14 лет назад вышла Resident Evil 4. Это одна из лучших игр в истории
В далеком 2005 году на консолях вышла одна из самых известных игр тех лет, определившая дальнейшее развитие серии Resident Evil. Игра, ставшая культовым произведением. Проект, который вывел всю свою серию на совершенно новый уровень. Смелый эксперимент, продуманный концепт, рейтинг 96 на Metacritic — все это про Resident Evil 4. Как же Capcom добилась этого?
В центре сюжета – заматеревший Леон Кеннеди
Когда команда разработчиков во главе со знаменитым геймдизайнером Синдзи Миками наконец-то определилась с концепцией, оказалось, что четвертая часть получается совсем непохожей на предыдущие игры серии.
С момента трагедии в Раккун-Сити прошло уже шесть лет. Леон Кеннеди, известный фанатам серии по второй части, вырос в должности и теперь занимает место в секретном отряде президента Соединенных Штатов, а его главная задача – защищать семью президента. Неизвестный преступник похитил дочь президента — Эшли; тонкая ниточка привела разведслужбы в забытую богом деревню где-то в глубине Испании. Волею судьбы, на это задание отправляют именно Леона. Прибыв на место, его эскорт из двух полицейских почти сразу убивают, а сам он оказывается в ловушке среди поехавших фанатиков, которые вроде бы и не выглядят как зомби, но ведут себя соответствующим образом.
Геймплей просто сносил башню – особенно в 2005-м
Проект добрался до релиза только спустя пять лет производственного ада, каждый год меняя свою концепцию и ядро игрового процесса (во время одного из таких циклов на свет даже родилась знаменитая серия слэшеров под названием Devil May Cry... Но сейчас не об этом). Итоговая версия Resident Evil 4 очень отличалась от предыдущих игр серии: разработчики заменили характерную для серии изометрическую камеру на вид из-за спины, а во время боя камера подлетала вплотную к плечу Кеннеди. Тогда такая механика только входила в моду, но именно благодаря ей игра западала в душу. Сражения с противниками приобрели новый оттенок, и при этом стали сложнее: целиться нужно былл быстрее, а передвигаться — активнее, чтобы не подставиться под удар. Примечательно, что во время прицеливания персонаж двигаться не мог – это добавляло некий хардкорный элемент в сражения, и при этом мотивировало передвигаться по полю боя и искать более выгодную позицию.
Четвертая часть запомнилась огромным для того времени количеством активных действий, которые мог совершить персонаж. И они не ограничивались простым передвиганием ящиков или лазаньем по лестницам. Выстрел в голову противника мог оглушить и подставить под мощный удар «с ноги» или захват «суплекс», если Леон подойдет вплотную и нажмет кнопку действия. Лестницы, устанавливаемые зараженными на стены, можно было эффектно сталкивать прямо вместе с ними, а от всех встречающихся ловушек приходилось натурально уворачиваться с помощью QTE.
QTE хочется отметить отдельно. В игре огромное количество катсцен, во время просмотра которых игрок не только слушает диалоги персонажей или наблюдает за действием, но и принимает в них активное участие. Здесь произошел настоящий бум игровой режиссуры, который тогда вывел японцев на первое место по хореографии боев и перестрелок. Я приложу несколько сцен, чтобы вы могли их оценить — они даже сейчас выглядят невероятно круто.
Игра постоянно генерировала новые ситуации, удерживавшие игрока в напряжении до самого финала. Вот Леон и неизвестный тип обороняют дом от зараженных и сражаются до последнего патрона. Вот в замке появился новый босс, который полностью слепой, но ориентируется на слух — его нужно спровоцировать на атаку и бить по уязвимой точке на спине. Вот Леон должен оборонять Эшли с помощью снайперской винтовки, пока она активирует необходимые рычаги, и так далее и так далее — из таких уникальных эпизодов и состоит Resident Evil 4.
У игры было много дополнительного контента
После прохождения основного сюжета (на который требовалось от 15 до 20 часов) игра позволяла начать его сначала, но с полной экипировкой и уникальным оружием. Количество дополнительных режимов также впечатляло. Особенно стоит отметить сюжетную кампанию Ады Вонг – в в ней можно было по-новому взглянуть на некоторые игровые ситуации и оценить историю под другим углом.
Другой ключевой режим — «Наемники». Игрок выбирал одного персонажа (у каждого был свой набор оружия и приемов), и отправлялся на выбранную карту, которую атакуют орды зараженных. Задача проста — выжить, при этом отправить на тот свет побольше тварей. Время при этом было ограничено, а пополнить его запас можно было с помощью специальных маркеров, разбросанных по всей карте. Моим персональным любимцем был знаменитый Джек Краузер с генно-модифицированной рукой.
Что же в итоге?
У каждого второго Resident Evil ассоциируется именно с четвертой частью. Благодаря революционному подходу и смелым идеям ей удалось заложить фундамент для будущего всей серии и поднять планку качества подобных игр на новый уровень.
При этом разработчики полностью сохранили наследие серии: колоритных персонажей, гнетущую атмосферу, улетные сражения с боссами, нехитрые, но оригинальные головоломки, а также стильные ролики и катсцены. Каждый элемент игры работал именно так, как должен.
Сейчас у нее есть HD-переиздание. Сыграйте в него до выхода Resident Evil 2 Remake, чтобы узнать больше о корнях серии и понять, на что в первую очередь ориентировалась Capcom, возрождая одну из лучших своих игр.
Ремейк Resident Evil 2 – почти как оригинал. Но гораздо современнее
Восхитительные истории и классика платформеров. Лучшие инди-игры 2018 года