Великого Магистра ордена — Робера де Сабле. Вы приходите в условленное место, видите рыцаря, похожего на цель и ввязываетесь в бой. В ходе противостояния выясняется, что вы дрались с некой девушкой-тамплиером. В этот момент атмосфера рушится со звуком бьющегося стекла. Такой ситуации произойти просто не могло. Согласно статьям 70 и 71 устава ордена, прием женщин в ряды рыцарей-храмовников запрещен. Обусловлено это было стремлением укрепить воинский дух. Женщины же в армии могут отвлекать мужчин и расшатывать дисциплину. Орден Тамплиеров был исключительно мужским и не имел женских монастырей. Но главной причиной, которая делает невозможной такую ситуацию, является тот факт, что сами тамплиеры рассматривали женщин как соблазнительниц и искусительниц. Глубоко религиозные члены ордена были убеждены: противоположный пол мог ввести во грех и подвергнуть их души опасности. Это отношение не удивительно, так как церковь в то время полагала, что женщины нечисты.

Кроме того, в Средние века женщинам было запрещено носить мужскую одежду. Доспехи также являлись частью исключительно мужского гардероба. И это был не просто запрет на законодательном уровне: в случае ослушания виновнице грозило отлучение от церкви, обвинение в ереси и очищающий костер. Само собой, в одном из самых почитаемых орденов католического мира такое произойти не могло. Более того, даже через 240 лет после событий игры именно ношение мужской одежды послужило формальным поводом для вынесения обвинительного приговора и последующей казни Жанны д’Арк. Что уж говорить о конце XII века.

Само собой, искусству фехтования и военному ремеслу женщин тоже не обучали. В то время каждый слой населения имел свое место в обществе. Смена ролей была также немыслима, как и бой женщины-храмовника на равных с мастером-ассасином.

Первая часть Assassin’s Creed получилась замечательной игрой. Предлагая различные геймплейные инновации, она не забыла про интригующий сюжет, интересный сеттинг и классную графику. В 2007 году она произвела фурор. С исторической же точки зрения без недочетов, увы, не обошлось. Одни из них не так сильно бросаются в глаза, другие — чуть заметнее. И тем не менее, не претендуя на абсолютную достоверность, игра задала весьма высокую планку внимания к истории.

Автор: Голубицкий Виталий, Голубицкая Лия

Группа ВКонтакте

Большое демо Dying Light 2 даже круче Cyberpunk 2077. Там есть паркур, моральные дилеммы и меняющийся игровой мир

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья